Древние цели йоги

Вне йоги к разумным себя не причисли:
В неясности нет созидающей мысли;
Вне творческой мысли нет мира, покоя,
А где вне покоя и счастье людское?
То сердце, что радостей алчет и просит,
У слабого духом сознанье уносит,
Как ветер стремительно и невозбранно
Уносит корабль по волнам океана.
Так знай же, могучий на битвенном поле:
Там – разум и мудрость, где чувства – в неволе.
Все то, что для всех – сновиденье, есть бденье
Того, кто свое пересилил хотенье,
А бденье всего, что познало рожденье,
Для истинно мудрого есть сновиденье.

"Бхагавад-Гита " ритмический перевод С. Липкина 

В наше время редко в каком центре йоги можно встретить занимающихся в состоянии упорного стремления достичь духовного просветления и освобождения из “Колеса Сансары”. Сансарой считается круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой - законом причины и следствия. Основной задачей современной йоги в большей мере является поддержание здоровья, стройное и гибкое тело, сексуальная привлекательность и даже веяние моде.

На самом деле йога в индийской культуре в широком смысле означает совокупность различных духовных, психических и физических практик, которые были разработаны в разных направлениях индуизма и буддизма и нацелены на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения практикующим возвышенного духовного и психического состояния, что впоследствии приведёт к Мокше – освобождению от материального мира, слиянию с Творцом.

В современном мире йога ориентирована на отношения с телом, отношение к телу и демонстрацию тела. Так человечество поработил культ тела… И если мы ставим своей целью совершенство тела, мы никогда не сможем вернуться в обитель Бога.

“Тела преходящи; мертва их отдельность;
Лишь вечного Духа жива беспредельность…”
 

“Но разум, что к власти исполнен пристрастья,
Не знает cамадхи – восторга и счастья!
Относятся Веды к трем гунам – к трем свойствам,
Природы со всем ее бренным устройством.

Отвергни три гуны, стань вольным и цельным!
Избавься от двойственности, с Беспредельным
Сольешься и собственности не захочешь,
Себя, Вечной Сущности предан, упрочишь…”

“И так, не плодов ты желай, а деянья,
А ради плодов прекрати ты страданья.
К плодам не стремись, не нужна их услада,
Однако бездействовать тоже не надо.
Несчастье и счастье – земные тревоги –
Забудь; пребывай в равновесии – в йоге.
Пред йогой ничто все дела, ибо ложны,
А люди, что жаждут удачи, – ничтожны.
Грехи и заслуги отвергни ты разом:
Кто к йоге пришел, тот постиг Высший Разум.
Отвергнув плоды сбросив путы рожденья,
Достигнешь Бесстрастья и Освобожденья.
Когда к заблужденьям не будешь причастен,
Ты станешь, от них отрешенный, бесстрастен
К тому, что услышишь, к тому, что услышал:
Из дебрей ты шел и к простору ты вышел.
Как только твой разум отвергнет писанье,
Ты к йоге придешь, утвердясь в Созерцанье”.

"Махабхарата"
ритмический перевод С. Липкина

Древней целью йоги являются отношения с Создателем и стремление вернуться в Отчий дом. Каждому из нас знакомо чувство таски, когда смотрим на звёзды и понимаем, что истинный дом, где-то там, что невежество этого мира поработило самое ценное в нас – душу…


Рецензии