Сон. Что бы это значило?

                Знакомец милый и старинный,
                О сон, хранитель добрый мой!
                Где ты? Под кровлею пустынной
                Мне ложе стелет уж покой
                В безмолвной тишине ночной.
                Приди, задуй мою лампаду,
                Мои мечты благослови,
                До утра только дай отраду…
                Пушкин. «К сну»

       Достал меня один сон. Будто я чего-то теряю,   забываю где-то, что-то у меня крадут…  Я жутко расстраиваюсь, переживаю во сне.   И просыпаюсь с чувством глубокого удовлетворения,  что это был только сон… К чему бы это?
       Карл Густав Юнг  полагал, что сновидения могут содержать важные сообщения, философские идеи, иллюзии, дикие фантазии, воспоминания, планы, иррациональные переживания и даже телепатические прозрения. Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию.
       Сновидение, писал Юнг, является «прямой манифестацией бессознательного» и только «незнание его языка мешает понять его послание», а не «шифром», кодирующим запретные импульсы полового влечения, репрезентацией неосуществлённых желаний по Фрейду.
       Юнг призывал сновидца не «убегать в свободные ассоциации», но сосредоточиться на конкретном образе сновидения и дать ему как можно больше аналогий. Юнг считал, что метод свободных ассоциаций позволяет выявлять лишь личные (индивидуальные) ассоциации сновидца, группирующиеся вокруг комплексов. Смысловое поле сновидения, по мнению Юнга,  гораздо шире  индивидуальных рамок и отражает  сложность  и многообразие всей сферы бессознательного — как индивидуального, так и коллективного. Одна из идей Юнга заключается в том, что душа как саморегулирующийся организм компенсирует установку сознания противоположной бессознательной установкой.
       Юнг считал, что сновидения говорят на мифологическом языке символов, объединяющих противоположные установки в целостные смысловые категории. Не очень верится. Я как-то не наблюдал в своих сновидениях возникновение  чего-то целостного. Наоборот. Всё всегда модифицировалось  так, как кому-то надо! Было это и вдруг – всё стало иным. Без логики и стремления доказать и объяснить. Всё могло поменяться самым причудливым образом. И я с верой это принимал как естественную данность реальности. Лишь потом, если вспоминал, начинал сомневаться в логике произошедшего. Во снах нет логики событий! Там есть реализации желаний!!! Вот только не понятно откуда они берутся.
       Юнг признавал сновидения  средством наладить связь между сознанием и подсознанием и видел в сновидении функцию компенсации позиции Эго. Также он особо выделял «большие» сновидения, то есть сны, сопряжённые с нуминозным чувством восторга и ужаса. В этих сновидениях Юнг видел высшее духовное руководство, которое исходит из центра человеческого (а возможно и всякого) бытия — Самости. А что есть такое «подсознание»? Это то, что есть и во что можно только верить! А я вполне в логике Юнга могу утверждать, что есть подсознание подсознания. И кто сможет меня опровергнуть? Никто!  Ведь есть же сны во сне… Я это знаю. Сон подподсознания…
       Юнг  верил,  что материал, подавляемый сознанием (к чему Фрейд и сводил бессознательные содержания вообще), подобен тому, что в его концепции именуется Тенью, и составляет лишь некоторую часть бессознательного. Он  предостерегал от слепого приписывания символам сна определённых значений без ясного понимания личной ситуации сновидца.
       На мой взгляд, Юнг  просто оставался в плену своей теории «архетипов». Обычное дело.
       Он их придумал для того для того, чтобы  объяснить возможность  наследования от человека к человеку образы бытия. Он это «видел»  в обществе. 
       Согласно представлениям  Юнга, мир состоит из пар противоположностей. Противоположности перетекают друг в друга (энантиодромия), их полярность является условием течения энергии, а соединение (конъюнкция) приводит к появлению более высоких уровней организации бытия. Высший уровень бытия (unus mundus) разделён на такие пары, как материя и психика. Психика разделена на индивидуальную (принадлежащую отдельному человеку) и коллективную формы (принадлежащую обществу); обе они делятся далее на сознание и бессознательное. Наконец, коллективное бессознательное разделено на инстинкты и архетипы .
       Наличие  инстинктов  у человека эмпирически не доказано, классическая школа аналитической психологии относит инстинкты к области физиологических потребностей, воспринимаемых органами чувств. В таком случае архетипы влияют на психическую деятельность через образы (визуализированные, знаковые, символические  представления)  и эмоции ( совокупности чувств).
       Юнг относил архетипы к числу неких  бессознательных содержаний  (образов-знаков) сознания, но неосознаваемых рационально в принципе. Познать (поверить в их наличие)  можно только через логические выводы из образов, которые проявляются в предсознании человека.  Выделять архетипы и  строить их классификации можно лишь теоретически, гипотетически. Описывая отдельные архетипы, Юнг не стремился к их классификации. Так, в  книге «Введение в сущность мифологии» (нем. Einf;hrung in das Wesen der Mythologie, 1941 год) описаны архетипы младенца и девы, в книге «Четыре архетипа» (англ. Four archetypes, 1953 год) описаны архетипы матери,  возрождения, духа и трикстера, однако они не приведены в какую-то систему.
       Хотя Юнг настаивал на универсальности архетипических символов, его точка зрения противоположна пониманию знака — образа, который имеет однозначно определённое значение. Его подход заключался в  распознании  динамики  и текучести ,  существующих между символом и его значением. Символы должны исследоваться как источники индивидуального значения для пациентов, а не сводиться к предопределённым концепциям. Это убережёт интерпретатора сновидения от скатывания к теоретическим и догматическим упражнениям, которые уводят процесс от психологического состояния пациента. В поддержку этой идеи он подчёркивал, что очень важно «прилипнуть к сновидению» — раскрывать глубину его смысла через ассоциации клиента к отдельному образу. Такой подход совершенно противоположен свободным ассоциациям Фрейда, уводящим от черт образа. Он описывал, например, образ «деревянный стол». Может быть, у сновидца нашлись бы какие-то ассоциации с этим образом или, напротив, отсутствовали бы какие-либо личные смыслы (что вызвало бы подозрения в особой значимости образа). Юнг же просит пациента представить себе этот образ как можно более живо и рассказать о нём так, как если бы собеседник никогда не видел деревянных столов.
       В попытках классификации архетипов, Юнг сохранял  принцип выделения пар противоположностей.  Например, дух и материя представляются как дихотомия архетипов единого unus mundus. При этом архетипу духа соответствует мужской архетипический образ Небесного отца, а архетипу материи — женский образ Великой матери, воплощающий собой Мать-Землю.  Подобный  подход применяется к индивидуальным архетипам. В наиболее близком к сознанию слое, имеется  такая пара противоположностей, как персона и тень. В более глубоком слое архетипов души встречается пара анима и анимус. В ещё более глубоком слое архетипов духа — мудрый старец и хтоническая мать. По мнению Юнга, для мужчины он сам, тень, анима плюс мудрый старец образуют архетип брачного кватерниона (трансцендентной четверицы), являющийся схемой самости (архетип четверицы подробно разбирается в книге «Ответ Иову», 1952 год). В варианте четверицы для женщины аниму надо заменить на анимус, а мудрого старца на хтоническую мать.
       Дальнейшее развитие классификации архетипов шло  по пути  группировки  архетипов  друг с другом  определённым  образом,  согласно «таинственному»  порядку — «игре архетипов». Так, в  знаках  Зодиака, можно  увидеть  проекции человеческой фантазии на небесные тела. Представитель школы развития Леопольд Стейн выдвинул в 1967 году идею о том, что у каждого архетипа должна быть только одна функция. В то время как Юнг описал целые агрегаты архетипов (самость, тень), которые аккумулируют несколько функций.
       Общим у инстинктов и архетипов является то, что это врождённые психические структуры, часть человеческой биологии. Тезис о возможности существования врождённой психики подтверждается явлением психологических типов: интроверсия и экстраверсия являются для индивида врождёнными, а не приобретаемыми качествами. Общей является также двойственная природа элементов «коллективного бессознательного»: сами по себе они не ощутимы, однако  люди  могут  судить о них постольку, поскольку они проявляются в виде психологических комплексов, которые переживаются индивидами  как субличности. Сознательное эго тоже  один из комплексов, хотя и личностно-централизованный. У бессознательного также имеется центр, называемый «самостью». В учении Юнга следует отличать архетипы как коллективные комплексы от личных комплексов. Если личные комплексы могут породить лишь пагубное пристрастие к чему-либо, то архетипы участвуют в   формировании   мифов, религий и философских концепций.
       Инстинкты  и архетипы могут  доминировать  над сознанием –  это когда общепринятые нормы отношения к действительности, менталитет данного общества  подавляют  личные пристрастия и моральные установки.   Люди наделяют психологические комплексы божественными (нуминозными) свойствами; именно коллективные комплексы понимались в древности под духами, демонами или богами.
       Отличие  состоит в том, что инстинкты влияют на поведение непосредственно, а архетипы обусловливают процесс познания. В частности, познание мира новорождённым объясняется архетипическими формами: ребёнок нацелен на поиск в окружающем пространстве тех явлений, которые подобны, аналогичны  архетипическим  образам. Поэтому многие окружающие человека явления оборачиваются всего лишь проекциями его собственной психики. Например, влюблённый наделяет женщину качествами, которые характерны не столько для неё как реального человека, сколько для его внутреннего образа женского архетипа.. Человек любит и верит в то, что адекватно его внутренним установкам.
       Юнг верил, что архетипы (Анима и анимус, Тень и др.) проявляют себя в снах через символы или персонажей. Это может быть старик, молодая девушка или огромный паук, участвующие в сюжете. Каждый воплощает бессознательную установку, по большей части скрытую от сознания. Даже являясь неотъемлемой частью психики сновидца, они зачастую существуют автономно и воспринимаются сновидцем как внешние фигуры. Знакомство с архетипами, проявляющимися в символах сновидений, позволяют человеку лучше осознавать свои бессознательные установки, интегрировать ранее отщеплённые части личности и включаться в процесс целостного понимания своей Самости, что Юнг считал главной задачей аналитической работы.
       Юнг полагал, что материал, подавляемый сознанием (к чему Фрейд и сводил бессознательные содержания вообще), подобен тому, что в его концепции именуется Тенью, и составляет лишь некоторую часть бессознательного.
       Юнг предостерегал от слепого приписывания символам сна определённых значений без ясного понимания личной ситуации сновидца. Он описывал два подхода к символам сновидения: причинный подход и финалистический подход. В причинном подходе символ редуцирован до определённых базовых тенденций. Таким образом, меч может символизировать пенис, змея — тоже. В финалистическом подходе интерпретатор сновидения спрашивает: «Почему именно этот символ, а не иной?». Тогда меч может репрезентировать пенис за счёт своих качеств: он твёрдый, острый, неодушевлённый и разрушительный. А змея, репрезентируя пенис, указывает на другие качества: нечто живое, опасное, возможно, ядовитое и скользкое. Финалистический подход раскрывает дополнительные нюансы смысла установки, в которой находится сновидец.
       Юнг полагал,  что нельзя толковать сны отдельно от личности человека. Из его теории следует, что толкование снов зависит от нашего менталитета, культуры, пола, возраста и т.п. – что мы знаем, что слышали, как воспринимаем, поэтому даже одни и те же сны не будут иметь одинаковое значение у двух разных людей, так как люди мыслят не отдельными словами, а «образами».  По его представлению мир наших мыслей можно разделить на две группы: мысли, которые мы осознаем; и бессознательное — отражением которых и являются наши сны.  сны «предупреждают» нас об опасностях. 
       По мнению Карла Юнга мы в повседневной жизни накладываем слишком много ограничений на собственное мышление. Поэтому наши мысли часто уходят на подсознательный уровень, и часто предчувствия или ощущение опасности копятся именно на подсознании. В реальной жизни мы, как правило, и не замечаем, или не хотим осознавать опасность.
       Ещё одна  функция снов  –   это «уравновешивание» нашего  бессознательного  (доставшегося нам от предков)  и мира, в котором мы постоянно чем-то подавляем в нашем  сознание.  В наших снах мы можем увидеть отражение нашей так называемой «темной стороны» (термин Юнга). Считается что у каждого человека есть набор дурных наклонностей и отрицательных черт характера, у каждого есть второе «я», набор «черных» проекций.
       В таком случае во время сна мы даем возможность отдохнуть нашему внутреннему миру с его образами и снова восстановить баланс.
       Я, конечно, не Юнг, и, тем более не Фрейд, и у меня совсем иное понимание  функций сна и иные образы  возникают у меня во сне. Никаких «пауков», «змей» и «пенисов» и ужастиков… Всё гораздо абстрактней. Меня в моих снах зачастую нет… 
       Во сне я  как бы всегда иной и даже не прямой участник, а со стороны наблюдающий за происходящим. За тем, который во сне просто наделён некоторыми моими качествами, а я переживаю как он… Зачастую я «третий» участник действий в сновидении. Но "чувствую"  как первый…  Болею как будто он - это я, но я всегда со стороны...  И никогда конкретных узнаваемых и физически воплощённых персонажей в моих снах нет. Только их обозначения и образы, наделённые их качествами. Отец, мать, подруга, жена…  Их оболочки… Я не вижу лиц…  Я ощущаю лишь функции, выполняемые моими партнёрами во сне. Бывают и абстрактные сны - сны рассуждения, мысли, теории...  Бывали и садистские сны... Игра в футбол чье-то головой... Давно. В юности.. Наверно фильмами и книгами навеваются подобные сны. Какие «архетипы»? Обычные, разные  люди с обычными желаниями, действиями и последствиями… Не помню физику мира... Только люди и их действия.
       P.s.: Тень — описанный К. Г. Юнгом архетип, представляющий собой относительно автономную часть личности, складывающуюся из личностных и коллективных психических установок, которые не могут быть принятыми личностью из-за несовместимости с сознательным представлением о себе. Теневые бессознательные содержания воспринимаются через проекцию и подлежат интеграции в целостную структуру личности.
       Самость (нем. Selbst — «сам», собственная личность) — архетип, являющийся глубинным центром и выражением психологической целостности отдельного индивида. Выступает как принцип объединения сознательной и бессознательной частей психики и, одновременно с этим, обеспечивает вычленение индивида из окружающего его мира.
       Проекция (лат. projectio — «бросание вперед») — механизм психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя.
       Подсознательное — термин, ошибочно применяемый для характеристики активных психических процессов которые, не являясь в определённый момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов. Так, то, о чём человек в данный момент непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать её и т. п. В действительности для характеристики...
       P.p.s.: Странная это "реальность" - сновидения. Так никто не может научно объяснить это.
       Зачем человеку снятся сны и почему именно такие? Там же такой бред и чушь встречаются...
       Вот, намедни (12.04.2023), мне вдруг приснилась прогулка с Путиным. Ну почему и на хрена? Мы шли втроём... Путин, некто мой шеф и я. Мой шеф говорил с путиным. Я был рядом. Проходим возле парка... Решили зайти в кафе попить пивка... (!?). Стоячие столики. Заказали пива.  Кружка - 450 руб. Путин заплатил - бросил на стол  пятитысячную купюру.  О чём-то говори, когда шли. Уже не помню. Я там был как  сотрудник Шефа. Кто такой этот Шеф не помню. Что говорил Путину...
       Не помню пили ли пиво или нет... Сон перешёл в иное измерение...
       И что, есть "смысл" у такого сна?
       У меня три главных сюжета всех снов: я что-то потерял или у меня украли...;  я опаздываю куда-то или на что-то...;  я преодолеваю кучу препятствий...
       При этом я не совсем я, - я одновременно вроде как  "я"-действующий субъект -  и, при этом,   смотрю на себя и со стороны на это "я" с позиций иного я.  Я  как бы и не "оно" - личность "я"...
      

       Что такое сон? Очень кратко.   http://proza.ru/2015/01/25/1090
       Сон. Мемуар 22.  http://proza.ru/2019/04/08/1516


Рецензии