Свидетельства Петровской эпохи
связанным с его основателем Петром Великим. В самом названии
города отражено имя Святого покровителя русского царя. А городские
жители привыкли считать, что апостол Петр является также и их небесным
покровителем. Дворцы и летние резиденции, памятники, воспевающие
Петра и его эпоху украшают город на Неве. Петр Первый вошел в
историю как победитель, как человек, добившийся успеха и пришедший
к своей цели. Летний сад и Летний дворец Петра в нем, Зимний дворец
Петра, Домик Петра... А резиденции и дворцы его сподвижников: это
дворец Строганова на Невском проспекте, Апраксин двор на Садовой
улице, Шереметьевская усадьба на Фонтанке, но самым значимым и
известным из перечисленного остается дворец Меншикова. Сам царь
не имел такого дворца, какой воздвиг себе его первый помощник и друг,
участник всех петровских придумок и затей Александр Данилович
Меншиков. Получив должность генерал-губернатора новоявленной
столицы и Васильевский остров в придачу, Меншиков начал
обустраиваться на новом месте. Размах его творческой натуры был
большой, не меньшей была и деловая хватка. Как итог появился дворец,
который превзошел по красоте и размерам царские. В ответ на это
Петр начал все дипломатические приемы проводить во дворце
Меншикова. Интерьеры дворца, напоминающие голландские, к
этому располагали.
О том, что Петр был в Меншиковском дворце как
в своем собственном свидетельствует и зал, в котором развешаны
портреты царской семьи и собственный портрет царя. Очень трогает
и умиляет примета тех времен. Она сохранилась еще во дворце Петра
в Петергофе, который называется Монплезир. Речь идет о том,
что портретные рамы подвешаны на крючки на широких розовых и
голубых лентах из атласного шелка. Это делает зал сразу нарядным
и праздничным. В соседнем зале помещены портреты хозяина
дворца Меншикова и его семьи. А дальше большой зал с портретной
галереей первых помощников и сподвижников Петра. Дружеским
отношениям царь уделял большое значение и не забывал поощрять
своих соратников наградами, почестями и поддерживать материально.
Он создал сплоченную команду единомышленников, которым удалось
вернуть России выход в Балтику, создать русский флот, основать
новую столицу Российской Империи, модернизировать страну и
вывести на международную арену укрепленной, со своими запросами
и устремлениями. Многое из сделанного задумывалось и обсуждалось
в стенах Меншиковского дворца.
Сегодня здесь находится музей, который является
филиалом государственного Эрмитажа. Экспозиции музея и
его экскурсоводы воссоздают в восприятии гостей музея очень точно
атмосферу начала восемнадцатого века. И перед глазами встают как
живые и грозный царь, не терпящий возражений, и хитрый царедворец
Меншиков, и лукавая Марта Скавронская, сумевшая очаровать царя
и стать царицей Екатериной Первой. А также в воображении рисуются
болота и топи, из которых поднялся город , и каторжный труд людей.
О них думали меньше всего, но их руками возводился новый город и
сам Меншиковский дворец. Чтобы дворец был в новом стиле и отличался
от привычной для русского вкуса той поры архитектуры, были приглашены
чужеземные архитекторы. Итальянец Джованни Мария Фонтана и
немец Готфрид Иоганн Шедель создали дворец согласно канонам
петровского барокко, учитывая при этом приемы строительства
русских мастеров. Потолочные своды, перекрытия из дерева, полы
из фигурного кирпича в сочетании с модными анфиладами комнат,
часть из которых была отделана голландской плиткой. Стены и
потолки целой анфилады были выполнены в сине-белых цветах
глянцево-эмалевой поверхности с изображением разных сюжетов.
Также в Меншиковском дворце зародилась ставшая затем привычной
для петербургских дворцов потолочная живопись. Особенно
примечателен в этом плане Ореховый кабинет хозяина дворца.
Это был рабочий кабинет Александра Даниловича. Название он
получил из-за панно, изготовленных из орехового дерева и полностью
покрывающих стены кабинета. Много других новомодных придумок
содержал дворец Светлейшего князя. Он вобрал в себя всю петровскую
эпоху со всем тем новым, что она содержала. Меншиковский дворец
наиболее полно отражает времена покорения невских болотистых
берегов, зарождения цивилизации в этом глухом месте. И вклад
в эту историю Александра Даниловича Меншикова был очень
велик и значим.
Так и вошли в историю Петербурга Меншиковский дворец
на одной стороне Невы, а памятник Петру Первому «Медный
всадник» напротив него-- на другой. И тот и другой объект являются
значимыми городскими достопримечательностями,
свидетельствующими об эпохе основателя города на Неве Петра
Великого.
Свидетельство о публикации №222052601325