Свидетельства Петровской эпохи

             Вся жизнь Петербурга пропитана историческим прошлым, неразрывно
          связанным с его основателем Петром Великим. В самом названии
          города отражено имя Святого покровителя русского царя. А городские
          жители привыкли считать, что апостол Петр является также и их небесным
          покровителем. Дворцы и летние резиденции, памятники, воспевающие
          Петра и его эпоху украшают город на Неве. Петр Первый вошел в
          историю как победитель, как человек, добившийся успеха и пришедший
          к своей цели. Летний сад и Летний дворец Петра в нем, Зимний дворец
          Петра, Домик Петра... А резиденции и дворцы его сподвижников: это
          дворец Строганова на Невском проспекте, Апраксин двор на Садовой
          улице, Шереметьевская усадьба на Фонтанке, но самым значимым и
          известным из перечисленного остается дворец Меншикова. Сам царь
          не имел такого дворца, какой воздвиг себе его первый помощник и друг,
          участник всех петровских придумок и затей Александр Данилович
          Меншиков. Получив должность генерал-губернатора новоявленной
          столицы и Васильевский остров в придачу, Меншиков начал
          обустраиваться на новом месте. Размах его творческой натуры был
          большой, не меньшей была и деловая хватка. Как итог появился дворец,
          который превзошел по красоте и размерам царские. В ответ на это
          Петр начал все дипломатические приемы проводить во дворце
          Меншикова. Интерьеры дворца, напоминающие голландские, к
          этому располагали.
              О том, что Петр был в Меншиковском дворце как
          в своем собственном свидетельствует и зал, в котором развешаны
          портреты царской семьи и собственный портрет царя. Очень трогает
          и умиляет примета тех времен. Она сохранилась еще во дворце Петра
          в Петергофе, который называется Монплезир. Речь идет о том,
          что портретные рамы подвешаны на крючки на широких розовых и
          голубых лентах из атласного шелка. Это делает зал сразу нарядным
          и праздничным. В соседнем зале помещены портреты хозяина
          дворца Меншикова и его семьи. А дальше большой зал с портретной
          галереей первых помощников и сподвижников Петра. Дружеским
          отношениям царь уделял большое значение и не забывал поощрять
          своих соратников наградами, почестями и поддерживать материально.

               Он создал сплоченную команду единомышленников, которым удалось
          вернуть России выход в Балтику, создать русский флот, основать
          новую столицу Российской Империи, модернизировать страну и
          вывести на международную арену укрепленной, со своими запросами
          и устремлениями. Многое из сделанного задумывалось и обсуждалось
          в стенах Меншиковского дворца.
              Сегодня здесь находится музей, который является
          филиалом государственного Эрмитажа. Экспозиции музея и
          его экскурсоводы воссоздают в восприятии гостей музея очень точно
          атмосферу начала восемнадцатого века. И перед глазами встают как
          живые и грозный царь, не терпящий возражений, и хитрый царедворец
          Меншиков, и лукавая Марта Скавронская, сумевшая очаровать царя
          и стать царицей Екатериной Первой. А также в воображении рисуются
          болота и топи, из которых поднялся город , и каторжный труд людей.               
          О них думали меньше всего, но их руками возводился новый город и
          сам Меншиковский дворец. Чтобы дворец был в новом стиле и отличался
          от привычной для русского вкуса той поры архитектуры, были приглашены
          чужеземные архитекторы. Итальянец Джованни Мария Фонтана и
          немец Готфрид Иоганн Шедель создали дворец согласно канонам
          петровского барокко, учитывая при этом приемы строительства
          русских мастеров. Потолочные своды, перекрытия из дерева, полы
          из фигурного кирпича в сочетании с модными анфиладами комнат,
          часть из которых была отделана голландской плиткой. Стены и
          потолки целой анфилады были выполнены в сине-белых цветах
          глянцево-эмалевой поверхности с изображением разных сюжетов.
          Также в Меншиковском дворце зародилась ставшая затем привычной
          для петербургских дворцов потолочная живопись. Особенно
          примечателен в этом плане Ореховый кабинет хозяина дворца.
          Это был рабочий кабинет Александра Даниловича. Название он
          получил из-за панно, изготовленных из орехового дерева и полностью
          покрывающих стены кабинета.  Много других новомодных придумок
          содержал дворец Светлейшего князя. Он вобрал в себя всю петровскую
          эпоху со всем тем новым, что она содержала. Меншиковский дворец
          наиболее полно отражает времена покорения невских болотистых
          берегов, зарождения цивилизации в этом глухом месте. И вклад
          в эту историю Александра Даниловича Меншикова был очень
          велик и значим.
 
              Так и вошли в историю Петербурга Меншиковский дворец
          на одной стороне Невы, а памятник Петру Первому «Медный
          всадник» напротив него-- на другой. И тот и другой объект являются
          значимыми городскими достопримечательностями,
          свидетельствующими об эпохе основателя города на Неве Петра
          Великого.
























               



               



               


Рецензии