В рабочем кабинете князя юсупова
В Санкт-Петербурге есть три больших и роскошных дворца,
которые в 19 и начале 20 века принадлежали известной в России
семье князей Юсуповых. Самым известным из них стал дворец на
Мойке. Пять поколений семьи связаны с историей этого
дворца. Они обустраивали его, расширяя купленный в 1830 году
особняк у семьи Шуваловых. При них площадь, занимаемая
пристройками и флигелями главного дворцового комплекса
достигла улицы Декабристов. Таким образом, войти в Юсуповский
дворец можно как с набережной реки Мойки, так и с улицы
Декабристов. Тем не менее, при всевозможных перестройках и
улучшениях удалось сохранить главный фасад дворца с его
классическими формами и раскраской. Белые колонны на желтом
цветовом колере дворца выделяют его и подчеркивают значимость.
Купивший дворец князь Николай Борисович Юсупов, друг и
сподвижник Екатерины Великой, во дворце не жил. Однако здесь есть
многое, что указывает на его незримое присутствие. Например,
музей с его богатой коллекцией художественных произведений
лучших мастеров разных эпох. Если сказать честно, то картины
и античные скульптуры перекочевали после революции в Эрмитаж.
Но зато был создан в одном из отделений музея Николаевкий зал,
где можно увидеть бюст основателя этого музея Николая
Борисовича Юсупова. Кроме этого, сохранились великолепные
интерьеры, специально созданные под музейные экспозиции.
С его именем можно также связать убранство в стиле рококо
дворцового театра. Оно явилось уменьшенной копией театра
в усадьбе Юсуповых «Архангельское» под Москвой, где и
проживал первый хозяин Юсуповско дворца на Мойке в последние
годы своей жизни. В силу своего возраста, привычек и пристрастий
хозяин вновь приобретенного имущества не переехал
во дворец на Мойке, а поручил его заботам своего единственного
сына Бориса Николаевича. Он не имел такого тонкого душевного
устройства как его отец. Переписка и дружба с французскими
философами-просвятителями, а также приобретение новых
дорогостоящих музейных экспонатов, что было типично для
его отца, в планы Бориса Николаевича не входило. Он был человек
с хорошей деловой хваткой и сумел оплатить все долги своего
знаменитого отца. Овдовев, он женился во второй раз на красавице
Зинаиде Ивановне из рода Нарышкиных. Ее красота и несколько
капризный нрав принесли ему и проблемы, и душевные страдания.
В браке у семейной пары родился сын, которого назвали по
традиции Николаем. А дальше из-за поверья существовавшего
в семье Юсуповых о том, что в их семье выживает только
один ребенок, а все остальные, не дожив до 25-летнего возраста
погибают, Зинаида Ивановна отдалилась от мужа.
И если проследить историю поколений в этой семье,
то она подтверждает это поверье. Его связывают с отказом от
мусульманской веры предков и перехода в христианство.
Семейное проклятие преследовало семью с переходом одного
из сыновей хана Юсуфа на сторону Москвы. После смерти
мужа Зинаида Ивановна уехала во Францию, где вышла
еще раз замуж за француза, который был на 20 лет младше ее
и которому она купила графский титул. Кстати, княгиня пережила
своего молодого мужа.
При этом она велела построить в Петербурге
на Литейном проспекте еще один дворец. Он также называется
Юсуповским, но уже не на Мойке, а на Литейном. Однако
несмотря на значительные размеры и красоту дворца, хозяйка
им пользовалась мало. Княгиня предпочитала жизнь в Париже и
его пригородах.
Хозяином же Юсуповского дворца на Мойке
стал ее единственный сын князь Юсупов Николай Борисович-
младший. Он относился к людям утонченным и возвышенным.
Ценитель музыки и всего прекрасного, он создал на своей
половине дворца свой особый мир. Если войти в дворец с
парадного входа, который находится со стороны Мойки, то
нужно поднявшись по ступенькам в вестибюль, сразу же
повернуть направо. Здесь на первом этаже и находится парадная
анфилада покоев Николая Борисовича Младшего. Эта серия
была создана в середине 19 века известным в Петербурге
архитектором Ипполитом Монигетти. Она начинается
с музыкальной гостиной, где когда-то хранилась большая
коллекция музыкальных инструментов в количестве 127
предметов, выставленных в витринах. Особенно дорожил
князь своими скрипками, которые были изготовлены лучшими
итальянскими мастерами Амати и Страдивари. С детства он
с удовольствием играл на скрипке. Сегодня в Музыкальной
гостиной остался только механический орган, созданный в
первой половине 19 века в одной из западноевропейских
стран по типу музыкальной шкатулки. Для того, чтобы орган
начал работать, нужно открыть боковые створки. Он имеет 9
валов с записями известных композиторов. Остальные музыкальные
инструменты из этой знаменитой коллекции были переданы
в Шереметьевский дворец на Фонтанке. Там на экспозиции
выставлено большое количество музыкальных инструментов,
собранных из разных аристократических петербургских
дворцов. Скрипки, на которых играл князь Юсупов соседствуют
в этом выставочном зале со скрипками, на которых играл
Александр Третий. Царь тоже любил этот музыкальный инструмент.
Нужно сказать, что Музыкальный салон Юсуповского дворца вовлечен
в большую просветительскую работу, которой занимаются в наши
дни сотрудники дворца. В нем проводят музыкальные программы,
которые пользуются интересом и популярностью. В такие дни в
стенах салона звучит и орган, расположенный на самом видном месте.
Дополнительную прелесть таким камерным концертам дает
нахождение в прекрасно и оригинально оформленном салоне с
зеркалами, созданными по типу венецианских с добавлением
при изготовлении золота. Это дает зеркалам особую теплоту.
Князь коллекционировал не только музыкальные инструменты. Его
интересы были многогранны. Для всего этого у него были и ум, и
способности и также, что не маловажно, большие деньги. О других
увлечениях князя удобнее всего поговорить в его рабочем кабинете.
Он отделен от Музыкальной гостиной Салоном в стиле Генриха
Второго, а это значит, что там царит атмосфера любви и пристрастия
к французским интерьерам. Французский Ренессанс тесно связан
с эпохой правления названного короля, что и отразилось в
названии салона. Подвесной кассетный потолок, барочные консоли,
диванчики и кресла из грушевого дерева, обтянутые гобеленовой
тканью, роскошные шторы, предметы, изготовленные в мастерской
Буля, замысловатые шкафчики-- все это, включая большой камин
из красного мрамора с прожилками, украшенный ониксом,
было привезено из прекрасной Франции. Туда душой и
телом стремилась русская аристократия 19 века, проводя там
досуг, тратя деньги, приобретая недвижимость и устраивая
у себя на Родине салоны согласно французской моде.
Открыв очередную массивную дверь из палиссандра, попадаешь
наконец в рабочий кабинет Николая Борисовича -младшего. Здесь
царит атмосфера единения хозяина кабинета с многочисленными
томами книг, которые стоят в шкафах, выстроенных рядами и
закрывающих стены кабинета с трех сторон. Свободной остается
только передняя стена. Впрочем, исключительно для книг были
двухярусные шкафы, стоящие слева. Там даже имеется выдвижная
лестница для того, чтобы подняться на верхний ярус книжного рая.
В дальнем углу, скрытая книгами и шкафами, прячется маленькая
потайная дверь, ведущая в небольшую комнатку. Там у князя
находились архивы и разного рода ценности. Среди них были и
письма Пушкина, приобретенные по значительной цене. А кроме
этого в тайнике хранились драгоценные камни, которые с большой
страстью коллекционировал хозяин кабинета. Часть из них была
добыта на уральских заводах, принадлежащих Юсуповым. Здесь
же находились и приобретенные в разное время во Франции
знаменитые жемчужина «Пелигрина», бриллиант «Полярная звезда»,
серьги королевы Франции Марии- Антуанетты, жемчужная и алмазная
диадема королевы Неаполитанской. За каждым из этих сокровищ
стоят целые, часто очень драматические, истории. О списке
имеющихся в коллекции драгоценностей, стало известно уже в 20
веке. Это было связано с конфискацией ценностей из Юсуповского
дворца после революции 1917 года, а также из сведений о продаже
отдельных наиболее значимых экземпляров Феликсом Юсуповым
за рубежом, где он находился в эмиграции. Кроме всего этого,
в рабочем кабинете в шкафах были выставлены монеты и медали,
которые он тоже собирал. Большой его гордостью была выставка
серебряного холодного оружия, развешанного на свободной от
шкафов, можно сказать, лицевой стене. А выше находится
герб семьи Юсуповых, выполненный из дерева. Он представляет
собой изображение на красном поле серебряных звезд и
серебряной Луны. Здесь же присутствуют Княжеская шапка и
два, стоящих на задних лапах льва, которые поддерживают
герб. В этом же месте находится большой письменный стол князя. На
нем стоит в рамке его портрет . Тонкое и интеллигентное
лицо, принадлежащее умному и деятельному человеку, смотрит
на посетителей. Мы познакомились с рабочим кабинетом
Николая Борисовича Младшего и поняли, какие интересы он
имел, чем занимался в своей жизни. Чтобы покинуть дворец,
нужно пройти до конца анфилады до выхода с мужской половины
дворца. За рабочим кабинетом князя следует Бильярдная,
где собиралось мужское общество, чтобы не только поиграть
в бильярд, но также покурить и побеседовать. Для этого здесь
расставлены у стен удобные полукруглые диваны. Чтобы мужская
компания не скучала, под столом располагается лифт-тайник,
который доставлял из подвала бутылки с вином. Напитки,
которые прибывали в Петербург с юсуповских крымских
виноградников, складировались в подвале дворца. Кстати,
этот лифт, прикрытый ковром, послужил семье тайником,
когда она в смутное время покинула дворец. Феликс Юсупов-
младший забирал именно из него ценности, когда тайно до
эмиграции вернулся в город. В этом сравнительно небольшом
помещении под названием «Бильярдная» есть своя особенность.
Это особый акустический эффект звучания. По мере продвижения
вдоль стен комнаты, ведущих к удаленной точке от входа в
Бильярдную, звучание голоса постепенно меняется.
Если дойти до камина у дальней стены, то звук набирает свою
полную силу. Ипполит Монигетти, создатель
княжеской анфилады комнат, любил неожиданные решения
интерьеров. В чем можно в полной мере утвердиться также при
переходе в следующий зал, который называется Мавританская
гостиная. Тот, кто в ней побывал, сохраняет надолго
воспоминания об увиденном. Она возникла из существующей
здесь ранее Восточной гостиной, созданной здесь при Николае
Борисовиче --младшем. Сохранился привезенный им из Франции
кассетный потолок, сделанный из папье-маше. Это была особая
форма французской изысканной моды. Наличие здесь небольшого
бассейна оправдывает разделение гостиной на две визуально
зримые части. Позже Архитектор Александр Степанов привнесет
в оформление гостиной свой романтический стиль. В гостиной
на стенах поверх лаковой раскраски появились написанные тексты
из Корана. Выйдя из этого уголка восточной экзотики и пройдя
через гардеробную с ванной комнатой, попадаешь в спальню
князя. Сразу же привлекает внимание лестница, ведущая на
второй этаж. За дверью располагается спальная комната княгини.
На этом княжеская анфилада покоев заканчивается и здесь есть
выход в вестибюль, из которого мы и направлялись в Рабочий
кабинет князя. Чтобы закончить свое повествование и получить
дополнительное представление о жизни в дворце на Мойке,
я хочу предложить заглянуть в столовую комнату. Мы можем
попасть в нее из вестибюля через дверь, расположенную с
правой стороны по ходу нашего движения. Эту столовую
называют также Буфетной и она великолепно оформлена
теми же русскими архитекторами, которые упоминались раньше:
Ипполитом Монигетти и Александром Степановым, который
позже добавил некоторые изменения. Покрытые кожей стены
помещения раскрашены масляными красками, с дополнительными
узорами из золота и серебра. Шкафы, исполненные в технике
«маркетри», занимают две стены. В них хранились семейные
сервизы. В стене, расположенной напротив окна, находится
большая ниша. При Юсуповых там хранился серебряный сервиз,
который весил 16 пудов и был подарком самого Петра Первого.
Над нишей находится большой семейный герб, выполненный из
дерева и ярко раскрашенный. А под нишей располагается
небольшое окно, из которого в столовую подавались кушания.
Они доставлялись на лифте из кухни, расположенной в подвале
дворца.
На этом рассказ завершается. Он коснулся отдельных
достопримечательных моментов из жизни Юсуповского дворца
на Мойке, но уверяю Вас, что в этом аристократическом
особняке имеется еще очень много занимательного и необычного.
Свидетельство о публикации №222052601421