Собственная жизнь как поле включенного наблюдения

26 апреля 2017 года петербургский социолог Андрей Николаевич Алексеев (1934-2017) опубликовал пост под названием: «А.Н. Алексеев как биологический организм» Это было объяснение 20-дневного перерыва в обновлении публикаций в Блоге А.Н. Алексеева. На следующий день он разместил там же мой комментарий: «Андрей Алексеев: “Собственная жизнь может быть полем включенного наблюдения”». Через пять месяцев, в конце сентября Алексеева не стало.
Так сложилось, что названный названный текст Алексеева стал его своеобразным завещанием, он кончается словами: «На этом пока завершу свой опус о приключениях (эволюции/инволюции) биологического организма А.Н. Алексеева». А мой комментарий стал началом серии текстов, объединенных названием: «Нескончаемые беседы с Андреем Алексеевым».
Ниже привожу мой пятилетней давности комментарий с минимальными уточнениями.

                ******

Причина перерыва в обновлении материалов Блога была указана Алексеевым в самом конце поста, последую и я этому примеру. А сейчас покажу, что рассказанное Алексеевым – это еще одна иллюстрация «драматической социологии», развиваемой им в последние десятилетия. Можно сказать, и иначе: здесь мы имеем со следованием Алексеевым сформулированному им в конце 1970-х годов правилу: «Собственная жизнь может быть полем включенного наблюдения».
Много лет назад В.А. Ядов (http://proza.ru/2022/04/06/1669) заметил, что А. Н. Алексеев является основателем нового направления в отечественной социологической науке – «социологии наблюдающего участия». Тогда Ядов прежде всего имел в виду фундаментальное исследование Алексеева, составившее содержание его четырех томного сочинения «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия», увидевшего свет в 2004-2005 годах Не вместившееся в этот обширный труд Алексеев позже (2012-2013 гг.) собрал в трех новых томах под общим названием «Из неопубликованных глав».


Работая несколько лет квалифицированным рабочим-наладчиком на одном из крупных предприятий Ленинграда, Алексееву, в то время давно сложившемуся ученому, кандидату наук, удалось раскрыть и описать сложные механизмы производственных отношений – зачастую, драматических – между различными группами рабочих и между рабочими и разными категориями руководства предприятия. Во многом это удалось ему сделать, благодаря созданной им системе «конструирования драматических ситуаций», давшей основание для рождения нового социологического метода - «участвующего наблюдения». Примечательно, что даже историю политических преследований социолога-рабочего Алексееву удалось сделать предметом социологического исследования. Все это происходило в преддверии перестройки.


Так начиналось освоение Алексеевым методологии наблюдающего участия и делались первые шаги в анализе и описании опытов социологической ауторефлексии. Вскоре последовало продолжение. В конце «нулевых» годов Алексеев совместно с киевским философом и социологом Романом Ленчовским провели исследование ряда сложных событий, разворачивавшихся тогда в российской социологии. Итоги данной работы были изложены ими в трехтомнике «Профессия – социолог», с подзаголовком - «Из опыта драматической социологии: события в СИ РАН – 2008 / 2009 и не только». Здесь информационную основу исследования составили документы, отражавшие некоторые аспекты жизни социологического сообщества, и письма большого числа социологов. Нашлось место и для богатой саморефлексии. Алексеевым подробно описан процесс его увольнения из Социологического института РАН в Петербурге.
Сами авторы в моем кратком интервью с ними сказали: «Как бы там ни было, наша книга – про социологов, и не только, и даже не столько про них, сколько про "человека в обществе" и про "общество в человеке"». На мой взгляд, эта книга сегодня уже стала много интереснее и содержательнее, чем в момент ее выхода в свет. И уверен, в будущем она станет еще более познавательной.


Осенью 2012 года Алексеев начал вести свой Блог на портале www.cogita.ru. Материалы, размещаемые им, широко охватывают актуальные события в мире и в стране, освещают все важнейшее в социальной и культурной жизни Петербурга, рассказывают о гражданских инициативах и правозащитной деятельности, знакомят с результатами социологических исследований и т.д. Вместе с тем, все материалы в Блоге А.Н. Алексеева, хотя подготовлены они многими и многими, в высшей степени «алексеевские». И потому все вместе они образуют новый многотомник, в котором явно обнаруживается наблюдающее участие автора и в котором очевидна его рефлексия. К тому же в этой коллекции представлены и «драма», и «драматизм» современного российского общества.


Теперь вернемся в начало настоящего текста и расшифруем слова: «А.Н. Алексеев как биологический организм». Основной посыл эссе Алексеева выражен следующим образом: «... вся эта человеческая персональная ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ может трактоваться как растянутый во времени, многолетний КЕЙС, «случай» конкретной жизни. При применении соответствующих правил наблюдения и способов анализа такой кейс оказывается весьма информативным и социологически значимым. Причем избрание собственной жизни как преимущественного или одного из полей (областей) наблюдения оказывается для исследователя и перспективным, и даже комфортным».


В моем понимании, все сказанного выше может пониматься как преамбула, подготовка к восприятию процитированного фрагмента публикации Алексеева. И все же здесь он пошел много дальше в практике социологического наблюдения и ауторефлексии, чем раньше. Объектом его наблюдения стало его собственное здоровье с самого раннего возраста, до сегодняшних почти 83 лет. Его рассказ завершается описанием последних месяцев и недель, в том числе, времени проведенного в больнице. Все начиналось с кардиологии и завершилось диагнозом рака простаты.


Мне представляется, что это включенное наблюдение и саморефлексия стали возможными лишь благодаря опыту Алексеева, накопленному им в указанных выше исследованиях. Подобный уровень самоотстранения от наблюдения собственных жизненных процессов и искренности в описании интимных сторон жизнедеятельности организма – не знаком нашей (возможно, и мировой) социологической теории и практике. Сейчас мне сложно говорить о влиянии «кейса Алексеева» на развитие методологии социологического наблюдения, но, несомненно, этот опыт не пройдет даром. Предполагаю, что он повлечет некоторые изменения и в практике биографического анализа.


Рецензии