Князь Святослав и Восточный или Хазарский поход

   Кто такой князь Святослав знают почти все. Но, в то же время о нём мы знаем очень мало, почти ничего. Упоминаний о Святославе в летописях и византийских хрониках крайне мало и они очень противоречивы. И надо понимать, византийцы писали о враге, а русский летописец хотел видеть в нём идеального князя. И те, и другие не врали, но у каждого своя правда, и действительность искажали каждый по своему усмотрению.
  Неизвестно когда князь Святослав родился. Большинство учёных считают, что в 942 году. У него, возможно, был единокровный брат по отцу, звали его Глеб или Улеб. Были ли у Святослава ещё братья или сёстры - неизвестно. Сколько было лет его отцу Игорю и матери Ольги лет, когда он родился? Если верить летописи, то где-то далеко за сорок. Конечно, возможно, но вряд ли.
   Первое упоминание в русских летописях о Святославе относятся к 945 году. Княгиня Ольга мстит древлянам за своего мужа. Бой с древлянами начинает именно Святослав, сидя на коне, он бросил копьё в сторону противника. Копьё упало у морды коня.
  В «Повести временных лет» сказано:
…бросил копьём в древлян, и копьё пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав ещё дитя. И сказали Свенельд  и Асмуд: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем».
   И сколь лет было дитяти? Наверное, года три. Князей на коня сажали в трёхлетнем возрасте.
  И дальше о князе ни слуху не духу. Князь появляется в летописи только через девятнадцать лет, когда ему исполнилось двадцать два года. Солидный возраст по тем временам. Известно, что у Святослава была жена или наложница Малуша, дочь древлянского князя Мала, но это не точно. Она родила ему сына Владимира. У него было ещё два сына Ярополк и Олег, про их мать ничего не известно.
 В летописи под 964 годом говориться:
  «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все его воины. И посылал в иные земли со словами: «Иду на вы!»

   Откуда Святослав знал повадки и обычаи степняков? Его отец Игорь в союзных отношениях с печенегами, но прошло двадцать лет со дня смерти Игоря. Но, судя по дальнейшим событиям, дружеские, союзные отношения с печенегами у князя были. Из дальнейших действий князя Святослава видно, что он предпочитал передвигаться по воде. Одет он, как его описывает Лев Диакан именно для передвижения в лодке. Он в чёботах, а не в сапогах. Сапоги нужны коннику, что бы стремянной ремень не травмировал икры ног, но в тоже время, если в сапогах человек попадает в воду, то может утонуть – сапоги очень быстро наполняются водой и тянут ко дну. На кораблях, ладьях и лодках в сапогах не ходили.
   В летописи под тем же годом говориться, что придя на Оку, Святослав встретил племя вятичей. Он не ожидал, что там может кого-то встретит? Фраза в летописи несколько странная. И как сложились его отношения с вятичами? Он их покорил или они сами сдались. Пошли они с ними на хазар или нет? И где князь Святослав зимовал? На эти вопросы ответа нет.
   Читаем летопись далее. Там говориться, что хазары вышли ему навстречу во главе со своим князем и были разбиты Святославом, а ещё киевский князь взял хазарский град Белая Вежа и победил ясов и касогов.
   Судя по всему, зиму он провёл у вятичей. Или где-то ещё. Здесь кроется разгадка его фразы: «Иду на вы». Хазары были полукочевым народом и летом все, включая кагана, уходили в степь. Собрать их можно было только одним способом: сообщить, что он идёт на них войной.
   Но остаётся загадкой: где хазары вышли навстречу князю и при чём здесь ясы (осетины) и касоги (адыги)?
   Почему-то утверждается, что он разбил хазар 3 июля. Ни в одной летописи об этом ничего не говорится. Но если предположить, что войско киевского князя зимовало в Муроме, городе, принадлежащем Руси, до Итиля – столицы Хазарии по воде где-то чуть более 2000 километров. Опытные гребцы вполне могли проходить по сорок километров в день, тем более что гребли по течению, и одолеть его за шестьдесят дней. Если войско Святослава выступило в конце апреля, то в начале июля оно могло быть в дельте Волги. Там Святослав разбил войско хазар и ограбил их столицу город Итиль, а затем вышел в море, дошёл до Терека, захватил Самандар и пошёл дальше до реки Кубань. Это как раз земли ясов и касогов. Перезимовав в Тамартахе, будущей Тмутаракани, он пересёк Азовское море, поднялся вверх по реке Дон и взял Белую Вежу, он же хазарский город Саркел. Потом по Северскому Донцу и Десне вернулся в Киев.
   Такой вариант с летописью более или менее стыкуется.
   Описание внешности князя есть только у Льва Диакона. Он описывает встречу императора Византии и русского князя. Князь среднего роста, курносый был в чистой белой рубашке и штанах, безбородый, только длинные усы спускались ниже челюсти, в ухе золотая серьга с карбункулом и двумя жемчужинами, голова выбрита, оставлен только длинный клок волос. Так Святослав выглядел в августе 971 года. Длинные усы – признак викингов. Воинов-норманнов Вильгельма Завоевателя изображают именно с длинными усами. Но у норманнов были длинные волосы, лишиться их, это значить лишиться чести. Почему же у Святослава голова была побрита? А это влияние касогов, знак призрения к смерти. По легенде, если враг убьёт воина-касога и отрубит ему голову, что бы он не хватался руками за череп, касог специально оставлял клок волос. Враг поднимал отрубленную голову касога за этот клок.
   Возможно это так, возможно – не так. Но есть сведения, что Святослав привёл в Киев из Восточного похода ясов и касогов в качестве конных дружинников.
   Откуда серьга и почему только одна? Это вряд ли когда-то будет известно.
   Арабские хроники сообщают, что он и Булгар опустошил. Когда он только успел? Здесь, скорее всего, путают Хазарский поход с походом в Болгарию.
    Ибн-Хаукаль пишет удивительные вещи:
   « Булгар – город небольшой, нет в нём многочисленных округов, и был известен тем, что был портом для упомянутых выше государств, и опустошили его русы и пришли на Хазаран, Самандар и Итиль в году 358 (968/969) и отправились тотчас же после к стране Рум и Андалус … И ал-Хазар - сторона, и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве между ней и Баб ал-Абвабом, и были в нём многочисленные сады…, но вот пришли русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма.»

У араба проблемы с географией. Хазарский город Итиль находился в дельте Волги (тогда она называлась Итиль). Где точно находился Самандар неизвестно, но где в районе современной Махачкалы, то есть где-то в Дагестане или Чечне. Но от Махачкалы до Андалузии (это Испания), по прямой больше четырёх тысяч километров. До Рума (Константинополя) – полторы тысячи. Ибн-Хаукаль, явно чего-то путает. В 968-969 годах Святослав был в Болгарии Дунайской, а не Волжской, но до Константинополя не дошёл, хотя и грозился.
Если предположить, что какие-то викинги в 969 году грабили Андалузию, принадлежавшую тогда арабам, то Ибн-Хаукаль вполне мог об этом узнать. Арабы имели торговые отношения из всех скандинавских народов только с русами, поэтому все скандинавские народы для арабов – русы. Да и скандинавы между собой различались очень мало. Грабители Андалусии могли быть и из войск Святослава, если предположить, что часть его войск пришедших с ним завоёвывать Болгарию были викинги из Скандинавии. И после победы решили вернуться к себе через Средиземное море. Этот маршрут для викингов был хорошо известен. Они грабили Сицилию, принадлежащую тогда арабам, северные берега Африки скандинавы называли Землёй Чёрных Юбок, а Иберийский полуостров постоянно подвергался набегам северных воинов.
   Из летописей становиться понятно только одно: Хазарский каганат Святославом был разгромлен. Подробности не известны. Если собрать крупицы сведений, то можно понять, что шёл он на хазар водным путём через Оку и Волгу в союзе с печенегами.
   Зачем был организован княгиней Ольгой и блестяще выполненный её сыном Святославом поход на дряхлую Хазарию не известно. Возможно, что это был обыкновенный грабительский рейд, обычный для той эпохи.
   И, возможно, именно тогда под власть Руси перешли Тмутаракань и Керчь.

    В летописных рассказах о походе Святослава в Болгарию ещё больше несуразности и не стыковок.


Рецензии