О себе, о маме, о Камчатке глава 6 часть 2

Моя родословная. О подругах юности.

    Перечитав написанное ранее, я поняла, что не всё получилось написать про жизнь в Каменском. Несправедливо обойти вниманием людей, которые вольно или невольно повлияли на формирование моей личности. Это мои две взрослые подруги, Светлана Дмитриева и Марина Дрокина.

    Половину дома, в котором мы жили с мамой занимала одна семья, а вторая часть одноэтажного дома была разделена на две одинаковые квартиры, одна из которых принадлежала нам с мамой (позже к нам приедет Краснов) и двум нашим соседкам, занимающим, как и мы одну четвёртую часть дома. Входы были разные, по сути наши помещения были одинаковы: одна большая комната, в которой находилась печка и холодные сенцы. Только мама эту комнату разделила на две, тем самым создав спальню и кухню.

    Соседки наши, женщина чуть старше мамы и её дочь лет девятнадцати, разделением жилого пространства не озадачились, и просто поставили две кровати. Девушку звали Светланой. Я не помню, что за причины их привели на Камчатку, что за жизненные обстоятельства, но сегодня никто не сможет мне об этом рассказать. Приехали они на Камчатку из города Киева. Думаю, что моя мама знала, почему, но тогда я никак не думала, что когда-то начну писать свои воспоминания, увековечивая во Всемирной паутине имена людей, о которых мне захотелось сегодня вспомнить. Помню, что обе они, мама и дочь, работали в в районном узле связи, и что вначале наши мамы подружились. Но мама Светланы вскоре стала топить свою не высказанную скорбь в алкоголе, что и повлияло на разрыв. Моя мама работала заместителем начальника Узла связи, а мама Светы в бухгалтерии этого же предприятия. Закрывать глаза на прогулы и нахождение соседки на работе в нетрезвом виде было нельзя.

    В  моём понимании Светлана была очень красива.  Она была городской девочкой с лёгким, весёлым характером. Казалось, что у неё всегда было хорошее настроение, как у беззаботной птички, которая скачет с ветки на ветку и чирикает!

    Мы подружились. Я тянулась к этой девушке и всё своё свободное  от школы и уроков время старалась проводить с ней рядом. Я очень любила наблюдать, как она красит глазки, собирается на танцы в местный Дом культуры, как наряжается, крутится перед зеркалом… как натягивает удивительно длинные сапожки, привезённые ею с собой с Материка, так мы, камчадалы между собой называли всю оставшуюся часть нашей страны. Камчатка - это ведь полуостров, а всё остальное - материк!

    Я наблюдала, как изящной ручкой Света застёгивает молнию на сапожках, поставив на носочек красивую ножку! «Ох, мне бы такие сапожки! - мечтала я,
    - Я бы тоже научилась так ставить ножку на носочек и тянуть вверх бегунок молнии, любуясь мягкой, облегающей голень кожей!»

    Я восхищалась красивыми каштановыми волосами до плеч, не слишком-то и густыми, на самом деле, стройной фигуркой, и даже её тонкими  губками, которые она красила сиреневой помадой… Света работала телефонисткой на коммутаторе в смену: день, ночь, два дня выходных. Это она, когда моей мамы не было дома, соединяла по телефону меня и солдатика Серёжу Зенина с воинской части, после чего мы могли болтать с ним часами. Сергей тоже был на дежурстве. Я училась общаться, а ему было не так скучно. Парень он был добрый и по телефону мне нравился. Не могу вспомнить, видела ли я его вживую.

    Света в скором времени подружилась с солдатиком, под стать ей, очень красивым и высоким парнем по имени Миша, который бегал к ней в самоволки и увольнения по утрам, когда Света отсыпалась после ночной смены или отдыхала второй день.  На моих глазах развивалась их любовная история!
   
    - Мишка сказал… Мишка прибегал… - в устах Светы это скучное имя Михаил, на мой подростковый взгляд звучало по-особенному романтично! Мама девушки работала весь день, поэтому Светлана в свободное от смен время оставалась дома одна. Я иногда слышала, как утром раздавался стук в соседскую дверь, быстрые шажки Светы, возгласы обоих, затем всё стихало.
Света делилась со мной эмоциями, пересказывала их диалоги, но откровенность её имела границы. Периодически подруга убеждала меня, что они «ни-ни»!
 
    Я не очень верила, но так как имела смутное представление об интимной стороне жизни, то особо не заморачивалась.
Мозг мой впитывал и развивался, а гормоны молчали.

    Закончилось всё не очень весело. У мамы Светы где-то через год обнаружили туберкулёз лёгких, чему предшествовал длительный, изнурительный кашель. Естественно, заразилась и Света. Всех остальных контактёров тоже проверяли, включая меня, но как-то обошлось. Они уехали лечиться куда-то в район Казахстана, откуда Света написала мне пару писем. Писала, что пьёт кумыс, лечится, и что на Камчатку более не вернётся, потому как климат ей теперь нужен другой. Знаю, что потом она оказалась в каком-то южном городе, но точно не в Киеве, где по её словам, как-то очень быстро вышла замуж. С парнем Мишей - солдатиком она переписывалась, но переписка заглохла. В последнем письме я узнала, что Света беременна и вот-вот родит.

    Сегодня я думаю, что возможно моя взрослая подруга уже уехала беременной, но сопоставить даты тогда в силу возраста не могла.
Ни я, ни Марина, не знаем дальнейшую судьбу Светы.

    С Мариной мне повезло больше: несколько лет назад она мне вдруг написала. На тот момент я уже вовсю «писалась» в «Одноклассниках» со всеми, кого только смогла найти из школьной и студенческой жизни! Получив весточку от Марины я  была в полном восторге! Сегодня мне помнится, что написала Марина не мне, а моей маме, которой я тоже создала профиль в «Одноклассниках». Ещё жива была моя мама, её, тяжело больную некоторое время развлекала переписка с родственниками и знакомыми, которых я смогла найти на этом  сайте. Мама хорошо помнила Марину, и эта весточка из прошлой жизни на Камчатке её радовала.

    Хочу немного рассказать о Марине. Она родилась в Каменском, закончила школу, затем два года проучилась на радиотехника в посёлке Палана, после чего и вернулась в Каменское проходить практику в радиорубке в Узле связи.  Марина так вспоминает:
«Сначала была  радиооператором, а  через год повысили, дали ещё разряд. В мои обязанности входило следить за радио аппаратурой.  Летом я ходила на  Удельную.  На сопке стоял маленький дом с аппаратурой и с большой антенной. Я настраивала  приём  из  Питера, так сокращали мы название Петропавловска-Камчатского, на наш узел связи, отвечала и за радиовещание, чтобы всё работало-звучало. Иногда пользовалась азбукой  Морзе, но это старый вариант, в то время им мало кто работал.»
В период работы и познакомилась с молоденькой и общительной телефонисткой Светой, а уже Света познакомила её со мной. Так получился у нас такой разновозрастной маленький кружок, которому я придумывала разные названия. Видимо так проявлялась в то время моя творческая натура!
Наш союз из Светы, Лены и Марины стал называться СВЕЛЕМА, с фамилиями было ещё круче, это было максимальное сокращение - ДмиПолиДрок!
Девчонок мои фантазии смешили, но сильно меня они  не критиковали!

    Наверное, если бы Марина захотела, о её родителях можно было написать отдельный рассказ, это действительно та история, которая очень характеризует то время.
Мама Марины родилась в городе Пермь. После войны по зову Коммунистической партии в составе «двадцатипятитысячников»была направлена на Дальний Восток на борьбу с преступными элементами. Так оказалась в  селе Каменское Камчатской области.

    Марина утверждает, что этот исторический факт был когда-то зафиксирован в школьных учебниках истории за седьмой класс.  Только она точно не помнит, двадцать тысяч человек или двадцать пять тысяч было отправлено по зову партии на Дальний Восток. Я же могу сказать уверенно, что в современных учебниках нет никаких упоминаний об этих событиях, что меня совсем не удивляет. О том, что историю нашей страны хорошо подчистили не говорит только ленивый. Марина же потому хорошо помнит про учебник, что в своё время акцентировала на этом факте внимание в связи с работой родителей.

    Отец Марины родился в Свердловске и в Каменское попал тем же самым путём, что и мама, по зову партии, но после фронта. Здесь они и познакомились.

    Преступные элементы, по словам Марины, были в основном русские дезертиры, которые скрывались на Камчатке, «а потом ещё всякая мелочь пошла в виде браконьеров. И вся эта шушера притесняла коряков», местных аборигенов.
«Были ещё бандиты лагерные, во время войны их никто не охранял. Они имели свои нарты и ездили по всей тундре. Потом, когда бандиты совсем обнаглели, послали наших бойцов с фронта  добровольно их истреблять.» (Рассказ Марины)
         (Продолжение следует)
* Википедия
Посёлок городского типа, административный центр Корякского округа - административно-территориальной единицы с особым статусом в составе Камчатского края России. Образует городской округ «посёлок Палана».
Местное время: 27 мая, 07:26
Дата основания: 1697 г.
Население: 2 871 чел. (2021 г.)
Телефонный код: +7 41543
Площадь: 15 км;


Рецензии