Удивительный сон Екатерины Великой

Дело было в Архангельске весной удивительного 1979-го года.
Тогда я работал директором областного шахматно-шашечного клуба. С Владимиром Николаевичем мы тогда вынужденно дружили. Как два связанных между собою директора. Он возглавлял знаменитую школу, созданную в своё время гениальным Яном Германовичем Карбасниковым. Вообще наши разногласия начались с того, что именно Владимир Николаевич получил «установку» от городского отдела народного образования не допустить «захвата» помещения на первом этаже новенького тринадцатиэтажного «небоскрёба» по адресу Энгельса 118 корпус 1.м. А может быть и корпус 3 – сейчас моя память уже не выдерживает атак сорокалетних событий и наслоений. Лев Михайлович сказал мне в начале марта 1978 года: «Ну что ж,  дай Вам Бог счастья в этом безнадёжнейшем предприятии, Алексей Алексеевич!» Как раз директор школы прежний (Алексей!!!) ушёл и его место и занял Володя!
А завучем школы была неотразимая Лариса Владимировна! И вот с ней у меня сложились вполне доверительные отношения. Пара супругов отличалась редкостной красотой! Оба были просто фантастически красивы!  И оба были невероятно глубоко образованы. Одно их качество я позднее взял в свои семейные классы. Они называли друг друга на людях исключительно по имени-отчеству: «Лариса Владимировна» и «Владимир Николаевич!» В том мае 1979-го года в Архангельск приезжали Саша Иванов и Ася Эпштейн! И Лариса Владимировна представила меня Асе на берегу Северной Двины, на которой ещё было много льда и в полыньях мелькали мордашки тюленей!
Как раз, глядя на любопытствующего тюленя, я общался с великой шахматисткой современности абсолютно не соображая, какое счастье послал мне Всевышний! О! Если бы он послал мне общение с ней в 2002-ом! Я утопил бы её в расспросах! Я бы задавал ей такое множество точнейше сформулированных вопросов, что… Но весной 1979-го года я выиграл полуфинал города и без ладьи в легких партиях громил Павла Чириманова! Женские шахматы?  Веричева? Федина? Эпштейн? Алёхина? Алёхина возникнет перед моим взором уже в августе 1981-го года на Международном турнире памяти Михаила Ивановича Чигорина в Сочи. Фантастически красивые женщины мира! Девушки, от которых не могли оторвать взглядов самые умные гроссмейстеры планеты! Но мужское самолюбие безгранично! Что мне Лариса Владимировна? Я выиграл в финале города партию у её супруга в варианте с выходом слона на b5 и последующим взятием коня на с6, когда пешечная структура чёрных портится безнадёжно и фиксируется великим с4!
И Владимир Николаевич, знавший наизусть всего Маяковского(!) проиграл! На том финале я был единственный, кому он проиграл партию! Так я и не успел поведать ему, что моя мама тоже знала наизусть всего Маяковского, а вместе с ним и добрые три сотни ведущих поэтов России!
И читала со сцены наизусть и «Ты помнишь Алёша дороги Смоленщины» и «Я убит подо Ржевом в неизвестном болоте, в пятой роте на левом, при воздушном налёте…» А как она читала Серёжу Есенина! Тогда я не знал, что Серёжа Есенин служил подчитчиком у её родного отца в знаменитой типографии Сытина! Что именно её отец познакомил Серёжу с его будущей первой супругой, работавшей в той же самой корректорской группе, что и мамин папа!
Естественно, я нередко бывал в гостях у дружной семейной четы.
И вот пока Владимир Николаевич с интересом листал очередной номер югославского «Информатора», который мама мне выписывала с четвёртого номера и до самого своего конца, за дружеским стаканчиком чая Лариса Владимировна поведала мне сказку о событиях далёкогго прошлого.
- Однажды императрице Екатерине Великой приснился очень плохой сон. А на утро ей принесли на подпись Указ о наименовании города в Малороссии. И она воскликнула: Херсон!
Откуда она взяла эту историю, я тогда не вник. Мы с Владимиром Николаевичем играли в игру «Эрудит» на крошечную ставочку с переменным успехом. Жили они на втором этаже стандартной архангельской двухэтажки их деревянного бруса и сквозь брусовые стены я не различал будущего. Но исторический анекдот о наименовании странного города в Малороссии я запомнил.
Летело время! Боже мой! Как летели годы!
И настал день осенью 1994-го года, когда мы въехали в город Херсон!!!
У нас был ровно один доллар.
Был вечер и всё уже закрывалось.
Но я зашёл в кафе у вокзала и набрал номер, написанный наспех карандашом на клочке помятофй бумажки.
Трубку взяла Она!
Рядом с нею стоял Он!
И узнав, что это звоню я и прошу аудиенцию, он жёстко отрезал: не больше 15 минут!
В уютном дворике бывших соперников я прожил долгие девять месяцев!
Мы пережили возле древней печурки все веерные отключения света, всю новогоднюю атаку на население с отключением газа, когда за два часа я добыл-таки две тонны «кулака» обеспечившего нас теплом и светом в тот Новый год. Именно там я разрабатывал документы семейной православной школы Херсона и гулял по двору гимназии, которую закончил Тарле! Именно там я сошёлся с отцом Иоанном, замечательным настоятелем нашей Православной церкви в Херсоне.
И всегда с улыбкой вспоминал эпизод, как в далёком уже, невероятном сказочном Архангельске Лариса Владимировна впервые рассказала мне про наименование Херсона!
В 1899 году 26 мая в день столетия со дня рождения Александра Сергеевича родилась моя бабушка – Ольга Александровна в Белой Церкви!
И, может быть, именно поэтому она вышла замуж за писателя! За замечательного, между нами, писателя!  А 26-го мая у меня родился в Архангельске сын Владимир! И вот в ночь с 26 мая на 27 мая начались роды моей волшебной дочурки в Херсоне!
И потому с тех пор каждый год в ночь на 27 мая я с благодарностью вспоминаю Владимира Николаевича, Ларису Владимировну и фантастическое имя одного из древнейших городов Малороссии – Херсона!


Рецензии