Сильва в Свердловске 1944
В 1943--44 году, на только что открытой свердловской киностудии, режиссёр Александр Ивановский снимал фильм «Сильва» -- экранизацию знаменитой оперетты Имре Кальмана. Сильву играла актриса московского камерного театра Зоя Смирнова-Немирович, её любовника Эдвина – тенор свердловского оперного театра Ниаз Даутов, её друга Бонни -- известный киноактёр, недавний соратник Мейерхольда Сергей Мартинсон, соперницу Сильвы Стасси – выпускница ГИТИСа Маргарита Сакалис. В эпизодах выступали артисты свердловского театра Музкомедии: Георгий Кугушев, Сергей Дыбчо, Александр Матковский и другие.
Для участия в массовых сценах ассистенты режиссёра искали молодых людей с подходящей внешностью. Некоторые студенты подготовительного отделения УПИ, где я тогда учился, попытались проникнуть в манящий мир кино. Удалось единицам. Полгода счастливчики болтались между скучными лекциями в институте и весёлой тусовкой на студии. В результате были отчислены из института за прогулы и даже не все промелькнули на киноэкране. Впрочем, я знал, по крайней мере одного из этих красавцев, Э. Л., окончившего потом Мединститут и ставшего известным в городе врачом.
Открытие киностудии, особенно создание полнометражного художественного фильма, стало в городе событием всеобщего интереса. Дома говорили об этом ещё и потому, что мой отец, адвокат, консультировал студию по юридическим вопросам. Некоторые артисты бывали у нас. Мама хорошо готовила. Чаще других заходил А. М. Матковский, сыгравший в «Сильве» небольшую роль помощника режиссёра варьете. Помню, как он, профессиональный комик, рассказывал весёлые фривольные анекдоты, смущавшие маму из-за присутствия 16-летнего сына.
«Сильву» показали в Свердловске в 1944 году, в Москве -- в 1945-м. Официальная критика была разгромной. Вплоть до 60-х годов фильм ругали за плохую экранизацию, развязность игры актёров, возрождение традиций провинциальной оперетты, проникновение буржуазного влияния на наше искусство и т. п. Снисходительно одобрялись только пение Смирновой-Немирович и игра Мартинсона. Надо признать, что профессиональные кинокритики сделали много справедливых замечаний. Но нелепо было требовать от любовной истории князей и «красоток кабаре» соблюдения законов «рабоче-крестьянской идеологии». Впрочем зрители, получившие возможность расслабиться и улыбнуться после долгой и страшной войны, всё это не читали. Фильм «Сильва» оказался всенародно востребованным и любимым.
Более того, экранизация Сильвы в Свердловске стала первой в ряду ремейков. Пересмотрев их, теперь могу сказать, что дуэт Сильвы и Эдвина в исполнении Смирновой-Немирович – Даутова кажется мне лучше других, а танцующий и поющий «без женщин жить нельзя на свете!» Бонни (Мартинсон), наверняка ближе всех к Кальману. Разумеется, цвет и современная аппаратура создали дополнительные возможности для творчества в сравнении с 1944 годом. Но и расширение ролей, и введение новых персонажей, и удлинение до двух серий, и даже приглашение знаменитых актёров не всегда достаточны для успеха в таком синтетическом искусстве, как кино.
Свидетельство о публикации №222052601829