Внимание как ценный товар

Скажу так:

Внимание — это ценный товар, за который производители должны платить. Это примерно так же, как в Древнем Риме в период поздней Республики, где платили за голоса избирателей в прямом, буквальном смысле, т.е. "голоса" (политическое внимание) были официальным товаром, который плебс выносил на продажу. (Сейчас везде тоже "платят" за голоса избирателей, но косвенно, не прямо). Так вот:

Внимание — это ценный специфический товар, за который производители любых товаров и услуг должны платить, и за который они в последние 10-20 лет, действительно, стали платить, — как прямо, так и еще больше косвенно. В чем экономический смысл этого товара для производителей? Он позволяет производителю продавать свои товары в "эпоху перепроизводства". Он является "смазкой", которая позволяет производителю проталкивать свой товар в глотку потребителю ("сухая ложка рот дерет"). Другими словами, он позволяет "стоимость" превращать в "меновую стоимость".

Общество в эпоху перепроизводства (и сопровождающую ее эпоху "информационного бума", который есть ни что иное, как "перепроизводство информации") отличается тем, что стенка между "стоимостью" и "меновой стоимостью" усиливается до полной непроницаемости, непроходимости. Что означает "товар, обладающий стоимостью, может не обладать меновой стоимостью", т.е. хороший товар не может быть продан, а Луи Виттон вынужден сжигать - в прямом смысле! - иногда до 90% произведенной одежды. А другие компании, выпускающие хороший продукт, просто разоряются, не сумев продать, не сумев дойти до покупателя, не сумев организовать стабильный поток продаж.

"Товар есть - продать не можем" = "Стоимость есть - превратить в меновую стоимость не можем".

Преодолеть этот тупик производителю позволяет товар "внимание".

Напомню, это актуально в обществе перепроизводства, т.е. именно в наше время, в последние 20 лет, в эпоху перепроизводства товаров и информации. Почему информации? Потому что в информационном пространстве конкурируют не наши "товары", а "наши рассказы о наших товарах". И любой мошенник может рассказать о своем товаре, который в 100 раз хуже, чем у нас... может рассказать в 100 раз лучше нас, тем более, что его ничто не ограничивает в его россказнях. И он рассказывает. Как на товарном рынке, так и в "политике".

Есть и другие аспекты этого "перепроизводства информации". Например, такой, что с руководством Гуччи хотят переговорить 100 000 компаний и договорится о сотрудничестве. А руководство Гуччи не может поговорить со всеми. Когда-то, например, 100 лет назад, таких компаний было всего 10, а Мартин Лютер просто прибил на дверях храма свой текст, что надо реформировать христианство — с этого началось движение "протестантизма" в христианстве, т.е. поговорить можно было, все на всё обращали внимание, все товары сами себя продавали, а рекламы не было.

Сейчас все изменилось, и внимание стало ценным товаром, валютой и волшебной палочкой.


Александр Клейн
26 мая 2022 г.


Рецензии