Тайны мировой истории

 Часть первая

АТРИБУТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Глава 1.

НАЧАЛЛЬНАЯ ФАЗА

Вначале было не слово, а материя вселенной. Она представлена множеством звёзд и планет, звёздных скоплений, астероидами и метеоритами. Материя находится в постоянном движении, развитии, это есть её основное свойство. Гибнут и зарождаются звёзды и планеты, большие звёздные системы. Кометы, астероиды и метеориты попадают в гравитационные ловушки. Вселенная развивается.
В разных уголках необъятной вселенной, материя неизбежно создает условия зарождения жизни на планете, оно является одним из важнейших свойств материи. Это гипотеза, не подтвержденная научными данными, поскольку возможности земного человека не способны проводить эксперименты в рамках вселенной.
Сегодняшняя наука не располагает по этому вопросу никакими данными, но логика позволяет, с большой долей достоверности, предположить, что жизнь на планете Земля, является событием во вселенной не уникальным и не единичным. Планеты, на которых зародилась жизнь, широко распространены во вселенной, но разделены гигантскими расстояниями в сотни, тысячи и миллионы световых лет, и встреча инопланетных разумов, по крайней мере в обозримом будущем, весьма проблематична.
 Зарождение живой клетки носит не разовый характер, оно происходит постоянно, с ним каждый человек за свою жизнь встречается многократно. За примером далеко ходить не нужно. В просроченных продуктах питания, находящихся в отлично простерилизованной, и абсолютно герметично закрытой посуде, неизбежно зарождаются микроорганизмы.
Рождение живой клетки становится пусковым механизмом, включающим развитие живой материи, её эволюцию. Проследить эволюционные изменения человек не в состоянии, слишком велика несопоставимость временных рамок жизни человека, и эволюционных изменений. Ориентировочное время существования на планете Земля человека современного облика, составляющее сорок пять тысяч лет, лишь краткий миг на линии эволюции. Человеку такой промежуток представляется невообразимо длинным отрезком времени, равным почти бесконечности.   
 Через несколько миллиардов лет после зарождения клетки, сформировались, и заселили планету, миллионы видов живых существ. Они освоили все её уголки, включая воду, земные недра и воздушную среду. Каждый вид нашёл для себя нишу жизненного пространства, где есть для него кормовая база, и возможность производить потомство.
 Суровая борьба за существование, есть эволюция. Лишь доживший до пубертатного периода индивид, может дать потомство, передать ему инструменты, способствующие выживанию. Эволюция таким образом формирует, и вносит в арсенал животных, необходимые навыки и инструменты выживания в своей нише. Ими служат острые зубы и когти, острое зрение, длинный липкий язык, наличие яда, быстрые ноги и множество других способностей. Эволюция каждому виду животного, формирует именно ему необходимые инструменты выживания, пригодные именно в его нише, и ни в какой другой. Например, черепахе не нужны быстрые ноги, крокодилу — острые рога. Эволюция сформировала у них другие инструменты выживания.
  Несмотря на колоссальные различия внешнего вида животных, размеров и форм их тел, они все состоят из клеток, и имеют общие принципы жизнеобеспечения: системы дыхания, кровоснабжения, питания, продления рода и многие другие системы, позволяющие выживать в занимаемой ими нише.
 Мозг управляет всеми процессами, протекающими в любом живом организме. Он формирует узкую специализацию клеток, из одних и тех же элементов, поступающих в организм с питанием, синтезирует клетки тканей разного назначения в организме, таких, как кости, мышцы, и многие другие, даже кислоты, переваривающей пищу в желудке.
У разных народов планеты, в организм поступают разные пищевые продукты, а клетки тканей идентичные. Кроме того, ни один житель планеты, не употребляет для питания кислоту, которая находится в желудке каждой особи животного, и переваривает поступающую пищу. Это служит доказательством того факта, что мозг организует синтез клеток тканей, и управляет им.
Мозг управляет движением организма в пространстве, и всеми системами его жизнеобеспечения. Чтобы полнее понять функцию мозга, рассмотрим механику простейшего движения руки человека. В нем участвуют бицепс, трицепс и ещё несколько других мышц, их в данный момент просто проигнорируем. При сгибании руки, бицепс укорачивается и тянет две кости, шарнирно соединённые в суставе, навстречу друг другу, трицепс удлиняется, помогает бицепсу, толкая кости друг к другу.
Мышцы изменяют размеры, и конфигурацию, бицепс становится короче и толще, а трицепс удлиняется, делаясь тоньше. Изменение размеров и формы мышц должны быть одновременными и синхронными, иначе будут тормозить друг друга, и рука не согнется. Нечто подобное происходит при заболевании, называемом «детский церебральный паралич».
Одновременность, одно направленность и синхронность, изменения размеров и конфигурации, возможны лишь в одном случае, если все клетки указанных мышц, подчиняются, и выполняют команды одного центра, которым может быть лишь мозг, никакой другой орган организма, не способен управлять клетками, у них сформированы иные функции.
 При травме головы человек теряет сознание, и становится обездвиженным, когда его мышцы не повреждены, полны сил, но бездействуют. Это подтверждает руководство мозгом, всеми движениями организма. Простой эксперимент подтвердит это утверждение.
 Если взять лист бумаги двумя пальцами одной руки, и отпустить, не составит никакого труда, второй рукой поймать его. Положительный результат будет при всех попытках. Поймать лист бумаги, когда его держит и отпускает другой человек, весьма сложно, из ста попыток, больше девяноста окажутся неудачными.
Большой загадки в этом нет. В первом случае, мозг одной руке подаёт команду «отпусти», и другой руке сразу же следует команда «лови». Положительный результат при всех попытках, поскольку команды одной и другой руке следуют без перерыва. Во втором случае, вначале от глаза поступает сигнал в мозг, что лист падает, глаз его принимает, посылает сигнал о падении листа в мозг, тот сигнал обрабатывает, и даёт руке команду «лови». На получение сигнала о падении листа бумаги, и обработку его мозгом, уходят доли секунды, их почти всегда бывает достаточно, чтобы лист не был пойман, а благополучно упал.
Этот механизм неосознанно используют многие виды животных, например зайцы, когда убегают от хищника, и часто меняют направление бега. Доли секунды, уходящие в мозге хищника на обработку сигналов глаз, иногда позволяют жертве уходить от погони, спасти свою жизнь.
Мозг не только управляет всеми системами движения и жизнеобеспечения животного, он накапливает информацию, перерабатывает её, формирует инстинкты и рефлексы, определяющие поведенческую модель любого вида животного, кодирует её в половых клетках. Полученные от родителей инстинкты и рефлексы помогают детенышам особи выживать в суровой борьбе за существование. Однако, рефлексы и инстинкты имеют огромный недостаток — они являются инструментами ограниченного действия, они позволяют животному адекватно реагировать только на те факторы окружающей среды, которые сформировались в мозге методом эволюции за тысячи лет существования вида животного в своей нише, редко изменяющейся.
  Но среда обитания не находится постоянно в замороженном состоянии, она изредка изменяется при миграции животного в поисках добычи или спасения от врагов и природных катаклизмов. Тогда условия внешней среды могут резко измениться под влиянием природных катаклизмов, или изменяются постепенно, по мере продвижения миграции.  Инстинкты не могут опознать угрозы неизвестных факторов, возникающих при изменении среды обитания, что может приводить к гибели животных.
На этом этапе происходит разделение видов животных по уровню развития. Те виды животных, которые подвержены частому изменению среды обитания, инстинкты которых становятся не совсем надежной защитой организма, эволюция формирует в их мозге дополнительный механизм выживания, более пластичный и гибкий, чем инстинкт.
Это разум, он позволяет оценивать незнакомую ситуацию, и на её угрозы адекватно реагировать. Его наличие и объем в мозге животного, невозможно определить никакими современными средствами, его нельзя увидеть даже в электронный микроскоп, дающий увеличение рассматриваемого объекта в миллион раз, ни взвесить на весах, ни измерить рулеткой. Некий объем разума животного, выдает лишь его поведенческая модель.
Лев никогда не нападает на молодого, здорового буйвола, он понимает, что противник сильнее, и имеет грозное оружие, в виде острых рогов. Прежде, чем атаковать потенциальную жертву, лев наблюдает за нею, оценивает ситуацию, и бросается в атаку, когда предполагает её положительный исход. Атака не всегда бывает удачной, но она носит некий отпечаток осмысленного характера, по крайней мере, очень похожа на таковой.
Программу продолжения рода, некоторые виды животных, выполняют лишь откладыванием яиц, другой заботы о потомстве они не проявляют. Многие животные не откладывают яйца, они производят на свет одного-двух-трех беспомощных детёнышей, не способных самостоятельно выжить в дикой природе. Мать их не только кормит и охраняет, но и обучает премудростям выживания. Известны случаи, когда детёныш терял свою мать, не получая от неё суммы знаний о выживании в условиях жестокой борьбы за существование, и навсегда терял эту способность.
 Если человек выхаживал малыша, давал ему убежище и кров, затем выросшего отпускал на волю, тот неизбежно погибал, поскольку не научился от матери выживанию в условиях жестокой борьбы за существование. Способность матери обучать детёныша премудрости выживания в природе, способность малыша воспринимать обучение, и в дальнейшем следовать ему, тоже говорят о наличии у животного некоторой доли разума.
Некоторые виды животных приняли коллективный образ жизни, они как будто поняли, что объединенными усилиями легче добывать корм, спасаться от врагов, охранять и обучать потомство. Стая напоминает социальную группу, где каждая особь подчиняется неким правилам, и выполняет некие функции.   
Принятие коллективного образа жизни и элементов социализации стаи, тоже говорят о наличии некоторой доли разума у животных, измерить количественную характеристику которого, пока не представляется возможным.
Однако, стая есть структура не стабильная. Она нуждается во внешней силе, способной преодолеть стремление отдельных особей к индивидуальному поведению. Такой силой становится вожак, он в жестокой схватке с другим претендентом, завоёвывает статус, и сохраняет его, пока есть сила. Вожак имеет некие преимущества перед другими особями: ему достается лучшая часть пищи, и он может совокупляться с любой самкой стаи.
Многие животные живут группами. Антилопы гну, например, собираются в огромные стада, чтобы вместе отправиться в далекое путешествие на поиски богатых кормом пастбищ. Грифы собираются стаями, чтобы расправиться с добычей. Есть другие группы с более строгой организацией, в которых каждое животное играет свою особую роль и выполняет определенные функции, служащие на пользу всему сообществу.
Взаимоотношения особей в группах построены по иерархическому принципу (доминирование-подчинение), которое говорит о неравенстве. В основе иерархии часто лежит агрессивное поведение. По мнению Лоренца, у животных существует внутренняя непреодолимая потребность к агрессии, которая обязательно требует своего выхода наружу.
Лидерство в группе обеспечивают сила и агрессивность, способности обеспечивать альянс с другими членами группы, устанавливать дружеские отношения без применения силы, умение оценивать конкурентную ситуацию, оказывать поддержку подчиненным членам группы, умение регулировать внутригрупповые конфликты. Однако, известны случаи (мартышки, макаки) когда лидером становился старый слабый самец, ему беспрекословно подчинялись и демонстрировали свое уважение, так как животное обладало большим социальным статусом. На арену видов животных, принявших коллективный образ жизни, выходит вожак, Он отвечает за репродукцию, воспитание молодых, передвижение группы к местам ночлега и отдыха, добывание пищи, защиту, сплочение.


Рецензии