Метафизика Жизни

                Жизнь стремится двигаться наперекор остальной части Вселенной.

                Поль Косса «Кибернетика», 1958

               
                «Живыми называются такие системы, которые способны самостоятельно поддерживать и увеличивать
               свою очень высокую степень упорядоченности в среде с меньшей степенью упорядоченности».

                «Основы общей биологии» под общей редакцией Э. Либберта (ГДР, 1982)




Что такое жизнь? Чем живое вещество отличается от неживого?

Неживое вещество состоит из молекул, те, в свою очередь, — из атомов, а атомы — из элементарных частиц — всяких электронов, протонов и нейтронов, которые, в свою очередь, делятся на кварки, о которых мы уже упоминали ранее.

А из чего состоит живое вещество? Элементарный «кирпичик» живого вещества — клетка. Именно в ней зарождается жизнь! Зарождается из тех же самых молекул, которые состоят из атомов, а те в свою очередь — из электронов, протонов, нейтронов и прочих кварков.

Только вот клетка, будучи «фабрикой жизни», таит в себе немало тайн для современного учёного люда. Учёные мужи очень хорошо узнали с помощью микроскопа внутреннее устройство клетки: снаружи — клеточная оболочка, мембрана, сделанная из белков и липидов, внутри этой эластичной молекулярной структуры — другие молекулярные структуры, каждая из которой выполняет свои функции. Если клеточная мембрана служит для того, чтобы отделить внутреннее содержимое клетки от внешней среды, то внутренне устройство клетки обеспечивает и поддерживает те самые процессы жизни, о которой и идёт речь: например, макромолекула ДНК хранит биологическую информацию в виде генетического кода, состоящего из последовательности нуклеотидов и содержит информацию о структуре различных видов РНК и белков. А вот молекулы белков служат и строительным материалом клетки, и катализатором биохимических процессов, и ответственны за передачу сигнала внутри клетки или от одной клетки к другой клетке, и борются с болезнетворными бактериями и вирусами, типа не на ночь будь помянутого коронавируса, и за воспроизводство новой клетки путём деления, etc.

В своё время небезызвестный Фридрих Энгельс даже дал следующее определение жизни:
 
«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка» [1].

Но тут он, пожалуй, немного погорячился. Не знал ни о решающей роли ДНК в процессе жизнедеятельности, ни о внеклеточных формах жизни (а знает ли кто-нибудь из современных учёных о них теперь, спустя 140 лет после написания Энгельсом «Диалектики природы»?), ни о жизни после прекращения этого обмена веществ...

На молекулах ДНК и белков устройство клетки как фабрики жизни не заканчивается. Внутри мембраны в любой клетке есть полужидкая цитоплазма, её внутренняя среда, в которой и пребывают многообразные различные «цеха» клеточной «фабрики жизни». Одни из них отвечают за энергию клетки, например, молекула АТФ — универсальный источник энергии для всех биохимических процессов, протекающих в живых системах, в частности, для образования ферментов, другие — за движение клетки во внешней среде (помните про «жгутики» из уроков биологии в средней школе?), третьи — за хранение кольцевой молекулы ДНК («склад»), ну и прочие рибосомы, хромосомы, лизосомы и митохондрии, каждая из которых отвечает за свой участок... (Уфф... Как их много...)

Что нам важно принципиально понять и усвоить, не вдаваясь в многочисленные детали, — это то, что клетка состоит из различных молекул, макромолекул и их комбинаций, которые являются предметов пристального интереса химиков и биохимиков, соответственно, жизнь для учёных мужей существует на молекулярном уровне и служит некой биологической разновидностью химических процессов. Поэтому знаменитый российский биолог, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН, профессор МГУ Александр Владимирович Марков утверждает, что:

«живой следует считать любую химическую систему, способную к дарвиновской эволюции. То есть любой химический репликатор. Под это определение не подходят компьютерные вирусы, которые тоже могли бы считаться живыми, особенно, если бы им дали возможность свободно мутировать. Но есть загвоздка — они не химического происхождения» [2].

За 140 лет наука проделала путь от Энгельсовского «Жизнь есть способ существования белковых тел» до Марковского (не путать с Марксиcтским) «жизнь есть химический репликатор». Короче говоря, «Химия — жизнь!»  (Напоминает название одного весьма интересного и познавательного научно-популярного журнала.)

Мнение российского биолога Маркова совпадает с мнением выдающегося советско-американского биолога Е.В. Кунина, который в своей содержательной книге «Логика случая»  пишет буквально следующее: «Биология есть эволюция». И далее: «...прийти к определению того, что считать живым, удивительно просто: любой стабильный во времени репликатор является формой жизни» [3].

А что такое «репликатор»? Автор — на сцену! Предоставим слово самому А.В. Маркову:

«Репликатор — это такой объект, который обладает четырьмя свойствами. Первое — способность к размножению. То есть репликатор должен любыми путями способствовать производству собственных копий — других объектов, похожих на него самого. Второе свойство — изменчивость. Это значит, что копии не должны быть стопроцентно точно похожи на родительский объект. Хотя бы иногда должны возникать какие-то случайные изменения. Третье — наследственность. Это означает, что хотя бы некоторые из этих случайно возникающих отклонений должны быть наследственными, то есть передаваться по наследству следующему поколению.

Причём, чтобы репликатор мог эффективно эволюционировать, количественные показатели изменений должны быть в определённых рамках. То есть изменчивость не должна быть слишком большой, а должна обеспечивать устойчивое воспроизведение каких-то основных свойств репликаторов в ходе поколений. Если мутаций будет слишком много, то наследственная информация будет утрачиваться. И, наконец, четвертое свойство — зависимость эффективности размножения от наследственных особенностей организма. Это означает, что хотя бы некоторые из наследственных отклонений должны влиять — положительно или отрицательно — на эффективность размножения, то есть на то, сколько своих копий создаст и передаст следующему поколению данный объект. И, кстати, эффективность размножения — это не значит скорость такового, не просто плодовитость — миллион икринок наметал и всё.

Надо понимать, что имеется в виду количество потомков, которых вы произвели и которые успешно дожили до собственного размножения. Эффективность размножения правильнее будет оценивать не в количестве детей, а в количестве внуков. Хотя и это тоже не идеальная оценка. Так вот, если все четыре условия выполняются, такой объект не может не эволюционировать по Дарвину, он просто обречён это делать. И окончательным доказательством этого стала расшифровка структуры ДНК. Репликатор и четыре его свойства — и есть основной принцип, лежащий в основе эволюции. А зависимость размножения от наследственных особенностей — и есть естественный отбор» [2].

Делаем короткую выжимку — жизнь есть химическая способность к размножению, изменчивости, наследственности и, наконец, зависимости эффективности размножения от наследственных особенностей организма.

А что есть смерть? Вероятно, исходя из этой весьма уважаемой в научных кругах точки зрения, смерть есть отсутствие то ли химии, то ли репликатора.

А что нас, «химических репликаторов» вида Хомо сапиенс, ждёт апосля смерти? Видать, ничего! Как сказал в прошлом веке один видный «химический репликатор» из Советского Союза, «нет человека — нет проблемы»! (Имеется в виду проблема жизни. А вы о чём подумали?)

Но ещё много-много лет и веков назад, когда и науки-то как таковой вообще не было, не о говоря уж о химии, биохимии и дарвиновской теории эволюции, зародились вдруг, внезапно совершенно иные, нехимические представления о жизни, а также о смерти, как продолжении жизни на некоем ином уровне существования — не химическом, а может быть, и не физическом. Я бы назвал такие представления «метафизикой жизни», то есть тем, что находится за пределами физических (и химических) представлений.

Само словечко «метафизика» является изобретением ученика Платона — Аристотеля, точнее говоря, даже не самого Аристотеля, а одного из систематизаторов его научных трактатов. Таковым был некий библиотекарь из славного города Александрия. В одном из древних сборников трудов Аристотеля он так назвал раздел, следующий после работ, посвящённых естественным наукам, которые выделялись в отдел «Физика» (по-гречески значит «Природа»). Метафизика буквально значит «после физики» (“meta ta physika”). Сам Аристотель называл тематику трудов этого отдела то «первой философией», то «наукой о божестве», то просто «мудростью».

О чём же нам говорит эта метафизическая мудрость?

В Древней Индии зародились представления о Вечной Жизни, которая воплощается в любом живом существе, периодически меняя форму своего воплощения. Неумолимое  колесо жизни-смерти (сансара) составляет суть индийского философско-религиозного мировоззрения, дошедшего с древности до наших дней. В этом мировоззрении  Жизнь – это не «химический репликатор», а вечная метафизическая сущность мира. В йоге и традиционной индийской медицине жизненная сила называлась «праной» и отождествлялась с дыханием.

В Древнем Китае жизнь уподоблялась вечной и изначальной энергии Ци (см. иллюстрацию). Эта энергия  может отождествляться с воздухом, дыханием, подобно индийской «пране» или  библейскому Святому Духу. (Не этот ли животворящей ураган, пролетая над хаотичной свалкой молекул на древней планете Земле, собрал из них 4 млрд лет назад первичную «фабрику жизни» — клетку?) Эта же многоликая сила может уподобиться материи, веществу.

В отличие от западной философии и западного менталитета, китайская философия и китайское мировоззрение не делят мир на материю отдельно и Дух отдельно. И материя, и Дух — всё есть Ци. «Замороженное» Ци — не что иное, как вещество. «Оттаявшее» из вещества Ци — Дух животворящий.

Ци — это не химия! Ци — это вечное движение, вечная динамика, вечная энергия, в нём нет ничего застывшего и статичного, в нём всё возникает, погибает и возрождается в ином месте, в иное время, в иной форме. Ци пронизывает собой весь  мир, является неотъемлемой частью этого мира, его душой, его плотью и кровью, его жизнью без причины, жизнью самой по себе. Ци — это жизнь, которая таится в неодушевлённом камне, в живом древе, в разумном человеке. Любимое изречение китайских мыслителей по поводу Ци:   

              «Человек живёт в Ци, подобно тому как рыба живёт в воде».

Овладевший Ци получает не только отменное здоровье (вспомним знаменитую китайскую медицину) и долголетие (а даосы говорили и о физическом бессмертии). Овладевший Ци получает магическую власть над миром.

Нечто подобное витализму древних китайцев просматривается в гилозоизме древних греков. По-гречески слово “Hyle” — «гиле» — означает материю, а “Zoe” —  «зое» —  жизнь.  Отсюда и термин — гилозоизм. Верили древние греки со времён Фалеса Милетского, что  вся материя является одушевлённой, что всё вокруг полно жизни. Из греческого языка слово “Zoe” перекочевало в английский — “Zoo”, а потом уже и в русский, например, в словосочетании  «зоопарк» — «парк жизни».

Позже, в античной философии стоиков, жизнь отождествлялась с понятиями  воздуха, дыхания, «пневмы». (Никакой тебе химии!)

Это же понятие вошло в христианство в виде третьего лица Святой Троицы — животворящего Святого Духа. «Дух», «воздух» — слова однокоренные.

В духовном Евангелии от Иоанна Святой Дух отождествляется также с «водой живой»:

                «Кто верует в меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
                Сие сказал он о Духе, которого имели принять верующие в него» (Евангелие от Иоанна 7:38–39).

И эта «живая вода», отождествляемая также с Духом, дарует не что иное, как «жизнь вечную»:

                «А кто будет пить воду, которую я дам ему, тот не будет жаждать вовек,
                но вода, которую я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 4:14).

(Заметьте — опять и снова никакой химии! Сплошная метафизика!)

В христианстве понятие «ЖИЗНЬ» как метафизический принцип ассоциируется как со «Словом», которое было «в начале», так и с животворящим Святым Духом, а также с «живой водой» и «водой жизни», которые служат Жизненной силой (“vis vitalis”).

                «И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец;
                жаждущему дам даром от источника воды живой» (Откр. 21:6)

Собственно говоря, весь скрытый сакральный смысл христианства, изложенный в Новом Завете, при внимательном рассмотрении заключается именно в даровании «воды жизни» ограниченному числу «званых и избранных»:

                «И показал мне чистую реку ВОДЫ ЖИЗНИ, светлую как кристалл,
                исходящую от престола Бога и Агнца.
                Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки,
                ДРЕВО ЖИЗНИ, двенадцать раз приносящее плоды,
                дающее на каждый месяц плод свой;
                и листья   дерева — для исцеления народов» (Откр. 22:1–2).               

А дарует её не кто иной, как Спаситель мира, Бог-Сын, который, в отличие от простых смертных, имеет «ЖИЗНЬ в Самом Себе»:

                «Ибо, как Отец имеет ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ в Самом Себе,
                так и Сыну дал иметь ЖИЗНЬ в Самом Себе» (Евангелие от Иоанна  5:26).

Кстати, сам Спаситель называет себя там же не более и не менее, как «ХЛЕБ ЖИЗНИ»

                «Я есть ХЛЕБ ЖИЗНИ.
                Я — хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек;
                хлеб же, который я дам, есть Плоть моя, которую я отдам за жизнь мира.
                Ядущий мою Плоть и пиющий мою Кровь имеет ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ, и я воскрешу его в последний день» (Ин. 5:26).

Вот вам и путёвка в «ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ»!

Наука Нового времени, зародившаяся в середине II тысячелетия от Рождества Христова, всю эту метафизику жизни и прочий религиозный «опиум для народа» отвергла напрочь. Та же участь постигала и витализм.

Слово «витализм» происходит от латинских слов “vis vitalis” — «жизненная сила». Жизненная сила, как мы помним, появлялась в древности и на Востоке, и на Западе: в Древней Индией под названием «Прана», в Древнем Китае под названием «Ци», в Древней Греции под названием «энтелехия». Этим мудрёным словом холист Аристотель, которому, как мы помним, принадлежит знаменитая фраза «Целое больше, чем сумма его частей», обозначал  некую внутреннюю силу, которая потенциально заключала в себе как цель, так и окончательный результат. Например, это сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево. В Греции, как известно, всё есть, включая грецкие орехи и энтелехию.

Но вот пришла наука Нового времени и философию витализма начала выжигать  калёным железом (не говоря уж про христианский витализм). И на то были свои основания. Сначала немецкий химик Фридрих Вёлер синтезировал  в 1828 году природное органическое соединение мочевину. Тем самым он доказал, что органические соединения могут быть синтезированы из неорганических. А ведь, по Аристотелю, это было невозможно. По классификации Аристотеля, органические вещества обладают этой самой «жизненной силой», а неорганические — нет.

Затем французский химик Луи Пастер, которому мы обязаны словечком «пастеризация», в 1860–1862 гг. опытным путём доказал невозможность самозарождения микробов благодаря таинственной «жизненной силе». Вездесущие микробы, переносчики инфекционных заболеваний, появляются на свет божий не благодаря таинственному самозарождению, а благодаря банальному размножению. Микробы этим делом заниматься мастера! Про «жизненную силу» пришлось забыть. Следовало помнить про правила гигиены и стерилизации вредных микроорганизмов.

В первом в мире государстве рабочих и крестьян, а также победившего диалектического и исторического материализма, получила широкую известность теория академика АМН СССР Лепешинской о возникновении клеток из бесструктурного «живого вещества». Материализму ведь без материи никак нельзя! Даёшь «живое вещество»! В середине прошлого века это насквозь материалистическое учение видного советского биолога, академика, поддержанное другим небезызвестным академиком — Лысенко, стало на некоторое время обязаловкой для медицинских вузов. Правда, длилось это форменное безумие недолго и впоследствии было осуждено как политизированное и антинаучное направление в советской биологии.

К настоящему времени в среде академической «безжизненной» науки считается, что витализм — не более чем пережиток прошлого, результат предрассудков, суеверия и невежества. Ну, а про религию с её животворящим Святым Духом и говорить не приходится! Мол, охмуряют! Почём опиум для народа?

Но вот в конце прошлого века в стане самой науки зародилась ересь (в смысле "научная ересь"). Вот что осмелились утверждать советский и российский биофизик, доктор биологических наук, профессор Александр Петрович Дубров и советский учёный-психолог, доктор педагогических наук (по психологии, 1967), профессор Вениамин Ноевич Пушкин в своей книге  «Парапсихология и современное естествознание», изданной в 1990 году, на излёте существования СССР:

«Некоторые учёные высказывают мнение, что само определение жизни следует дать, исходя из негэнтропийных свойств и особенностей живой материи, что особенно важно для нашего рассмотрения времени в живых системах».

Вот те раз: «...само определение жизни следует дать, исходя из негэнтропийных свойств и особенностей живой материи...»! Метафизикой попахивает!

Кто же эти «некоторые учёные»?

Вот один из них — профессор Пулковской обсерватории Николай Александрович Козырев, создавший причинную механику и теорию Времени как физического явления. На основании выводов своей теории он, в частности, предсказал наличие тектонической активности Луны. После того как это смелое научное заявление, идущее вразрез с научными представлениями своего времени, было подтверждено на практике после высадки американских астронавтов на Луну, пришёл его звёздный час в прямом и переносном смысле этого слова. В 1969-м он был удостоен именной золотой медали международной академии астронавтики «За замечательные телескопические и спектральные наблюдения люминесцентных явлений на Луне, показывающие, что Луна всё ещё остается активной планетой, и стимулирующие развитие люминесцентных исследований в мировом масштабе». В медаль были вкраплены 7 алмазов, изображающие ковш Большой медведицы. Такой награды удостаивались лишь 2 советских гражданина: Юрий Гагарин и Николай Козырев. Per aspera ad astra!

Ему Андрей Вознесенский посвятил следующие строки:
 
                Есть русская интеллигенция.
                Вы думали — нет? Есть.
                Не масса индифферентная,
                а совесть страны и честь.

                Есть в Рихтере и Аверинцеве
                земских врачей черты —
                постольку интеллигенция,
                постольку они честны.

                «Нет пороков в своем отечестве».
                Не уважаю лесть.
                Есть пороки в моем отечестве,
                зато и пророки есть.

                Такие, как вне коррозии,
                ноздрей петербуржской вздет,
                Николай Александрович Козырев —
                небесный интеллигент.

                Он не замечает карманников.
                Явился он в мир стереть
                второй закон термодинамики
                и с ним тепловую смерть.

Ещё в в 1958-м в своём основном труде,  посвященном причинной механике, «небесный интеллигент» Н.А. Козырев утверждал:

«Действительно, существо жизни заключается в процессах, направленных против возрастания энтропии. Это означает, что в организмах в некоторых процессах ход времени может отличаться от мирового хода времени» [3].

Существо жизни — уже не в белковых телах и не в химическом репликаторе, а «в процессах, направленных против возрастания энтропии»!

Он приходит к выводу, что  «время благодаря своим физическим свойствам может вносить в Мир жизненное начало, препятствовать наступлению его тепловой смерти и обеспечивать существующую в нём гармонию жизни и смерти» [4].

Хоть астрофизик Козырев ставит вопрос о борьбе с тепловой смертью Вселенной, а Новый Завет ставит вопрос о борьбе с человеческой смертью, но приведённая выше цитата Козырева звучит прято-таки по-библейски, напоминая начало Евангелия от Иоанна:

            «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков.
            И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:4-5)

Можно продолжить такие явные параллели. Николай Козырев утверждает:

«Этот Мир может бороться со смертью противоположными процессами, которые могут быть названы процессами жизни, если употреблять это слово в самом широком его смысле» [3].

Апостол Павел пророчествует:

             «Когда же тленное это облечётся в нетление и смертное это облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: “Поглощена смерть победой”.
            “Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?” (1 Кор. 15:54-55)

По существу, верящий в Бога учёный-астрофизик ставит философский вопрос о существовании Жизненной силы Вселенной:

«Скорее всего, это слабые признаки, позволяющие подозревать существование могучего потока возможностей ещё не открытых свойств Природы. Это поток творческих возможностей — жизненной силы Вселенной. Он должен существовать, чтобы обеспечивать гармонию Мира, в котором есть смерть и разрушение, но должны быть и жизнь, и созидание. Этого-то жизненного начала и нет в наших научных знаниях» [5].

Вот она, “vis vitalis”, или «жизненная сила» Вселенной! По сути дела, астрофизик Козырев говорит о существовании некоего гипотетического четвёртого начала термодинамики, действующего вопреки второму началу термодинамики. Если результатом действия второго начала термодинамики является выхолащивание энергии, нарастание хаоса и смерть любых сложноорганизованных систем, то результатом действия четвёртого закона термодинамики является, наоборот, рост организации систем, включая зарождение и эволюцию биологической жизни. Как писал А.Н. Дадаев в биографическом очерке, посвящённом Николаю Александровичу  Козыреву:

«Теория времени» Козырева замечательна. Она затрагивает сложные философские вопросы и фактически по-новому, вполне конкретно, ставит проблему «четвёртого начала» термодинамики — организующего, противодействующего второму началу — также повсеместно и постоянно проявляющегося».

И он не одинок в своих поисках. В настоящее время поборником идеи четвёртого начала термодинамики является американский  биолог, профессор Института сложности в Санта-Фе, Нью-Мексико, США, автор 350 статей и 6 книг Стюарт Кауффман.

Вот что он пишет о четвёртом начале термодинамики в сборнике «Во что мы верим, но не можем доказать»:

«Существует ли где-то в космосе четвёртый закон термодинамики или нечто подобное, связанное с самоорганизованными неравновесными системами, такими как биосфера? Мне хочется думать, что такой закон существует.

Давайте посчитаем: количество возможных белков, состоящих из цепочки в 200 аминокислот, составляет 20 в 200-й степени, то есть 10^260. В известной нам Вселенной элементарных частиц насчитывается около 10^80. Предположим, что на уровне микросекунд Вселенная занята исключительно производством белков, состоящих из 200 аминокислот. Оказывается, что понадобилось бы огромное количество повторений истории Вселенной, чтобы создать все возможные белки, состоящие из цепочки такой длины».

Так древняя метафизика и не менее древний витализм в середине XX века от Рождества Христова исподволь начинает перекликаться с астрофизикой и биофизикой.

Выдающийся учёный, один из основателей квантовой физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1933 года Эрвин Шрёдингер в середине прошлого века в своей замечательной работе «Что такое жизнь с точки зрения физики?» (What is life? The Physical Aspect of the Living Cell) дал своё, физическое, определение жизни:

              «Жизнь — это упорядоченное и закономерное поведение материи,
              основанное не только на одной тенденции переходить от упорядоченности к неупорядоченности,
              но и частично на существовании упорядоченности, которая поддерживается всё время».

То есть в основе нашего «химического репликатора» лежит уже не химия со всеми её атомами и молекулами, а физика с её понятиями организации, порядка, негэнтропии (негативной, или отрицательной энтропии):

«Живой организм непрерывно увеличивает свою энтропию, или, иначе, производит положительную энтропию и, таким образом, приближается к опасному состоянию максимальной энтропии, представляющему собой смерть. Он может избежать этого состояния, то есть оставаться живым, только постоянно извлекая из окружающей его среды отрицательную энтропию. Отрицательная энтропия — это то, чем организм питается».

По Шрёдингеру, жизнь сводится уже не к «способу существования белковых тел», а к способу существования апериодических кристаллов, где под апериодическими кристаллами понимаются хромосомные нити.  «Жизнь — это существование апериодических кристаллов»,  в основе которых лежит «наследственное вещество, не подверженное в основном воздействию беспорядочного теплового движения». Это с одной стороны, со стороны материи как строительных блоков жизни.

С другой стороны, со стороны негэнтропии как архитектора жизни, жизнь сводится к упорядоченности, порядку, организации. Жизнь как порядок, организация есть устойчивое сопротивление смерти как беспорядку, хаосу, что очень актуально для нашего энтропийного мирка. Живой организм непрерывно должен «пить упорядоченность» и есть отрицательную энтропию из окружающей среды.  Шрёдингер называл это «импортом негэнтропии» в живые организмы извне.

Вопрос только в том, где он эту «живую воду» (помните цитаты из Евангелия от Иоанна чуть выше?) и не менее живительную пищу, исполненную негэнтропии, может почерпнуть. Из тел других живых организмов, которыми он питается, как думал Шрёдингер? Или из потока Святого Духа, как настаивает Библия?

             «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа,
             Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19).

А что, если негативная энтропия (негэнтропия), по иному именуемая упорядоченностью или организацией, есть не что иное как христианский Святой Дух? Слова разные, а смысл один и тот же.

В этом случае и метафизика, и биофизика Жизни сводятся к изначальному и вечному существованию некоей негэнтропии или организации, мерой которой служит информация. В разных философских и религиозных системах, у разных народов и культур эта животворящая сущность носит различные названия. У христиан это Дух Животворящий, Логос-Слово, в котором «была жизнь». В Древней Индии это «прана», в Древнем Китае это Ци, в Древней Греции — “Zoe”, «пневма» и «энтелехия».
 
Именно эта многоликая животворящая субстанция и организует безжизненные молекулы «по своему образу и подобию» к некоему Всемогущему Порядку. Где же её искать?
          

Продолжение следует:


Примечания:


1. Фридрих Энгельс «Диалектика природы», 1882      
2. Александр Марков «Нас ждет или возврат в Средневековье, или развитие биотехнологий».
3 . Н.А. Козырев «Причинная или несимметричная механика в линейном приближении». Избранные труды, Л., 1991, стр. 249
4. Н.А. Козырев  «О воздействии времени на вещество»
5. Н.А. Козырев «Человек и Природа»

Кирилл Мошков "75 лет вопросу Шрёдингера «What is life?»". Элементы

         

                25 мая 2022 года


Рецензии
«Процессы, усиливающие в системе причинное действие, увеличивают плотность времени в окружающем их пространстве. Процессы же противоположного действия уменьшают его плотность. В первом случае можно говорить об излучении времени, а во втором — о его поглощении. Процессы, увеличивающие энтропию там, где они происходят, излучают время. Это, например, такие процессы, как разогрев тела, таяние льда, испарение жидкостей, растворение в воде различных веществ и даже увядание растений. Противоположные же им процессы, например остывание тела, замерзание воды, поглощают время, и в их окрестности уменьшается его плотность» [3].

Заметьте: «увядание растений», то есть процессы смерти, приводят к «излучению времени». А излучение Времени, в свою очередь, неразрывно связано с излучением и поглощением организованности системы:
Сочный бред всё-таки....

Роман Воробьев 4   03.07.2023 22:59     Заявить о нарушении
«Живыми называются такие системы, которые способны самостоятельно поддерживать и увеличивать
свою очень высокую степень упорядоченности в среде с меньшей степенью упорядоченности».
Растущие кристаллы, к примеру.

Роман Воробьев 4   03.07.2023 22:56   Заявить о нарушении
Или "мёртвые души".

Сергей Горский Москва   04.07.2023 05:51   Заявить о нарушении
Или "мёртвые души".
Ну, это бред, как всегда.

Роман Воробьев 4   04.07.2023 09:51   Заявить о нарушении
Для мёртвых душ это бред. Можете бредить и дальше.

Сергей Горский Москва   04.07.2023 13:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.