Межфлотские переходы субмарин в СССР. Часть 3
Часть 1. http://proza.ru/2022/05/24/424
Часть 2.http://proza.ru/2022/05/25/394
В январе 1974 года в Северодвинске на «Северном машиностроительном предприятии» было начато строительство серии из 14 ПЛ пр.667БДР.7 ПЛ должны были войти в 13-ю дивизию Северного флота и 7 ПЛ в 25-ю дивизию Тихоокеанского флота. Это были ракетные субмарины, большого водоизмещения, и строились только в Северодвинске.
Обычно, подводные лодки переводились с Северного на Тихоокеанский флот по Северному морскому пути или напрямик, подо льдами,к Берингову проливу в Тихий океан. На этом пути ПЛ, выходя из Кольского залива, поворачивают направо (на восток), поэтому у подводников этот путь называется восточным и занимает обычно около 3-х недель.
Другой путь называют западным. На этом пути подводные лодки после выхода из Кольского залива поворачивают налево (на запад), преодолевают несколько противолодочных рубежей, пересекают Атлантический океан и у Антарктиды поворачивают, или в Тихий океан через пролив Дрейка, или в Индийский океан вокруг мыса Игольный. Этот путь занимает около 3-х месяцев, практически на полную автономность лодок. Но, как это рассказывалось в предыдущей части, переход по Северному морскому пути имел свои сложности и не мог быть использован в угро. жающий период
Для перехода первых ПЛ пр.667БДР на ТОФ был избран западный путь. Подводные лодки направлялись по западному пути для испытания систем и механизмов новейших ПЛ во всех климатических зонах, а так же проверить новую космическую навигационную систему «Шлюз» в южных широтах.Для перехода по этому маршруту были назначены К-455 и К-490.В январе 1977 года К-455 перешла из Северодвинска в Гаджиевои 5 февраля зачислена в состав 13-й дивизии ПЛ КСФ. К-490 была заложена на полгода позже, чем К-455 и пришла в 13-ю дивизию осенью 1977 года.
Подготовка к переходу
Весь 1978 год шла подготовка кораблей и экипажей к переходу. Часть офицеров пожелала остаться служить на Севере и отказались идтина переход. На их место пришли ребята из 2-х экипажей. Переход ПЛ на КТОФ планировался на 1979 год.
Для обеспечения перехода было выделено ОИС «Байкал», на борту которого размещался 2-й экипаж К-455.
План, разработанный в Главном штабе ВМФ, предполагал провести переход в три этапа.
1-й этап – переход из Гаджиево до пролива Дрейка. Корабли выходятв море с интервалом в 1 сутки, встречаются в полигоне и начинают движение в походном ордере. Средняя скорость на переходе 12 узлов (экономическая скорость ОИС «Байкал»).
При прорыве противолодочных рубежей ОИС «Байкал», шумом своих винтов маскирует ПЛ. После преодоления противолодочных рубежей корабли расходятся. ОИС «Байкал» проходит Атлантический океан по середине. К-455 идёт восточнее, ближе к берегам Африки. К-490 идёт западнее, ближе к берегам Америки. От широты Гибралтара к ордеру присоединяется авианосный крейсер «Минск».
2-й этап – переход через пролив Дрейка. На подходах к проливу Дрейка отряд соединяется. Корабли, по каналам звукоподводной связи, обмениваются информацией и уточняют свои координаты. Построившись в ордер, корабли проходят пролив Дрейка.
3-й этап – переход от пролива Дрейка в Авачинский залив. Выйдяиз пролива Дрейка, корабли расходятся и далее пересекают Тихий океан самостоятельно. Скорость подводных лодок уже не ограничивается экономической скоростью ОИС «Байкал».
Руководителями перехода были назначены:
-Командир перехода – командир 13-й дивизии контр-адмиралПавлов А. И.
-Командир К-455 – капитан 1 ранга Толстолыткин И. А.
-Командир К-490 – капитан 1 ранга Кузнецов В. М.
Командир ОИС «Байкал» – капитан 3 ранга Бочинский Г.
Командир 2-го экипажа К-455 – капитан 1 ранга Чефонов И. Г.
Старший на борту «Байкала» – капитан 1 ранга Климов П. Л.
10 января 1979 года на СФ прибыла комиссия Главного штаба ВМФво главе с адмиралом Горшковым С. Г.
К-490 и К-455 приготовили к смотру. За несколько часов до прибытия комиссии, экипажи провели большую приборку и с лодок их удалили, оставив только вахту. Подошли несколько грузовых машин из тыла базы и произвели «дооснащение» лодок. По всем отсекам были застелены ковры, цвета весенней травы. В самых разных местах появились кашпо с живыми цветами. Столы в кают-компаниях были застелены нештатными скатертями и обставлены сервизами, которых экипажи никогда не видели. Всё это и так полагалось лодкам, но для сохранности находилосьна складах. Лодки были очень красивы.
Комиссия осматривать лодки не стала, а сразу проследовала в штаб 3-й флотилии. К вечеру лодки привели в исходное. Ковры, цветы и посуду увезли обратно на склады и больше лодки своего имущества не видели. Экипажи показывать москвичам также не стали, так как каждому офицеру ПЛ была положена канадка, но никаких канадок офицеры К-455 никогдане видели. Вместо канадок офицерам выдали чёрные ватники. Если быне белая надпись на спине каждого ватника в/ч 10454, то строй экипажа новейшего атомохода сильно походил на строй уголовников.
В штабе 3-й флотилии ПЛ КСФ в Гаджиево Главком ВМФ заслушал доклады о готовности кораблей и поставил задачи на переход. Для К-455 и К-490 основная задача – переход с СФ на ТОФс одновременным несением боевой службы. Дополнительная задача – проверка работоспособности оружия и технических средств в различных климатических зонах Мирового океана.
Для ОИС «Байкал» основная задача – навигационное, материально-техническое и аварийно-спасательное обеспечение К-455 и К-490 на переходе.Дополнительная задача – изучение навигационно-гидрографических условий плавания для нужд ракетных ПЛ.
15 января 1979 года командующий СФ адмирал Чернавин В. Н. провел последний инструктаж, уточнив задачи на переход, поставленные главкомом ВМФ. Во время инструктажа капитан 1 ранга Чефонов И. Г. предложил части второго экипажа К-455 и ему самому следовать на борту К-455, а не на ОИС «Байкал».
Командующий СФ не согласился с предложением Чефонова И. Г. и подтвердил первоначальное решение — второму экипажу и его командиру быть на ОИС «Байкал», а командиру перехода контр-адмиралу Павлову А. И. с походным штабом идти на борту К-490. Командующий флотом был совершенно прав.Ни Чефонов И. Г., ни его люди, ни в какой ситуации, ни чем нам помочьне могли. А вот помешать, – сколько угодно.
Такое решение командующего СФ было большим доверием капитану 1 ранга Толстолыткину И. А. Нам для «оказания помощи» посадили всего трёх офицеров капитана 1 ранга Савина А. П., капитана 1 ранга Пальцеви капитана 2 ранга Сидорова Г. М. Время выхода было назначено на 21 января 1979 года...
А вот что о самом переходе было написано в истории ракетоносца К-490.
1979 год 21 января - 10 апреля
Совместно с РПК К-455 и ОИС "Байкал (на борту находился второй экипаж РПК К-455) совершил групповой трансокеанский межфлотский переход из бухты Ягельная (г.Гаджиево) в бухту Крашенинникова (г.Вилючинск) через пролив Дрейка (через Атлантический и Тихий океаны) с одновременным выполнением задач боевой службы. На РПК находился походный штаб.
Командир отряда - командир 13-й ДиПЛ контр-адмирал Павлов А.И. (находился на РПК К-455). 24.07.1979 за успешное выполнение задания контр-адмиралу Павлову А.И. Указом Президиума ВС СССР было присвоено звание Героя Советского Союза, командиры РПК К-455 капитан 1 ранга Толстолыткин И.А. и РПК К-490 капитан
1 ранга Кузнецов В.М. были удостоены ордена Ленина, командиpa второго экипажа РПК К-455 капитана 1ранга Чефонова И. и командира ОИС «Байкал» капитана 3 ранга Бочинского Г. наградили орденом Красной Звезды;
1979 год 8 марта
Включён в состав КТОФ. Вошел в состав 25-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ с базированием на б. Крашенинникова (г.Вилючинск);
Из этих записей следует, что как только ракетоносцы вошли в Тихий океан, пройдя пролив Дрейка, они были включены в состав Тихоокеанского флота, и если бы с субмаринами что-то случалось и требовалась помощь, её бы оказывали корабли Тихоокеанского флота.
О самом переходе с Северного на Тихоокеанский флот написано очень мало. Видимо, он был совершен в строгом соответствии с планом перехода, о чем я рассказал очень подробно.
Свидетельство о публикации №222052600367