Возлюби ближнего своего. Глава 7. ч. 9

Одухотворенный человек стремится обрести мудрость, чтобы наиболее успешно строить отношения с окружающими. Стало уже каким-то привычным и стандартным представление о том, что большинство людей является существами неглупыми и даже умными. Некоторые даже предъявляют претензию на особенно высокий интеллект. Хотя, в подавляющем большинстве случаев, претензия на особый интеллект - это всего лишь плод фантазии такого конкретного претендента. Складывается даже своего рода закономерность: среди тех, кто претендует на высокий интеллект, процентов восемьдесят-девяносто лишь тешит себя иллюзией об обладании таковым. А, вот, среди тех, кто скромно оценивает свой интеллект, вероятность присутствия большого ума в несколько раз больше.

Понятие мудрости, к сожалению, как и многие другие понятия о классических человеческих достоинствах и добродетелях, стало чрезмерно расхожим, опустилось массой людей до какого-то слишком прозаического и приземленного уровня, потеряло свою истинную суть и содержание. Получается, что якобы быть неумным и немудрым, вроде как, и неприлично совсем. И потому любой дворник или домохозяйка (условно говоря) считают для себя возможным предъявлять претензию не только на особенный интеллект, но и на обладание мудростью. Это, вроде как, входит в стандартный комплект качеств, присущий всем нормальным людям. Иначе говоря, всем и каждому.
Если смотреть на ситуацию с житейской точки зрения, то выявится, что, действительно, уровень интеллекта и мудрости большинства людей (девяносто процентов) примерно одинаков. Что дает основание этому большинству думать о том, что они ничуть не хуже всех прочих.

И в системе житейских координат это действительно так. Но, существует еще и духовная система координат в соответствии с иерархией вечных классических ценностей Вселенной. Где критерии оценки принципиально более жестокие и строгие, чем в житейской. И тогда уже складывается более объективная картина реальной действительности. В соответствии с которой, девяносто процентов людей имеют, в лучшем случае, средний интеллект. А задатки высокого интеллекта имеются лишь у десяти процентов людей. То, как эти десять процентов относятся к своим особенно ценным и важным задаткам - это уже другая сторона медали. Но, тем не менее.
А о мудрости, к сожалению, у большинства слишком много иллюзий. Конечно, уровень житейской мудрости у большинства присутствует в определенном количестве. Но что это такое на самом деле? Это уровень знаний и сознания, который позволяет легко и непринуждённо решать простые и очень простые вопросы и задачи. Практически всем.

Но, как только речь заходит о решении задач хотя бы среднего уровня сложности, то ситуация перестает быть безобидной и благоприятной, утешительной и самодостаточной. Выясняется, что более-менее сносно с задачами этого уровня сложности справляется только двадцать-тридцать процентов людей. А с задачами высокого уровня сложности справляется только один процент людей. С задачами очень высокого уровня сложности справляется, в лучшем случае, один человек из тысячи. И не просто тысячи обычных людей, а представителей интеллигенции. Среди рабочего класса эта пропорция еще в десять раз меньше. А для крестьянства, особенно нынешнего, уже в сто раз меньше. Поэтому, даже умеренно мудрых людей, на самом деле, предельно мизерное количество, к сожалению. И так было две тысячи лет назад. И так будет ближайшие две тысячи лет.

Ибо, при распространённой и мощной умственной лени, надеяться на быстрые и большие успехи в плане интеллектуального развития общества, увы, не приходится. Можно, конечно, тешить себя многочисленными и разнообразными иллюзиями по этому поводу. Но, по большому счету, это ничего принципиально не изменит. По крайней мере, в лучшую сторону. А в худшую - сколько угодно. Принципиальное непонимание основных (не говоря уже обо всех) элементов диалектики развития человечества приводит к многочисленным глобальным искажениям и извращениям в психологии и философии развития общества. Когда выдвигается заведомо ложный лозунг о том, что «кухарка будет управлять государством» или «кто был никем, тот станет всем». И большинство продолжает весьма доверчиво относиться к такого рода лозунгам и «афоризмам». Забывая, при этом, элементарную народную мудрость о том, что «рожденный ползать летать не может».

Статистика наблюдения за последние тридцать лет показывает, что девяносто процентов людей при решении сложных вопросов (об очень сложных уже речь не идет, чтобы не навевать читателю чрезмерно пессимистического представления о человеческом обществе в целом) в девяносто процентах случаев терпит принципиальное фиаско. Просто многим непосвященным хочется думать, что проблемы и неприятности - это удел того или иного отдельного человека. А все остальные в этом плане гораздо более благополучны. Но, вот, если анализировать жизни большого числа людей, что называется, одномоментно (отчасти, постфактум), то пятидесяти тысяч оказывается вполне достаточно, чтобы у аналитика сложилось достаточно четкое и конкретное, а главное - объективное представление о реальной действительности. Которая оказывается, к сожалению, весьма неприглядной.
Небольшие крупицы мудрости есть лишь у одного человека из тысячи. Задатки мудрости среднего уровня встречаются у одного человека из ста тысяч. Задатки большого уровня мудрости - у одного человека из десяти миллионов. Вот вам и проза жизни. Это к вопросу и распространённых иллюзиях относительно собственной мудрости.

Мудрость - это свойство элитарное, избранное, элемент аристократичности, конечно, в количестве одного-пяти процентов оно есть у всех. Но, вот, в количестве десяти-двадцати процентов уже мало у кого. Это к вопросу о том, что и общество, и государство должно относиться к мудрым людям принципиально иначе, чем ко всем остальным. Ибо, истинных аристократов ума, души и духа за последние две тысячи лет было всего пять тысяч человек. Ценность бытия всех остальных была, есть и будет весьма символической.

О ком-то из нас потомки, если и вспомнят, то лишь в связи с тем, как именно мы относились к этим редчайшим посланникам Высших сил. Помогали им всеми силами ума и души или вредили, как последние сволочи и негодяи, подонки и мерзкие личности. Собственно, демонстративно равнодушное отношение основной массы людей к истинным аристократам ума, души и духа не намного лучше поведения последней категории личностей. Ибо, «все самые большие несправедливости мира творятся с молчаливого согласия окружающих». Потакая моральному преступнику, мы вольно или невольно становимся соучастниками его мерзких злодеяний. За что бываем в обязательном порядке очень серьезно наказаны Высшими силами. Это бывает большое число проблем и неприятностей, явных глобальных драм и трагедий. Если вы видите, что комар уже напитался вашей кровью, то неужели вы будете сомневаться относительно его дальнейшей судьбы? Конечно, нет. Вы просто - напросто убьёте его. И будете бдительны в дальнейшем.

Как пишут мудрецы, для того, чтобы достигнуть хотя бы одного процента потенциальной мудрости, доступной обычному человеку, как правило, необходимо тридцать-пятьдесят лет очень серьезно и интенсивно работать над своим духовным развитием. Что мало кому удается даже среди священников и монахов, к сожалению. Иначе говоря, достижение идеального уровня человеческой мудрости (о прочей, присущей высшим духовным существам, речь вообще не идет) возможно, лишь спустя восемьдесят-сто воплощений в человеческом образе. При условии, что каждое это воплощение в максимальной степени будет посвящено самовоспитанию и самосовершенствованию. Вот такие реалии человеческого бытия. Поэтому претензии на мудрость тех, кто никогда ею специально не занимался, выглядит, мягко говоря, нелогично.

Истинные мудрецы, кстати говоря, оценивают уровень своей мудрости очень скромно. Ибо, они, и, к сожалению, лишь они, понимают то, как много ценнейших знаний еще осталось для них недоступными. Что Высшие силы очень избирательно наделяют особой мудростью людей. И правильно делают. Ибо, вспомним Атлантиду: люди возомнили себя равным богам. За что и были наказаны смертью. Глупый преступник, безусловно, опасен. Но умный преступник опасен в десять раз больше. Ибо, тогда речь идет об организованной преступности, как конкретном социальном явлении. А те, кто вступает в контакт с темными силами сознательно и добровольно, могут достигать такого состояния концентрированного зла, что мало уже никому не кажется. Достаточно вспомнить Ирода, Нерона, Ленина, Гитлера, Сталина и прочих личностей, подобных им.

Мудрость человека, как правило, определяется сутью его врожденных задатков. Как, впрочем, и всех остальных ведущих человеческих достоинств и добродетелей. Понятно, что, если у человека имеются задатки лишь глупой и несовершенной личности, то, применительно к нему говорить о какой - либо мудрости уже не приходится. Человеку с задатками низкой степени интеллекта в рамках одной жизни уже не обрести даже среднего интеллекта. Другой вопрос, что это отнюдь не означает того, что ему совершенно не нужно серьезно и основательно работать над собой. Работать нужно всем и всегда. И хотя бы над основными достоинствами и добродетелями. Другой момент, что заведомо ясно то, что результаты в каждом конкретном случае могут быть не просто несколько иными, а принципиально иными. В одном случае - маленькими, в другом - средними, в третьем - большими. И тут главное правильно выбрать систему координат для оценки своих достижений. Главное - это то, насколько именно ты стал лучше и совершеннее относительно своего прежнего состояния ума и души. А то, что кто-то за это время добился значительно больших результатов - это вовсе не повод для раздражения и озлобления, ревности и зависти. Как говорят на Востоке, у него карма такая.

Конечно, большинство людей, к сожалению, не отличается особенной внутренней организованностью и самодисциплиной, очень большими способностями и талантами, высокой активностью, трудолюбием и добросовестностью своего ума и души. А при таких составляющих надеяться на большие качественные результаты не приходится. Не говоря уже о самоконтроле и самокритичности, которых почти нет.
Адекватная любовь к ближнему может возникнуть только у человека с хорошо развитой добросовестностью ума. Среди классических ценностей бытия есть такое понятие, как добросовестность ума. Иначе говоря, стремление человека в своей умственной деятельности быть максимально добросовестным. При этом представители стандартного менталитета предпочитают иметь минимально необходимую добросовестность, чтобы просто не выглядеть принципиально хуже своего непосредственного окружения. То, что это окружение, возможно, не отличается само по себе какой-либо особенной добросовестностью ума (как, впрочем, и добросовестностью вообще), не приходит в голову отдельному человеку, этому представителю.

Собственно, по большому счету, представителям стандартного менталитета свойственна такая особенность, как упрощенные критерии эстетики жизни вообще во всех главных и второстепенных вопросах человеческого бытия. Когда во главе угла стоят не классические психологические и духовные правила и законы жизни, а лишь отдельные и фрагментарные понятия и представления банальной мирской логики, основанные на примитивном рационализме, низком уровне гармонии и одухотворенности.

Представители творческого менталитета, как правило, стремятся, как минимум, к прежнему уровню умственной добросовестности. В чем это проявляется? Во-первых, в постоянном и серьезном контроле за мыслями, возникающими к голове. Ибо, далеко не все, что возникает в голове конкретного человека, является плодом именно его собственного разума. Нередко и хорошие, и плохие мысли (особенно плохие) возникают в результате влияния внешних сил. И, к сожалению, нередко темных сил, стремящихся внедрить в человеческое сознание, как минимум, максимальное количество откровенно глупых мыслей. А, как максимум, принципиально деструктивных и дисгармоничных, примитивных и пошлых, стервозных и подлых, относящихся не только к ста ведущим порокам, но и еще к трёмстам наиболее распространённым недостаткам. И если не прямо, то хотя бы косвенно или частично.

Благородство человека, например, заключается не в том, что ему никогда не приходят в голову неблагородные мысли, а в том, что он четко и конкретно, быстро и категорично их отсекает, отвергает от своего сознания, дает им адекватную и принципиальную оценку. Хотя, конечно, в жизни бывают разные ситуации. И иногда искушения злого духа бывают настолько утонченными и изощренными, что далеко не сразу распознаются даже человеком с добросовестным умом. Если распознаются вообще. Ибо, увидеть происки злого духа, например, на пять-семь процентов очень сложно. Например, в плане гордыни или тщеславия.

То, как у конкретного представителя творческого менталитета, получается контролировать свое сознание - это уже другая сторона медали. Главное - это то, что он старается в этом плане. Ибо, представитель стандартного менталитета, по большому счету, не особенно старается. Точнее сказать, его старания столь символичны по своей величине и уровню качества, что ими, с духовной точки зрения, можно принципиально пренебречь. Ибо, то, что они дают, как правило, ничего особенно хорошего в себе не содержит. Кроме сиюминутного утешения своей болезненной амбиции в том, что «я не хуже других». Да, других, тебе подобных, но не истинно умных и добродетельных людей. Вот ведь в чем нюанс этой логики.

Во-вторых, достойный человек стремится к тому, чтобы все и, именно все, его мысли, так или иначе озвученные окружающим, пусть даже самым родным и близким, были на достаточно хорошем качественном уровне. Как минимум, на среднем. И по возможности, на высоком. И это делается не ради банальной показухи или саморекламы, а как естественное и закономерное проявление его собственной внутренней потребности уважать самого себя, иметь свое чувство удовлетворения собой и своей жизнью, не зависимо от того, что об этом думают окружающие. Представитель творческого менталитета, в отличие от менталитета стандартного, имеет собственные индивидуальные критерии качества. Которые, как правило, существенно выше тех, что приняты у его обычного окружения. Ибо, то, что принято у его окружения, его принципиально не устраивает. За исключением тех редких ситуаций, когда окружением служит не толпа, а специально созданные интеллектуальные сообщества формального или неформального типа.

Достойный человек придает особенный смысл тому, чтобы его мысли имели вполне определенную концентрацию логики и, по возможности, не были предельно банальными и избитыми. Хотя, безусловно, далеко не каждому дано изобретать новые понятия или принципиально новые трактовки уже известных понятий. Конечно, многие пытаются это делать. Но, в подавляющем большинстве случаев, из этого ничего хорошего не получается. Среди многих тысяч людей, считающих себя особенными мыслителями, лишь единицы остаются в памяти потомков. И так было всегда, и, видимо, будет всегда.

Достойный человек, в отличие от обычного, старается, по возможности, не принимать на веру распространенные стереотипы. Он их хотя бы в небольшой степени осмысливает, берет из них рациональное зерно, если таковое конечно, имеет место быть, добавляет к нему собственный ракурс видения. И уже в таком виде старается проявлять этот стереотип в своей жизни. Конечно, есть масса аспектов жизни, где без стереотипов обойтись невозможно. Особенно в юности или ранней молодости. И потом: стереотип стереотипу рознь. Одно дело стереотип мирской логики и совсем другое дело - стереотип духовной логики. Между ними часто имеется не просто некоторое, а принципиальное отличие. Подобно белому и черному. И человеку со стереотипным мышлением, как единственно доступным его сознанию, совершенно не понятно то, что происходит в голове творческого человека. Как и то, почему и зачем это там происходит. Чем проще человек, тем, как правило, проще понятия, которыми он оперирует в своем мышлении. И для него совершенно непонятно то, зачем нужны гораздо более сложные понятия. Ведь и так все хорошо, с точки зрения банальной житейской логики.

Человек со стандартным менталитетом гораздо хуже чувствует, воспринимает и осознает какие-либо интеллектуальные и психологические оттенки и полутона чужих мыслей и чувств. Собственно, и его собственная палитра, по большому счету, условно говоря, ограничивается лишь семью стандартными цветами радуги. А сотни возможных оттенков остаются как бы вне его поля зрения, за линией горизонта его сознания.

Человеку, привыкшему мыслить лишь простыми понятиями, очень трудно воспринимать адекватно явления жизни даже средней степени сложности, не говоря уже о сложных. Это служит основанием для возникновения бесконечной череды недоразумений и проблем. В отдельных случаях, даже откровенно конфликтных ситуаций. Близорукий и дальнозоркий никогда не придут к общему мнению о том, что можно и нужно видеть человеку. Потому как то, что является условной нормой для одного, является совершенно невозможным для другого. Вот такое различие имеется между творческим и стандартным менталитетом.

Большинство современных книг (и не только) имеет, как правило, низкую концентрацию действительно умных мыслей (три-пять процентов от общего объема). И все было бы неплохо, если бы у большинства людей, регулярно читающих эти книги, не складывался вполне конкретный стереотип восприятия лёгких мыслей, как элемент фонового интеллектуального процесса. Когда им попадается даже умеренно умная книга со средней концентрацией мысли (тридцать-сорок процентов), то большинство из них вынуждены отложить в сторону эту книгу. Ибо, скорость чтения такой книги во много раз меньше, чем привычной легкой книги. Банальный рационализм и тут вставляет свои палки в колеса познания. В итоге человек остается на своем старом интеллектуальном уровне, а его развитие интеллекта, по большому счету, продолжает оставлять желать лучшего. А часто и все развитие его личности, особенно в плане его гармонизации и повышения одухотворённости. Иногда это касается развития каких-либо отдельных способностей и талантов, повышения профессионального уровня в избранной сфере деятельности. В некоторых случаях, это и расширение кругозора, особенно глобального и фундаментального характера. И, конечно, это касается шлифовки мозгов вообще, развития их в многогранном плане. Да и в плане обычной повседневной тренировки для поддержания должного энергетического тонуса. Мышцы ума, как и мышцы тела, нуждаются в регулярных тренировках. И творческий человек осознает этот момент или интуитивно чувствует его насущную потребность, необходимость и целесообразность. А для обычного человека, как правило, это тайна за семью печатями. Он, конечно, тренирует свои мозги, но лишь в рамках банальной житейской логики. Без высокой скорости и сложных виражей. Да и круг тем обычно предельно узок и прост.

Достойный человек в своих интеллектуальных процессах старается ориентироваться не на свое непосредственное окружение (кроме как в детстве или юности), а на свой идеал, на своих интеллектуальных кумиров. Или кумиров в отдельной сфере деятельности. У которых интеллектуальный уровень, как правило, существенно выше, чем у большинства людей. Да и список процессов, в которых участвует их интеллект, значительно шире, как и выше степень активности интеллекта в каждом из них. Причем, активности сознательной и целенаправленной, которая, собственно, со временем становится естественной и закономерной, так сказать, уже произвольной для конкретного человека. И в этом-то как раз и заключается одна из основных особенностей и закономерностей эволюции человеческой личности. Человек, желающий серьезно и основательно развиваться, должен ставить перед собой все время новые и новые задачи. И не только прежнего уровня сложности и изощренности, но хотя бы чуть-чуть выше. Пусть лишь на один процент, но, тем не менее. Ведь за свою жизнь человек решает тысячи задач. Поэтому, если он хотя бы иногда добавляет хотя бы этот один процент, то со временем, достигает достаточно значительных вершин в освоении явлений жизни умеренной сложности (это с духовной точки зрения умеренной, а с житейской точки зрения - высшей) и сложных. О существовании которых люди обычного типа, стандартного менталитета даже не догадываются, не говоря уже о каком-либо их осмыслении.

Это подобно рефлексу дрессированного животного, привыкшего, например, ходить по кругу в цирке. Принципиально иные действия часто ему могут быть недоступны.
Добросовестность ума проявляется и в том, что человек старается в максимальной степени развить свой ум. И не только в рамках житейской логики, но и в рамках логики духовной. Достойныйй человек стремится сделать свой ум более мощным, более глубоким, более многогранным. Связать его с интуицией и проницательностью, с творческим мышлением, сделать его самостоятельным и независимым, активным и энергичным, привнести в него хотя бы отдельные моменты, условно говоря, научной организации труда. Не говоря уже об осознании факторов, влияющих на мощность и продолжительность вдохновения. И максимально эффективном практическом применении полученных выводов. Для повышения количественных и качественных параметров умственных процессов. Достойный человек заботится о своем уме, в меру своих сил и знаний.

Человек, лишенный одухотворенности, вряд ли будет способен на адекватную любовь к ближнему. Каждому человеку необходимо понимать то, что духовность в человеческой жизни - это не просто элемент первостепенной важности, а самое главное. Без чего все остальное обретает лишь символический смысл и ценность. Для достойного человека духовность важна в два-четыре раза (как минимум) больше, чем для обычного человека. Собственно, любая эволюция личности, исключающая из себя элемент духовности, как и переводящая его в число второстепенных, обречена, по большому счету, на неудачу. Не говоря уже о том, что эволюция личности (понимаемая лишь с формальных позиций), при такой постановке вопроса, постепенно (а иногда и резко) превращается в духовную деградация личности.

Достойный человек должен понимать и осознавать тот момент, что его личность, жизнь и творчество являются не просто еще одной площадкой (как у большинства обычных людей) столкновения темных и светлых сил, а ареной наиболее ожесточенных сражений. В ходе которых далеко не всегда побеждает собственное светлое начало талантливой личности. В связи с чем, от достойного человека требуется, кроме всего прочего, постоянная и серьезная внимательность и бдительность ко всему, что происходит в его внутреннем мире, ко всем новым (да и старым тоже) мыслям и чувствам. Ибо то, что появляется в голове человека и хорошее, и плохое, в девяноста процентов случаев не рождается в результате лишь его собственных усилий ума и души. А бывает привнесено в него представителями светлых или темных сил. Одной из особенностей их влияния является тот момент, что темные силы активны всегда. И даже более того: они стремятся максимально эффективно (для себя естественно) использовать даже секундное ослабление бдительности индивида для того, чтобы вложить в голову человека (в его так называемое сознание), в лучшем случае, духовный мусор нейтрального содержания (таковым он выглядит лишь с точки зрения сиюминутных интересов человека), а в худшем - информацию агрессивно деструктивного и дисгармоничного содержания.

Правда, в большинстве случаев, очень тонко и умело замаскированную темными силами в якобы приятную и полезную для человек информацию. Поэтому легко и быстро распознать ее истинную сущность далеко не всегда представляется возможным даже человеку умеренно искушенному в такого рода делах. О неискушенных (девяносто пять – девяносто девять процентов населения) речь вообще, в данном аспекте, вести не стоит. Вот такая, можно сказать, грустная и местами драматичная ситуация. Которая сохраняется в жизни большинства людей даже не дни или месяцы, а годы и десятилетия. По сути - почти всю жизнь. Если только Жизнь в очередной раз мощно и глобально не встряхнет заблуждающегося и после этого пошлет ему действительно мудрого человека (не более двух-трех человек из тысячи), к которому он почувствует вдруг особое доверие и расположение.

Выслушав же мудрый совет и наставление, человек не только решит, но и осуществит (в девяти случаях из десяти маловероятную) глобальную принципиальную перестройку своей личности, своего внутреннего мира, своей жизни в ее фундаментальных моментах и явлениях. И поставит духовные ценности не просто чисто теоретически, а реально и практически в системе иерархии ценностей на первое место. Что называется, раз и навсегда. Ибо, многочисленные сомнения и колебания, как простого, так и весьма изощренного характера, в той или иной степени, будут преследовать его всю оставшуюся жизнь. И, в ряде случаев, от него понадобится, в том числе, и вполне конкретное мужество для того, чтобы не отступить от избранной новой позиции в этом сложном и предельно проблематичном мире.

Автор этих строк потратил больше десяти лет своей жизни на решение вопроса о том, почему из нескольких десятков талантливых людей (причем, с формальной точки зрения, примерно равных по размеру своего таланта) только редкие единицы становятся классиками. И в результате выяснилось то, что классиками становились только те, кто четко и конкретно осознавал первостепенность духовности в жизни вообще, и в их собственной, в частности, в их личности, в их творчестве (как, впрочем, и в творчестве вообще). Но, кроме осознания этого момента, такой талантливый человек проникался этой истиной до самых сокровенных глубин своего ума и души. И в соответствии с этим строил свою жизнь и свое творчество. Но не для внешней показухи кому-либо из окружающих, а, исходя из искренней и бескорыстной насущной потребности своей души прикоснуться к благодати Высших сил.
И, желательно, не только однократно, а регулярно прикасаться, тем самым, стремясь наиболее полноценно реализовать свою эксклюзивную миссию на Земле - миссию посланника Высших сил, стремящегося изо всех сил своего существа и каждым своим дыханием по возможности повышать уровень гармонии окружающего мира.

Тот же, кто сознательно встал на путь духовного служения Высшим силам Вселенной своей максимально благочестивой жизнью и одухотворенным творчеством, как правило, не остается в последующем без внимания Высших сил. Конечно, виды и формы этого внимания совершенно не обязательно будут однозначными. Ибо, темные силы не дремлют. И непрерывно стараются, если не явно, то скрыто негативно повлиять на духовность человека (творческого, в особенности), на его личность, на его жизнь, на его творчество, на развитие личности и творческих способностей. И, как минимум, внести бесконечное множество самых различных сомнений и колебаний преимущественно деструктивного и дисгармоничного характера во все выше перечисленные процессы и явления.

И донести до сознания заблуждающегося суть и содержание его личных (а часто и весьма распространенных) заблуждений далеко не всегда легко и просто. Ибо, темные силы выстраивают настолько мощную и стройную систему аргументов (прямо или косвенно опирающихся на отдельные слабости и недостатки человека), что опровергнуть ее можно только в результате очень серьезной, длительной и весьма интенсивной работы ума и души человека. К чему у девяносто пяти – девяносто девяти процентов людей ни навыка, ни привычки  не было, нет и не будет никогда. А без этого какие-либо существенные духовные сдвиги невозможны в принципе. Не говоря уже о мало-мальски существенных духовных достижениях.

Как показывает практика, большинство людей очень жестко и категорично сопротивляется повышению их духовности даже на один процент. Ибо, в таких случаях их глобальная умственная и душевная лень ставит свое категоричное вето на даже чисто теоретическую возможность такого рода преобразований. Интуитивная (в лучшем случае) неуверенность в реальной степени собственной одухотворенности заставляет большинство людей избегать (очень старательно и тщательно) ситуации, где бы могла проявиться их частичная (не говоря уже о полной) несостоятельность ума, души и духа.

А потому все доброжелательные попытки даже наиболее достойными окружающими добавить хотя бы мизерную величину к их реальной духовности встречают буквально в штыки. Что называется, они об этом даже разговаривать не хотят. В лучшем случае, могут изредка блеснуть какими-нибудь распространенными штампами, по их мнению, относящимися к духовным понятиям (что далеко не всегда соответствует реальной действительности).

Реальная духовность достойного человека четко и однозначно отражается в его творчестве. Какой бы она ни была на самом деле: мизерной, минимальной или средней. Другой момент заключается в том, что человек со средним уровнем духовности (не путать с посредственным или общераспространенным, стандартным, ибо, средний уровень духовности приходится, в лучшем случае, на одного человека из ста тысяч населения) отчетливо понимает, именно в силу наличия этого достаточно значительного уровня духовности, особую ценность одухотворенности в любом процессе жизни. А потому стремится не только в максимальной степени повысить уровень своей духовности, но и органично воплотить его в своем творчестве. На всех этапах этой сложной деятельности.

Одухотворенность достойного человека не дает ему возможность посвящать свою жизнь и свое творчество только мелким и второстепенным моментам. Он при этом осознает необходимость использования принципиально более сложных категорий мышления интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера, чем большинство обычных людей. Он понимает, что имеет уникальную возможность нести людям истину более тонкую, более гармоничную, более совершенную, более сложную. И сам факт наличия творческих способностей у себя воспринимает, как обязанность выполнять этот элемент своей миссии максимально тщательно и добросовестно, усердно и трудолюбиво, упорно и целенаправленно, настойчиво и неутомимо, с высоким уровнем неиссякаемого энтузиазма и оптимизма.

Одухотворенность человека как бы косвенно руководит им в принятии наиболее важных жизненных решений. В том числе, в выборе круга своих друзей и единомышленников. В число которых он старается по возможности включать людей с достаточно конкретным уровнем гармонии и одухотворенности, в отдельных случаях, с выраженными творческими способностями, с реальной способностью оперировать сложными и тонкими категориями в жизни вообще и в творчестве, в частности. А также понимающими тонкости и нюансы в его узкой сфере деятельности. К сожалению, далеко не всегда в это число попадают те люди, которые являются формальными родственниками, приятелями, соседями, коллегами. Иначе говоря, теми, кто может непосредственно его окружать и думать, что они с ним, что называется, «на короткой ноге».
Одухотворенность выступает в роли своего рода цензора внутреннего в оценке реальной ценности тех элементов, что человек использует в своей жизни и творчестве. В результате многое мелкое, второстепенное, банальное и примитивное, грубое и пошлое, глупое и дисгармоничное отсеивается уже на предварительно этапе выбора замысла для творчества.

Одухотворенность не позволяет достойному человеку делать ведущий акцент в своем творчестве на распространенных стереотипах и стандартах, откровенно халтурить, проявлять расхлябанность и неорганизованность, серьезно ориентироваться на сиюминутные интересы окружающих. И считать самыми главными моментами только интересы своего народа в конкретный этап его развития, а не эволюции, по большому счету. Одухотворенность может помогать контролировать человеку проявление своих слабостей и недостатков, в том числе, например, легкомысленности и сумасбродства, самоуверенности и самовлюбленности, погони за мелкими сиюминутными успехами и результатами, в проявлении акцента на количестве результатов творчества, а не на качестве.

Одухотворенность определяет более серьезное и внимательное отношение человека к развитию своей личности, своих способностей, форме, сути, содержанию творчества.
Одухотворенность влияет на уровень и характер общения достойного человека с окружающими. Примитивное, банальное, пустое времяпрепровождение достаточно жестко им регламентируется. Вызывая, в ряде случаев, серьезное недовольство некоторых окружающих, отличающихся наиболее болезненной амбицией.

Очень интересно общение творческих мужчин с женщинами. Достойные мужчины стремятся найти максимально яркую и оригинальную, утонченную и изящную изюминку в таком общении, поднять его на наиболее высокий уровень качества. Во многих случаях гармоничные женщины служат в определенной степени своего рода музами вдохновения творческого мужчины. Элементы классической женственности получают в уме и душе мужчины достойную оценку, одобрение и даже восхищение. Чем выше уровень гармонии женщины и ее одухотворенности, тем большую роль в жизни творческого мужчины она может играть. И наоборот. Гармоничная и одухотворенная женщина способна прямо или косвенно влиять на интенсивность и полноценность процесса развития личности творческого мужчины (конечно, не только мужчины, но это тема отдельного большого разговора) и его творчества, его творческих способностей. И даже более того: она косвенно может участвовать в создании мужчиной очередных шедевров, в придании шедеврам более высокого и изощренного параметра эстетики (интеллектуальной, и психологической). Она может в определенной степени уберечь творческого мужчину от пустых и вредных развлечений и увлечений, способных негативно повлиять на его духовное развитие, творческую эволюцию и уровень гармонии личности в целом.

Как показывает практика, самодостаточный человек имеет гораздо больше возможностей для проявления адекватной любви к ближнему. Один из главных моментов, касающихся самодостаточности, заключается в том, что человек стремится искать счастья и благополучия, в первую очередь, в своем внутреннем мире. Если быть немного точнее, то в том, чтобы быть в максимальной степени соответствующим правилам и законам Вселенной, а также иерархии вечных и универсальных классических ценностей. Понятно, что идеально вписываться в эту систему обычному человеку не дано, в принципе. Но, когда он, все же, имеет в своем разуме столь четкий и конкретный, а главное - совершенный ориентир для своей жизнедеятельности, то с годами постепенно продвигается на пути собственного совершенствования все больше и больше. Достигая, пусть промежуточных, но, тем не менее, реальных и ощутимых достижений и успехов. Человек ощущает чувство глубокого внутреннего удовлетворения от того, что он делает и как. И мнение большинства окружающих, в силу его предельной поверхностности, формальности и субъективности, его особенно не волнует. Ибо, он выбрал для себя очень небольшую группу людей, выделяющуюся среди общей массы своим интеллектом и мудростью, одухотворенностью и гармонией личности. И вот именно их мнение относительно своей личности и жизнедеятельности такой человек ценит буквально на вес золота. Ибо, их оценка максимально объективна и бесстрастна (поэтому ближайшие родственники, к сожалению, чаще всего, для этой роли не подходят). Особое место в этой группе, как правило, занимают те, кто способен синтезировать многогранную и достаточно изощренную оценку многих действительно важных и ценных явлений жизни вообще. И самодостаточного человека, в частности.

Конечно, в этой ситуации есть масса подводных камней. Большинство людей, не являющихся самодостаточными, тем не менее, считают себя таковыми. А вот многие из тех, кто является самодостаточной личностью, ощущают различной величины сомнения по этому поводу. Оно отчасти и понятно, ибо, обретение абсолютной и идеальной самодостаточности невозможно в принципе. По крайней мере, в рамках одного человеческого воплощения.

Самодостаточный человек четко и конкретно осознает наличие в себе серьезного комплекта достоинств и добродетелей. Качество которых уже многократно проверено самой жизнью при решении не только простых задач повседневной житейской суеты, но и средней степени сложности (успех лишь у двадцати процентов людей). И особенно высокой степени сложности (два-три процента).

Самодостаточность отнюдь не означает того, что человек не видит в себе обширного комплекта недостатков (как правило, несколько десятков). Как раз, осознание и осмысление своих слабостей и недостатков помогает человеку более объективно относиться к себе и своей жизни. Самодостаточный человек, в отличие от большинства, серьезно занимается самовоспитанием и самосовершенствованием. И в этом ему очень хорошо помогает занятие каким-либо творчеством, которое приносит вполне конкретную и регулярную радость его уму и душе. И если это творчество основано на законах гармонии Вселенной, то очень часто и многим другим людям, способным тонко и дифференцированно ценить прекрасное и изящное в воплощении мыслей и чувств. И это способствует повышению уровня гармонии и в самом достойном человеке и в окружающем мире.

Очень сложно складывается любовь к ближнему у человека, чуждого чувства внутреннего удовлетворения. Важный момент для любого человека. Только, к нему, к сожалению, многие люди не особенно стремятся. Ибо, это чувство означает то, что конкретный человек в значительной степени доволен тем, что он делает и тем, как он это делает. В том числе, в своем внутреннем мире. Мнение большинства окружающих, при этом, его волнует в весьма относительной степени. Ибо, он выбрал для себя достаточно достойную цель, а также средства и способы ее достижения вполне приличные. Исключающие, например, стандартную интригу.
Достижение определенного положительного результата позволяет возникнуть чувству удовлетворения самим собой, проникнуться к себе определенным дополнительным уважением и симпатией.

Однако несколько отстраненное отношение к оценке многих других окружающих отнюдь не означает полного пренебрежения абсолютно ко всем людям. Просто выбирается достаточно узкий круг людей, мнение которых для конкретного человека особенно важно и ценно. При этом желательно, чтобы в их числе были наиболее умные и достойные, способные и талантливые, способные должным образом оценить личность и творчество, жизнь любого человека. Это очень важный момент - подбор личных экспертов по наиболее значимым жизненным моментам и явлениям. На предварительном этапе в этом человеку может помочь чтение биографий великих людей, трудов классиков психологии и философии, художественной литературы. Не говоря уже о работах признанных мудрецов из самых разных исторических эпох.

Следует отметить, что чувство внутреннего удовлетворения бывает двух видов: житейское обычное, распространенное, стереотипное, когда главное - это то, чтобы ты выглядел не хуже других. Хотя бы чисто внешне. И творческое, свойственное, в первую очередь, представителям творческого менталитета, когда в качестве ориентира выбирается жизнь и творчество истинных аристократов ума и души, получивших большое общественное признание (если не у современников, то у своих далеких потомков). Творческий тип удовлетворения предполагает то, что человек предъявляет к себе уровень требований существенно выше, чем большинство окружающих. И не только количественно, но и качественно. Ибо, порой даже самые незначительные достижения творческого человека могут вызвать большое восхищение у многих окружающих, лишенных того или иного конкретного таланта (или способности).

Но для творческого человека это не повод для безграничной эйфории. Это всего лишь дополнительный мотив для дальнейшей работы над собой, своими способностями, своим творчеством. В ряде случаев, и над своей жизнью. Мнение выбранного эксперта значит значительно больше для творческого человека, нежели даже мнение самых родных и близких. Которые, чаще всего, не являются специалистами в выбранной сфере деятельности. Известно, к сожалению, много случаев, когда ближние были предельно субъективны в оценке способностей и достижений того или иного конкретного человека. Они или идеализировали самые минимальные способности или демонстративно не замечали явные таланты. Не говоря уже о том, что во многих случаях принципиальная оценка личности и творчества их ближайшего напрямую зависела от того, как они к нему относились: с симпатией или антипатией. В первом случае, они предпочитали не замечать даже явные недостатки и недоработки. Во втором случае, игнорировали явные достоинства и достижения.

По большому счету, внутреннее удовлетворение творческого человека зависит от степени развития его способностей и новых, пусть даже весьма небольших, но вполне конкретных, достижений в творчестве.

Оптимальным вариантом для любого человека, а творческого, в особенности, является правильная система координат для оценки и своей личности, и творчества, и жизни. У большинства обычных людей, представителей стандартного менталитета логической точкой опоры служит обычная житейская логика, основанная на распространенных стереотипах. И лишь духовная система координат дает человеку возможность испытывать истинное чувство внутреннего удовлетворения. Прочное и стабильное, перспективное и качественное. Но это при условии, что человек действительно много знает и понимает, осознает и учитывает в своих практических умопостроениях. А это приходит лишь при повышенной любознательности в течение многих лет к философским вопросам человеческого бытия.

Внутреннее удовлетворение - важный фактор в процессе самовоспитания и самосовершенствования, в эволюции личности. Оно не дает человеку возможности почивать на старых лаврах. Заставляет его двигаться вперед в своем развитии, в творческой деятельности. Удовлетворение может быть и отдельным прожитым днем, неделей, месяцем, годом. Особенно приятным оно бывает при переходе от одного этапа творчества к другому, при выполнении промежуточного этапа многоэтапной задачи, при получении определенного общественного признания того или иного результата творчества. Как, собственно, и от большой похвалы личных экспертов.

В значительной степени дифференцированная любовь к ближнему зависит от критериев оценки эстетики личности. Человек творческого склада, как правило, имеет задатки способности более тонкого и дифференцированного восприятия личности другого человека. Во-первых, в силу тонкости душевной организации, во-вторых, в силу ощутимой умственной активности, в-третьих, в связи с наличием творческого мышления, предполагающего глубину и масштабность, скорость и оригинальность, многогранность и изощренность, самостоятельность и независимость. В соответствии со степенью выраженности творческих задатков (малая, средняя, большая) человек способен в той или иной степени адекватно оценивать уровень эстетики мыслей и чувств другого человека, степень развития его основных достоинств и добродетелей, сам факт наличия у него творческих способностей. В отдельных случаях, даже степень их выраженности (величины потенциала).

Творческий человек гораздо чаще (мягко говоря), чем обычный, имеет интуицию и проницательность. Благодаря которым способен более глубоко и основательно осмысливать окружающий мир. И в том числе, других людей. Он не всегда может четко и конкретно объяснить и суть, и содержание своих интуитивных ощущений относительно чего-либо или кого-либо. Но, тем не менее, способен, в ряде случаев, давать достаточно достоверную информацию о каких-либо новых явлениях или объектах жизни. Тут все зависит от того, насколько серьезно и основательно человек развивает свою интуицию и проницательность. Более совершенное качество, соответственно, дает и более совершенные результаты своего проявления. Многие обладатели задатков этих качеств, к сожалению, пускают на полный самотек этот процесс. Тем самым лишая себя больших и удивительных, практически полезных возможностей познания себя и мира, психологии и философии бытия.

Творческий человек,  в отличие от большинства обычных, способен с большим уважением относиться к чужим победам и достижениям, достоинствам и добродетелям, способностям и талантам. Творческие люди способны очень быстро проникаться взаимной симпатией и доверием. В отдельных случаях, настолько сильными, что создают хорошие и прочные семьи. Конечно, творческие задатки сами по себе еще не гарантируют особой одухотворенности и гармоничности человека. Они дают ему дополнительную возможность для многогранной эволюции его личности. И уже от самого человека зависит то, насколько хорошо он воспользуется этой возможностью.

Более четырехсот злых духов человеческих недостатков и пороков не спят. И активно стремятся максимально обесценить любые способности и таланты, как и возможную жизнедеятельность любого человека, а творческого, в особенности. Душа творческого человека - это особое поле сражения светлых и темных сил за гармонию - ее развитие или разрушение. В некоторых случаях люди с большими творческими задатками становятся профессиональными авантюристами и интриганами, психологическими манипуляторами. Отдавая себя в пожизненное рабство соответствующим злым духам. И создавая тем самым, негативное к себе отношение со стороны Высших сил Вселенной. И моделируя в своей жизни большие драмы и трагедии.

К творческому человеку Высшие силы предъявляют принципиально более высокие требования в главных жизненных моментах. И в том числе, в стиле построения отношений с окружающими. Особенно другими творческими людьми. Пусть даже находящихся лишь в самом начале своего творческого пути, пути обретения себя, своего места в жизни. Народная мудрость гласит, что «кому много дано, с того много и спрашивается». Это необходимо помнить.

Если у человека присутствует негативное отношение к критике его личности окружающими, то возникновение любви к ближнему будет весьма проблематичным. Если сказать коротко, что отношение человека к критике его личности, его жизни, его творчества должно быть конструктивным. Во-первых, в оценке сути того, кто критикует. Понятно, что существует группа людей, завидующая чужому таланту и ревнующая к чужому успеху. В подавляющем большинстве случаев, это достаточно посредственные личности. И чем выше степень их реальной никчемности, тем агрессивнее, обильнее и длительнее могут быть их выпады, в первую очередь, в адрес самой личности таланта и его жизни, а уже потом по отношению к результатам его творчества. Могут, конечно, и в плане особенностей творческого процесса сделать несколько выпадов. Это уже зависит от уровня интеллекта критика (от малого до среднего, как правило).

Вторая группа "доброжелателей" - это люди, по своей сути являющиеся деструктивными личностями. Такие «критики» никогда и никому ничего конструктивного (по большому счету) не делают. Подобные вещи в принципе чужды их натуре. В их числе и подгруппа психологических садистов, которые получают особое удовольствие от публичного унижения и оскорбления другого человека. И, чем глобальнее и изощреннее унижение, чем выше степень душевного дискомфорта талантливого человека в результате этого, тем больше радость садиста, тем выше степень удовлетворения им собой и своей жизнью и даже своим такого рода своеобразным «творчеством». Главная задача деструктивного критика, при этом, не зависимо от реального комплекта достоинств и добродетелей таланта, как можно в большей степени обесценить его личность, жизнь, талант, творчество или даже хотя бы какие-нибудь второстепенные моменты, относящиеся прямо или косвенно к ним. 

Безусловно, что при этом может очень активно участвовать фантазия и воображение деструктивного «критика», его сообразительность и изобретательность, пронырливость и изворотливость, склонность к авантюре и интриге, его страсть к психологическому манипулированию окружающими и общественным мнением в целом. Интуитивно такой «критик» чувствует и даже отчасти понимает свою принципиальную бесплодность в творческом плане, но обостренное самолюбие и неудовлетворенная разумным способом потребность в чувстве собственной значимости, буквально заставляет его любым способом хоть как-то компенсировать возникший глобальный дисбаланс между ним и талантливым человеком. Он понимает то, что подняться до уровня талантливого человека ему не дано, даже чисто теоретически. Значит, надо "опустить" талант в общественном мнении, как минимум, до своего уровня, а, как максимум, - значительно ниже.

И не важно при этом, что талант, если он действительно талант, так и останется при своем комплекте достоинств и добродетелей. Важно для такого «критика» посеять принципиальное сомнение в полноценности талантливой личности в умы и души людей, как минимум, ближайшего окружения таланта, как максимум - всех людей вообще. И те, у кого не хватает ума укусить талант по-крупному, стараются изо всех сил укусить по второстепенным и третьестепенным поводам, но иногда в очень большом количестве, чтобы, по их мнению, складывалась картина (конечно, чаще лишь для непосвященного и неискушенного человека) полной и глобальной комплексной никчемности талантливого человека. Такие критики стремятся смешать с грязью абсолютно все, что только можно. Часто не брезгуют и тем, что нельзя. Любят, что называется, покопаться в чужом грязном белье.

Часто в роли деструктивных критиков выступают те, кто предполагал наличие особого таланта в себе, но не получил для этого существенного подтверждения. Оказался, в лучшем случае, неплохим человеком, а в худшем - большой патологической сволочью. Которая энергично и неутомимо, очень умно и изощренно разрушает гармонию в окружающем мире, в том числе, в жизни и творчестве других людей. В отдельных случаях, такие деструктивные личности могут даже стать профессиональными критиками, чтобы уже официально унижать  и оскорблять других людей, независимо от их реального уровня талантливости. И в этом плане следует вспомнить деструктивный девиз социализма «каждый талантлив по-своему». Этот девиз позволяет принципиально обесценить любой талант. Это с одной стороны, а с другой - порождает большое число людей принципиально деструктивного типа или же «просто» с различной степенью деструктивности (что принципиально ненамного лучше, к сожалению).

Которые посвящают свою жизнь своего рода служению темным силам в том, что делают жизнь и творчество талантливых людей в максимальной степени проблематичными и драматичными. Как только талантливый человек перестает заниматься серьезным творчеством, он перестает быть даже  потенциальной мишенью для выпадов такого «критика». И, чем больше проблемы и несчастья талантливого человека возникают в результате, тем больше радость «критика», выше степень его неуемного злорадства.
В очень редких случаях, критика таких «специалистов» может опираться на серьезный профессиональный анализ результатов творчества талантливого человека. И вот тогда для последнего особенно важно выделить в такой критике разумное зерно и учесть его в своем последующем творчестве для улучшения качественных показателей и повышения гармонии своей личности и творчества в целом.

Очень много бывает критики подражательного характера. Это когда один из ведущих критиков высказывает свое личное мнение по поводу чего-либо. А десятки второстепенных и третьестепенных критиков, получив для себя официальный формальный ориентир, продолжают его освещение хотя бы в десятках мелких и второстепенных нюансов. А в плане главных моментов такие критики или повторяют слова своего лидера или выражают его мысли, но уже своими словами. Что гораздо легче и удобнее, чем что-то сочинять и созидать самостоятельно. Понятно, что реальная ценность такой критики весьма символична. Если не близка к нулю. Хотя критики, при этом, могут наслаждаться своей «оригинальностью».

Есть группа критиков стереотипного типа. И это, по большому счету, трудно им ставить в вину. Ибо девяносто процентов людей вообще отличается, к сожалению, стереотипностью мышления. Но выглядеть (и именно выглядеть в глазах окружающих, а не быть на самом деле) оригинальным хочется абсолютно всем. И вот этот-то элемент оригинальничания и начинает двигать некоторыми людьми. Собственно, выступать в роли критика всегда считалось особо важной и даже почетной миссией, которая, по мнению большинства, заслуживает особого уважения и расположения с точки зрения общественного мнения. Другой вопрос, что такая миссия накладывает на человека и совершенно особенные обязанности и обязательства. Причем, не только перед обществом, но и перед Высшими силами. Но об этом девятьсот девяносто девять человек из тысячи предпочитают не только не думать мало-мальски серьезно, но даже мимолетно не задумываться. Никто, вроде, об этом не думает, так я, что - рыжий? Вот так и возникает принципиальная духовная безответственность и легкомысленность, неутоленная амбициозность, ненасытная жажда общественного признания своих гигантских искаженных и извращенных «талантов».

Критик стереотипного плана ориентируется, в первую очередь, на распространенные в конкретном обществе, в данное время, понятия того, что такое хорошо и что такое плохо (условно говоря). Ибо, эти понятия нередко со временем могут существенно изменяться и количественно, и качественно. Все, что хотя бы отчасти (и, тем более, в принципе) не соответствуют выбранным стандартам и стереотипам, объявляются таким критиком как неправильное, несовершенное, незаслуживающее похвалы и одобрения, поддержки и признания. Это, как минимум. А, как максимум, принципиального неодобрения и осуждения, категоричного неприятия и неуважения, антипатии и глобального отторжения.

Объявляется официальная или полуофициальная позиция, заключающаяся в том, что такое творчество нужно запретить вообще или как вид деятельности, в частности. Еще есть тип критика, который является приверженцем (сторонником) какой-то одной школы. Что автоматически обязывает его хвалить все и всех, кто к этой школе имеет прямое или косвенное отношение. И одновременно ругать все и всех, кто к этой школе не имеет отношения. Или принадлежит к другой школе, стилю и т.д. Ждать объективности от такого критика в оценке своего творчества не приходится даже чисто теоретически.

Есть категория критиков, которая всеми силами ума и души защищает интересы власти имущей. В том числе: экономические, политические, идеологические, культурные, психологические, духовные, эстетические, интеллектуальные и прочие. И поэтому все, что прямо или косвенно прославляет эту власть, эти критики хвалят. А все, что не  ставит перед собой именно такой цели, в лучшем случае, замалчивают, в худшем - нередко ругают, отказывая результатам такого творчества в какой-либо ценности вообще. И это, как минимум. А, как максимум, вешая на такое творчество ярлык «вредное», «опасное», «чуждое», «бесполезное», «бессмысленное», «странное», «своеобразное», «непонятное», «категорически неприемлемое», «принципиально несостоятельное» и даже «противоречащее классическим канонам разумности, прекрасного» и т.д.

Есть очень небольшая, можно сказать, узкая группа лиц - критиков с творческим мышлением. Она составляет, к сожалению, всего несколько процентов от общего числа критиков (именно тех, кто выбрал критику, как основной смысл своей жизни). Удельный вес такой группы среди прочих масс населения еще в тысячи раз меньше (к величайшему сожалению автора и многих тысяч талантливых людей вообще). И вот мнение этой категории критиков представляет для талантливого человека особенную ценность. Другой вопрос, что получить мнение такого критика очень трудно, почти невозможно. Если только не возникает случайное благоприятное стечение обстоятельств.

Одним из критериев истинности критика является тонкость его душевной организации. Иначе говоря, способность тонко ощущать любые явления не только реальной действительности, происходящие в настоящее время, но и те, что были когда-то в прошлом и, возможно, будут в будущем. Тонкость ощущения, как правило, касается интеллектуальных и психологических моментов, условно говоря, по программе "минимум". И это именно «условно говоря», ибо, для большинства людей этот условный минимум остается пожизненно недостижимым в принципе), а по программе "медиум" еще и в плане эстетических моментов. В редчайших случаях (даже среди критиков), к этим моментам по условной программе "максимум" добавляются еще и духовные. Тонкость восприятия распространяется на любые явления культуры: книги, фильмы, спектакли, песни, музыку, живопись, скульптуру, архитектуру и прочее.

Еще одним критерием истинного критика является способность не только отличать изящное от красивого, но и давать ему утонченную, комплексную и, так сказать, градуированную оценку. Например: не просто три, четыре или пять баллов, а четыре целых и одна десятая балла или три целых и девять десятых балла. Для некоторых людей более понятно использование стобалльной оценочной системы, где оценки имеют двузначную величину: пятьдесят один или семьдесят два. Понятно, что детальная оценка величины менее сорока особой ценности не представляет. Разве что в качестве не абсолютной, а относительной величины. Например: в настоящее время ваш талант реализовался примерно на двадцать, тридцать процентов. А мог бы реализоваться на сорок-пятьдесят. Или: каждый год интенсивной работы талантливого человека над собой и своими способностями может дать рост в один-пять процентов от общей величины таланта в целом, которую предполагается когда-либо достичь. Нормальная погрешность для истинного эксперта по 100-балльной системе оценок - это два-три балла, но никак не 10-20.

И вот, если эксперт может высказать свое мнение по 100-балльной системе с точностью до трех баллов и солидно аргументировать его с точки зрения интеллектуальных, психологических и эстетических параметров не только стандартного (распространенного и общепринятого) уровня, но и высокой степени утонченности и изощренности (большая комплексность и многофакторность анализа не только по многим основным, но и многим дополнительным параметрам с глубоким погружением в каждый из них), то тогда к его мнению можно прислушиваться для начала хотя бы иногда, потом часто, а далее, быть может, всегда. И мнение такого творчески мыслящего и чувствующего эксперта может не только частично, но и принципиально не совпадать с мнением большинства стандартных экспертов.

Другой вопрос, что некоторые люди, в погоне за элементом чисто внешней эксклюзивности, придумывают нечто, что в принципе выходит за элементарные логические рамки человеческого сознания. И даже входит в принципиальное противоречие с классическими канонами интеллектуального, психологического и эстетического плана. Таким "творцам", возможно, на небольшое время удается привлечь к своим работам общественное мнение или внимание отдельных специалистов. Но, спустя уже небольшое время, жизнь практически полностью стирает из памяти людей какие-либо яркие впечатления от этих «эксклюзивных» творений. И уже десять-двадцать лет спустя мало кто помнит и о «творцах» и о «творениях» такого рода. Но, что называется, минутное тщеславие было удовлетворено. Для мимолетных личностей и этого довольно.

Безусловно, мнение профессионалов в конкретном виде деятельности может быть более ценным, чем мнение обычного человека. И, конечно, хорошо, когда у профессионала есть талант. Пусть даже не гигантский, а просто большой. И он уже получил общественное признание. И критика этого профессионала имеет доброжелательный характер. Причем, не только по форме, а желательно, еще и по сути, без принципиального унижения достоинства творческого человека, служащего предметом оценки. Приличие должно быть, по идее, всегда и везде. Это неписанный закон Жизни психологического и духовного характера. Хотя, можно вспомнить то, как многих талантливых артистов не принимали многие годы в московские театры, а Родена в Парижскую академию художеств. Да и труды Леонардо да Винчи далеко не все его современники оценивали принципиально положительно. Многие гениальные композиторы получили мировое общественное признание лишь спустя многие годы после своей смерти.

Вообще проблема с идентификацией самого факта наличия таланта в конкретном человеке, а также определения реальной степени его талантливости далеко не так проста, как это может показаться на первый взгляд. При более глубоком погружении в этот вопрос, выясняется его, как минимум, многогранность. А иногда еще и многослойность. Дело в том, что подавляющее большинство людей абсолютно уверено в своей способности отличать действительно талантливого человека от обычного. Но, чаще всего, такие эксперты, что называется, садятся в лужу, даже при самых простых заданиях. Они с радостью объявляют талантливым человеком в том случае, когда, на самом деле, у него имеются лишь небольшие способности. Да, такого рода способности имеются далеко не у каждого, но от этого размер их реальной величины никак не может стать принципиально большим, нежели есть на самом деле - предельно символическим (по большому счету), не говоря уже о том, что большинство даже не подозревает о существовании градации таланта: 1. небольшие способности. 2. средние способности. 3. талант. 4. большой талант. 5. гениальность.

Не говоря уже о том, чтобы в своих логических построениях адекватно учитывать эту условную градацию (иерархию) с большим числом очень тонких и очень сложных параметров (о существовании которых большинство не только не знает, но и не догадывается, да и, собственно, в принципе не стремится узнать их вообще когда-либо) интеллектуального и психологического, эстетического и духовного плана. Но только их одновременное, так сказать, комплексное применение дает возможность синтезировать действительно адекватную оценку способностям конкретного человека и уровню гармонии личности в целом, степень реальной перспективности занятия человеком конкретным видом деятельности.

Это, на первый взгляд, формальное различие между способностями и талантом в обиходном употреблении обоих понятий играет не просто некоторую, а очень важную роль. Игнорирование которой приводит к многочисленным недоразумениям очень серьезного характера, а, в ряде случаев, даже к крупным драмам и трагедиям. Ведь человеку порой с детства внушают то, что он талантлив. А когда жизнь устраивает ему серию серьезных проверок на наличие действительно большого таланта, то выясняется то, что, на самом деле, если и есть, то всего лишь небольшие способности. В результате чего возникает закономерное глобальное разочарование в себе, и в жизни. Иначе говоря, большая психотравма, отзвуки которой, в лучше случае, будут звучать всю оставшуюся жизнь этого человека. Если не возникнет тяжелый психический срыв, приводящий обычно к злокачественной шизофрении.

Вот вам и результат «небольших» неточностей в формулировании своих мыслей о талантливости другого человека. Тут уже возникает совершенно другая, еще более серьезная и глобальная проблема: нельзя произносить что-либо без предварительного осмысления того, что нужно сказать, как сказать и когда именно это сделать. Все имеет свой смысл и поэтому просто болтать о серьезных вещах не только не очень желательно, но в ряде случаев небезопасно. Например, незнание и непонимание фундаментальных психологических и духовных законов Жизни приводит многих людей к жесткой и категоричной критике очень сложных, многогранных, глубоких и весьма изощренных явлений жизни. В том числе, достоинств и недостатков человеческой личности, отдельных поступков, творческой деятельности, наличия или отсутствия таланта. Иначе говоря, того, что находится в компетенции Высших сил.

В результате получается так, что тот или иной конкретный человек буквально унижает и оскорбляет достоинство Высших сил. За что будет обязательно очень серьезно наказан большой и сложной проблемой или неприятностью, драмой и трагедией. А оно вам нужно? Вот именно! Поэтому, даже в тех случаях, когда вы абсолютно уверены в своей правоте, старайтесь не использовать небрежных (о явно унизительных или оскорбительных речь уже не идет) интонаций в голосе, мимических реакций и жестов, формулировок, стилистических оборотов и конкретных эпитетов в своих оценках чего-либо. Пути Господни неисповедимы. Так было, есть и будет всегда. Ибо, что один глуп, а другой умен, есть проявление воли Высших сил. Как и в случае, когда один талантлив, а другой является не посредственным, а обычным человеком. Такая формулировка звучит более приемлемо и удобоваримо, но комментировать волю Высших сил очень опасно. Ибо, от прокурора можно где-то спрятаться (хотя бы чисто теоретически), а от Высших сил спрятаться невозможно никому и никогда. Они найдут любого человека и накажут его за легкомысленность и сумасбродство, самоуверенность и самовлюбленность, категоричность и прямолинейность, за незнание и непонимание законов Жизни, как и за нежелание их узнать, понять и учесть в своей жизни.

Умственная и душевная лень, которая стала в последнее время особенно распространенной, никак не способствует тому, чтобы Высшие силы делали какие-либо существенные подарки лентяям. Более того, для отрезвления того или иного человека (а иногда и группы людей и даже целого народа) Высшие силы посылают ему очень серьезные испытания, экзамены на уровень жизненной мудрости, требующие от него принципиально более развитого ума, психологических свойств личности, более выраженной органичной одухотворенности. Но большинство и в этом случае ведет себя совершенно неадекватно. Оно в сердцах корит Жизнь за ее якобы несправедливое отношение к нему и принципиально предпочитает оставаться прежним. Положительный сдвиг даже на один процент в развитии своей личности считает совершенно нецелесообразным. Грубо говоря, полностью бессмысленным. Ибо это, по его мнению, не несет быстрого и большого конкретного результата в виде личной моральной и материальной выгоды.

А потом мы сильно удивляемся тому, что Высшие силы в нашем следующем воплощении поместили нас в камень, растение или животное для прохождения необходимых уроков Жизни. Да, собственно, воплощения в тело без руки, ноги или другой части тела не намного лучше выше перечисленного. Или, как и вселение в тело умственно отсталого человека. Вот так Жизнь строит судьбу и отдельного человека и всего человечества по своим законам, независимо от того, что по этому поводу думает кто-то, возомнивший себя особенно умным. Но «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение». Это нужно знать и помнить всем «мудрецам». Еще Сократ в порыве откровенности воскликнул: «Я знаю лишь то, что я ничего не знаю». А это был мудрейший человек своего времени. Многим было бы полезно брать с него пример. Собственно, и совершенные интеллектуалы говорят о том, что, чем больше они узнают в своей узкой области знания за сорок-пятьдесят лет ее серьезного и глубокого изучения, тем яснее представляют гигантские масштабы того, что пока еще остается вне их поля зрения.


Рецензии