Макс Фадеев и парадокс Этери Тутберидзе

Макс Фадеев и женское одиночное фигурное катание. Парадокс Этери

Прочитав заголовок Читатель может фыркнуть: бред сивой кобылы!
При чём тут Макс Фадеев и женское одиночное фигурное катание?
Решительно ничего общего!

Такого неопытного Читателя нам остаётся только пожалеть.
Вообще между исполнением песни и программы на катке гораздо больше общего, чем может показаться поначалу.
Конечно меня могут упрекнуть: мужчины тоже люди! Почему выделяется именно женское и исключительно одиночное?
Но я упёртый малый.
Меня мужское вообще ни в каком проявлении не интересует!
Узок круг моих интересов!
Страшно далеки они от мужского.
Итак: сравниваем исполнение песни певицей и прокат программы фигуристкой.
Первое совпадение – время!
И там, и там в диапазоне четырёх минут.
Второе совпадение – максимальная выкладка!
Третье совпадение – длительная тщательная «постановка», обкатка, репетиции.
Четвёртое совпадение: огромное внимание к костюму, к хореографии, к движениям.
Есть и пятое совпадение – решающее!

Чтобы представить его как можно более точно, изложу подробнее.
Вот я слушаю песню.
И слова хорошие!
И музыка приятная!
И голос замечательный!
И всё вокруг как бы правильно!
А ха душу не берёт!
Не цепляет!

Точно также смотрю выступление фигуристки.
И катается правильно!
И сложные элементы выполняет на «пятёрочку».
И всё поставлено красиво!
И одета – на загляденье!
А не царапает!
Нет самого главного!
Нет самого основного!
Не хватает явления Души!

А ведь на самом деле «И душа с душою говорит!»

Не все могут выразить словами, почему выступление Анны Щербаковой сносит с мест залы.
А между тем именно она выкатывает нам не программу.
Она выкатывает нам Душу!

Итак: мы отметили как минимум пять совпадений в прокатах и исполнениях песен.
Теперь мы обязаны обозначить круг исследований в намеченной заголовком теме.
В жизни Макса Фадеева есть эпизод.
Он вошёл в историю нашей культуры как особое явление под именем «Фабрика-2»
Большое видится на расстоянии!
Никакая другая «Фабрика» и вообще никакое другое явление в наших эфирах не дало такого потрясающего итога!
Пять Звёзд первой величины!
Пять фантастических солисток!
Пять потрясающих Женских судеб!

Любопытно, но «Фабрика-2» и Этери Тутберидзе стартовали практически параллельно!
Прикольно, но сам Макс Фадеев и по сей день не догадывается, с каким протуберанцем страстей он столкнулся!

А между тем вскоре возникла фантастическая Школа Этери в «Хрустальном».
Не будем смущаться!
Перечислим её лидеров – учениц Этери
Алина Загитова!
Евгения Медведева!
Александра Трусова!
Анна Щербакова!
Алёна Косторная!
Пять звёзд женского одиночного фигурного катания первой величины!

Сопоставим их со списком пяти учениц из «Фабрики-2»
Полина Гагарина
Елена Темникова
Елена Терлеева
Юлия Савичева
Мария Ржевская
А ведь это чудо! Пять потрясающих певиц соло в одной школе одного тренера!

Теперь нам необходимо рассмотреть один важный момент, который я скромно называю «Парадокс Этери» в честь великого автора великой Школы.
В чём он состоит.
Дело в том, что сама идея женского одиночного фигурного катания (как и женского сольного исполнения песен) парадоксальна!
Женщина в отличие от мужчины изначально и по сути своей существо коллектива. Группы.
Почему? Потому что девушка становится в конце концов мамой.
Соло маму сыграть невозможно! Требуется «партнёр» - то есть дитя!
И вот эта противоположность женской сущности женскому солированию парадоксальна в самой своей основе. Изначально!
То есть педагог Максим Фадеев и педагог Этери Тутберидзе столкнулись в своей тренерской работе с этой противоположностью в предельной онтологии.
Противоположность эта не устранима и снимается только в определённом контексте сложно-организованной активности.
Любопытно уже то, что оба тренера выходят на формат большого шоу и на попытку организации стабильного женского коллектива!
При этом каждый тренер не знает об опыте другого и тем более не в состоянии применить у себя решения другого. Потому что тренер-мужчина и тренер-женщина это абсолютно разные парадигмы!

Благодаря достаточной уже протяженности явления мы можем проследить развитие школы Фадеева и сопоставить его с развитием школы Тутберидзе. При этом у нас есть цепочка событий из жизни первой Олимпийской чемпионки Этери – Юлии Липницкой.
С Марией Ржевской её роднит то, что обе стали мамами и отдалились от сольных своих выступлений. Забавна параллель Марии Ржевской с Юлией Савичевой. Обе обретаются за рубежами Родины.

С точки зрения специалиста женских школ обе Школы заслуживают множества исследований и эти исследования могут принести нам весьма важные практические результаты.
Ибо при всей своей самобытности и неповторимости обе школы поразительно похожи!

И здесь решающее слово принадлежит исследованиям именно парадигм самих педагогов-организаторов. Потому что в обоих случаях мы видим, как масштаб личности педагога раскрывает масштаб личности ученицы. Ничего подобного не удаётся обнаружить в «мужских» школах мира.
Разве только Сократ, Платон и Аристотель дают начальное представление этой воистину необъятной темы. И возможно Парменид с Зеноном.


Рецензии