Возлюби ближнего своего. Глава 7. ч. 11
Но особую проблематичность и драматичность и это понятие, и многие другие приобретают в связи с тем, что очень многие люди (мягко говоря) вольно или невольно, но привносят в него массу искажений и извращений. Причем, нередко настолько больших и в таком громадном количестве, что в итоге данное понятие совершенно теряет свой первоначальный смысл. Необходимо отметить, что есть уже группа такого рода «дополнений» традиционного плана, имеющая, к сожалению, большие исторические корни. По мнению многих классиков психологии и философии, последние триста лет Европу захлестнул процесс психологической и духовной деградации. Который не мог не коснуться и России.
Другой вопрос, что в ней этот процесс приобрел особенно драматический характер. В связи с чем, большинство людей вообще утратило многие нравственные и интеллектуальные, психологические и духовные ориентиры. И творит в своей жизни, по большому счету, что попало и как попало. И это не плод фантазии автора, а результат его интенсивного и продолжительного общения с более тридцатью тысячами людей. Факт - это вещь упрямая. Учитывая все выше сказанное, актуальность данной работы представляется особенно значительной. Начнем с того, что в человеческом обществе существуют две системы координат для оценки себя и своей жизни. Это обычная житейская, весьма и весьма распространенная. И духовная, имеющая в большей степени, характер элитарности. Ибо, ею руководствуется очень мало кто. Даже среди современных священнослужителей. Собственно, высокий уровень одухотворенности или мудрости всегда имел характер избранности и элитарности. Как и зрелость, самодостаточность, гармоничность, конструктивность и созидательность, интеллигентность и аристократичность.
Чтобы яснее понимать принципиальное различие этих двух систем координат между собой, можно провести частичное сравнение их между собой. Дело в том, что житейская система формально входит в духовную. Но занимает в ней самые нижние уровни совершенства и гармонии. В связи с чем, все точки отсчета в них имеют совершенно различные параметры. Даже, если рассматривать ситуацию предельно схематично, то окажется, что понятие житейской системы «очень хорошо» в духовной системе означает, в лучшем случае, просто «хорошо». Понятие «хорошо» в житейской соответствует понятию «плохо» в духовной.
Придирчивый читатель может спросить: «А почему так сложилось»? Слишком много людей очень основательно поработало над такого рода метаморфозой. И в том числе, те, кто относил себя к интеллигенции. И даже более того: к интеллектуальной элите человечества. То, насколько это соответствовало реальной действительности - это уже другой вопрос. Эта тема настолько большая и сложная, что автор планирует посвятить ей отдельную свою работу.
С житейской точки зрения, конструктивное отношение к жизни означает получение от нее максимальной выгоды. И в первую очередь, материального характера. Ценности же интеллектуального, психологического и духовного плана стоят в ней, в лучшем случае, на втором-третьем плане. А у многих на пятом-десятом месте. Отдельным моментом стоит получение максимального количества традиционных удовольствий, причем, акцент, в первую очередь, делается на их количестве, а уже потом, быть может, на качестве. Собственно, о каком качестве может идти речь, если удовольствие рассматривается в системе житейских ценностей. Где хорошее соответствует лишь плохому в системе духовных ценностей. Разговор о гармонии самой личности гипотетического аналитика вообще не стоит при этом. Как и о гармонии окружающего мира. В то время как, с точки зрения духовной основное предназначение человека заключается в том, чтобы всеми силами ума, души и духа непрерывно и пожизненно стремиться повысить гармонии и в себе, и в окружающем мире. Цели и задачи жизни, как видим, по большому счету, вообще не имеют ничего общего в этих двух системах координат.
Человек, мыслящий с точки зрения духовной ценности проводит постоянно поиск все более оптимальных вариантов выполнения своих основных (и не только) задач. Ибо, жизнь ставит человека периодически перед новыми и новыми задачами, как правило, все более и более сложными и изощренными (в хорошем смысле слова). Человек не может вести достойный образ жизни, если он не ведет сознательно и целенаправленно процесс самовоспитания и самосовершенствования. Ибо, все его самые ценные достоинства и добродетели, способности и таланты даны ему не для самолюбования, а для выполнения своей миссии на Земле в качестве посланника Высших сил.
Конечно, у каждого человека есть право выбора и в этом вопросе. Другой вопрос, что именно из этого может получиться. Как правило, человек, который сознательно игнорирует свои обязанности перед Высшими силами, ведет весьма своеобразный образ жизни. Который, как показывает история человечества последние две тысячи лет, ни к чему хорошему не приводит.
Собственно, человеческое сознание, по мнению мудрецов, это извечное поле битвы между светлыми и темными силами. И человек волен выбирать то, кому отдать свою волю, свою душу, свой разум. Но вот то, что за этим обязательно следует, уже не находится в его личной компетенции. Неправильный выбор всегда ведет к повышению уровня проблематичности и драматичности жизни такого человека. По большому счету. Какие-то второстепенные и третьестепенные радости, безусловно, могут иметь место быть в его жизни. Но причин для большого и почти постоянного душевного дискомфорта будет во много раз больше. И они даже просто своим количеством (не говоря уже - качеством) просто-напросто лишат человека возможности испытывать стабильный и продолжительный душевный комфорт. Не говоря уже об истинном счастье.
Подобное положение дел возникает не случайно, а вполне закономерно. Ибо, житейская система ценностей придумана человеком. Точнее, он думает, что сам это все придумал. Хотя, на самом деле, это связано под прямым и косвенным влиянием многочисленных и разнообразных представителей темных сил, которые очень искусно имитировали интеллигентную, психологическую и даже духовную значительность и ценность житейской системы ценностей. Кто-кто, а они весьма виртуозно умеют играть на сокровенных струнах человеческой души. И делают это постоянно, неутомимо и предельно эффективно. Применительно к основной массе людей, которые, чаще всего, даже и не подозревают о том, кто на самом деле руководит ими в самых важных моментах их жизни. В том числе, в их внутреннем мире.
Достойный человек отличается от прочих наличием конструктивного отношение к себе. Необходимо отметить, что большинство людей не знает слова конструктивность вообще. Как и не знает и того, что наука построения отношений с самим собой - это весьма сложная вещь, что оказывается мало кому по плечу. В лучшем случае, это одной десятой части людей. Не говоря уже о том, что отношения с собой следует строить не как попало, а правильно. И, в том числе, конструктивно. Что значит конструктивно? Чтобы естественно и закономерно возникала вполне определенная мысленная конструкция. С максимальным учетом и геометрии, и теории сопротивления материалов, когда на каждую линию конструкции подается достаточно адекватная величина нагрузки. Не слишком маленькая и не слишком большая. Желательно - оптимальная. И каждая линия этой конструкции спланирована и создана таким образом, чтобы не только в настоящем, но и в будущем быть максимально прочной и надежной, функциональной. Быть своего рода правильным положенным кирпичиком в большой кладке стены. Чтобы смотреться не только симпатично и гармонично со стороны, но и быть действительно необходимым и целесообразным элементом общей кладки. Которая, в своей целостности, должна выдерживать не только постоянные большие нагрузки, но и периодически определенные перегрузки. Когда снисходительность к себе является не только не совсем желательным моментом, а категорически противопоказанным явлением. Выражаясь медицинским языком.
Элемент большого драматизма большинства человеческого общества, по сути дела, во все времена заключается, в первую очередь, в глобальном и фундаментальном психологическом и духовном невежестве. Когда человек совершенно не понимает ни того, что делать, ни того, как делать, зачем и почему. Как строить себя, свою жизнь, свое творчество, свои отношения с собой, с окружающими, с обществом в целом, с жизнью, с Высшими силами. К сожалению, дело обстоит так, что отдельные истины философии бытия буквально разбросаны по сотням и тысячам книг. Каждая из которых является в значительной степени неудобоваримой для подавляющего большинства обычных людей. Интеллигенты и особенно аристократы ума, души и духа в этом плане составляют особое исключение из этого предельно жесткого правила.
Конечно, описать тот или иной элемент истинной интеллигентности можно и, не обладая гигантским интеллектом. Но вот собрать эту очень сложную мозаику из не только десятков, но и сотен элементов интеллигентности - дело, мягко говоря, предельно непростое. Особенно учитывая тот факт, что среди нескольких сот классических работ по психологии и философии автору этих строк не встретилось ни одной, в которой хотя бы предельно схематично была отражена картина интеллигентности. Иначе говоря, предшественников фундаментального характера у автора не было. К его величайшему сожалению. Ибо, разрабатывать что-либо принципиально новое, по большому счету, дело не только не простое, но и изощренно сложное. Имеющее массу преград и препятствий, подводных камней, методологических специфических особенностей.
Которые, в совокупности со многими другими неблагоприятными факторами, создают высокий уровень проблематичности мысленного процесса и вообще, и в частности. Вопрос, собственно, даже не в том, чтобы сложить какую-либо мозаику (хотя и это достаточно непросто), а в том, чтобы эта мозаика была в наибольшей степени похожа на реальную действительность. Отражая в максимальной степени и ее многогранность, и многослойность. Не только основные и ведущие цвета палитры, но еще и множество различных оттенков и полутонов, деталей и нюансов, составляющих основную специфику того или иного отдельного конкретного и элемента, и группы элементов, и всей картины в целом. И для этого необходимо понять и в максимальной степени осмыслить наибольшее число граней каждого элемента мозаики. Не говоря уже о явных и скрытых элементах взаимосвязи каждого из моментов между собой. И тут совсем не просто найти своего рода золотую середину даже с точки зрения сложности подаваемой информации. Дело в том, что сложные, непривычные и особенные явления нашей жизни не терпят какого-либо упрощения даже на половину или на треть. С одной стороны. А, с другой стороны, большинство людей совершенно не приучено к восприятию сложной информации. Не говоря уже о том, что в психологии и философии существует своя специфическая терминология, в значительной степени непривычная для большинства людей, весьма далеких и от психологии, и от философии. Повествование о сложных явлениях жизни, как правило, имеет вполне определенный наукообразный характер. И эта информация усваивается в пять-десять раз медленнее, чем простая предельно популярная.
В этом случае вспоминается история с Карлом Юнгом. Которому предложили написать короткое изложение всех его работ, а он отказался от этой, на первый взгляд, интересной затеи. Свой категоричный отказ он объяснил тем, что самая главная ценность всех его работ заключается именно в тонкостях и нюансах. Которые предельно ярко и наглядно высвечивают именно его индивидуальную специфику восприятия и анализа сложных явлений жизни. И вот замотивировать читателя приложить так много сил на усвоение новой сложной информации и представляется для любого автора задачей первостепенной важности. Конечно, классикам психологии или философии было существенно легче - у них уже был большой авторитет. Одно их имя уже было весьма веским основанием для многих людей не только взять книгу в руки, но и достаточно основательно ее изучить. А не только прочитать.
Хотя, безусловно, их работами интересовались преимущественно люди с уровнем интеллекта, существенно выше среднего, с неутомимой жаждой познания, с творческим мышлением, с привычкой умело оперировать более сложными понятиями и категориями, нежели большинство, имеющие в себе элемент самостоятельности и независимости, свою систему основных ценностей, близкой к классической, сознательно и целенаправленно занимающихся развитием своей личности. Но, и еще два-три десятка достаточно редких и особенных элементов структуры личности. Автору же данной работы хотелось по возможности расширить аудиторию своих читателей, начиная с юношеского возраста и, заканчивая пенсионерами. Многие мысли которых в определенной степени собраны и сконцентрированы в данной работе. Конструктивное отношение к себе, во-первых, означает составление максимально объективной картины о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, о своих достоинствах и добродетелях, способностях и талантах. К сожалению автора, более девяносто процентов людей с этой задачей справляется или просто плохо, или очень плохо.
Представляется особенно ценным и наличие у человека системы классических ценностей. С которой часто приходит в принципиальное противоречие система современных ценностей, полная разнообразных и многочисленных искажений и извращений. Не говоря уже о массе распространенных стереотипов восприятия и мышления, имеющих в той или иной степени вполне определенные элементы деструктивности и дисгармоничности.
Играет роль и правильная любовь к себе, адекватное уважение к себе, ощущение своей индивидуальной миссии на Земле, построение оптимальной программы по самовоспитанию и самосовершенствованию. Моделирование различных творческих процессов в своем уме и душе, обретение смысла жизни, постановка основных задач и выработка программ по их решению с наибольшей вероятностью успеха - все это и еще многое другое входит в понятие конструктивное отношение к себе.
Самодисциплина и внутренняя организованность, чувство долга и ответственности перед обществом и Высшими силами, строгий и изощренный самоконтроль, формирование крепкого и надежного внутреннего стержня, ориентация на чувство собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью, трудолюбие и добросовестность ума и души, жажда познания себя и мира, умение учитывать интересы дня завтрашнего, сознательное стремление к максимальному конструктивности и созидательности, гармоничности и мудрости, зрелости и самодостаточности, добродетельности и одухотворенности; обретение навыка оперирования сложными понятиями и категориями, философское отношение к себе и к жизни, постоянство психологическое и нравственное, создание своей системы правил и законов внутренней жизни, развитие силы воли и силы духа, стремление быть гармоничной личностью, а не казаться таковой лишь чисто внешне, развитие творческого мышления, развитие терпения и терпимости, повышенная требовательность к себе; умение структурировать свое время вообще и свободное, в частности; развитие умения правильно разбираться в людях, чтобы по возможности избегать ненужных контактов и укреплять наиболее ценные, максимальный учет закона целесообразности вместо банального рационализма, развитие чувства интеллектуальной, психологической и духовной эстетики, обретение чувства благодати от Высших сил, стремление быть не только хорошим, но и замечательным человеком, развитие классической женственности (мужественности), интеллигентности, развитие элементов харизматичности, интуиции и проницательности. Вот краткий перечень моментов, определяющих конструктивное отношение человека к себе.
Достойный человек в большинстве жизненных вопросов проявляет хороший уровень лояльности. Лояльность - это не только элемент психологии, но еще и философский элемент, связанный с мировоззрением человека. Это своего рода момент более глубоко и многогранно осознанной доброжелательности. Которая, в свою очередь, является естественным и закономерным проявлением интеллигентности. Только применительно к аристократам этот момент имеет не только более высокий уровень гармоничности (как элемент гармоничности личности в целом), но еще и характеризуется еще более высоким уровнем многогранности, выраженности и изощренности. Что, собственно, является почти постоянной добавочной характеристикой применительно к большинству достоинств и добродетелей аристократа.
Отчасти лояльность основана еще и на терпении и терпимости, великодушии и снисходительности, понимании основных законов бытия. В частности, закона медленной и постепенной эволюции личности человека. Когда приближение к абсолютному идеалу возможно только через сто воплощений по сто лет каждое. В силу чего ждать каких-либо фантастических результатов в течение одной жизни буквально от всех людей, мягко говоря, не приходится. Ибо, это и нереально, и нелогично.
Лояльность бывает и у отдельного человека, и у группы людей, у общества, у народа, у человечества в целом. Лояльность может быть характеристикой отношения к кому-либо со стороны Высших сил. Только тогда она называется благоволением. Хотя, в зависимости от уровня развития интеллекта, от уровня психологической и духовной эрудиции того или иного конкретного человека возможно употребление обоих терминов. В зависимости от того, какой из них представляется наиболее удобоваримым (приемлемым). Это не меняет сути дела. Можно вспомнить и библейский призыв «не судить». Ибо, каждому человеку от рождения даются задатки вполне конкретного набора достоинств и добродетелей, способностей и талантов. И человек не волен сам что-либо выбирать для себя. В том числе, и наиболее подходящее. В этом проявляется воля Высших сил. И поэтому обсуждать и, тем более, осуждать волю Высших сил - это не только неразумно, но еще и весьма опасно. Ибо, при непонимании этого момента человека ждут очень серьезные проблемы и неприятности, в отдельных наиболее злокачественных случаях - даже драмы и трагедии. И в этом плане, по большому счету, желательно преимущественно учиться на ошибках других людей. Но, это, к сожалению, далеко не такое простое занятие, как нам всем того хотелось бы.
Достойный человек понимает то, что далеко не у каждого человека имеются благоприятные внешние условия жизни для полноценного развития его личности. И не у каждого для этого имеется должный набор необходимых качеств. В частности, интеллект, сила воли, трудолюбие и добросовестность ума и души, духа и тела; конструктивность и созидательность, стремление к совершенству и гармонии, самокритичность, самоконтроль. Лояльность бывает по сути и по форме. По форме она часто бывает продиктована тактичностью и деликатностью, психологической осторожностью и аккуратностью, бережностью и внимательностью, предупредительностью и предусмотрительностью. У большинства людей лояльность бывает периодической и, как правило, продиктована логикой банального рационализма. У достойного человека она постоянна и на хорошем качественном уровне. Часто она касается второстепенных недостатков интеллектуального и психологического характера. Но не распространяется на духовные пороки сознательного характера.
Конечно, как и любая другая добродетель, лояльность должна быть максимально осмысленной. В противном случае, она может из большого и ценного достоинства превратиться в не менее значительный недостаток. Временами, при особо легкомысленном и безответственном отношении, переходящим в общественно опасный порок. Так, в каждую конкретную эпоху и даже просто период времени в человеческое общество приходит масса искажений и извращений классических ценностей. Интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. И, в силу того, что большинство людей не обладает должным уровнем развития интуиции и проницательности всех четырех основных видов (выше перечисленных), то и происходит не только повсеместное распространение этих псевдоценностей, но и глубокое их усвоение.
Настолько глубокое и основательное, что в последующем многие классические ценности такими людьми или не воспринимаются в роли таковых, или вообще принципиально отторгаются, как явно чужеродные, неправильные, искаженные и т.д. И, учитывая то, что большинство людей обладает только одним видом мышления -стереотипным, то тенденция распространения псевдоценностей приобретает характер общественной (или даже общечеловеческой) эпидемии. Которая совершенно не способствует полноценной эволюции и отдельного человека, и общества в целом - это, в лучшем случае. А, в худшем случае, вызывает вполне определенную психологическую и духовную деградацию и отдельного человека, и всего общества. И одной из причин такого явления является, мягко говоря, недостаточно осмысленная лояльность. И отдельного человека, и всего общества в целом. В отдельных случаях - и всего человечества. И тут тоже далеко все не так просто, как нам всем этого хотелось бы. Дело в том, что мудрость - это удел только небольшой группы особо избранных. И вот задача большинства людей в том и заключается, чтобы своевременно и в полной мере распознать этих действительно мудрых людей. Чтобы в последующем очень внимательно прислушиваться к их мнению. Но и тут есть очень большой барьер. Это неумение большинства людей толково разбираться в людях. Не на уровне банальной житейской логики, когда почти все люди выглядят достаточно неплохо и вообще, и применительно к данному моменту, в частности. А с точки зрения духовной логики, когда относительно благополучными являются, в лучшем случае, десять процентов людей.
Низкий уровень духовной эрудиции и одухотворенности у большинства людей приводит к тому, что они бывают способны тонко и дифференцированно воспринимать только примитивные, упрощенные и обычные явления жизни. Явления жизни средней степени сложности адекватно воспринимаются лишь иногда. А уже сложные явления жизни -очень редко. Не говоря уже про очень сложные. Тут вообще почти полный мрак не только применительно к тому или иному конкретному народу, а и к человечеству в целом. И, если человек не понимает того, какое именно явление имеет место перед ним, то и ждать от него адекватного отношения к нему не приходится. Например, нужна лояльность или нет. Если нужна, то в какой именно степени. Неадекватная расстановка акцентов приводит к весьма нежелательным последствиям. Мягко говоря. Это сотни миллионов драм и трагедий. И не только индивидуальных, но и общественных, государственных, в масштабах всего человечества.
Достойный человек отличается от прочих тем, что в нем присутствует постоянство психологическое и нравственное. Собственно, любой мало-мальски интеллигентный человек должен стремиться к психологическому и нравственному постоянству. Другой вопрос, что среди формальной интеллигенции истинными интеллигентами являются лишь те немногие, в которых есть определенные элементы аристократичности ума и души. Психологическое постоянство проявляется в том, что человек сознательно и целенаправленно, серьезно и постоянно стремится контролировать в себе своенравность и сумасбродство, переменчивость по большинству пустяковых моментов, импульсивность и подверженность сиюминутным переменам настроения. В том числе, вспыльчивость и раздражительность, гневливость и злобность, жестокость и агрессивность, злопамятность и мстительность, зависть и ревность, нетерпеливость и нетерпимость, пессимизм и обидчивость, прихотливость и привередливость, подозрительность и скептичность, равнодушие и безразличие, саркастичность и язвительность.
Нравственное постоянство проявляется в контроле за хаотично возникающими мыслями деструктивного и дисгармоничного характера, а также чувствами, желаниями, стремлениями, намерениями, плодами фантазии и воображения. В том числе: за ленью ума и души, амбициозностью и критиканством, стремлением соблазняться внешней формой явлений жизни, а не их истинной сутью, подверженностью внешним влияниям, безответственностью и легкомысленностью, алчностью и жадностью, эгоизмом и банальным рационализмом, нежеланием проявлять психологическую гибкость и дипломатичность, за лживостью и лицемерием, стремлением избегать сложных жизненных задач, душевным очерствением и ожесточением; нежеланием проявлять философское отношение ко всем явлениям жизни, в том числе к ошибкам и неудачам, своим и чужим; желанием проявить неконструктивную критику к другим людям, желанием решать проблемные ситуации неспокойным образом, нежеланием быть доброжелательным в сложных и проблемных ситуациях, проявлением равнодушия и пренебрежения к чужим достижениям и заслугам, способностям и талантам, достоинствам и добродетелям.
Это и контроль за праздностью ума и души, за нежеланием быть трудолюбивым и усердным, нежеланием развивать свою внутреннюю силу, в том числе, силу воли.
Нравственное постоянство проявляется и в сознательном проявлении положительных качеств. Таких, как стремление понять смысл жизни, доброжелательность ума и души, психологическая осторожность и аккуратность, внимательность и чуткость, бдительность и предупредительность, постижение мудрости, преобладание принципа целесообразности над банальным рационализмом, умение думать об интересах дня завтрашнего, обретение эксперта для себя и своей жизни, развитие в себе элементов классической женственности или мужественности, развитие разумной коммуникабельности, организованность и самодисциплина, умение разбираться в людях, развитие интуиции и проницательности, стремление ощущать чувство собственного внутреннего удовлетворения от того, что делаешь и как делаешь, самостоятельность и независимость, порядочность и благородство, искренность и естественность, обретение зрелости и самодостаточности.
Если человек не отличается чувством меры, то его отношения с окружающими будут предельно субъективными. И в силу этого имеющие большое количество искажений классических ценностей бытия. Очень важное свойство личности. О нем знают практически все. Только в развитой степени оно присутствует мало у кого. В первую очередь, это касается эмоциональной стороны жизни. Многие люди склонны впадать в крайности в своем ощущении печали, грусти, уныния, тревоги, страха, восторженности по поводу второстепенных явлений жизни, радости от небольших успехов, приятных эмоций от общения с представителями противоположного пола. Это, в частности, приводит к тому, что человек почти полностью теряет над собой контроль. А также контроль за уровнем качества многих других особенно важных и ценных явлений жизни, которые происходят с человеком и которые он сам создает по своей собственной воле. В результате возникает масса крупных ошибок, недоделок, принимается масса принципиально неправильных решений, выбираются далеко не самые оптимальные способы и средства достижения поставленной цели. Да и цели нередко выбираются не только второстепенного характера (в качестве основных и главных), но еще и с элементами деструктивности и дисгармоничности, низкой конструктивности и созидательности.
Не говоря уже о степени мудрости или одухотворенности. У большинства людей, к сожалению, все эти параметры находятся в диапазоне между слабой и средней степенью выраженности. Часто ближе к слабой. Можно себе представить то, что получается в результате: человек и в своем оптимальном состоянии ума и души может создавать нечто не самое замечательное. Мягко говоря. А если в эти не самые качественные процессы вносятся еще и дополнительные дезорганизующие факторы большой силы, то получается почти полный кошмар. Что, собственно, автору и приходится наблюдать последние сорок лет. Почти ежедневно, к сожалению.
Если же дезорганизующий фактор присутствует достаточно длительно, то в худшую сторону может, меняется не только жизнь человека, впавшего в ту или иную крайность, но и многих других людей из его окружения. Чаще всего, непосредственного. Но в отдельных случаях жертвами его крайностей (интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера) становятся достаточно обширные массы людей, народы, государства. И даже все человечество (социализм, фашизм и т.д.).
Если человек имеет небольшой интеллект, уровень одухотворенности, психологическую обедненность, то в результате его впадения в крайности может создаваться особенно злокачественные явления жизни по всем четырем основным направлениям жизнедеятельности, перечисленным выше. Иначе говоря, с высокой степенью концентрации деструктивных и дисгармоничных элементов, дестабилизирующих и дезорганизующих, создающих мощные упрощения самых важных моментов человеческого бытия, вплоть до уровня откровенной примитивности. И это только на первый взгляд кажется все легко и просто, ясно и понятно. А на самом деле, почти все весьма проблематично и даже драматично. Ибо, девяносто процентов людей от рождения лишены задатков развитой интуиции и проницательности. Интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. И поэтому в большинстве случаев не в состоянии отличить замаскированные ложные ценности от истинных, классических. В связи с чем, быстро и основательно попадаются на удочку различного рода авантюристов и интриганов, психологических манипуляторов, прохиндеев и проходимцев и прочих других людей подобного духовного типа. Которые особенно энергично и агрессивно, настойчиво и продолжительно, умело и изощренно рекламируют и пропагандируют свои откровенно дрянные идеи под видом красивых.
Например, элемент особой злокачественности марксизма был выявлен рядом классиков 19 века. В Германии, Франции, в первую очередь. А уже потом в России. Да и во многих других странах социалистической ориентации. Но, несмотря на глобальное и фундаментальное разоблачение принципиальной несостоятельности основных идей марксизма, он, тем не менее, остался доминирующей философией многих стран и в настоящее время. Не говоря уже о приверженности ему многих великовозрастных жителей СССР. В частности, бывших (да и нынешних) членов коммунистической партии. Искаженность и извращенность основной идеи социализма (основанной на идее марксизма) отчетливо проявляется в том, что ни в одной стране мира, проповедующей социализм в качестве своей главной идеологии, он так построен и не был. И не будет построен никогда. И в тоже время, реальный коммунизм уже существует в ряде европейских стран - Голландии, Дании, Швеции, Норвегии. Но без какого-либо намека на марксизм или социализм в официальной государственной и общественной политике и идеологии. Они его, что называется, и на дух не переносят. И, тем не менее, имеют стабильное и процветающее и общество, и государство. Высокий уровень финансового и интеллектуального, психологического и нравственного благополучия касается абсолютно всех граждан. Не зависимо от их уровня талантливости. У талантливых людей в этих странах уровень благополучия не просто высокий, а очень высокий. И это при почти полном отсутствии сырьевых ресурсов, слабой промышленности. Степень благополучия их жителей напрямую зависит от степени трудолюбия и добросовестности, обширности способностей и талантов, уровня гармонии личности, мудрости, одухотворённости, конструктивности, созидательности.
Фанатизм Маркса привел к тому, что он навсегда прервал отношения с десятками наиболее преданных и верных друзей. Из числа наиболее достойных и порядочных. Не говоря уже о тысячах благородных интеллектуалов, с которыми его сталкивала, так или иначе, просто жизнь и его философская деятельность. Не говоря уже о том, что его жена и дети просто-напросто элементарно голодали, многократно и достаточно продолжительно. Из-за повышенной конфликтности Маркса с людьми, предоставлявшими ему достойную и хорошо оплачиваемую работу. В подавляющем большинстве своем.
Без чувства меры невозможно возникновение адекватного уважения и к себе, и к окружающим. Не говоря уже о правильной любви к себе. Трудно в человеке развивается мудрость и одухотворенность, конструктивность и созидательность, зрелость и гармоничность. Собственно, все особенно важные явления внутренней и внешней жизнедеятельности так или иначе связаны с чувством меры. Чувство меры необходимо для создания адекватных нравственных и психологических ориентиров в жизни. Так, чрезмерная хозяйственность может переходить в скупость, а слишком слабая - в транжирство. Недостаточная аккуратность выглядит, мягко говоря, не эстетично. А чрезмерная аккуратность может переходить в формальную и фанатичную педантичность, навязчивую идею. Повышающую уровень проблематичности, конфликтности и драматичности жизни такого фаната.
Недостаточно выраженная любовь человека к себе приводит к тому, что большинство окружающих может откровенно и демонстративно пренебрегать таким человеком. А чрезмерная любовь к себе порождает эгоизм и стервозность, амбициозность и тщеславие, самоуверенность и самовлюбленность, высокомерие и пренебрежительность, формализм и чванство. А также запускать интенсивный процесс психологической и духовной деградации личности такого человека. Тем самым, превращая его в злокачественного морального урода.
Возьмем добросовестность на работе. Если она низкая, то человеком недовольно его начальство. Если она высокая, то, как правило, недовольна его семья. Потому что у него на нее почти не остается ни физических, ни душевных сил. И это приводит к повышению уровня формального и равнодушного отношения к интересам членов семьи по отдельности и всей семьи в целом.
Или возможно взять момент пропорции компромисса человека в отношениях с окружающими. Если, условно говоря, человек тянет одеяло на себя, то этим вызывает большой психологический дискомфорт у окружающих. Если позволяет окружающим слишком сильно тянуть одеяло на себя, то ощущает сам этот дискомфорт. И, по большому счету, найти в этой ситуации золотую середину, к сожалению, удается очень мало кому. Потому что человек, по своей изначальной сущности, склонен впадать в различного рода крайности почти во всем. И спасти его от этого может только достаточно существенный уровень мудрости. О чем большинство людей предпочитает не задумываться вообще никогда.
Если взять момент старательности в обучении, то при ее низком уровне получается троечник. А, при очень высоком уровне получается фанатичный отличник, принципиально отвергающий почти все нормальные радости жизни, увлечения и развлечения, важнейшие моменты элементарной психогигиены и психопрофилактики. В итоге вырастает умный, но весьма деструктивный и дисгармоничный человек.
Человеку, отличающемуся щедростью души, гораздо легче адекватно строить отношения в ближнем круге общения. Отличительной особенностью достойного человека является щедрость души. Безусловно, достаточно осмысленная. Так сказать, с чувством меры. Достойный человек, в проявлениях своей щедрости, исходит не из банального рационализма, свойственного многим простым людям. Когда каждое усилие должно приносить конкретную и ощутимую выгоду, преимущественно личного характера. Причем, как можно быстрее и значительнее. А из принципов духовной целесообразности. Чтобы его то или иное благодеяние не нанесло вред душе другого человека. Даже в случае, когда оно помогло его чисто физическому существованию.
Но это тема большая и сложная, требующая совершенно отдельного объемного разговора. Что не входит в задачи данной работы. Ибо, ее специфика совсем иная.
Душевная щедрость проявляется, в первую очередь, в объеме качественного (это принципиальный момент) душевного тепла. Ибо, большинство людей, в лучшем случае, способны проявлять душевное тепло среднего качественного уровня. И то лишь иногда. А, чаще всего, к сожалению, лишь низкого уровня. И это создает четкий и конкретный стереотип поведения, который, со временем, переходит из разряда сознательных в разряд подсознательных. Иначе говоря, действующих уже не зависимо от воли и желания человека. Становится естественным и закономерным, организованным элементом его личностного менталитета. Что, собственно, является еще одним проявлением его существенной деструктивности и дисгармоничности в целом.
Достойный человек, в своем проявлении душевного тепла действует достаточно тонко и дифференцированно. Хотя, этот момент не означает высокомерия и пренебрежительности, формализма и чванливости, яркого демонстративного чувства принципиального превосходства над представителями других социальных слоев общества. Он, в силу определенных соображений, может отказать человеку в душевном тепле вообще. Но мелочиться и размениваться он не будет. С представителями своего круга и просто очень достойными людьми он бывает значительно более щедрым и вообще, и применительно к душевному теплу, в частности. Чем большинство обычных людей. И это при условии проявления только качественного душевного тепла.
У достойного человека душевное тепло имеет значительно более интеллектуальное и духовное содержание, чем у большинства простых людей, да и, по большому счету, и у большинства представителей формальной интеллигенции. Более того: обладая тонкой душевной организацией, он старается проявлять свое душевное тепло в наибольшей степени удобоваримым для того или иного конкретного человека.
Особенно щедр он для своих друзей, родственников, членов семьи. Он умеет создавать благоприятный психологический климат в своем окружении. Причем, на хорошем качественном уровне. Большинство обычных людей об этом, как впрочем, и о многих других элементах интеллигентности вообще, и аристократичности души, в частности, к сожалению, имеет весьма смутное представление. Все дело упирается в момент присутствия интуиции и проницательности, а также в момент наличия определенного комплекта свойств классической женственности или мужественности. Преимущественно врожденного характера, но и интенсивно развитых в родительской семье и в ходе самовоспитания и самосовершенствования.
Душевная щедрость проявляется не только в количественно плане, но и качественном. Душевное тепло достойного человека имеет особенно тонкий и изящный характер, высокий уровень многогранности и изощренности, мудрости и одухотворенности, гармоничности и совершенства.
Любовь к ближнему будет весьма ущербной, если человек не умеет или не желает проводить линию эффективного сотрудничества.
Достойный человек, очень способен к эффективному сотрудничеству и по работе, и по жизни. В отличие от большинства обычных людей. Ибо, нужно не только хотеть сотрудничать, но и уметь. Иметь для этого целый комплект определенных достоинств и добродетелей. Сообразительность и изобретательность, фантазия и воображение, психологическая гибкость и дипломатичность, утонченная душевная организация с хорошим уровнем гармоничности личности в целом, снисходительность и великодушие к чужим ошибкам и неудачам, иллюзиям и заблуждениям, терпение и терпимость, хорошо развитое чувство обратной связи, умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению, чувство собственного достоинства и скромность, преобладание принципа целесообразности над рационализмом, психологическая аккуратность и осторожность, предупредительность и предусмотрительность, бдительность и внимательность, отсутствие эгоизма и стервозности, потребительского отношения к жизни и к окружающим; трудолюбие и добросовестность ума и души, инициативность и целеустремленность, наличие системы классических ценностей и полная приверженность ей, доброжелательность и искренность, умение быть интересным и приятным партнером по общению, творческое мышление и интеллект существенно выше среднего, самокритичность и постоянный и многогранный самоконтроль, умение сочетать в работе коллективные и личные интересы, отсутствие болезненного самолюбия и преобладание честолюбия, умение делегировать свои права и обязанности другому человеку.
Собственно, а что такое сотрудничество? Это сознательное стремление строить свои отношения с окружающими так, чтобы выигрывали интересы всех сторон (если речь идет об общении по жизни) или же коллективные интересы (если речь идет о работе). В отдельных случаях, предполагается сразу оба варианта развития ситуации. К сожалению, в реальной действительности имеет место быть распространенная и фундаментальная психологическая и духовная невежественность. Которая, естественно и закономерно, порождает десятки и сотни глобальных иллюзий и заблуждений. И не только во второстепенных вопросах жизни, но и в главных. И это, в лучшем случае. А, в худшем случае, - бесконечное множество искажений и извращений классических ценностей и Бытия вообще, и человеческого, в частности. Что автоматически формирует модель поведения не только того или иного отдельного человека, но и общества в целом. В ряде случаев и всего человечества, такого рода, что она включает в себя гигантское количество деструктивных и дисгармоничных элементов.
Что, собственно, и определяет предельно символическую прочность практически всех логических и психологических конструкций и в отношениях человека с самим собой, и с окружающими, и с обществом, и с Высшими силами. Отдельные любители-энтузиасты, к сожалению, на фоне общей массы людей с примитивным или упрощенным мировоззрением, особой погоды в обществе в целом не делают. Да и не могут сделать, если большинство обычных людей отличается выраженной ленью ума и души, негативным консерватизмом, низким уровнем самокритичности (не говоря уже об отсутствии постоянного серьезного и строгого самоконтроля). Сотрудничество предполагает применение сознательной и целенаправленной мотивации партнера по общению по созданию наиболее прочных и перспективных отношений, предполагающих взаимную заботу об интересах каждой из сторон. А это, несомненно, вполне определенный альтруизм, душевная щедрость, способность делиться душевным теплом. И не абы каким, а достаточно качественным. Это и процесс постоянного познания особенностей и закономерностей психологии конкретного человека (или группы людей) с продукцией системы адекватных выводов, с последующим их учетом в построении своей модели отношений. Внимательность и заботливость, аккуратность и осторожность помогают избежать многих распространенных ошибок.
Почему, собственно, классические интеллигенты не пускают обычных людей в свой круг? Потому что обычные люди живут совершенно по другим правилам и законам. Предполагающим высокий уровень упрощенности, а также многие весьма проблемные моменты деструктивности и дисгармоничности. Подавляющее большинство обычных людей не выдержит (и не выдерживает) такого большого уровня требовательности, что предъявляется в кругу истинных интеллигентов классического или отдельного типа. Сплошные ошибки не только второстепенного, но и главного характера делают обычного человека принципиально нежелательным среди интеллигентов и аристократов. Не хватит изощренности ни ума, ни души, ни духа. Ибо, от этого страдают интересы не только отдельных людей, но и коллективные, общественные, государственные. Все очень непросто и порой весьма проблематично и драматично. И поэтому строгий отбор в общество интеллигентов вызван не капризом или прихотью отдельных людей, а реальной насущной необходимостью не только теоретического, но и практического характера.
Построение прочных отношений, как правило, связано с элементом одухотворенности конкретных людей, строящих их. И, чем ниже уровень одухотворенности, тем выше вероятность того, что действительно прочные отношения не будут построены никогда. Другой вопрос, что, в ряде случаев, люди деструктивного типа стремятся хотя бы чисто внешне изобразить некоторую гармоничность своей личности, так сказать, интеллектуальное, психологическое и нравственное приличие. Хотя, по большому счету, как ни старается примитивная личность (даже с тремя высшими образованиями) выглядеть умной, одухотворенной, гармоничной и самодостаточной, то для человека с хорошим уровнем интуиции и проницательности (не говоря уже о мудрости) она останется прежней и предельно реальной.
Другой вопрос, что большинство обычных людей ни первым, ни вторым (не говоря уже о третьем) не обладает. И поэтому постоянно становится жертвой каких-либо и изощренных, и достаточно простых интриг и авантюр, манипуляций и индивидуального, и коллективного, и общественного, и общечеловеческого характера. Практически вся история человечества последних трех тысяч лет - это четкое и однозначное подтверждение этой истины. Приведшее к десяткам или сотням миллионов драм и трагедий. Поэтому, по большому счету, речь идет не только о способностях того или иного конкретного человека к сотрудничеству в том или ином коллективе, а об его потенциальной ценности для общества, для государства, для человечества в целом. В обществе должна быть четкая и однозначная иерархия. Только построенная не на привычных и распространенных житейских представлениях о том, что такое хорошо и что такое плохо, а на системе вечных и универсальных классических ценностей. О которой, большинство, к сожалению, имеет весьма смутное представление.
Драма современного общества состоит в том, что большинство стало заботиться только о своих личных интересах. Об общественных и государственных почти никто не заботится. И это приводит к вполне естественным и закономерным результатам. И общество, и государство все больше и больше разваливаются. И от этого, в первую очередь, страдают именно те, кто стал заботиться только о себе. Другой вопрос, что стали страдать и достойные люди. Но это уже другая сторона медали. Когда в организме тот или иной отдельный орган начинает стремительно развиваться в отрыве от всего организма, то это называется онкология. И без операции, как правило, погибает весь организм, а не только больной орган. Поэтому такое его поведение должно иметь в обществе вполне конкретную и адекватную оценку с интеллектуальной, психологической и духовной точки зрения. Речь идет не только о благополучии, но и о жизни, и смерти. Поэтому косвенные и частичные компромиссы в данном случае категорически неприемлемы. Эгоизм - это только в личных отношениях является таковым. А в общественных отношениях это уже откровенная подлость. А в глазах Высших сил вообще явная мерзость. Все должно называться своими именами. Иначе порядка не будет в принципе.
Конечно, забывать в полной мере и навсегда о своих интересах нельзя. Несколько поколений людей в СССР трудились только на благо государства, совершенно забывая о себе. Это была, к сожалению, лишь обычная эксплуатация всей страны. Принципиальное непонимание истинной духовной подоплеки происходящего (в силу глобального и фундаментального невежества) порождало лишь упрощенную модель сотрудничества людей. Чаще всего, имело место лишь слепое и механическое подчинение воле ближнего и дальнего начальства.
Эффективность же сотрудничества, построенного на учете интересов всех сторон, может быть во много раз выше, чем при эгоистическом варианте. Собственно, дело достаточно простое. Чем гармоничнее личность человека, тем выше вероятность того, что он получит возможность подключения к качественному каналу космической информации. Откуда будет получать идеи такого особенного качества, что эффективность и индивидуального, и коллективного, и общественного труда может увеличиться многократно. Собственно, за всю последнюю историю человечества лишь отдельные (и достаточно редкие) единицы в обществе делали особую погоду в обществе в плане его дальнейшего развития и эволюции. Основная же масса людей могла играть только роль пассивных статистов. Преобладание стереотипного мышления у большинства обычных людей делало величину их общественной ценности и возможности предельно символической. Мягко говоря. Без интеллигенции и аристократии интеллектуальной, психологической и духовной общество, как правило, начинает деградировать. Как бы сильно и долго все остальные не старались. Ибо, именно они являются носителями системы вечных и универсальных классических ценностей. И поэтому имеет возможность задавать действительно правильные ориентиры и индивидуального, и общественного характера.
Ныне в России остались только некоторые классические интеллигенты и аристократы ума и души. В единичном количестве - духа. И от того, как будет общество и государство относиться к ним, в значительной степени зависит благополучие и того, и другого. Ставить знак равенства между обычным человеком и интеллигентом или аристократом - это ужасное извращение всех духовных законов Бытия. Это откровенный вызов могуществу Высших сил. За который абсолютно все и всегда бывают наказаны предельно строго. Мягко говоря, строго.
Достойный человек стремится добросовестно моделировать сложные явления жизни. В том числе, в общении с окружающими. Для большинства людей эта мысль представляется достаточно абстрактной и туманной. И поэтому автор постарается не только раскрыть ее реальный смысл, но и объяснить особенную практическую ценность применению этой мысли в жизни и творчестве.
Слово моделирование означает сознательное и целенаправленное воплощение чего-либо задуманного в жизнь. Понятие "сложное явление жизни" - это понятие, взятое не из обычной житейской логики и системы ценностей, а из системы ценностей, соответствующей иерархии классических ценностей бытия. Ибо, то, что является средним (по степени сложности) с духовной точки зрения, с житейской точки выглядит очень сложным. И отсюда исходит масса разнообразных недоразумений. Ибо, сложные (не говоря уже об очень сложных) духовные явления находятся вне поля зрения житейской логики. За ее линией горизонта, что называется. Это удел интеллектуалов высокого уровня с хорошим уровнем одухотворенности (только реальной, а не показной).
Уровень качества творчества, с точки зрения гармонии Вселенной, зависит от того, насколько глубоко способен конкретный человек погрузиться в сферу явлений жизни сложного уровня. Конечно, погружение в сферу явлений умеренной степени сложности тоже имеет немалую ценность и важность. И дает возможность развивать и реализовать достаточно большой талант. Но, тем не менее, в большие классики попадает лишь тот, кто имеет реальный доступ в сферу сложных явлений. Что называется, чувствует в ней себя как дома. А если он хоть чуть-чуть способен заглядывать в сферу очень сложных явлений - это уже уровень суперпрофессионализма, близкий к гениальности.
Это четкий и достаточно однозначный признак присутствия в человеке особенно большого таланта. Это показатель того, что конкретный человек не просто является посланником Высших сил на Земле, а посланником с особо ценной и важной миссией. Выражаясь современным языком, на уровне особой эксклюзивности, избранности и элитарности.
И, безусловно, хорошо, когда об этом моменте догадываются хотя бы некоторые люди из окружения такого таланта. Поэтому как даже относительно Леонардо да Винчи лишь особо избранные среди высшей знати общества хотя бы чуть-чуть понимали то, какой особой ценностью является его личность, его творчество, его жизнь. Аналогичная история была и с Ломоносовым. И, по большому счету, со всеми истинными аристократами ума и души (не говоря уже об аристократах духа). Так, большинство современников Пушкина даже примерно не представляли реальной ценности его гения. Хотя, собственно, и сейчас это понимание предельно формализовано. Мало кто даже из профессиональных литераторов, критиков, историков, философов способен действительно объемно и многогранно проявить понимание, тонкое и дифференцированное, творчества Пушкина. Не говоря уже о большинстве прочих людей, далеких от серьезной аналитической деятельности на профессиональном уровне.
Следует понимать, что одно явление жизни, смоделированное творческой личностью на высоком уровне сложности, имеет ценность для человечества в тысячи раз больше, чем самое замечательное явление из системы простых житейских явлений. И в десятки или сотни раз большую ценность, чем явление средней степени сложности. Хотя, безусловно, и последнее является необыкновенно ценным и достойным. В первую очередь, в силу своей особенной редкости. А также, в силу принципиально более существенного соответствия принципам и законам гармонии Вселенной. А не только тем или иным современным тенденциям, увлечениям и пристрастиям. Как бы сильно кто их не расхваливал и не насаждал. В силу глобальных эгоистических соображений политического, экономического, идеологического, интеллектуального, психологического, философского, духовного или эстетического характера.
Собственно, моделирование сложных явлений имеет ценность не только для творчества, но и для обычной жизни. Хотя, по большому счету, такого рода жизнь, с применением смоделированных сложных явлений, уже сложно назвать обычной. Ибо, это уже нечто особенно важное и ценное, с элементом большой оригинальности и эксклюзивности, избранности и элитарности. И чем больше таких явлений может моделировать тот или иной конкретный человек, тем выше его общественная и общечеловеческая ценность. Не говоря уже о ценности в глазах Высших сил, особенно благоволящих к такого рода людям. Собственно, творчество самой своей жизни - это, видимо, самое главное занятие в жизни любого человека. С точки зрения его персональной личностной миссии на Земле. И тут тоже есть свои дилетанты, любители, полупрофессионалы, профессионалы, суперпрофессионалы. Конечно, и то, что делает любитель, имеет вполне определенную ценность. Но оно может быть в десятки или сотни раз меньше, чем то, что делает полупрофессионал и по жизни вообще и в отдельном виде деятельности, в частности.
И момент старательности, безусловно, играет большую роль в создании действительно качественного продукта работы ума и души. Но он не может выйти за рамки своего диапазона. Например, простого человека (не говоря уже упрощенного или примитивного). Аналогичная история имеет место быть и применительно к человеку средней степени сложности.
Имеются существенные ограничения даже у сложной личности. Ибо, дистанция между примитивным и сложным человеком в тысячи раз меньше, чем дистанция между сложным человеком и духовной сущностью рядового уровня (выражаясь армейским языком). Не говоря уже о духовной сущности младшего или среднего офицерского состава. Ибо, то, что может делать рядовая духовная сущность, никогда и не снилось даже самому гениальному человеку. Не говоря уже о простом.
Сознательное и целенаправленное моделирование явлений средней и высокой степени сложности, безусловно, не является какой-то формальной самоцелью. Это элемент творчества высшего уровня. Который придает жизни такого человека совершенно особенное значение, ценность, важность, звучание в масштабах Земли и всей Вселенной. Жизнь становится гораздо интереснее и приятнее, содержательнее и насыщеннее. Дает возможность человеку регулярно испытывать чувство собственного внутреннего удовлетворения и собой, и своей жизнью. Тем, что делает человек. И особенно тем, как он это делает. Конечно, такой человек делает достаточно часто и простые вещи. Ибо, в большинстве моментов мирской суеты особенная изощренность и изобретательность не имеют особой необходимости.
Если рассматривать ситуацию с моделированием сложных явлений жизни с качественной точки зрения, то выявится целый ряд особенностей и закономерностей. Простая личность, как правило, способна моделировать преимущественно простые явления жизни. И лишь иногда симпатичные. Личность средней степени сложности легко моделирует симпатичные явления. И иногда изящные явления. Личность сложная легко моделирует изящные явления. И иногда изысканные. И не только с точки зрения своего непосредственного окружения, но с точки зрения системы классических ценностей интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера.
Аналогичная ситуация и с моделированием явлений жизни различной степени интеллектуальной насыщенности, психологической и духовной гармоничности. Большую помощь может оказывать человеку в моделировании сложных явлений жизни его интуиция и проницательность, гармония личности, мудрость, зрелость, одухотворенность.
Конечно, человек с личностью средней степени сложности старается без необходимости не упрощать то, что он делает. Даже, если все вокруг действуют на предельно упрощенном или даже примитивном уровне. Он, в первую очередь, уважает самого себя, систему своих духовных ценностей. А потому старается не опускаться до уровня своего непосредственного окружения. Он имеет, как правило, уровень требовательности к себе существенно выше, чем большинство. А также более выраженное чувство долга и ответственности, понимание необходимости высокого уровня добросовестности в работе ума и души, духа и тела.
Конечно, уровень сложности личности, как правило, закладывается уже при рождении человека. Условно говоря, на генетическом уровне. И, человеку не дано его изменить никакими чисто житейскими методами. Правда, участие в этой ситуации святого или мага высокой степени посвящения может изменить имеющиеся положение вещей. Но, как правило, они этими вещами не занимаются. Хотя, безусловно, тем не менее, могут подсказать наиболее оптимальные варианты достижения своего потенциального потолка по всем ведущим параметрам личности. В некоторых случаях такую функцию может выполнить и просто очень мудрый человек с высокой степенью духовного просветления.
Проблематичность и даже драматичность ситуации придает то, что, как минимум, три четверти людей на три четверти (иногда и на девяносто процентов) не исчерпывают своих потенциальных возможностей в плане эволюции личности. Хотя бы применительно к десяти-двадцати своим главным достоинствам и добродетелям, способностям и талантам. Не говоря уже о сотне или двухстах параметрах личности из четырехсот возможных. Это можно видеть на примере задатков классической женственности. Условно говоря, треть женщин имеют слабые задатки, треть - умеренные, треть - выраженные.
Если брать только последнюю группу женщин, то из них две трети серьезно и основательно не занимаются развитием и гармонизацией своей женственности ни в интеллектуальном, ни в психологическом, ни в духовном плане. В лучшем случае, чисто эстетически. Но и в этом случае далеко не самым изящным образом. Ибо, чувство эстетики у разных людей весьма различно. В диапазоне от примитивного до изысканного. На минуточку.
Достойный человек стремится моделировать как можно сложнее явления жизни (кроме всех прочих). Ибо, в этом есть свой особый смысл и ценность. И не только с точки зрения индивидуальной психологии, но и общественной. А иногда - и с точки зрения ценностей Вселенной.
Свидетельство о публикации №222052600054