В одном из залов Эрмитажа

                В  ОДНОМ  ИЗ  ЗАЛОВ  ЭРМИТАЖА



                Всем известно, что Эрмитаж является самым большим музеем
             в России. Он насчитывает около трех миллионов экспонатов. Сюда
             вошли и многочисленные коллекции, изъятые из аристократических
             особняков Петербурга в революционные годы. Они пополнили те
             художественные собрания, которые составляли богатство царского
             музея. Чтобы разместить такое множество картин, скульптур, ковров
             и гобеленов, портретов, посуды и всего остального понадобилось не
             одно здание. Таким образом, Эрмитаж состоит из пяти соединенных
             между собой дворцов, расположенных на берегу Невы на Дворцовой
             набережной. Главным из них является без сомнения Зимний дворец
             со своими парадными анфиладами, ведущими в Тронный зал. А кроме
             этого к Эрмитажу относятся еще несколько зданий, расположенных
             по своему местонахождению удаленно от главного музейного
             комплекса.
                Что же касается здания Генерального штаба, то он
             расположен на другой стороне Дворцовой площади, как раз напротив
             Зимнего дворца, и в значительной его части в наши дни также
             расположились знаменитые коллекции. Очень удобно,
             посетив те здания, которые относятся к традиционному
             Эрмитажу, перейти Дворцовую площадь и оказаться в прохладном
             вестибюле Генерального штаба. Внутреннее убранство этого
             дворца на первых этажах было перестроено согласно последним
             архитектурным веяниям. Он стал центром культурной городской
             жизни, организуя различные мероприятия и проводя циклы лекций
             по искусству в специально созданном для этого зале. В числе
             переведенных в последние годы экспонатов, в здание Генерального
             штаба  переехало, например, из Зимнего дворца собрание
             картин  французских импрессионистов и постимпрессионистов 19 и 20
             веков, прославивших живопись неожиданными приемами
             изображения.
                Вместе с ним на новое место были переведены
             портреты, изображающие  представительниц русского
             аристократического общества. Дамы отличаются особой красотой
             и изысканностью. Как и раньше в Зимнем дворце, для их
             экспозиции был выделен отдельный зал, расположенный рядом
             с прославленным французским творчеством. При посещении
             этого зала, вглядываясь в лица известных красавиц прошлого,
             замираешь душой и телом. Полные достоинства лица и в основном
             гордая осанка представленных на полотнах дам, объясняют
             посетителю общественное положение этих чарующих взор
             женщин. Прочитав подписи к портретам, вспоминаешь все
             прочитанное или услышанное о семействах, к которым они
             принадлежат. За каждой из них стоит или имеющий высокий
             пост отец, или богатый муж. А может быть и то, и другое
             одновременно. За их именами встают петербургские дворцы,
             богатые имения, иногда и скандальные истории. Их портреты
             написаны лучшим мастером своего дела. Лица представленных
             персонажей аккуратно и четко прорисованы, как и детали их
             нарядных туалетов.
                Прежде чем начать говорить о знаменитом
               портретисте Франце Ксавере Винтерхальтере и его творчестве, я
               хочу обратить внимание на портрет Надежды Михайловны
               Половцовой, который не дает пройти мимо него и привлекает   
               внимание. Этот шедевр портретной живописи выставлен на четвертом
               этаже музея в зале французской портретной живописи. Работа
               была выполнена французским живописцем Каролюс-Дюраном,
               который приехал в Петербург по приглашению сенатора и
               промышленника Александра Александровича Половцова.
               Художник изобразил его супругу в черном шелковом платье,
               сидящей в кресле. Он сумел передать всю прелесть утонченного
               образа этой дамы. Однако этот портрет, созданный Каролюс-
               Дюраном единичен и не относится к серии портретов красавиц,
               созданных кистью одного мастера.
                Однако есть такой художник,
                и он создал целую галерею образов русских аристократок. Это его
                творчество представлено в отдельном зале выставкой портретной
                живописи. Вот теперь речь идет о Франце Ксавере Винтерхальтере.
                Среди представленных шедевров имеются портреты императриц
                Александры Федоровны и Марии Александровны, Великих княгинь
                Елены Павловны и Марии Николаевны, принцессы Кочубей, княгинь
                Татьяны Александровны Юсуповой, Софьи Александровны
                Радзивилл, Софьи Петровны Нарышкиной, Елизаветы
                Александровны Барятинской, Елизаветы Эсперовны Трубецкой,
                графинь Марии Ивановны Ламсдорф, Ольги Эсперовны
                Шуваловой, Софьи Андреевны Бобринской, Варвары Алексеевны 
                Мусиной-Пушкиной, Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой.
                Его кисть запечатлела также и Надежду Михайловну Половцову,
                упомянутую ранее и изображенную  художником Каролюс-               
                Дюраном.

                Франц Ксавер Винтерхальтер, будучи немецким живописцем,
                больше всего отличился как модный портретист середины 19 века.
                Он рисовал дам высшего света практически из всех европейских
                стран. Художник создал уникальную галерею женских образов,
                представившую на полотнах знаменитостей, которые достигли
                самых вершин государственной власти и богатства, портреты
                императриц, принцесс и аристократок. Очень часто художник
                создавал свои шедевры во Франции, куда по договоренности
                приезжали его заказчицы. Большинство из них считало за честь
                быть запечатленной на полотне кистью Винтерхальтера. Он
                часто назначал местом написания портретов  Париж, потому что
                Винтерхальтер там некоторое время проживал. Он получил пост
                придворного портретиста французского короля Луи-Филиппа.
                Для королевской семьи Франции им было создано около
                30 портретов. Благодаря своему творчеству и большому
                количеству заказов он прославился как портретист и разбогател.
                Стремлению заняться академической живописью мешала
                его слава и востребованность как мастера портретной живописи.
                Портреты королевы Англии Виктории и принца Альберта, (для этой
                семьи создано около 120 работ и они выставлены в основном
                в Букингемском дворце), супруги Наполеона Третьего
                императрицы Франции Евгении, королевы Испании
                Изабеллы Второй, императора Австрии Франца-Иосифа
                и его супруги Елизаветы, а также многие другие
                указывают на уровень общественного положения модного
                художника. В 1857 годуон пишет в Баварии портрет русской
                императрицы Марии Александровны, супруги Александра
                Второго. К этому времени его работы уже выполняются в духе
                романтизма. Винтерхальтер пишет свои портреты свободным
                мазком, не делая предварительных набросков, как это принято
                по академическим канонам создания произведения искусства.
                Портрет Марии Александровны был написан в пору расцвета
                ее нежной, застенчивой и трогательной красоты именно в
                этой манере письма. После создания ее портрета была выполнена
                большая работа по созданию галереи художественных
                образов дам, относящихся к высшему русскому обществу.

                Русские аристократки были  изображены Винтерхальтером
                в основном в пятидесятые и шестидесятые годы 19 века. У
                художника было столько заказов, что знатные дамы часто
                должны были ждать своей очереди на написание портрета
                достаточно долго. Благодаря ему, мы имеем возможность
                сегодня в одном из прекрасноых по оформлению залов
                Эрмитажа полюбоваться теми женщинами, которые когда-то
                представляли цвет нации. Их лица чисты, прекрасны и
                вдохновенны. Они позируют одному из лучших мастеров
                портретногго письма и их образы перейдут в вечность.
                Они станут объектом восхищения многих людей, посещающих
                музеи, хранящие творчество Франца Ксавера Винтерхальтера.
 
                У посетителей Эрмитажа тоже есть возможность знакомиться
                с его творчеством и одновременно постигать историю жизни
                русского аристократического общества середины 19 века.
                Портрет Великой княгини Марии Николаевны представляет нам
                темноволосую красавицу еще молодую, с горделивой посадкой
                головы и готовой снизойти до простого зрителя, стоящего перед
                ее портретом часто в немом восхищении. Ее отцом был Николай
                Первый, а мать немецкая принцесса Шарлотта Прусская,
                получившая в России при крещении в православие имя
                Александры Федоровны и ставшей императрицей. Эта дочь Николая
                Первого имела достаточно жесткий характер и этим очень была
                похожа на своего отца. В свое время она отказалась покинуть
                Россию и выйти замуж за иноземного принца, чтобы жить за
                рубежом. Отец не пошел наперекор любимой дочери и велел
                построить для нее знаменитый Мариинский дворец в центре
                Петербурга, куда она переехала в качестве герцогини
                Лейхтенбергской. Она вышла замуж за внука Жозефины Богарне,
                первой супруги Наполеона. Максимилиан Лейхтенбергский
                приехал в Россию будучи молодым офицером, получил
                покровительство царя и согласился здесь остаться. Свой
                герцогский титул молодой человек получил позже, после
                смерти старшего брата. Мария Николаевна имела активную
                жизненную позицию. В семье Романовых было принято
                заниматься попечительской деятельностью, заботясь о приютах,
                богоугодных и учебных заведениях, а также о больницах. Этим
                занималась и вдовствующая императрица Мария Федоровна,
                мать Николая Первого. Позже его супруга Александра
                Федоровна стала курировать эти вопросы. Что же касается
                Великой княгини Марии Николаевны, то она повятила себя
                более возвышенным темам, став Президентом Императорской
                Академии художеств. Этой деятельности она отдала 24
                года. Родив девять детей в двух браках, Мария Николаевна
                тем не менее все же покинула Россию. Это было связано с ее
                вторым замужеством, когда она вышла замуж за графа Григория
                Александровича Строганова. Общественным мнением этот
                брак считался мезальянсом. Женева, Рим, Флоренция, такова
                была география перемещений новой семейной пары по Европе.
                Все это не спасло брак, он распался. Сама же Мария Николаевна
                вдали от своих высокопоставленных родственников постепенно
                теряла облик дамы, принадлежащей к высшему свету. Она
                вернулась на Родину тяжело больная и умерла в возрасте 56 лет.
                Последние дни своей жизни Мария Николаевна
                провела на Родине и в любимом ею Мариинском
                дворце. Граф Строганов на похороны не пришел.
                Особое внимание привлекает портрет Софьи Александровны
                Радзивилл, урожденной Урусовой. О ней говорили как об
                одной из самых признанных светских красавиц. При этом
                ей отказывали часто в добросердечии и уме. Фрейлина и тайная
                фаворитка Николая Первого, как утверждала молва, была выдана
                замуж за адъютанта царя. Когда-то родители прочили этой
                московской красавице не менее удачную судьбу, выдав замуж
                за богатого аристократа. Однако, Софья Урусова была приглашена
                Николаем Первым к императорскому двору в качестве фрейлины.
                Свои последние годы она провела в Париже и похоронена там
                на кладбище Монмартр. Красавица умерла в возрасте 85 лет.
                Изображенная на портрете Винтерхальтером Софья Радзивилл
                была уже не молода, но и в 60 лет выглядит по-прежнему
                красавицей.  Если мы перейдем к портрету Надежды Михайловны
                Половцовой, то услышим еще одну удивительную историю
                женщины, которая выросла в приемной семье барона Александра
                Людвиговича Штиглица. Найденной в саду в большой корзине
                девочке, семья барона дала фамилию «Июнева», так как дело
                происходило летом в июне. Что же касается имени и отчества
                ребенка, тог они были написаны в записке, найденной в кружевных
                пеленках. Существует мнение, что девочка является дочерью
                великого князя Михаила Павловича, рожденная вне брака. Не
                случайно ребенок оказался в богатой и бездетной семье барона
                Штиглица. Сам император Николай Первый  постоянно
                интересовался судьбой девочки. Она стала наследницей всего
                имущества удачливого предпринимателя и мецената барона
                Штиглица. Кроме этого он выдал Надежду Михайловну замуж,
                дав за ней хорошое приданое. Это было не лишним, потому что
                несмотря на красоту, хорошие нрав и воспитание девушки, за
                ней тянулся шлейф незаконнорожденности. Это та самая красивая
                аристократка, чье изображение мы видели уже ранее на полотне
                Каролюс-Дюрана. Сколько образов запечатлел Франц Ксавер
                Винтерхальтер и сколько человеческих судеб с их радостями и
                страданиями приукрашивал он своей кистью. Судьба княгини
                Татьяны Александровны Юсуповой отражается в написанном
                Винтерхальтером портрете, где она представлена в пышном
                праздничном наряде с жемчужно- бриллиантовой диадемой
                на голове, с драгоценными серьгами и ожерельем. Богатая
                и очень утонченная дама, родившаяся в Италии и умершая
                в Швейцарии, блистала при русском императорском дворе,
                будучи фрейлиной. Не меньший успех она имела и при дворе
                французского короля Наполеона Третьего. Большую роль при
                этом играли не только ее природная красота, но и богатство,
                которым она была окружена, твердость характера и история
                ее рода. Родившаяся в семье русского дипломата швейцарского
                происхождения Александра Ивановича Рибопьера, со стороны
                матери Татьяна Александровна имела родственные связи
                с фаворитом Екатерины Великой и государственным деятелем
                Григорием Александровичем Потемкиным. Выйдя замуж за Николая
                Борисовича Юсупова Младшего, который был ее двоюродным
                братом, Татьяна Александровна получила вместе с огромными
                материальными благами одной из самых богатых семей
                России большие проблемы. Ее брак не признавался русской
                православной церковью из-за близкого родства с мужем.
                Может быть, по этой причине молодая княгиня Юсупова
                проводила много времени за границей. Супруг княгини
                коллекционировал драгоценные камни и Татьяна Александровна
                пополнила его собрание приобретенными на распродаже
                бриллиантовыми серьгами, принадлежащими некогда
                казненной во время революции королеве Франции Марии
                Антуанетте. Это было не единственное приобретение
                ценностей такого уровня, что свидетельствует о большом
                богатстве семьи Юсуповых. Несмотря на все это и большую
                любовь со стороны мужа, жизнь княгини Юсуповой оборвалась
                в возрасте 50 лет из-за болезни.

                Трудно пройти мимо портрета Елизаветы Александровны
                Барятинской. В петербургском высшем свете она была известна
                под именем княгини Бетси. Винтерхальтер изобразил ее в черном
                нарядном платье, что делает ее стройную фигуру еще стройнее,
                изящество рук еще изящнее, а белую кожу еще белее. Рожденная
                в семье военного министра Александра Ивановича Чернышова,
                Бетси с детства получала все самое лучшее. Она была крещена
                в церкви Зимнего дворца, получила прекрасное образование в
                России и за рубежом, сам Фридерик Шопен, у которого она
                обучалась музыке в Париже, посвятил ей один из своих
                ноктюрнов. Она любила верховую езду и стрельбу из пистолета.
                Все это у нее отлично получалось. Без сомнения, она была также
                фрейлинорй императорского двора, а ее венчание с князем
                Владимиром Ивановичем Барятинским происходило в знаменитом
                Исаакиевском соборе. Семейная пара проживала на престижной
                Миллионной улице в непосредственной близости от царского
                дворца. Она была светской львицей, а он успешно продвигался
                по служебной лестнице. Они оба славились как интересное
                аристократическое семейство в высшем обществе Петербурга
                и в Европе, где русские аристократы чувствовали себя как дома.
                Не секрет, что хорошее знание европейских языков, наличие
                недвижимости за рубежом и постоянно пополняемые денежные
                счета благодаря чудовищной эксплуатации русского населения,
                делали для избранных жизнь приятной и возвышенной. Балы,
                приемы, светские тусовки, рождение детей... Так проходила жизнь
                княгини Бетси пока она не умерла благополучно в 75 лет и была
                похоронена рядом со своим супругом в семейном склепе в своем
                имении Ивановское.

                Что же касается других дам высшей русской аристократии,
                изображенных на портретах Винтерхальтера и хранящихся в
                Эрмитаже, то хочется поговорить о Великой княгине Елене
                Павловне. Она предстает перед суждением сурового российского
                общества как человек исключительно положительный. Несмотря
                на личные иногда трагические обстоятельства жизни, она
                сумела показать себя как прогрессивная личность, выступая
                за отмену крепостного права в России. Елена Павловна была
                помощницей Александра Второго, готовившего давно назревшие
                реформы. В Западной Европе такое постыдное порабощение
                значительной части населения было отменено более ста лет
                назад к этому моменту. А Елена Павловна приехала в Россию
                из немецкой земли Вюртемберг, где такое положение дел
                выглядело как отсталость и неразвитость страны. Принцесса
                Фредерика Вюртембергская, став женой Великого князя
                Михаила Павловича и получив при принятии православия
                имя Елены Павловны, проявила на своей новой Родине талант
                государственной и общественной деятельницы. Она много
                занималась благотворительностью, поддерживала художников
                и музыкантов. В Михайловском дворце, где она проживала
                со своей семьей, Елена Павловна устраивала знаменитые
                салоны. Подобные мероприятия она посещала
                в Париже вместе со своим отцом, где имела
                возможность общения с передовыми людьми, учеными,
                деятелями искусств. Под влиянием такого воспитания со
                стороны родителей и сформировался характер немецкой
                принцессы. В России в лице своего супруга Михаила Павловича
                она встретила человека, который к ней был равнодушен и
                интересовался только армейскими делами. К сожалению, из
                рожденных в браке пяти дочерей не все прожили длинную и
                полноценную жизнь. Две девочки ушли из жизни еще в
                детском возрасте, а две в восемнадцатилетнем и двадцатилетнем
                возрасте. Только дочь Екатерина Михайловна, вступив в брак
                с герцогом Мекленбург-Стрелицким, продолжила этот
                род. Несмотря на все тяготы жизни, Великая княгиня Елена
                Павловна оставалась незаурядной личностью, отличавшейся
                умом, вниманием к окружающим и милосердием. Она ушла из
                жизни в 66 лет, окруженная уважением окружающих ее людей.
                На портрете Елена Павловна изображена художником в зрелом
                возрасте. Нарядно одетая, она сохраняет полное самообладание
                и невозможно прочитать по ее лицу, какие бури и невзгоды
                перенесла эта женщина в своей жизни.

                Не менее удивительна и судьба Софьи Петровны Нарышкиной,
                урожденной Ушаковой. Она была дочерью  любовницы Константина
                Павловича Нарышкина. При упоминании фамилии Нарышкиных
                в памяти невольно вспоминается родство этой династии с Петром
                Великим по материнской линии. Успешный и богатый, выбравший
                своим местом жительства Москву, политик и чиновник позволил 
                себе такое устройство судьбы и попал под полное влияние
                супруги. Тем не менее она родила ему четырех сыновей и одну
                дочь, устраивала самые модные в Москве балы и блистала на них
                красотой и богатством. Современники отмечают, что ни умом,
                ни добротой Софья Петровна не отличалась. Уехав в пятидесятые
                годы в Париж, она весело проводила там время, имея богатое
                содержание от мужа.
 
                Образ задумчивой красавицы, созданный Винтерхальтером,
                скрывает от постороннего взгляда внутренние побуждения и
                стремления Софьи Петровны Нарышкиной.
               
                Портрет Софьи Андреевны Бобринской, урожденной Шуваловой,
                представляет собой не только красавицу, но и продолжательницу
                знаменитого рода, в основе которого лежит родство с самой
                Екатериной Великой. Ее миссия состояла в рождении детей от
                потомка Бобринских, Александра Алексеевича Бобринского. Ее
                муж был правнуком прославленной императрицы. Несмотря на
                то, что основатель этой династии, рожденный от любви графа
                Григория Григорьевича Орлова и молодой Екатерины 
                Алексеевны, был внебрачным ребенком,
                Романовы признали семейство Бобринских как родственное.
                Софья Андреевна была умна, хитра и изворотлива. Она была
                подлинной представительницей дома Шуваловых, известных
                царедворцев. Сама она тоже была фрейленой царского
                двора, занималась благотворительностью и ни чем не запятнала
                свое высокое общественное положение, прожив достойную
                уважения жизнь. Кроме этого, она продолжила род Бобринских,
                родив в браке пятерых сыновей.

                Одним из лучших портретов русских аристократок, представленных
                творчеством Винтерхальтера в Эрмитаже, является созданный
                художником образ Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной.
                Представленная на портрете дама является урожденной Шереметевой,
                семья которых известно в России с 13 века. Став графиней Мусиной-
                Пушкиной, Варвара Алексеевна продолжила род своего мужа ,
                родив сына Владимира. В родстве у графини имеется много
                имен, которые на слуху в России. Среди них известный поэт
                Федор Иванович Тютчев. Фрейлина двора, светская дама строгих
                правил была смуглолицей красавицей с восточным чертами
                тонкого лица. Варвара Алексеевна отличалась и умом, и
                сердечностью. Ее умение вести великосветскую беседу и
                принимать у себя гостей были широко известны в Петербурге.
                Она родила четырех детей, которые и продолжили род Мусиных-
                Пушкиных. С династией, в которой родился гений русской
                литературы Александр Сергеевич Пушкин, Мусины-Пушкины
                были в отдаленном родстве.
 
                Под именем принцессаы Кочубей имеется в виду Елена
                Павловна Бибикова. Фрейлина и статс-дама, бывшая в первом
                браке Белосельской- Белозерской и ставшая Кочубей во втором
                браке была падчерицей знаменитого военачальника Александра
                Христофоровича Бенкендорфа. Граф, заняв пост шефа жандармов
                и главного начальника третьего отделения Собственной Его
                Императорского Величества канцелярии, прославился тем,
                что был гонителем творчества Пушкина. Его падчерица Елена
                Павловна была известной красавицей и законодательницей
                великосветской моды. Она очень любила своего второго
                мужа князя Василия Викторовича Кочубея, красавца, дипломата
                и коллекционера. В их семье родилось две дочери. Старинный
                княжеский род, имеющий происхождение от татарина Кучук-
                бека Крымского ханства, связал себя с судьбой православной
                России. Дочери принцессы Кочубей продолжили дальше род.
                На портрете принцесса Кочубей предстает уже зрелой дамой
                в черном платье, черной шали и черном головном уборе. Если
                вспомнить о большой печали Елены Павловны из-за кончины
                ее супруга Василия Викторовича Кочубея, то такой наряд
                женщины обоснован. На могиле своего любимого мужа
                она возвела храм.

                Портрет еще одной дамы, чарующей своим обоянием и
                кротостью дополняет галерею художественных женских
                образов, созданных Винтерхальтером. На нем перед зрителями
                предстает графиня Мария Ивановна Ламздорф. Она держит в
                руке закрытую книгу и с легкой грустью смотрит вдаль. Ее
                жизнь была короткой, эта красивая женщина умерла в возрасте
                26 лет. Рожденная в семье Ивана Александровича Бека, поэта
                и дипломата, она унаследовала от отца любовь к поэзии,
                всему возвышенному и прекрасному. Мария Ивановна вышла
                замуж по любви и родила четырех детей. Однако вскоре
                выяснилось, что ее муж Александр Николаевич Ламздорф
                был человеком сугубо деловым, далеким от благородных
                порывов души и не всегда добрым с окружающими. Он занимал
                ответственные посты и на службе были сосредоточены его
                интересы. Супруги отдалились друг от друга и Мария Ивановна
                предпочла проживать за границей. Имея значительное
                состояние,полученное ею от дядюшки в наследство, она могла
                себе это позволить. Тем не менее, это не уберегло ее от
                болезни и она умерла в Женеве совсем молодой. На историческую
                Родину прах был перевезен и захоронен в Петербурге на
                кладбище Новодевичьего монастыря. Супруг Александр
                Николаевич намного пережил свою жену. Ему кроме всего
                прочего нужно было заботиться о детях, которые остались
                с ним после отъезда Марии Ивановны в Европу.

                Портрет за портретом следуют в галерее аристократические
                образы, созданные Винтерхальтером. На следующем из
                них изображена еще одна молодая красавица и зовут ее
                Елизавета Эсперовна Трубецкая. Княгиня производит
                впечатление милой и незащищенной душевно красивой
                женщины. Она представлена на портрете Винтерхальтера
                еще совсем молодой, в возрасте 25 лет. Елизавета Эсперовна
                родилась в княжеской семье Белосельских-Белозерских.
                Ее жизнь была долгой и успешной. Можно вспомнить все то,
                чем была наполнена ее жизнь: фрейлина императрицы
                Марии Александровны, создательница и хозяйка модного
                салона в Париже, участие в дипломатических русско-французских
                отношениях, собирание документов и свидетельств о роде
                Трубецких. Она также прославилась своей благотворительной
                деятельностью. Мать двоих дочерей, она успевала быть
                вовлеченной во все светские новости и принимать активное
                участие в жизни аристократического Петербурга. Последним
                местом ее проживания в столице Российской империи стал
                дворец на улице Чайковского, известный под названием
                особняка Трубецких. В нем  был обустроен салон Елизаветы
                Эсперовны, модный и любимый ее современниками. Балы в дворце
                посещались и царем, и членами царской семьи. Необдуманная
                трата денег привела к продаже дворца и он в конце концов
                оказался во владении Василия Львовича Нарышкина. После
                смерти мужа княгиня жила в Париже и ее политический
                салон пользовался большой популярностью. На лето она
                приезжала в имение Елизаветино под Петербургом, где и
                была похоронена в семейном склепе рядом с мужем. Несмотря
                на знакомство со многими замечательными людьми и большую
                известность в Петербурге, княгиня Трубецкая так и осталась
                в определенном смысле незащищенным человеком, что
                прослеживается в чертах ее нежного лица, оставленного нам
                на холсте Винтерхальтером. Елизавету Эсперовну постоянно
                обманывали ее управляющие, она не умела вести хозяйство
                и жизнь с практической стороны так и осталась ею
                непознанной. Сегодня в дворце Трубецких на Чайковской
                улице, бывшей Сергиевой, а также в имении Елизаветино
                расположены доступные для посещения экспозиции. Что же
                касается портретной живописи русских аристократок, то
                Винтерхальтер представил на ней и мать, и дочь. Матерью
                является Елена Павловна Кочубей, а дочерью Елизавета
                Эсперовна Трубецкая, рожденная принцессой Кочубей в первом
                браке. Самое интересное, что портретная галерея Винтерхальтера,
                представленная в Эрмитаже, имеет портрет и второй дочери
                Елены Павловны Кочубей. Ее зовут Ольга Эсперовна Шувалова.
                Она также была рождена в первом браке и в юности была известна
                как княжна Белосельская-Белозерская. После смерти отца
                дочери Елены Павловны унаследовали большое состояние и
                были очень богаты. Став женой Павла Андреевича Шувалова,
                Ольга Эсперовна получила титул графини и проживала с мужем
                в Варшаве. Ее муж был губернатором этого города. Фрейлина
                русского императорского двора, крестница Николая Первого,
                мать двоих детей, богатая и успешная женщина...
                Однако ее жизнь была короткой. Графиня умерла
                в 31 год от тифа. Для потомков она осталась навсегда молодой и
                красивой, такой, какой ее запечатлел художник на своем холсте.
                Портрет был написан Винтерхальтером в Париже, где графиня
                Шувалова блистала и своей красотой и своим богатством при
                дворе французского короля Наполеона Третьего и его супруги
                Евгении. Выйдя замуж по любви за человека умного и делового,
                Ольга Эсперовна не успела по воле судьбы насладиться всеми
                возможными радостями судьбы.
 
                Среди портретов представляющих красивых женщин,
                одетых в богатые и оригинальные наряды, образ императрицы
                Александры Федоровны выпадает из общего ряда. Написанный
                портрет вдовы Николая Первого отличается сдержанностью
                красок и отсутствием радости бытия. И сама императрица не
                молода, и ее одежда белого цвета только подчеркивает
                увядшие черты ее некогда прекрасного лица. Это изображение
                одной из самых красивых немецких принцесс 19 века вступает
                в полный контраст тем полотнам, на которых Винтерхальтер
                представил молодых и полных сил русских аристократок.
                Портрет Александры Федоровны, женщины доброй и нежной
                душой, был написан незадолго до ее кончины. Она пережила
                своего мужа императора Николая Первого на пять лет. За 38
                лет супружеских отношений они вырастили и воспитали
                семерых детей. Их старший сын Александр Второй провел
                в России реформу по освобождению крестьян от крепостного
                права. 50% населения страны страдали под этим игом в то
                время, как в Западной Европе с подобным угнетением
                народных масс было покончено еще в 18 веке. Императрица
                была верной женой и подругой строгого Николая Первого.
                Она ходатайствовала часто с просьбами смягчить участь
                впавших в немилость. В галерее женских образов, созданных
                Винтерхальтером, она представляет царствующую династию
                Романовых наряду с женой своего сына Александра Второго
                императрицей Марией Александровной и своей дочерью
                Великой княгиней Марией Николаевной, а также Великой
                княгиней Еленой Павловной, супругой Великого князя Михаила
                Павловича.  Получившая в православии имя Александры
                Федоровны, прусская принцесса Фридерика Луиза Шарлотта
                Вильгельмина Прусская была дочерью прусского короля
                Фридриха Вильгельсма Третьего. А вот ее матерью была
                первая красавица Европы Луиза Мекленбург-Стрелицкая.
                Русская императрица была похожа на свою мать. Если бы
                Александра Федоровна встретилась с художником Францем
                Ксавером Винтерхальтером в свои молодые годы, то в его
                галерее красавиц она была бы одной из первых.

                Осталось рассказать только о портрете русской аристократки
                Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой, который был
                создан в 1864 году. Этого портрета в Эрмитаже нет. Он
                выставлен в экспозиции музея Орсе в Париже. В наши дни
                этот художественный музей по своей известности уже не
                уступает Лувру. А названную аристократку называют скандальной
                красавицей. Варвара Дмитриевна не была исключением среди
                других русских аристократов и прекрасный Париж был очень
                близок ее сердцу. И умереть она тоже предпочла во Франции.
                Ее похоронили в Ницце на русском кладбище. Родив от мужа
                графа Николая Сергеевича Римского-Корсакова троих
                сыновей, Варвара Дмитриевна с ним рассталась и навсегда
                покинула Родину. Она была из богатого волжского рода
                Мегасовых и деньги, полученные ею в наследство, позволяли
                красавице вести праздный и роскошный образ жизни за
                рубежом. В Париже ее называли русской Венерой,
                настолько она была хороша собой. Эта светская львица слыла
                покорительницей мужских сердец. Винтерхальтер представил
                графиню как ослепительно прекрасную женщину. В ту пору
                ей было 30 лет. В этом возрасте женщины не только красивы,
                они уже хорошо знают себе цену. Перед тем как она стала звездой
                Парижа, были годы, когда красавица покорила Петербург и
                Москву. Ее наряды иногда бывали слишком смелыми и вызывали
                скандалы. Часто на костюмированные модные балы она
                являлась слишком обнаженной. По красоте и экстравагантности
                Римская-Корсакова могла в те годы сравниться только с
                супругой Наполеона Третьего императрицей Евгенией. Эта
                красивая женщина умерла рано от болезни сердца. Ей было
                всего 45 лет. Воспоминания об этой не совсем обычной даме
                сохранились также и благодаря творчеству Винтерхальтера.

                Художник вошел в историю портретной живописи как
                самый талантливый мастер, потому что наряду с изысканностью
                и изяществом, образы созданные им обладали реалистичностью. В то
                же время это были идеалы, которые вызывали чувства восхищения и
                поклонения. Он умел затушевать черты образа, которые были
                не совсем хороши, и выделить то, что было достойно. Должное
                внимание Винтерхальтер уделял также созданию композиции,
                умелой передаче блеску тканей, мехов и драгоценностей. Моделями
                ему служили те, кто был благославлен судьбой с рождения.
 
                Бедных, униженных и угнетенных художник не изображал.
                По этой причине кажется, что все в мире счастливы и богаты.
                Глядя на созданные им портреты, погружаешься в мир великолепия
                и благополучия, забыв обо всем.
 
                Если вы захотите найти в Эрмитаже зал, где представлено
                творчество Винтерхальтера, то помните, что вам нужно
                посетить здание Генерального штаба и там на четвертом
                этаже рядом с залами французских импрессионистов и
                находится нужный зал с портретами русских аристократок
                19 века.
 
               

               

               
               

               


Рецензии