Формула актёрской судьбы

Этот фильм был снят в 1984 году, но популярен и сегодня. Спустя почти 40 лет после своего создания. Более того, фразы из киноленты «Формула любви», а речь именно о ней, стали крылатыми и разошлись в народе. А шуточная, исполненная  Александром Абдуловым и Семеном Фарадой песня, стала хитом и до сих пор звучит с экранов.
Фильм снимался в разных населённых пунктах Московской области, но большую часть материала сняли в старинной усадьбе деревни Ляхово городского округа Домодедово. Мне удалось встретиться с исполнителем одной из главных ролей киноленты, актёром Александром Михайловым.
- Воспоминания о съёмках остались самые приятные, - рассказывает Александр, - на рабочей площадке царила замечательная атмосфера. На роль Алёши тогда пробовались несколько известных актёров, но в итоге утвердили меня.
Александр говорит, что в начале съемок он чувствовал себя скованно, волновался, но постепенно втянулся в рабочий ритм и съёмки прошли успешно. Чему способствовали замечательный актёрский состав, талантливый сценарий и профессионализм режиссёра.
- Григорий Горин, который написал сценарий «Формулы любви», прекрасный драматург, - вспоминает Михайлов, - фильмы, снятые по его произведениям, стали классикой и, что называется, «ушли в народ». Это был скромный, талантливый человек и работать с ним было одно удовольствие. Режиссёр Марк Захаров также профессионал и большой мастер киноискусства. Перед съемкой он всегда тщательно продумывал каждый дубль, рисовал кадры вручную. В итоге получалось ярко, искромётно и непринуждённо.
Михайлов вспоминает, что Александра Абдулова изначально не планировали снимать, но после того, как он узнал о «Формуле любви», то загорелся идеей «попасть в фильм». Специально для него Горин дописал роль кучера Жакоба – в итоге других актёров сократили по тексту, а Абдулова добавили.
- На съемках со всеми актерами у меня сложились добрые отношения, - вспоминает актёр. - На роль Марии Ивановны  пробовалась одна актриса, но на съёмки в итоге приехала другая - Елена Валюшкина. Леонида Броневого собирались снимать в роли графа Калиостро, но ему досталась роль доктора. Когда Броневому предложили эту роль, он даже обиделся. Но потом согласился и сыграл блестяще. Его фразы, вроде «Доктор сыт, так и больному легче» или «Голова – предмет тёмный и исследованию не подлежит» до сих пор цитируют в народе. Броневой гениальный, но закрытый человек. Но у нас с ним всё получилось достаточно легко. Мы общались, обсуждали, репетировали.  С Татьяной Пельтцер мы сразу подружились. Спустя годы я узнал, что у неё было сломано ребро. Во время съёмок она это скрывала, чтоб не лишиться роли.
Подобный случай произошёл и с исполнителем главной роли графа Калиостро Нодаром Мгалоблишвили. Михайлов рассказывает, что Мгалоблишвили любил петь. И делал это красиво. Во время съемок актёров поселили в школу-интернат. В первый вечер Нодар от хорошего настроения запел какую-то арию. Было жарко и окна на втором этаже были открыты. Когда он окончил петь, то услышал во дворе аплодисменты. Мгалобишвили выглянул в окно и увидел внизу на улице молодых девушек. В порыве чувств он воскликнул «Что для вас сделать ещё!?». И когда девушки в шутку закричали «Прыгай к нам!» - Нодар прыгнул. И сломал ногу.
- В результате оператор Владимир Нахабцев был вынужден делать трюки за Нодара, - вспоминает актёр. - Владимир спортивный, собранный человек и всё выполнял отлично. Мгалоблишвили же после перелома снимали не в полный рост, а крупным планом. Потом это монтировалось, компоновалось и на экране получалось незаметно. Нодар, конечно, переживал, ходил расстроенный, но ничего изменить не мог. Вообще он очень жизнерадостный и обаятельный человек. Настоящий грузин.
Многие трюки Михайлову также пришлось выполнять самому. Скакать на лошади, фехтовать, стрелять из пистолета, нырять в пруд.
- Если помните, в одном из эпизодов я прыгаю в речку спиной к воде, - рассказывает актёр, - честно говоря, не знал, куда прыгаю. Ассистенты взяли шесты и проверили дно. Вроде нормально, глубина достаточная. Я прыгнул, а там ил. Весь испачкался. Захаров снял два дубля. Между ними меня сушили, чистили и приводили в порядок. Вообще  мне очень помогла физическая подготовка. Тогда я был спортивным человеком. Во время съёмок фильма «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» нас учили ездить на лошади. Посадили на жеребца, а он «с места в карьер». Я вцепился в гриву обеими руками - еле удержался. Но для других всё оканчивалось не так благополучно.
Михайлов вспоминает, что недостатка в материале при съёмках не было. Захаров наснимал на две полноценные серии. Поэтому киноленту пришлось сокращать.
- Когда фильм вышел, то был не особо популярен, - говорит Александр, - не знаю, по какой причине, но тогда его показывали не часто. Казалось, неплохой фильм, но не более того. Ситуация изменилась после распада Союза. Помню, в 90-е, когда в России был дикий спад кинематографа, 8 марта «Формулу любви» крутили чуть ли не по 5 раз в день по разным каналам. Часто показывают и сегодня. Однажды, включил, смотрю, идёт - решил посмотреть пару минут. В итоге не мог оторваться до конца.
О Домодедово, а точнее об усадьбе в деревне Ляхово, где снимались многие сцены фильма, у Михайлова остались тёплые воспоминания.
- Тогда в усадьбе находилось какое-то учреждение, жили люди, - говорит актёр, - поэтому внутри и вокруг здания было ухоженно. Несколько лет назад я приезжал в Ляхово и был сильно разочарован. Всё разрушено, внутри запустение, территория бывшего поместья заросла травой. А в месте, где я пел песню Марии Ивановне, вообще отхожее место. Это неправильно. Конечно, хотелось бы, чтоб здание отреставрировали, а усадьбу привели в порядок.
Пару слов хотелось бы рассказать и о самом Михайлове. О том, как он пришёл в профессию, как сложилась его судьба после съёмок легендарного, как сейчас модно говорить, культового фильма.
- Сам я родом из Москвы, - рассказывает Александр, - и актёром мечтал стать с детства, с 6 лет. Помню, маме так и говорил: «Хочу быть актёром». Мама отвечала «Хорошо, окончишь школу и поступай в театральный институт». Но я настойчиво говорил: «Нет, хочу сейчас!».
Не удивительно, что в 12 лет Михайлов поступил в театральную студию при Дворце пионеров. Там ребята готовились играть на сцене, занимались фехтованием, балетом, разучивали роли.  А в 1983 году Александр окончил Театральное училище имени Щукина, где учился под руководством известного мастера сцены Юрия Катин-Ярцева.
- Конкурс на курс к Юрию Васильевичу был очень высокий, около ста человек на место, - вспоминает актёр, - тем не менее, удалось поступить. В первые годы учебы меня стали снимать в кино. Сначала это был фильм «Тропинины», где я играл с Михаилом Глузским, Элеонорой Шашковой и другими актерами Вахтанговского театра. Потом меня пригласили на роль молодого Ломоносова в фильме «Михайло Ломоносов». Тогда я молодо выглядел. Играл 14-летнего подростка, а мне было 23 года. В этом фильме я впервые одел крестик.
Этот поступок оказался «пророческим». По окончании театрального училища Михайлов был принят в Центральный детский театр, где познакомился со своей будущей супругой актрисой Еленой Черняк. В театре Александр много и успешно играл. Но в 1987 году супруги решили уйти из профессии.
- В этот период мы пришли к вере, - вспоминает актёр, - в искусстве тогда началась тенденция не к созиданию, а к разрушению. И мы не могли с этим согласиться.
В 1994 году Михайловы начали выступать с сольными концертами. Пели духовные песни. И по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II супруги выпустили несколько аудио-альбомов.
- Из театра мы ушли, но творчеством не перестали заниматься, - подчёркивает актёр, - в то время ведь в области духовной песни был вакуум. И мы его постарались заполнить. Сначала выступали перед друзьями, а потом стали давать концерты в благотворительных учреждениях. Параллельно с концертами пели в церковном хоре.
Так продолжалось несколько лет, пока к 10-летию ухода из театра супруги решили, образно говоря, «тряхнуть стариной».
- Честно говоря, думали, к сцене больше не вернёмся, - говорит Александр, - но, понимаете, актёр – особая профессия, отделаться от неё трудно.
В 1997 году Михайловы сделали спектакль по сказке Салтыкова-Щедрина, а затем по произведению Бориса Шергина «Ваня Датский», но хотелось большего. Однажды в музыкальном магазине Александр купил кассету с рассказом Солженицына «Матрёнин двор» и загорелся идеей сделать с женой спектакль.
- Супруга, когда услышала этот рассказ, была потрясена, - вспоминает Михайлов, - сказала, что Солженицын гениальный писатель, поддержала мою мысль поставить по этому произведению спектакль.
За помощью обратились к известному педагогу, профессору Щукинского училища Владимиру Иванову. В итоге он, пригласив замечательного художника Максима Обрезкова, поставил спектакль.
- Поначалу было непросто, - говорит актёр, - ведь 17 лет мы не имели театральной практики и многое пришлось вспоминать. Сначала отыграли сезон в театре «Глас», а потом нас взяли в Вахтанговский театр.
Премьера состоялась в 2008 году. И прошла успешно. Зрителям постановка понравилась. После чего супруги стали гастролировать по городам России.
- На спектакль приходят разные люди, - размышляет Михайлов, - приятно, что много молодёжи. Бывает, перед началом молодые люди шумят, говорят по телефону. Но, как только начинаем играть - в зале наступает тишина. Слушают, затаив дыхание. А в конце спектакля встают со слезами на глазах. Такая правда заложена в этом произведении. Рассказ «Матрёнин двор» - своего рода послание из прошлого. Суть и смысл современного общества. В этом спектакле - огромная глубина и особая атмосфера. Выходя на сцену, в какой-то момент перестаёшь играть и начинаешь жить. В этом микрокосмосе, который, благодаря гению Солженицына, переходит в макрокосмос. «Матрёнин двор» - произведение о России. На этом рассказе можно историю страны изучать.
Спектакль идёт в небольшом помещении студии Вахтанговского театра, которое рассчитано на 40 человек. Играют актёры буквально в шаге от зрителя. Это накладывает на артистов особую ответственность. Фальшь здесь недопустима, поскольку сразу заметна. Актёры играют вдвоём более полутора часов. Всё действие держится на таланте и умении актёров «держать публику».
- Солженицына нельзя импровизировать, поэтому текст нужно знать дословно, - говорит Александр. - К спектаклю готовимся заранее. Настрой на выступление занимает минимум день. Если накануне проходит какое-то мероприятие, то его посещение лучше отложить. Понимаете, мы максималисты и не хотим, чтоб спектакль прошёл формально, поэтому выкладываемся по полной.
На вопрос о популярности, о пресловутых «медных трубах» актёр отвечает просто.
- Звёздной болезни у меня не было. Никогда. Даже после успеха в фильмах вроде «Формулы любви». Поверьте, если бы у меня были какие-то амбиции - из профессии в конце 80-х я бы не ушёл. Ведь предложений сниматься поступало много. Понимаете, главное не в этом. Суть в том, ради чего мы живём. Не для популярности или стремления получить удовольствие, а для того, чтобы что-то оставить после себя - донести «высокое, доброе, вечное» людям. Бывает, зрители мне говорят, что еле пришли от усталости на спектакль, но после его окончания отправились домой окрылёнными, полными сил и желания жить. Наверное, в этом и состоит смысл нашей работы.
Газета "Призыв" (Домодедово), май 2022 года, фото автора


Рецензии