Самое большое зеркало в Петербурге
с Академией художеств находится Румянцевский садик. Это место
правильнее будет назвать Румянцевской площадью. Ее
название связано с расположенным здесь памятником, известным
как Румянцевский обелиск. Созданный в самом конце 19 века
по проекту итальянского архитектора Винченцо Бренна при
царствующем Павле Первом, этот памятник остается на протяжении
столетий значимым историческим и культурным наследием
России. Он посвящен заслугам полководца
эпохи Екатерины Великой Петру Александровичу Румянцеву.
Он особо отличился в качестве Главнокомандующего русской
армией во время Русско-турецкой войны, показав свой талант
военного деятеля. К этому времени у него за плечами было
участие в Русско-шведской войне и Рейнском походе. За свои
заслуги полководец получил звание Генерал-фельдмаршала и
он был причислен к великим русским полководцам 18 века.
Сын сподвижника Петра Первого старался следовать в
военной тактике передовым военным приемам знаменитого царя.
А на другом берегу Невы располагается Румянцевский дворец.
Нельзя сказать, что он построен непосредственно напротив
Румянцевского обелиска. Дворец лежит несколько дальше, за мостом.
Тем не менее он занимает также почетное место на Английской
набережной и выделяется среди других построек своими размерами
и величественными классическими формами. Его белоснежные
колонны хорошо просматриваются с Васильевского острова.
И памятник, и дворец относятся к членам одной и той же семьи,
которая в Петербурге на слуху с петровских времен. Дворец был
приобретен в 1802 году графом Николаем Петровичем Румянцевым.
Сын знаменитого полководца имел также многочисленные таланты,
благодаря которым он стал выдающимся государственным
деятелем и дипломатом. Он интересовался науками и культурой.
Николай Петрович стал сенатором и членом правительственных
комиссий, занимающихся вопросами экономики. Он был востребован
как в правление Екатерины Великой, так и при ее сыне Павле
Первом. А в эпоху Александра Первого граф становится министром
иностранных дел.
За свои заслуги перед Отечеством Николай
Петрович Румянцев получил чин канцлера, первого должностного
лица в России. В Румянцевском дворце, где находилась
собранная графом хорошо систематизированная коллекция
документов и свидетельств по русской истории, бывал и сам
император Александр Первый. Особенно ценной считалась
минеарологическое собрание. Чтобы выделить дворец из
ряда других, расположенных по соседству, граф изменил фасад,
созданный ранее Французским архитектором Жаном Валеном
Деламотом. Про проекту Архитектора Василия Алексеевича
Глинки фасад дворца украсился портиком из 12 колонн, который
был поставлен на значительное возвышение. В 1826 году хозяин
дворца и созданного в нем музея умер. По его завещанию
младший брат Сергей Петрович должен был предоставить
дворец и все собранные графом коллекции в общенародное
пользовние в качестве музея. Вложив дополнительные средства
в обустройство будущего музея на благо народного просвещения,
граф Сергей Петрович осуществил задуманное в 1831 году.
По решению императора музей стал называться Румянцевским.
В музее были выставлены монеты и медали, одежда жителей
островных государств, кабинет минералогии, библиотека,
включающая в себя и славянские рукописи. К сожалению,
после смерти Сергея Петровича, который не только допонил
коллекции брата своими, но и содержал музей на свои
средства, музей пришлось закрыть. Не было денег на его работу
и содержание. В 1861 году он был переведен в Москву в Пашков
дом, а дворец был продан.
Сменив нескольких владельцев, он
стал собственностью особенной владелицы. Зинаида Дмитриевна
Богарне была супругой Евгения Максимилиановича, герцога
Лейхтенбергского. Заказанные ею работы по созданию
новых интерьеров дворца выполнял модный в то время
архитектор Александр Алексеевич Степанов. В 1884 году
семья переезжает сюда из Мариинского дворца, который был
приобретен в казну. Через некоторое время в дворец на Английской
набережной приезжает дочь Евгения Максимильяновича.
Знаменитая Долли, рожденная в первом браке ее отца, имела
прямое отношение к правящей в России династии Романовых.
Она была внучкой Марии Николаевны, первой владелицы
знаменитого Мариинского дворца на Исаакиевской площади
и правнучкой самого Николая Первого. Со стороны отца
Долли была правнучкой Жозефины, которая была первой
супругой Наполеона Бонопарта. Окончившая в Париже Сорбонну,
Долли или теперь уже будет правильнее сказать Дарья Евгеньевна
вышла замуж за князя Льва Михайловича Кочубея. Ее дети
воспитывались в этом дворце. А затем дворец был продан в
1916 году из-за семейных разногласий. С той поры не было
стабильности в судьбе особняка до 1938 года, когда здесь
открылся музей истории и развития Ленинграда. Сначала ему
принадлежало всего несколько помещений и только в 90-е
года 20 века музейным экспозициям перешел весь дворец.
Сегодня в Румянцевском дворце располагается отдел
Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Ну а где же самое большое зеркало, о котором шла речь
в заголовке рассказа? Оно как раз и находится в Румянцевском
дворце в Парадном зале, созданным архитектором Степановым
для семьи принца Лейхтенбергского. Есть предположение, что
зеркало появилось в начале 20 века, когда там проживал князь
Кочубей. Зеркало является цельным листом и оно четырехслойное.
Привезти из-за рубежа зеркало таких размеров было невозможно.
По этой причине принимается мнение, что оно было изготовлено
на императорском зеркальном заводе, который был расположен
на землях Александро-Невской лавры. Она находится на берегу
Невы, значит была возможность доставить зекало во дворец по
воде. Зеркало занимает восточную стену зала. Его площадь
составляет 18 квадратных метров. Другого зеркала подобных
размеров в Петербурге нет. Румянцевский дворец согласно своей
истории и роли в жизни города, а также благодаря красоте интерьеров
вполне достоин такого шедевра.
Свидетельство о публикации №222052600914