Антилолита Ася

      Образ "тургеневской девушки" уже больше века умиляет читающее население планеты, а с недавних времён - уже с некоторой возрастающей дозой ироничного непонимания.  Как-то вдруг человечество стало замечать, что подобный психологический типаж вообще, если и был когда-то, то перестал встречаться в современности. Получается, что Иван Тургенев нарисовал какой-то несбыточный эталон, который лишь будоражит что-то сокровенное в человеческой натуре (из-за чего он стал широко известен), но практически не имеет реального воплощения.
     Гораздо ближе и более узнаваем стал образ набоковской Лолиты, который нарисовался спустя столетие после тургеневских литературных полотен.
     Однако, если поставить эти два портрета ранней юности рядом, то можно обнаружить воистину удивительную аналитику, которая весьма эффектно иллюстрирует важную социальную проблему современности.
     Давайте попытаемся немного поговорить на эту тему, просто сравнив набоковскую Лолиту с тургеневской Асей. Ведь это - просто огромная удача, что в нашей классической литературе возникла возможность сопоставить два столь своеобразных эталона человеческой натуры. Несмотря на общность предмета, тут можно распознать несколько важных особенностей.
     Оба классика в созерцании феномена, с подробностью живописуют юную красоту своих героинь, отмечают по детски неклишированное восприятие окружающего мира и межличностных отношений с окружающими. Оба юных создания полностью открыты познанию огромного мира, их волнуют и увлекают звуки, краски, отношения, которые для них новы, через которые "эти скучные взрослые" проходят мимо не обращая внимания. Своей свежестью и красотой они способны взламывать сухой рационализм великовозрастных нигилистов типа Гумберта Гумберта или главного героя "Аси". Очень ловкий живописный мазок Тургенева звучит для Аси "этот дичок недавно был привит, но вино ещё бродило".
     Однако на этом сходство двух героинь заканчивается и начинаются тревожные различия.
     Для дальнейшей аналитики у нас теперь имеется весьма удобный инструмент, который я уже продолжительное время настойчиво пропагандирую в решении творческих литературных задач.
     Давайте попытаемся проанализировать психологические особенности героинь в спектре инстинктов гуманоидного комплекса (См. электронную версию "Гуманоидный комплекс" на proze.ru).
     1). Инстинкт a-.   Простая "жажда жизни" струится полноводным ключом из обоих героинь. Это свойство юности даётся каждому человеку один раз в жизни и в полной мере. В этом человеческая природа всегда настойчиво декларативна для всех исторических (и доисторических) эпох, поскольку без того эволюция вообще не была бы возможна.
     2). Различия начинаются уже в отношении инстинкта b- (устремление в социальную группу).
     Лолита в этом отношении заметно более раскована, легко сходится с людьми, не акцентируя особое внимание на их нравственные особенности.
     Однако, что касается Аси, - тут мы наблюдаем нечто более сложное и особенное. "По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей не всегда удавалось".  Асе с некоторым трудом удается  то, что для Лолиты не составляет вообще никакой проблемы. На фоне Лолиты Ася действительно выглядит интровертом, что не раз замечала критика для всей плеяды тургеневских девушек. Однако - нет, они не боятся межличностных контактов, дело в том, что для Аси всегда важнее их качество. Аси настроены на творческую сложность общения, Лолите - достаточно обыкновенной, как сейчас говорят, - "тусовки".
      3). Инстинкт c- (либидо).
      В "основном инстинкте" порывы юности обоих героинь просто не могут не быть в некоторой части зеркально подобными. В этом природа всегда настойчиво императивна. Продолжение рода - превыше всего! Поэтому всё естество обоих героинь в этой фундаментальной части одинаково обеспечивается основой для всего букета более высших инстинктов. Но вот регулятивные функции высших инстинктов довольно сильно различаются.
      Сравнивая фабулы романов, замечаем симптоматичное, - если аси предпочитают первый сексуальный опыт получать в объятиях обожаемого человека, то лолиты,  как подмечает Набоков, - в молодёжных оргиях.  "Сначала моя Лолита отказывалась «пробовать»; однако любопытство и чувство товарищества взяли верх, и вскоре она и Варвара отдавались по очереди молчаливому, грубому и совершенно неутомимому Чарли, который, как кавалер, был едва ли привлекательнее сырой морковки..." За этим следует весьма закономерный результат: "Добавлю от себя, что этот блудливый мерзавчик не разбудил, а пожалуй, наоборот, оглушил в ней женщину, несмотря на «забавность»".
      Уже в детском возрасте в связи с распространением и т.н. "сексуальной революции" лолиты современности получают мощнейший разрушающий удар в область "основного" инстинкта, - фундаментального для последующих психологических возрастных наслоений . Конечно, такое не может пройти бесследно. Вся предшествующая история человечества мудро пыталась наложить ограничения на сферу интимного в юности. Но эти барьеры в значительной степени ломаются в нашей современности, что порождает катастрофические аберрации в более высших пирамидальных эшелонах инстинктов гуманоидного комплекса, которые только начинают формироваться в пубертатный период.
      4). Рейтинговый инстинкт d-. Тут признаки юности оказываются несколько непохожими для обоих героинь. Для "Аси" - "Самолюбивая до крайности, она привлекала меня , даже когда я сердился на неё". Великолепная и точная образная находка Тургенева!
      Набоков замечает в Лолите то же самое.  "Она переменчива, она капризна, она угловата, она полна терпкой грации резвого подростка. Она нестерпимо привлекательна с головы до ног."
      Дело в том, что само естество мужской натуры воспринимает юную женскую эгоцентричность в качестве психологической потребности. Это эволюционная специфика гуманоидов, в которой удовольствие самцов инициируется спецификой контактов с юными особями противоположного пола, властно подчиняющих мужчин стратегии продолжения рода. В этой особенности межличностных контактов желания именно женщины должны приобретать главенствующее положение.
      Точность красок Тургенева в эпизоде с этим впечатлением тоже поражает. Несмотря на юную эгоцентричность Ася вовсе не свернута на тупом превосходстве, как Лолита у Набокова. Вот - один показательный эпизод с Асей.
      "Я взглянул на заглавие книги: это был какой-то французский роман.
      - Однако я ваш выбор похвалить не могу, - заметил я.
      - Что же читать! - воскликнула она и, бросив книгу на стол, прибавила:- Так лучше пойду дурачиться, - и побежала в сад".
      В вопросах мировоззрения Ася не тупа и не упряма.
      Во-первых, - она понимает, что мнение сторонних людей может быть ближе к истине, если тема не является тривиальной.
      Во-вторых, признаёт власть мужчины в философских темах, имеющих отношения к стратегиям мировоззрения. К этому  мужчины статистически более предрасположены самой природой.
      Что мы можем видеть в этом аспекте у Лолиты?
      "Конечно, капризность является сопутствующим обстоятельством нормального развития, но Лo переходит всякие границы. Она хмурая и изворотливая. Ведет себя дерзко и вызывающе. На днях Виола, итальяночка у нее в классе, жаловалась, что Лолита ее кольнула в зад самопишущим пером".
      Конечно, ничего такого невозможно представить для Аси даже в двенадцатилетнем возрасте.
      5). Инстинкт e- (семейные ценности).
      Обе девушки выросли в неполных семьях. Любовные страсти взрослых и там, и там не представили им устойчивых эталонов семейных отношений ни для Лолиты, ни для Аси.
      Однако, что мы наблюдаем в романе Набокова.
      "Ах, как она ненавидела свою дочь!" - замечает Гумберт, наблюдая изнутри семейную обстановку, где всё основано на лжи; и его отношения с новой законной женой, и даже его изначальное воровство сексуальных утех у Лолиты.
      Вот письмо Лолиты из детского лагеря, и как показательно реагирует на него мамаша Гейз ("Гейзиха" - так с отвращением называет её втихую сам Гумберт, между ними ложь процветает даже в постельных утехах).
      «Дорогие Мамочка и Гумочка,

      Надеюсь, вы здоровы. Большое спасибо за конфеты. Я (вычеркнуто и написано опять) я потеряла мой новый свитер в лесу. Последнее время погода была свежая. Мне очень тут.

Любящая вас Долли»

      «Вот ведь безмозглая», сказала г-жа Гумберт, «пропустила слово после „очень“. Этот свитер был из чистой шерсти. И я, знаешь, просила бы тебя советоваться со мной, прежде чем посылать ей конфеты». 
      Даже на скромную нежность дочери Гейзиха реагирует с акцентом на материально-имущественные ценности. Гумберт вообще начинает вынашивать планы убийства собственной жены, чтобы остаться наедине с предметом своего обожания.
      Что же прописано в эпизодах с Асей, у которой, кроме сводного брата, нет ни одной родственной души на свете?
      " - Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя, нет, нет, одного тебя я хочу любить - и навсегда.
       - Полно Ася, успокойся, - говорил Гагин, - ты знаешь, я тебе верю."
       И всё это - очень искренне.
      6). Инстинкт f- (свой род, - своя территория).
      Для данного случая Тургенев должен подметить нечто существенное. Ася - символизирует такой психотип, который с железной необходимостью иррадиирует воображение главного героя с собственной Родиной. Даже короткая встреча с Асей на чуждой немецкой земле запускает в нём мысли о России. У Тургенева - это, отнюдь, не случайно! Ася и Россия сливаются в единый образ, и эта связь существенна. Мы к этому ещё вернёмся в в рамках обозначенной темы.
      У набоковской Лолиты в этом отношении - полная пустота и писательское безмолвие. Природные признаки собственной родины для этого типажа не актуальны. Лолита без психологических проблем перебирается с одного места - в другое, если комфорт позволяет. Потом - вовсе бросает Гумберта Гумберта, с лёгкостью обрывая родственные  межличностные связи, которые не крепнут в её натуре.
      7). Инстинкт g- (Креативность, стремление к познанию мира).
      Иван Тургенев, приспосабливаясь к логике характера персонажа, замечает следующее: "Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой..." 
       В свою очередь Набоков для Лолиты мало затрагивает процесс школьного обучения, лишь намекая на обычную школьную серость, которая интересует Лолиту лишь как тренд и обычай социального окружения. "Мы чувствуем, что Долли учится не так хорошо, как могла бы…» и прочее (из старого школьного отзыва)". Интересы Лолиты весьма примитивны:  "Ее внутренний облик мне представлялся до противного шаблонным: сладкая, знойная какофония джаза, фольклорные кадрили, мороженое под шоколадно-тянучковым соусом, кинокомедии с песенками, киножурнальчики и так далее — вот очевидные пункты в ее списке любимых вещей. Один Бог знает, сколько пятаков скормил я роскошно освещенным изнутри музыкальным автоматам в каждом посещаемом нами ресторанчике! У меня в ушах все еще звучат гнусавые голоса всех этих невидимых исполнителей посвященных ей серенад, всех этих Самми, и Джо, и Эдди, и Тони, и Пэгги, и Гай, и Рекс, с их модными романсиками, столь же на слух неразличимыми, как неразличимы были на мой вкус разноименные сорта поглощаемых ею сладостей". Тут Набоков реалистичен до жути, подписывая духовный приговор интересам современной уже ему юности, которая к нашему сегодняшнему времени ещё больше напиталась попсовым мусором видеокультуры и виртуальной интернет реальности.
       На что в этом смысле настроена Ася?
       "— Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, — продолжала она. — А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?
        — Вы честолюбивы, — заметил я, — вы хотите прожить не даром, след за собой оставить...
       — А разве это невозможно?
«Невозможно», — чуть было не повторил я... Но я взглянул в ее светлые глаза и только промолвил:
— Попытайтесь."
      Тут, пожалуй, даже не стоит обсуждать, насколько такое мировоззрение Аси интересней и богаче.
      8). Инстинкт h- (платоническая любовь, синдром Иешуа, жертвенность во имя всего человечества)
      У Тургенева Ася наблюдает шествие богомольцев. "Толпа богомольцев тянулась внизу по дороге с крестами и хоругвями.
— Вот бы пойти с ними, — сказала Ася, прислушиваясь к постепенно ослабевавшим взрывам голосов."  Здесь Асю не смущает даже нищета этих богомольцев, её привлекает только их благородный порыв самоуничижения во имя светлого идеала, хотя она не признаётся в особой набожности.
      Куда же в этом смысле тянет набоковскую Лолиту?
      По сути, инстинкт h- умирает в Лолите не родившись вовсе. Печально, но она предпочитает богатого подонка Клера Куильти, у которого кайф (как ей кажется) интереснее и забавней, так и не ставшему ей родным несчастного Гумберта.
      Что же - в итоге жизни обоих героинь?
      Несмотря на почти полную редукцию высших инстинктов гуманоидного комплекса и очень низкую психологическую температуру у всех без исключения героев Набокова, природа, тем не менее, мудро не исключает функцию размножения. Мир лолит вполне временно жизнеспособен в тактике, но бесперспективен в стратегии.
      Для Аси Тургенев утверждает неизвестность, которая однако содержала прекрасное цветение, оставляющее после себя счастие человеку, пусть даже только в воспоминаниях об эпизоде собственной жизни.
      Для Лолиты Набоков выбирает смерть, символизируюшую, скорее, эволюционный тупик, нежели просто событие фабулы сюжета.
      Набоков в конце концов обозначает то зло, которое уничтожило в Лолите почти все, чем природа наградила духовную основу человечества в процессе длительной эволюции.  Порнорежиссер Клер Куильти, которого Гумберт безжалостно уничтожает, выглядит воплощением причинности этого ада, из которого Гумберт не видит иного выхода. В этом порыве Гумберт даже не жалеет самого себя. Ведь, он и сам, озабоченный только низменным половым инстинктом, так и не успел почувствовать человеческой душой все краски собственного бытия. Ему тоже предстоит погибнуть в руках европейского "правосудия", которое парадоксально не умеет "правильно судить".
      Однако, как же выглядят в таком ракурсе "тургеневские девушки", над которыми иногда посмеивалась просвещённая критика? 
      Следует заметить, что этот идеал, о реальной возможности которого много раз  заявляет Иван Тургенев,   заметно объединяется в единый монолит с такими персонажами русской классики, как Князь Мышкин, Екатериной в островской "Грозе" и даже Иванушкой-дурачком, который способен не раздумывая идти на бой со Змеем Горынычем за высокие нравственные идеалы.
        В этом смысле Ася, вбирающая в себя все высшие инстинкты гуманоидного комплекса,  представляется теперь не менее, как философским воплощением национальной идеи современной России, которая запрещает ЛГБТ и пытается спасти планету от неонацистской деградации и погружения в бездуховный обывательски сытый вещизм,  процентов на восемьдесят  крадущий у человека многотрудную насыщенность духовного бытия.
     Возможны ли реальные воплощения тургеневской модели?
     Тургенев постоянно уверяет, что - возможно!
     Разве не так?

      ПС  Недавно пересмотрел фильм "Ася" 1977 г. Очень мрачное впечатление от работы главного режиссера.
      Е. Коренева неплохо сыграла, но роль была бы на порядок точнее в типаже, например, Евгении Симоновой.
      Костолевский играет брата Аси - Гагина, который у И.Тургенеа дословно "некрасивый мужчина". (?!)
      Вячеслав Езепов - главный герой, похожий на тюфяка Пьера Безухова. Тоже мне, - герой любовник. 
      Аси как и наташи ростовы преимущественно влюбляются в брутальных (но часто пустых) красавцев типа Анатолия Курагина. В этом, как раз, жестокая, но - правда жизни и часть смысла всей повести.
      Зачем И.Хейфиц опустился на такой дурной выпендрёж против воли самого И.Тургенева не совсем понятно. До обидного хочется поменять Езепова с Костолевским, да уж невозможно. А жаль! Теперь таких возможностей и артистов советской школы в кинематографе не найти и уже не будет никогда.
      В сердцах ставлю жирную двойку режиссеру!
      
    
      
      
    
 


Рецензии