1. История власти

(Очерки по истории Власти)

Очерк первый

Всем известен афоризм, приписываемый кому-то из великих деятелей, немцу или англичанину, о том, что - политика - это сконцентрированная экономика.
Так вот, Власть[1] - это сконцентрированная история всей человеческой цивилизации, её религии и культура, экономики и политики! Нет ни одной, самой малейшей, черты жизни цивилизации, которая не оставляла бы своей отметины на той Власти, при которой она существовала и существует. Как нет и ни единой йоты, мгновения жизни цивилизации, любого общества и каждого человека, на которые не влияла бы та Власть, при которой они существуют.
Все попытки мыслителей, в любые времена и в любом месте, в которых и когда складывалась человеческая жизнь, выстроить единое и системное понимание истории как непрекращающегося процесса человеческой жизни, протекающего не на протяжении существования одного человека, а в смысле существования человечества, так или иначе, обращались именно к истории возникновения и существования Власти…

[1] Власть - это, в первую очередь, возможность иметь волю, осуществлять свои желания и опосредованно, в силу грехопадения, навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению. Эта суть власти может базироваться на дуализме человеческой природы после грехопадения, проявляясь во всех сферах жизни сознания: религиозной, культурной, экономической и политической. Она может быть: божественной и демонической, нравственной и безнравственной, честной и нечестной, демократической и авторитарной. Власть основывается на авторитете и насилии, правде и лжи, законе и криминале и так далее и тому подобное. Считается, что Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать ему. Она необходима для цивилизационного развития общества, которое требует подчинения всех его членов единой воле, а также для регулирования любых взаимоотношений между людьми в обществе. Специфической разновидностью является политический аспект Власти, в котором, как в фокусе, собираются интересы всех социальных группы слоёв и классов, и где они способны осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность друг друга во всех остальных сферах жизни: религии, культуре и экономике. В отличие от иных областей влияния Власти: семейной, общественной и других, область политического властвования оказывает своё влияние на общество в целом, является механизмом взаимодействия видимой (официальной) и невидимой (реально) Властей. Политическая Власть использует, в этих целях, специально созданный общественно-партийно-государственный аппарат. Власть организует и специфические средства - систему общественно социальных институтов. Наиболее сильным элементом политической Власти, в современных условиях грехопадения, является государство и система государственных органов, реализующих государственную Власть, которые, тем не менее, не свободны от уже упомянутого дуализма и, в силу этого, в своих взаимоотношениях с обществом - человечеством в целом, играет как положительную, так и отрицательную роль.

С  самого начала появления Истории, как стиля и метода мышления, ставшего, впоследствии, научной дисциплиной, человеческая мысль основывала свой анализ именно на смене властителей. Исследователи нанизывали на эту «чреду смены власти», как мясо на шампур, все события происходящие во время того или иного правления.
Но, с течением времени и цивилизационным развитием человеческих сообществ, генерирующая и объединяющая роль Власти становилась всё более неочевидной для индивидуального человеческого сознания, в то время как общественное сознание человеческих сообществ сильно отставало в формировании подобных сомнений от своих индивидуальных проявлений.
Возникает вопрос: - Почему? В чём заключена причина  именно такого индивидуального формирования человеческого мышления? Почему именно эта струя в потоке или реке человеческой мысли стала самой заметной и намерилась претендовать на то, что она и представляет собой всё «течение как таковое»?

Надо сказать, что на начальном этапе своего существования человеческие сообщества были традиционными. Сознание такого сообщества, и общественное, и индивидуальное, характеризовалось еще нераскрытым, в достаточной мере, внутренним психическим потенциалом мышления. Что сказывалось на жизни конкретных людей таким образом, что жили они, большей частью, чувственной, а не умозрительной жизнью. Индивидуальный ум, находясь в ещё «детском состоянии», пребывал в ясельных, а затем детсадовских рамках родоплеменных традиций, которые и слагали собой общественный ум, ведущий по жизни каждого члена рода, племени, народа. И этим общественным умом распоряжались, шаманы и жрецы, старейшины, а затем - вожди и властители, из которых и сформировалась первая Власть, ставшая, постепенно, индивидуальной.
В этом месте течения истории, Власть потеряла свою общественную сущность!
Появившаяся на свет божий как божественный дар каждому человеку, Власть была отнята от каждого своего конкретного представителя и сконцентрирована в руках, сначала немногих людей, а потом и одного человека - монарха.
Это грехопадение, описываемое по-разному, в различных образах и сюжетах, во всех религиозных традициях, стала причиной двойственности Власти, её тяги к  сокрытости и скрытности, поделила Власть на: общественную и правящую, видимую и невидимую, официальную и реальную; на власть авторитете и власть силы.
Последней, по времени формирования, стадией этого процесса камуфлирования Власти, стал принцип разделения властей на законодательную власть, исполнительную власть и судебную власть.

В самом начале процесса грехопадения человечества, Власть, как система реального властвования, была устроена достаточно просто, ибо не нуждалась в каких-то особых инструментах своей маскировки, вследствие того, что индивидуальный ум, скованный нравственной традиционностью, был бесхитростным!.. И для его обмана и подчинения его себе носителю Власти было достаточно быть представителем общественного ума и иметь возможность распоряжаться от его имени.
Для этого было вполне достаточно иметь всего два естественно природных, самых простых и начальных властных ресурса:[2] религию (веру в авторитет) и силу.

[2] Ресурсы Власти - это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) субъектом Власти для влияния на объект властвования, для укрепления своей Власти в том или ином её основании: религии, культуре, экономике и политике. Властные ресурсы, являясь производными от своих оснований, в то же время относительно самостоятельны, ибо могут использоваться носителями Власти в более широких пределах, в сравнении с тем, каковы рамки и границы этих оснований самих по себе, в публичной общественной жизни. Поэтому они, по своему содержанию, существенно шире своих оснований. Что и позволяет происходить борьбе за Власть, в ходе которой эволюционирует и развивается сама Власть, как система властвования. Выделяют две основные группы ресурсов Власти: 1) материально-экономические и 2) духовно-информационные, каждая из которых даёт возможность носителям Власти, с одной стороны, возвыситься в своём потенциальном статусе и ранге в системе властвования, а с другой стороны - увеличить  мобилизующую силу и возможности своих властных ресурсов, путём расширения области и возможностей их приложения. Материально-экономические ресурсы Власти - это материальные ценности: деньги, оборудование и техника, здания и сооружения, земля и полезные ископаемые и т.д. и т.п. Духовно-информационные ресурсы Власти - это сферы интересов и области действия людей в жизни общества: религиозно-нравственные, культурно-информационные, социально-демографические, силовые. Детализируя духовно-информационные ресурсы Власти, следует указать, что: социальные ресурсы - это группы, слои и классы общества, влияние среди которых предоставляет Власти возможности для получения их поддержки; культурно-информационные ресурсы Власти - это влияние в научной и образовательной среде и среди творческих сообществ, владение информацией и средствами её распространения - средствами массовой информации, культурными и образовательными учреждениями и т. д.; демографические ресурсы Власти - это возможность влияния на основы воспроизводства обществом самоё себя, через финансы, законодательство и общественно-государственные институты; силовые ресурсы Власти - это возможности влияния на систему силовых ведомств в их взаимодействии с финансами и военной промышленностью. Доступ конкретного человека к ресурсам Власти весьма сложен и его распределение среди людей весьма неравномерно, в силу целого ряда причин, как личностно-психологического плана, так персонально-природного плана, характеризующего каждого человека в отдельности. Это приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за перераспределение ресурсов Власти, к их взаимному соперничеству и давлению друг на друга и даже насилию, в этой сфере жизни общества и государства. К постоянному противоборству Власти управляющих и стремлению управляемых к этой Власти. В социотехнологической цепочке функционирования самой Власти, ресурсы играют очень важную роль в обеспечении научного обоснования путей развития Власти как системы, в организации контроля, а также обеспечения эффективной прямой и обратной связи объекта и субъекта Власти. Технология действия ресурсов Власти подразумевает их разделение на организационные, поощрительные, принудительные и нормативные ресурсы. Организационные ресурсы направлены на создание оптимальных организационных структур властвования, гарантирующих быстрое прохождение приказа до исполнителя и обеспечение надежного контроля над его исполнением. Одновременно, сама структура функционирования того или иного властного ресурса, должна надёжно блокировать естественную тягу исполнителя к собственной выгоде, понимаемой как его стремление к самовозвышению в данной системе Власти, ведущему к её повреждению. Поощрительные ресурсы - это материальные и социальные блага, с помощью которых Власть «премирует» всю совокупность объектов своего властвования, от отдельных исполнителей, до тех социальных групп, слоёв и классов, которые её поддерживают. Главная цель этих ресурсов - стимуляция доверия к Власти и  расширение социальной базы поддержки правящей элиты, особенно в период проведения выборов или накануне важных решений и мероприятий, устраиваемых Властью. Принудительные ресурсы - это комплекс мер и инструментов составляющих «аппарат насилия» Власти как системы. Одновременно с этим эти властные ресурсы используются как «разведка» и «контрразведка», конкурирующая с другими Системами Власти и выявляющая те внешние и внутренние угрозы, которые могут угрожать этой Власти как системе. Нормативные ресурсы - это средства воздействия на ценностные ориентации, духовно-нравственные и морально-этические нормы объектов Власти. Они ориентируют объекты властвования на социальное партнерство, формируют определенные нормы поведения, связанные с пониманием ими своего долга. А так же используются для расширения и модернизации инструментов властвования и изменением социальной структуры общества, путём моделирования общественных движений, групп и институтов, в том числе и государственных. При умелом использовании, ресурсы Власти укрепляют Власть в самих её основания. Неуправляемая борьба за властные ресурсы разрушает Власть как систему, способствуя возникновению в ней кризисов и революционных изменений.

Носителю реальной Власти, в этих условиях, не было нужды особо скрываться от тех, кем он владел и над кем властвовал. Так как он был защищён силою авторитета Власти, которая не могла быть поколеблена из-за того, что греховность: хитрость и бессовестность носителя реальной Власти, не могла быть просто и легко обнаруживаема теми, кто становился его жертвами.

***

Но, с процессом развитием индивидуального ума каждого из членов сообщества, носителям реальной Власти приходилось всё больше и больше, всё тщательнее и тщательнее, скрываться от общественности. Сначала им надо было маскировать свою неблаговидную деятельность, а потом и само своё существование. Официальная и реальная Власть теперь уже кардинально отделились друг от друга!
Сейчас мы называем этот процесс развития индивидуального ума: обретением свободы, освобождением из рабства, борьбой за свободу, предпочитая не понимать, что он является, в своей сути, борьбой за хитрость и борьбой с совестью за победу эгоизма.
Почему так привлекательны и живучи среди людей идеалы свободы?
Потому что в их основании лежит борьба за нравственность и совесть! И, во многом, борьба за свободу есть борьба за выход из грехопадения, возвращения к нравственным идеалам и Богу. Но, одновременно, эта борьба есть борьба с чужим, а не со своим грехом! В этой борьбе, человек, борющийся за свободу с «драконом», легко сам становится «драконом»: - борцом за право грешить самому!!!
В результате этого, сама идея борьбы за свободу, становится удобным инструментом для носителей реальной Власти в их борьбе за удержание и укрепление своей Власти…

В результате грехопадения, развитие человеческой цивилизации пошло по тому пути, основной движущей силой которого стала необходимость носителям реальной Власти, в первую очередь, бороться за свою Власть, её удержание и усиление, а во вторую очередь, скрывать своё присутствие в жизни общества…
Все успехи развития индивидуального ума и его достижения, если не моментально, то очень быстро, становились Властными ресурсами. Культура, выросшая из религиозного культа, экономика и политика, которые родились в результате приложения силы власти к достижениям индивидуального ума, породили деньги и торговлю, науку и искусство. Но самым ценным изобретением индивидуального ума, которое стало основанием того Властного ресурса, который, в ходе развития цивилизации, подчинил себе все остальные ресурсы Власти, стала, конечно же - информация!!! Она породила Общественное мнение или Гражданское общество, которое стало институтом и воплощением этого самого Общественного мнения…
В современных условиях, никакая Власть, какой бы тайной она не была, не сможет удержаться, насколько она бы не была опосредована от Власти официальной. Ибо официальная Власть, в современных условиях, является настолько же всеобъемлющим инструментом Власти, [3] насколько всеобъемлющим ресурсом Власти является общественное мнение.

[3] Инструменты Власти - это: 1) те люди, которые, пользуясь теми или иными ресурсами Власти это самую власть осуществляют; и 2) те рычаги, с помощью которых носители Власти строят и перестраивают, модернизируют, эволюционируют и институализируют свою Власть как единую систему. Инструменты Власти имеют те же основания что и ресурсы Власти: религиозные и культурные, экономические и политические. Это деньги и финансы, вооружённая сила и пресса, общественное мнение и законы, наука и образование, искусство и творчество, промышленность и торговля, бизнес и благотворительность, вера и знание, журналистика и пропаганда, реклама и агитация. Их единственное отличие от властных ресурсов заключается в том, что они являются процессом реализации тех потенций, которые заложены в соответствующие ресурсы Власти и всегда представляют собой - деятельность конкретных людей по осуществлению властвования. Можно сказать, что инструменты Власти - это и есть само властвование или Игра во Власть...


Рецензии