Судьба Полигона

Строительство современных вооруженных сил предусматривает создание новых образцов вооружения и военной техники, обладающих заданными показателями заметности по физическим полям (ФП). Постоянное совершенствование средств обнаружения и управления неконтактным морским оружием, реагирующим на физические поля, обостряет проблему снижения заметности кораблей по ФП. Решение этой проблемы возможно только при получении достоверной информации о параметрах физических полей кораблей (ФПК).
В настоящее время, несмотря на широкое использование расчетных методов, математического моделирования и т. д., наиболее достоверную информацию об уровнях ФПК можно получить только в результате натурных измерений.
За рубежом для выполнения работ в области создания кораблей, а так же морского оружия, и контроля состояния их физических полей, имеется разветвленная сеть научно-исследовательских учреждений и полигонов. ВМС НАТО для проведения этих работ располагает несколькими десятками научно-исследовательских центров (НИЦ) и научно-исследовательских лабораторий (НИЛ), а так же полигонами различного назначения.
Флота ведущих стран Запада имеют современные НИЦ и полигоны, решающие свои задачи как самостоятельно, так и совместно с различными гражданскими научно-исследовательскими организациями и фирмами. Это позволяет реализовывать широкомасштабные программы по исследованию ФП в интересах повышения скрытности и защищенности кораблей ВМС. Особый упор делается на создание и совершенствование стационарных систем (полигонов), позволяющих проводить исследования ФПК с использованием самых современных средств и методов.
Для исследований и контроля параметров ФП отечественных кораблей и специальной морской техники в ВМФ СССР создали I Полигон Военно-Морского Флота. Этот полигон был образован 12 сентября 1953 года в поселке Суурпеа Эстонской ССР.
В период с 1953 г. по 1970 г. на полигоне было выполнено большое количество НИР с проведением обширного натурного эксперимента, проведены эффективные работы по поиску источников ФПК, разработке средств защиты, норм и требований по физическим полям. В этот период проводились так же анализ и исследования методических вопросов измерений, контроля и нормирования полей различной физической природы, поисковые исследования нетрадиционных (для того времени) ФПК, велись работы по созданию новых образцов аппаратуры и руководящих документов.
1. Под заметностью в данном случае понимается свойство корабля излучать и отражать энергию физических полей, искажая их параметры, которые приобретают значения, отличные от фоновых характеристик окружающей среды (естественных и искусственно создаваемых).
В последующие годы была запланирована модернизация полигона, предусматривающая строительство специальных подводных стендов, капитальное строительство для новой лабораторной базы, в обеспечение измерения уровней физических полей подводных лодок и надводных кораблей. Отсутствие целенаправленного и ритмичного финансирования, начиная с середины 80-х годов прошлого века, привело к тому, что в рамках модернизации удалось завершить лишь работы, предусмотренные на КИМСе с частью берегового укрепления.
Тем не менее, к 1988 году на акватории залива Хара-Лахт были созданы уникальные стенды:
- ИК-2М для магнитной обработки кораблей;
- база «Ока» - подъемно-опускное устройство для измерения гидроакустического поля;
- стенд «Пилон» - 28-метровая ферма, размещенная под водой, с установленными на ней датчиками гидродинамического давления и датчиками, определяющими гидрологию моря;
- глубоководный гидроакустический стенд, удаленный от основной акватории полигона на 80 км и т. д.
Без преувеличения можно констатировать, что в обеспечение работы техники все дно залива было «вымощено» кабельными трассами, содержащими медные жилы. По замыслу создателей I Полигона ВМФ, комплексность проводимых на нем исследований обеспечивалась, в частности, за счет того, что за один галс прохождения корабля по Генеральному курсу можно было получить информацию о магнитном, акустическом, гидродинамическом полях, а так же о полях верхней полусферы. При этом, руководитель испытаний мог визуально наблюдать за движением корабля на галсе из Главного (лабораторного) корпуса, специально построенного на побережье залива .
В тот период в штате полигона числилось более 200 офицеров и мичманов, примерно столько же военнослужащих срочной службы. В военном городке проживало 900 человек военнослужащих, служащих полигона и членов их семей. Пенсионеры Минобороны в то время по желанию безоговорочно получали квартиры для постоянного проживания в городе Таллинне.
В 1988 году I Полигон ВМФ был преобразован и переименован в научно-исследовательский испытательный полигон (НИИП) I ЦНИИ МО и включен в штат института на правах самостоятельного структурного подразделения (филиала). Место дислокации оставалось прежним, штатная численность сотрудников уменьшилась на 25%. Несмотря на существенное ослабление научного потенциала, до 1991 года работа войсковой части проходила в прежнем режиме.
В 1991 году вышедшая из состава СССР Эстонская ССР, преобразованная в Эстонскую Республику, поставила вопрос о перебазировании полигона в Россию. 29 ноября 1991 года для подготовки предложений по реорганизации НИИП и проведения переговоров с эстонской стороной была назначена комиссия ВМФ (председатель – В.Н.Пархоменко, зам. председателя – С.П.Сазонов). Участникам переговоров от Эстонской Республики было предложено либо совместно эксплуатировать лабораторно-техническую базу, либо сдать занимаемую полигоном территорию России. 2 декабря 1991 года мною и Р.Варе был подписан устраивающий нас протокол о намерениях между министерством по вопросам обороны ЭР и ГУК ВМФ СССР по дальнейшему функционированию полигона на территории Эстонской Республики. Однако, в дальнейшем, после длительных переговоров, эстонцы категорически отвергли оба наших предложения. По-видимому, перед участниками переговоров с эстонской стороны поставили задачу – ликвидировать НИИП, как важнейший элемент инфраструктуры флота. Такое решение было явно ошибочным, впоследствии это признали и сами эстонцы. В газете «Молодежь Эстонии» от 06.09.2000 г. в статье «Продано – и с глаз долой», в частности говориться: «После того как Центр (Полигон В.П.) и поселок (в/городок Суурпеа В.П.) пл. 40 Га были в 1996 году проданы Таллиннскому предпринимателю Лембиту Реймалу, дела пошли здесь хуже некуда. Российские войска, уходя за два года до того, оставили центр в полной сохранности, было эвакуировано лишь оборудование. Но поскольку, в связи с приватизацией, Минобороны Эстонии сняло с себя всю ответственность за сохранность корпусов и поселка, была, разумеется, снята и охрана. Местные и не местные жители быстренько растащили все то, что фактически стало бесхозным. Явно поторопилось эстонское государство сбагрить бывший российский центр в частные руки». Далее автор статьи отмечает: «Реймал сокрушается, что в свое время эстонское правительство отказалось принять от России уникальный по своему оборудованию и предназначению (магнитные, акустические, тепловые измерения судов) научно-исследовательский центр в Суурпеа. Ему не было равных, по крайней мере, в Европе. «Не нужен он нам», – сказал премьер. С тех пор и пошли все беды».
Но вернемся в 1991 год, когда эстонское правительство «отказалось принять». Ребром встал вопрос о передислокации людей и техники. О спешке и перебазировании в «чисто поле» не могло быть и речи. Комиссия по передислокации была назначена лишь в марте 1993 года (председатель – И.Г.Захаров, зам. председателя – В.Н.Пархоменко). До этого по решению ВС ВМФ в г. Приморск Ленинградской области был сдан обслуживаемый вахтовым методом Запасной Пункт дислокации НИИП, начато развертывание лабораторной базы. Организационно-штатные мероприятия, мероприятия по переводу дивизиона опытовых судов, первоочередные мероприятия по обустройству НИИП в г. Приморске были включены в план, утвержденный ГК ВМФ 17 мая 1993 года. В результате выполнения работ, предусмотренных этим планом, удалось сохранить значительные материальные ценности. В 1993 году перевозка имущества и аппаратуры производилась морским путем и автомобильным транспортом. Для морских перевозок были задействованы корабли и суда ВМФ: БДК-122, сухогрузный транспорт «Бира», ВТР-77, кабельное судно «Непрядва», суда ДОС. Автотранспорт (20-тонные фургоны) совершили сорок рейсов. Всего было перевезено 1500 тонн груза, включая уникальную отечественную и импортную аппаратуру, электростанцию, котлы, агрегаты, трансформаторы и т. д. К новому месту базирования переведены (своим ходом и буксировкой ледоколом «Буран») специальные и транспортные корабли и суда, приписанные к полигону, доставлена своя автотракторная техника.
18 ноября 1993 года колонна из 20-ти фургонов с персоналом полигона и семьями прибыла в г. Приморск. Передислокация успешно завершилась. По ее итогам многие офицеры были награждены медалями, досрочно получили воинские звания. Орденами были награждены капитаны 1 ранга И.Захаров, В.Пархоменко, О.Маслов, С.Сазонов.
За сорокалетний период нахождения в Эстонии полигон выполнил более 170-ти специализированных НИР и обеспечил испытания по физическим полям более чем 500-т кораблей и судов. Попытка антироссийски настроенных эстонских кругов ликвидировать НИИП не увенчалась успехом. Уже с началом навигации 1994 года полигон буквально «с колес» приступил к выполнению своих основных задач:
- проведение испытаний по физическим полям опотовых, головных и серийных кораблей, сдающихся ВМФ;
- исследование физических полей кораблей, в том числе по перспективным параметрам;
- участие в испытаниях по ФПК на флотах;
- оказание помощи флоту по измерениям ФП кораблей, находящихся в эксплуатации в составе ВМФ;
- разработки и апробации методик выполнения измерений параметров ФПК;
- разработке технических заданий и научно-техническое сопровождение создания и опытной эксплуатации перспективных средств измерений и анализа ФПК.
Дальнейшее успешное решение задач, стоящих перед полигоном, представлялось зависимым от:
- обеспечения сотрудников жильем (решение жилищной проблемы);
- получения в районе г. Приморска земельного участка для строительства лабораторного корпуса, размещения объектов инфраструктуры войсковой части, необходимых для налаживания хозяйственной деятельности, требуемой в условиях не постоянного и не  ритмичного централизованного финансирования;
- реставрация НИИП в организацию самодостаточную в финансово-экономическом отношении.
Жилищная проблема решалась поэтапно. Часть сотрудников уже в начале 1994 года была обеспечена жильем для проживания. Одиннадцать квартир были предоставлены Лен. ВМБ в городах Кировске, Ломоносове, Приморске. Однако, полностью обеспечить жильем всех военнослужащих и служащих полигона удалось только с введением в 1995 году в эксплуатацию вновь построенного в Приморске многоквартирного жилого дома.
В этом доме были выделены помещения, в которых разместили и часть лабороторно-технического оборудования, которое ранее планировалось разместить в двухэтажной лаборатории ЦНИИ им. Крылова, сгоревшей в 1994 году.
Отчуждение территории для строительства лабораторного корпуса осуществить не удалось, несмотря на заверение о положительном решении этого вопроса со стороны представителей администрации президента Российской Федерации.
Решилась эта проблема неожиданным образом. Во второй половине девяностых годов прошлого века процесс «реформирования» ВМФ и ВС РФ вообще особенно интенсифицировался. Основой реформирования, как водится, стало сокращение численности Вооруженных Сил и расформирование воинских частей. Не избежал этой участи и дивизион надводных кораблей резерва (ДНКР), дислоцировавшийся в г. Приморске. Высвобождалась закрепленная за ним территория, ее можно было предоставить полигону. 27 ноября 1997 года с просьбой об этом в ОМУ ВМФ обратились капитан 1 ранга Пархоменко В.Н. (зам. начальника 1 ЦНИИ МО), Зубарев А.Н. (старший офицер ГУК ВМФ), Сазонов С.П. (начальник НИИП). ВРИО начальника ОМУ ВМФ сообщил о том, что есть установка руководства «избавляться от высвобождаемого имущества и передавать местным органам власти все, что только можно». Однако, он все же положительно воспринял доводы о необходимости сохранить в составе ВМФ самый западный в Северо-Западном регионе пункт базирования. В тот же день была подготовлена и издана соответствующая директива ГШ ВМФ. На основании директивы глава администрации муниципального образования «Выборгский район Ленинградской области» издал постановление в соответствии с которым 16 Га прилегающей к побережью территории отводилось в «постоянное бессрочное пользование» полигона. Из объектов переданной полигону инфраструктуры ДНКР наибольший интерес представлял причал №1, позволяющий швартовать суда большого водоизмещения, что создавало благоприятные условия для организации портово-хозяйственной деятельности (ПХД).
Организация ПХД была возможна в связи с тем, что в те годы 1 ЦНИИ МО являлся коммерческой организацией. С предложением о финансово-хозяйственном взаимодействии в г. Приморске в Институт обращались десятки организаций. Наиболее успешно продвигались работы с ООО «ПИРС-4». Общество смогло получить лицензии Минтранса на портово-хозяйственные и складские операции на территории полигона и причала № 1. В город Приморск по железной дороге была доставлена большая партия леса для транспортировки за границу. К сожалению, попытки добиться разрешения захода иностранных судов в порт Г. Приморск в конце девяностых годов прошлого века не удалась. Договорные отношения с ООО «ПИРС-4» пришлось расторгнуть.
Наиболее длительное взаимодействие (с 1999 г. по 2007 г.) по коммерческим договорам полигон осуществлял с ООО «Евроком». В этот период был наведен порядок на территории и акватории, захламленной в период пребывания в г. Приморске ДНКР. Дооборудованы и утеплены помещения для лабораторий, частично достроено и введено в эксплуатацию, как лабораторный корпус, заброшенное казарменно-штабное здание Лен. ВМБ.Установлен причал ПЖ-61. Осуществлен ряд коммерческих рейсов приобретенными ООО «Евроком» и швартуемыми у причала №1 буксирами ледокольного класса и т. д. К сожалению, в последние годы ООО «Евроком» сместило акценты в своей деятельности не на получение необходимых лицензий и проведении соответствующих видов работ, а лишь на заключение договоров аренды, которые являются всего лишь промежуточным этапом для получения лицензий. Договора, заключенные на аренду корня причала, складских помещений, причала №1 не выполняются.
Кстати, в 2005 году произошло обрушение головной части причала №1, в том месте, где пролив Бьеркезунд имеет наибольшие глубины (фото 8). Но беда, как говорят, не приходит одна: в месте обрушения обнаружили немецкую мину типа «EFM», заложенную в причал в виде. Проведенные после этого работы по дополнительному поиску взрывоопасных предметов позволили обнаружить пять минных защитников, которые и были (ввиду малого содержания взрывчатого вещества) ликвидированы на месте. А мину «EFM» отбуксировали на специально построенном плоту за остров Б.Березовый, где и подорвали. Гром мощного взрыва, «эхом войны» прокатившийся по покрытым лесом островам пролива Бьеркезунд, был хорошо слышан в г. Приморске. Участники работ по обезвреживанию мин были награждены правительственными наградами.
С 2006 года в РФ был введен новый «Земельный кодекс», в соответствии с которым ФГУП «1 ЦНИИ МО РФ» был лишен права «постоянного бессрочного» пользования на 16 Га земли. Ее можно было либо выкупить, либо взять в аренду. В связи с этим в конце 2005 года 1 ЦНИИ МО заключил с ООО «Евроком» договор аренды со множественностью лиц со стороны арендатора участка земли пл. 16 Га. При этом в натуре земля не разделялась, а стороны знали о том, что с 1 января 2007 года Институт снова становится государственным предприятием, земля опять предоставляется ему в постоянное бессрочное пользование, а вносить за нее арендную плату он не имеет права. ТУ ФАУФИ по Ленинградской обл. подготовило в 2007 г. договор о расторжении аренды, однако «Евроком» продолжает платить арендную плату, не выполняя при этом договорные обязательства. Расторжение договора аренды представляется вполне возможным и целесообразным в судебном порядке.
Таким образом, к 2007 году, несмотря на малоперспективные совместные действия с ООО «Евроком», НИИП завершил свое обустройство в г. Приморске, благодаря обширной коммерческой деятельности со многими организации промышленности (гидрографической службой, организациями, создающими БТС, учебными заведениями, студенты которых проходят практику на полигоне и многими другими) стал не только самодостаточным в финансовом отношении, но даже оказывал посильную помощь институту. Организационно-штатная структура НИИП включала в себя:
- два научно-исследовательских отдела, состоящих из двух лабораторий каждый;
- вспомогательные и обеспечивающие подразделения;
- дивизион опытовых судов (ДОС), включающий в себя 10 судов и катеров: два судна физических полей, в том числе последний сданный ВМФ СФП «Виктор Субботин», судно размагничивания «СР-203», морской водолазный бот ВМ-420, рейдовые и водолазные катера. 26 офицеров и 14 мичманов являлись основой кадрового состава полигона, численность рабочих и служащих составляла 130 человек. Самая современная отечественная аппаратура была размещена в достроенной части командно-штабного здания. В 2006 году по спецканалам НИИП был доукомплектован уникальными образцами импортной аппаратуры. В 1 ЦНИИ МО для представительства полигона выделили помещения общей площадью 140 м2. Только на полигоне при осуществлении регулярных морских экспедиций с участием ученых РАН и специалистов промышленности в последние годы стало возможным проведение исследований в области перспективных направлений средств и методов ФПК:
- применение протяженных многоэлементных чувствительных антенн, фазированные решетки в радиолокационных исследованиях, матричные преемники в тепловидении и т. д;
- применение новейших программно-вычислительных средств на базе ПЭВМ, обеспечивающих обработку и визуализацию информации в реальном масштабе времени;
- использование современных методов для снижения внешних факторов, создающих помехи при выделении слабых сигналов на фоне шумов;
- создание перспективных средств передачи измерительной информации (оптико-волоконные кабели, устройства уплотнения сигнала, радиоканалы);
- разработка современных систем калибровки и метрологической поверки измерительных каналов в месте эксплуатации аппаратуры.
За период с 2004 г. по 2008 г. включительно специалистами полигона было испытано сорок кораблей, сдающихся и находящихся в составе ВМФ, кораблей для ФСБ (четыре заказа) и идущих на экспорт (двенадцать заказов). Осуществить испытания по физическим полям таких кораблей, как «Лада», «Борей», «Стерегущий» и др. силами флотских подразделений просто не представляется возможным. Кстати, о состоянии дел в этих подразделениях можно судить по заключению Технического управления ТОФ, сделанному на новую редакцию Руководства по шумности. В заключении, в частности, говориться: «…переход ВМФ на «новый облик» предусматривает 100% сокращение инженеров и командиров СР и СФП, начальников Служб защиты кораблей, Технических отделов объединений, ЛФП объединений, офицеров СЗК флота. В процессе реструкторезации судоремонтного комплекса флота уничтожены лаборатории физических полей, занимавшиеся измерением и доведением до норм виброакустических характеристик механизмов ПЛ.
Таким образом, Служба защиты кораблей по физическим полям и обеспечению скрытности от средств обнаружения и неконтактного оружия на флотах практически уничтожена.
Состояние закупок для ВМФ до 2012 года средств измерений параметров физических полей кораблей, как принятых на вооружение, так и находящихся на стадии завершения ОКР, оставляет желать много лучшего. Финансирование закупок кораблей, в частности АПЛ, не дает повода с оптимизмом ожидать декларируемое увеличение численности корабельного состава ВМФ».
Неблагополучным следует признать и оргштатное положение дел по вопросам ФПК в Управлениях ВМФ.
Казалось бы, в сложившейся обстановке следует укреплять НИИП, сотрудники которого должны оказывать помощь флотам; в ряде случаев, вынуждены выполнять функции отделов защиты флотов, обязаны подготавливать документы для управлений ВМФ и выполнять их оперативные задания. Однако, в рамках реформирования ВС РФ в декабре 2008 года принято постановление правительства РФ о создании Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования «Военно-учебный научный Центр (ВУНЦ) Военно-Морского Флота «Военно-Морская академия имени адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова». В состав ВУНЦ вошли одиннадцать Высших Военно-Морских учебных заведений и научно-исследовательских институтов ВМФ. Учреждения, включенные в ВУНЦ, территориально расположены в городах от Калининграда до Владивостока. Вошел в этот конгломерат на правах филиала и 1 ЦНИИ МО. НИИП, как филиал 1 ЦНИИ МО, просто затерялся в структурах ВУНЦ. Более того, полигон не мог оставаться филиалом института и полностью утрачивал свою самостоятельность. После неоднократных обращений по этому вопросу к командованию ВМФ начальника НИИП, его реформировали – сократили офицеров и мичманов на 85%, оставив в штате восемь! офицеров (их штатные категории и должностные оклады понизили) и сорок одного рабочего и служащего. Полигон был преобразован в обособленный центр ВУНЦ по скрытности и защите кораблей, статус которого не определен и, с моей точки зрения, название центра не соответствует возлагаемым на него функциональным обязанностям.
Таким образом, основанный в 1953 году I Полигон ВМФ, ликвидирован. Созданный на основе Полигона обособленный центр ВУНИЦ не способен выполнять обязанности, возлагавшиеся на НИИП I ЦНИИ МО РФ.
Однако, справедливости ради, следует заметить, что все существенные сокращения штатной численности полигона сопровождались обоснованиями угроз потери его дееспособности. Тем не менее, исследования в области ФПК успешно продолжались. Хотелось бы надеяться, что так произойдет и сейчас.
С моей точки зрения для этого новому командованию Обособленного Центра следует сделать упор на повышение профессиональной подготовленности оставшихся кадров, бережному к ним отношению, более полному и всестороннему использованию возможностей имеющейся уникальной аппаратуры и технических средств. Необходимо взять на вооружение старый, но не потерявший своей актуальности лозунг: «Кадры, овладевшие техникой, решают все!»


Рецензии