Южаночка, грустный период юности
Завидев приметную дверцу кондитерского магазина, Ина еле заметно улыбнулась и вошла туда. Вытащив, у прилавка, небрежно смятые деньги, она звонким голосом уверенно доложила:
- Пожалуйста, фунт сливочной карамели, две слойки с кремом и два фунта шоколада. Ах, еще фунт миндалю в сахаре, дедушке, он любит.
Продавец снисходительно улыбнулся, потом посмотрел на две смятые бумажки и, покачав головой, сказал.
- Не хватает тут, барышня!
- Не хватает? – уныло повторила Ина. Она умоляюще посмотрела на продавца. Внезапно, он произнес:
- Ну отчего же не сделать скидку такой милой молодой барышне? Видно вы очень любите сладкое, да? – и лукаво улыбнулся.
Ина зарделась:
- Ах, я же не только себе! Я и дедушке купила.
- Ну, тогда ясно! Вот, я завернул, получите-с покупку. – с той же улыбкою продавец подал Ине пакет, который та убрала в свою сумку.
- Спасибо вам большое, я к вам еще раз зайду обязательно! – мило улыбнулась Ина, ее личико раскраснелось и еще больше похорошело.
- Буду ждать, буду ждать, барышня! – сказал продавец вслед выпорхнувшей из магазина Ине…
- Дедушка! Милый дедушка! Я с покупками! – радостно разгоревшаяся девушка влетела в гостиную, где ее уже дожидался единственный родной ей человек, горячо любимый дедушка.
- Южаночка! Дорогая моя девочка! – тихо произнес генерал Мансуров, дедушка Инны или Южаночки, как называли Ину знакомые и родные девушки.
Несмотря на преклонные года, он выглядел хорошо, его доброе лицо светилось счастьем и тихой грустью. С каждым днем Ина все больше напоминала ему его покойную дочь Сашу, мать Южаночки.
- Ну, шалунья, показывай, что купила? – добродушно смеясь, сказал он.
Ина выложила на стол покупки. Дедушка засмеялся.
- На что нам столько сластей, Южаночка? Да тут на полгода хватит!
Ина смутилась.
- Ты разве не раз дедушка? Я ведь купила твой любимый миндаль? Раз не хочешь, я могу отнести? – грустно проронила она.
Дедушка расхохотался, потом прижав к груди Ину и разом посерьезнев, он тихо произнес:
- Какой же ты наивный ребенок, Ина. – и уже весело, добавил:
- Ставь чайник, внучка.
Однажды за обедом генерал показал Южаночке письмо и спросил:
- Как ты думаешь, откуда оно?
- Право дедушка, не знаю! От солдатов с юга?
- Нет, дитя мое, ты не угадала. Это пишет княгиня, начальница того института, где ты училась .
- Княгиня? – Южаночка подняла брови, - Зачем же?
- Дорогая, она приглашает тебя завтра, на прием в честь своего дня Рождения. Она выражает желание видеть тебя на нём. Это большая честь. – ответил старик.
- О, дедушка, я так рада! Я люблю княгиню Розову, она такая добрая! Обязательно напиши ей, что я принимаю предложение! – радостно вскричала девушка.
- Напишу, девочка моя, напишу. Да, дитя, вот ты и доросла до таких богатых приемов. Я думаю, тебе, такой непосредственной и живой там понравится. Я надеюсь, там ты найдешь себе друзей и подруг, так как помимо достопочтимых старых генералов, немолодых княгинь, на приеме обязательно будет молодежь. Да Южаночка, несмотря на огромное счастье, видеть около себя тебя, мое любимое дитя, это счастье не будет вечным. Я уже стар, возможно, скоро умру и…
- Нет, нет, дедушка! – прервала горячо его Ина, - Нет, любимый, ты будешь еще жить для меня! Я тебя никогда не брошу, также как и ты меня! Милый дедушка, дорогой мой! – лепеча Ина покрывала поцелуями лицо старика, которое так и сияло грустной улыбкой. Он любил Южаночку больше всего на свете. Он любил эту наивную девочку, он обожал единственное родное существо, его Ину…
На следующий день, стоя перед зеркалом Ина примеряла новое бальное платье и жаловалась.
- Дедушка, оно мне тесно! Ты же знаешь, я не люблю бальных платьев! – и правда, плотную, но маленькую и стройную фигурку девушки облегало платье, сшитое по последней моде, однако совсем не подходившее ей.
Дедушка ходил с озабоченным видом, ему не хотелось, чтобы внучка чувствовала себя неудобно.
- Что делать? – задумчиво задал генерал вслух вопрос.
Внезапно, странная улыбка появилась на его лице. Он подошел к шкафу, отпер дверцу и достал старую, огромную, запыленную коробку. В ней лежали вещи его покойной дочери Саши. Здесь был и медальон, подаренный Саше в день ее 10тилетяя, также были мелкие безделушки, письма, открытки и тому подобное. Осторожно, он вытащил оттуда сверток и развернул. В нем было платье, прелестное, шелковое, светло-серое платье, нарядное, но сдержанное. Это платье генерал подарил Сашеньке Мансуровой на ее первый бал. «Да, думаю, оно подойдет Южаночке» - решил он.
Когда его глазам наконец, предстала Ина, он едва не зарыдал: так девушка напоминала ему покойную дочь.
- Дедушка, я правда хороша? Да? Правда? Еще оно не жмет ни капельки! – тормошила дедушку Ина.
Старик, молча, кивнул и отвернулся, чтобы она не увидела слез…
На приеме у княгини Нины Владимировны Розовой собралось очень людей. Большинство из них составляла, как не странно, молодежь, в основном бывшие воспитанницы-институтки. Ина Палтова, успев оглядеть огромную гостиную, к своему огорчению не увидела своих институтских подруг. Однако, она быстро сошлась с молодежью и уже спустя полчаса весело болтала со всеми.
Внезапно, раздался слышный шепот: « князь Лоранский!», «Смотрите, сам князь Алексей Лоранский!». Южаночка повернула голову в сторону двери. И увидела князя. Он также заметил ее, выделяющуюся среди других своим загорелым личиком и огромными глазами.
Их взгляды встретились и Ина улыбнулась. Князь улыбнулся в ответ.
- Как ваше имя, прелестное создание? – осведомился Алексей.
- Ина. – просто ответила Южаночка.
- Рад знакомству, Ина. Надеюсь, мы с вами будем друзьями. – пожимая тоненькую ручку девушки с той же любезной улыбкой произнес князь.
- О, непременно! Вы такой милый, мне кажется, мы подружимся! Вы – прелесть! – восторженно отозвалась Ина, горящими глазами смотря на Лоранского.
Эта фраза была встречена взрывом хохота. Хохотали все, над непосредственной и эксцентричной выходкой молодой девушки. Только князь не смеялся. Он лишь сказал серьезно:
- Я ценю откровенность в людях. Большая честь познакомиться с вами. – и он одобряюще посмотрел на сконфуженную Ину.
- Спасибо. – еле слышно прошептала последняя и, поняв, что ее сердце тает, Ина медленно, нерешительно отошла, все еще глядя на Алексея, лицо которого она хотела запомнить, запомнить надолго, чтобы потом видеть его во сне.
Она не понимала чувства, что охватило ее, однако, каждый, кто проникся в глубину души Ины понял бы несомненно: Ина влюблена.
Оставшийся вечер, Ина провела одна, ей не хотелось общаться с молодыми людьми и не из-за того, что над ней смеялись, нет. Она была подавлена, ослеплена красотою князя Лоранского. Да, несомненно, внешне он был красив: человек, лет 26ти, подбородок гладко выбрит, над верхней губою красовались великолепные усики. Глаза большие, серые, умные, непроницаемые, но, в минуту гнева или волнения они разгорались, как угли. Его волосы были светло-русые, нос прямой, подбородок волевой, в целом, глядя на него, складывалось приятное впечатление. Впечатлительная натура Ины, уловила также его пару фраз, обращенные к ней, после них у нее сложилось впечатление еще и о внутренней красоте князя.
«Я расскажу о нем дедушке!» - решила она.
Все оставшееся время Ина провела, как в тумане. Она не слышала ласковых слов княгини, обращенные к ней, она не слышала поздравлений, относящихся к Розовой, как к имениннице. Ина смотрела только на одного человека, который, как девушке казалось, избегал ее взглядов. Однако, Ина не могла понять, отчего это? Задумчивая, она ушла раньше с приема, что было, не совсем вежливо, но оправданно, так казалось Ине.
Генерал Мансуров, не думал, что Южаночка вернется так рано.
- Дорогая, что-то случилось? – озабоченно спросил он внучку.
- Н…ничего дедушка. Просто…. Просто, я не знаю, как и объяснить. – пролепетала она.
- Тебя никто не обидел?
- Нет, просто, там был князь, он заступился за меня, сказал, что он любит откровенность в людях, и… ах, дедушка, он ужасно милый, этот Алексей! – неожиданно заключила она, глаза-звездочки снова разгорелись на прелестном личике.
- Это все очень хорошо, внучка, однако, ложись спать. Уже поздно, дорогая. – силясь подавить улыбку произнес дед.
- Я… я постараюсь, дедушка! Надеюсь, мне приснится ОН...
Напевая какую-то песенку, Южаночка пошла в свою комнату. А генерал еще долго сидел у камина, бормоча вслух:
- Непосредственная, наивная, добрая девочка! Она влюблена! Хотя, как сказать. Скорее всего, мимолетнее увлечение, кто в молодости этим не грешит? Да-да, скорее увлечение – не более того.
Однако, это было не увлечение. Ина всерьез влюбилась…
Последние две недели, Ина часто (почти каждый день) бывала на различных приемах. Сначала ее приглашала только княгиня Розова, благоволившая к девушке, но потом, за ней и остальные начали приглашать молодую девушку. У Инны появилось много подруг, а также мужчин, которые ухаживали за ней. Натура Южанки, покорила всех без исключений. Однако, Ина казалось, не замечала никого. Кроме князя Лоранского. Они сошлись с ним, часто премило беседовали, с каждой беседой, Южаночка все больше очаровывалась князем. Так прошло еще две недели. В конце концов, Ина уловила, поняла, что она любит Алексея, или Алекса, как она его называла! Осталось понять, любит ли он девушку? Этого Ина никак не могла понять. Ее терзали сомнения, которые вскоре оправдались.
Однажды на одном из приемов, Ина услышала пару фраз из разговора, произнесенные тихо:
- Что, Алексей, как Лиза?
- Уже лучше, спасибо. Она почти здорова, правда, на примах еще будет не скоро, увы.
«Кто такая Лиза?» - мелькнуло в голове Ины. «Сестра? Но Алекс никогда не говорил о том, что у него есть сестра». Но потом махнула рукой: подумаешь, это не должно ее касаться. Главное выяснить наверняка, любит ли он ее или нет?
Когда Ина вернулась домой, дедушка заметил сосредоточенность и серьезность на ее обыкновенно веселом личике.
- О чём ты думаешь, Южаночка? – ласково спросил он.
Южаночка обернулась, ее глаза глядели рассеяно куда-то и она невольно произнесла:
- Я думаю о том, любит ли меня князь Алексей, или нет?
- Что? О чем ты говоришь, дитя? Неужели дошло до этого? – внезапно нахмурился старый генерал.
- Дедушка, я не понимаю, отчего ты сердишься? Разве, то, что я люблю его, плохо? – вскинула свои черные глаза Ина.
- Да как тебе сказать… - раздраженно начал старик, недовольный за себя тем, что раньше не сказал Ине. Решив не тянуть, он разом выпалил.
- Дитя моё, князь ЖЕНАТЫЙ человек. У него есть жена, понимаешь?
- Жена? – вскрикнула Ина, и лицо ее побледнело. – Жена? Откуда ты это знаешь? – охрипшим голосом произнесла она.
- Знаю, дитя, не так давно, но знаю. Мне сказали об этом.
Южаночка застонала и опустилась в кресло.
- Дедушка, как же это? А я так любила его… - сдавленно проговорила она и громадные слезы потекли по ее лицу. Дедушка крепко обнял её.
- Милая моя, ничего не поделаешь. Ты же не знала! Наивное ты дитя…
С тех пор, как Ина узнала о том, что ее Алекс, ее ненаглядный Алексей имеет жену, на время жизнь потеряла для нее смысл. Как девушка чистая, невинная, она понимала, что Алексей теперь никогда не станет ее мужем – он будет лишь ее другом, на этом все.
Тем не менее, из вежливости, хотя теперь ей было это безразлично – она продолжала посещать приему в знатном обществе. Она стала несколько холоднее с Алексеем. Не зная того, что тот действительно страдает от этого. Да. Князь тоже полюбил Ину, причем, полюбил страстно, полюбил больше всего мира. И теперь искал любой повод встречи с ней. Встречи и объяснений. Однажды, в коридоре особняка графа N, Ина столкнулась лицом к лицу с князем.
- Ина! Выслушайте меня, прошу вас! – иступлено вскричал он.
- Я слушаю вас. – спокойно произнесла Ина.
- Ина, я люблю вас! Я люблю вам давно, с тех пор, как только увидел вас. Ина, я люблю вас больше жизни! – глаза Лоранского разгорелись.
- Ну, так что же? – как можно равнодушнее спросила она, но на глаза ее навернулись слезы.
- О, Ина, не притворяйтесь, я знаю, что вы тоже любите меня!
- Любила! Пока не узнала, что вы женаты. Теперь, я постараюсь разлюбить вас, чего бы мне этого не стоило. – дрожащим голосом говорила она, скрыв залитое слезами лицо от молодого князя.
- О, нет, Ина. Вы, наверное, считаете преступлением любить меня? Но дорогая Ина, вы можете быть спокойны на этот счет. Я давно решил подать на развод с Лизой. После этого мы с вами можем пожениться. Для любви, Ина, нет никаких преград! – шептал он, все ближе приближаясь к девушке.
- Нет! – с яростью крикнула девушка, краска подступила к ее лицу. – Я больше не хочу иметь ничего общего с вами, уходите! Вы отвратительный человек и… и я ненавижу вас! – Ина не могла понять, откуда брались у нее эти горькие слова. В этот момент она желала умереть.
- Ина, какой же вы ребенок. Попрошу вас, не устраивать наигранных сцен. Я же вижу, что вы говорите неискренно. Я вижу, что вы бы сами хотели, хотели всей душою, чтобы я подал на развод, но не говорите…
Звонкая пощечина, прервала его речь. Гневное лицо Ины с яростью смотрели на него.
- Не смейтесь больше попадаться на глаза мне, князь. Иначе…иначе я не знаю, что с вами сделаю. – прошипела она и удалилась. Князь долго смотрел ей вслед, причем его лицо передергивалось от гнева и досады….
Ина сидела одна, в стороне от общества, сидела недовольная собой. Как она, могла быть такой наивной дурочкой? Да, как же сложно иметь дело с мужчинами. Внезапно, она увидела приближающуюся к ней знакомую барышню. Та с улыбкой подошла к ней, бесцеремонно взяла за руки и сказала:
- Ну, полно кукситься, Ина. Пойдем на улицу, там приготовлена чудесная коляска для вечерней прогулки. Пойдем, Ина, проветришься.
- Куда мы поедем? – спросила Ина нерешительно. Она колебалась, однако, ей очень хотелось поехать куда-нибудь.
- В парк с фонтанами. Там прелестно! – пропела барышня и увела Ину.
Как роскошен парк в вечернюю пору! Сверкают огни, нарядные дамы с кавалерами прогуливаются по парку. Фонтаны бьют сильными, прозрачными струями и разливаются дугами.
- Какая прелесть! – невольно вырывается у Ины. Она очарована этой красотой. Ее глаза вновь горят, щеки покрываются румянцем, она становится прекрасной в эту минуту.
Но что это? Личико девушки мгновенно бледнеет и сдавленный крик вырывается из груди:
- Алекс!
Алексей Лоранский стоял на краю фонтана, прижав к виску дуло пистолета. Его лицо выражало полнейшее хладнокровие. Он уже готов был нажать на курок, тогда внезапно, из толпы отделилась тонкая фигура Южаночки, она подбежала к Алексу и выбила у него пистолет из рук. Потом лихорадочно сверкая глазами, горячо заговорила:
- Пожалуйста, князь не стреляйтесь! Вы из-за меня, да? Прошу вас, не делайте этого! Я тогда сгоряча наговорила вам глупостей! Ах, прошу, не стреляйтесь, ведь…ведь я так люблю вас! Я…я обожаю вас. – по лицу Ины текли слезы, но она не замечала их. Однако почему…почему на лице князя насмешливая, недобрая улыбка? Откуда этот громкий, гомерический хохот за спиной? Южаночка оборачивается и вдруг понимает все. Она задыхается от волнения, слез и гнева:
- Вы…вы все подстроили? Вы подшутили надо мной?
Внезапно смех смолкает. Все смотрят на горько рыдающую Южаночку и не могут сказать ни слова. Они понимают, что сыграли злую шутку. Ни у князя, ни у остальных не находиться слов, чтобы оправдаться, объясниться перед этой молодой, наивной и чистой девушкой, которую они так обидели, так оскорбили в этот момент.
Медленно, молодежь уходит, оставив плачущую Ину одну. Она рыдает долго, долго, пока обессиленная не засыпает прямо на скамейке в парке…
Наутро Южаночка возвращается домой, где до смерти перепуганный генерал расспрашивает её с волнением. Она молчит, пытаясь подобрать слова, однако потом вместе с новым потоком слез, девушка пересказывает дедушке всё.
Тот выслушивает ее и его лицо мрачнеет с каждой секундой. В конце концов, он говорит.
- Да, бедное мое дитя, они поступили с тобой отвратительно. Нам надо уехать, срочно уехать.
- Из Петербурга? – брови Южаночки поднимаются от удивления.
- Возможно. Не огорчайся, дорогая моя, жизнь у тебя только начинается. Я даже немного рад, что ты познакомилась с жестокостью сейчас, рад, что ты узнала то, что мир, который представляется нам в радужных красках не всегда такой радужный. Что помимо счастья есть и горя. Дорогая моя девочка, забудь всё. Постарайся забыть. Я люблю тебя и желаю тебе всего самого хорошего. Ты обязательно найдешь свое призвание, свое счастье.
Поверь мне Южаночка. Ведь ты веришь мне, твоему старому дедушке-генералу?
Южаночка молча, кивнула и ее лицо осветилось надеждой. Надеждой на будущее…
P.S. Итак, данный рассказ является продолжением книги "Южаночка" писательницы Лидии Чарской.
Еще вопрос, надо ли продолжение? Пишите, надо или нет?
Свидетельство о публикации №222052701644