Жизнь прожить - не поле перейти. Часть 5

   Немного опередив события, мы опять вернёмся с читателем в семидесятые годы в село Унгор удалённое от районного центра на пятнадцать километров. Асфальтовой дороги до районного центра Путятино не было, электрички тоже не ходили. Связь с районным центром осуществлялась по стационарному телефону, если он работал, бывало так, что трудно было дозвониться или, дозвонившись, связь, была такой плохой, что нельзя было разобрать слова и правильно понять своего абонента. «Рейсовым автобусом» до районного центра был молоковоз, тракторная телега, или тракторные сани, на которые были загружены фляги с молоком. Этот транспорт ходил летом три раза в сутки, и жильцы села выезжали в районный центр, в больничку, или для дальнейшего следования в большие города, где стали жить, покинув родное село. Если летом было терпимо: на бортовой машине, да с ветерком, да по-пыльной дороге, а весной, зимой, и осенью - эта езда превращалась в большие испытания. Техника еле преодолевала грязные колеи глубиной до пятидесяти сантиметров, холодный дождь как из ведра поливал пассажиров, но ехать было надо, и все ехали, не смотря ни на что! Зимой тоже, было холодновато, но ехать было надо, и все ехали, не смотря ни на что!

   Таковы были условия жизни в сельской глубинке, но  эти проблемы никто в расчёт не брал, в целом, село функционировало самостоятельно – как подводная лодка!

   В селе на сто дворов, имелся «фельдшерско - акушерский пункт», в котором работали жена и муж Вуколовы. Он - был опытный фельдшер, она - была опытной акушеркой. Они могли оказать практически любую помощь своим пациентам, а в случае чего, на совхозной технике отправить в районную больницу больного. Проблем, в этом отношении, никаких не было, первый попавшийся водитель садился за руль и без согласований с руководством вёз больного в больницу, в любое время суток, а доктора сопровождали пациентов – было и такое, что в дороге приходилось принимать роды.

   В селе работала восьмилетняя школа с отличными учителями, детей было столько - что классы были «А» и «Б»! И в каждом классе было не менее тридцать человек.

   Работало три библиотеки: детская, школьная, и взрослая.

   Работал сельский клуб, в котором тоже, на постоянной основе работали муж и жена Стеничкины. Ежедневно, кроме понедельника, показывали детские фильмы в 14.00 часов, для подростков школьного возраста были сеансы в 19.00 часов, а для взрослых в 21 час. 30 минут. По субботам и воскресеньям были танцы под магнитофон, а потом, и под ВИА, спонсором приобретения музыкальных электроинструментов, большого бильярда, был совхоз «Васинский» в лице Спичкина Николая Сергеевича. Помимо всего этого в клубе имелись: по десять комплектов шахмат и шашек, подшивки популярных газет и журналов: «Наука и Жизнь», «Вокруг Света», «Авиация», «Сделай сам», «Крокодил», «Крестьянка», и так далее.

   В селе имелось два магазина, «Продуктовый», и «Промтоварный».
Снабжение было отличное, всё было! В «Промтоварном» магазине продавалась любая одежда на все возраста, от дешёвой детской одежды - до женских модных пальто с песцовыми воротниками и песцовыми шапками. Машинки стиральные, телевизоры, утюги, любая утварь. Часы простые и золотые, кольца и серьги, всё было, и ехать сельчанам куда-то, не было никакого смысла.

   В «Продуктовом» магазине был весь ассортимент продуктов: и водка, и колбаса, и селёдка, и конфеты всех сортов – качественные, не суррогатные! Апельсины и мандарины завозили к Октябрьским праздникам и к Новому Году - большим спросом эти фрукты у сельчан не пользовались, по сравнению, со сладкими арбузами и виноградом. Бананов не было, всё остальное было, зимой продавались компоты Болгарские, яблоки Молдавские, как и везде.

   Достопримечательностью поселения была сельская пекарня, в которой выпекался хлеб в русской печи, топливом были берёзовые дрова. Белый хлеб получался с подгорелой корочкой, мягкий, вкусный, без химии и ингредиентов!
Ржаной хлеб был тоже, натуральным - отдавал кислинкой, и есть его со свежими огурцами или вишнёвым вареньем было одно удовольствие, а в комнате стоял такой запах, что у входивших текли слюнки. В летнее время, за вкусным хлебом в село Унгор приезжали жители из районного центра Путятино.

   Так хорошо жила Рязанская глубинка, где была советская власть, и всё было по-людски. Осенью школьники с первого сентября примерно по пятнадцатое число помогали совхозу в уборке картофеля. Старший «пионер – вожатый» выдавал каждому школьнику купон со штампом предприятия за набранное им ведро, потом, по этим купонам он подсчитывал количество вёдер и список передавал в бухгалтерию совхоза для начисления зарплат, все школьники с удовольствием работали и получали свои первые зарплаты – как взрослые!

   Первую свою зарплату Коля получил в девять лет - за оказание помощи при разгрузке зерна на зерно току. А было всё так: он с товарищами во время уборочной страды уходил в поле к комбайнам, чтобы покататься на бортовых машинах, водители машин брали ребят, как помощников, чтоб во время выгрузки зерна из комбайнов, они разгребали зерно по кузову, — как обычно, водитель брал два человека в кузов.

   После загрузки - ребята довольные и грязные ехали в горячем зерне на совхозный зерно ток, а дальше помогали, деревянными лопатами выгружали зерно из кузовов, потому, что рабочие не успевали. Совхозный учётчик всё это дело, взял на карандаш, и девятилетнему Коле была начислена в совхозе первая зарплата. Его мама получила эту зарплату, зашла в магазин, и купила Коле летнюю ситцевую рубашку с коротким рукавом, а стальные деньги отдала ему на конфеты и на просмотр кинофильмов в сельском клубе.

   Первого сентября на школьной линейки директор Унгорской восьмилетней школы, Купцов Александр Андреевич, благодарил всех ребят за оказание помощи родному совхозу и награждал подарками в виде книг, на первой крышке книги с обратной стороны было написано:

   «НАГРАЖДАЕТСЯ ТАКОЙ - ТО, ТАКОЙ, ЗА УЧАСТИЕ И ПОМОЩЬ ВО ВРЕМЯ УБОРОЧНЫХ РАБОТ».

   Многие школьники со своими отцами работали на уборке зерна штурвальными комбайнёрами, отцы брали своих детей под личную ответственность и им платили заработанную плату - как взрослым, впоследствии эти подростки покупали себе мотоциклы «Ява» или «Иж - Юпитер» с коляской, зарплата им позволяла, и на мотоцикл «Восход» никто не разменивался.

   А 30 мая, после окончания учебного года, всех успешных учеников - кто закончил учебный год на 4 и 5, тоже, директор школы награждал книгами, а на первой крышке с обратной стороны было написано красивым почерком:

   «НАГРАЖДАЕТСЯ ТАКОЙ-ТО, ТАКОЙ, ЗА УСПЕШНОЕ ОКОНЧАНИЕ ТАКОГО - ТО КЛАССА И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ». Школьная печать и подпись — директор школы.

   Круглых отличников награждали почётными грамотами и ценными книгами.

   Эти примеры хорошего тона, подтягивали учеников в учёбе.

   После уборки совхозного картофеля, желающим ученикам предлагали внести часть заработанной платы за стоимость путёвок на экскурсии по городам — героям, 50% стоимости оплачивали родители, 50% денег зарабатывали сами ученики. И поэтому, учащиеся Унгорской восьмилетней школы посетили практически все города — герои бывшего СССР: Москву, Ленинград, Волгоград, Одессу, Киев, Севастополь, были в Ульяновске, Ялте, Бахчисарае, Анапе. Возвращались домой под большим впечатлением от поездок. Коле, ученику седьмого класса, тоже, посчастливилось побывать в городах: Севастополь, Бахчисарай, Ялта. Он приехал домой отдохнувший и загорелый.

   В селе Унгор была своя футбольная команда, и каждое лето она участвовала в районных футбольных соревнованиях. Для посещения других населённых пунктов - команде Унгорских футболистов, в любое время, выделялся совхозный бортовой автомобиль, оборудованный сиденьями для пассажиров.

   Словом, ощущения оторванности от цивилизации не было, а, наоборот, благодаря Унгорской интеллигенции, ученики были впереди многих городских школ.

   Интересным был уклад и обычаи сельских жителей, двери на замок никто не закрывал, богатства большого ни у кого не было, всё богатство было в детях и стабильной работе. Домики, по тем меркам, были скромными и открытыми, впереди дома под окном - палисадник с цветами, сзади дома — огород под картошку, и сад с яблонями, вишней, крыжовником и малиной. Этот факт говорил об открытости людей, добропорядочности и честности. Воровства и криминала тоже, никакого не было, все друг друга знали — все были на виду.

   Продолжение: http://proza.ru/2022/05/31/135

   Начало: http://proza.ru/2022/05/26/31

          


Рецензии
Спасибо, Владимир!
Да, всё так и было в советские годы!
Но с приходом другой власти , село тоже изменилось.
Так как многие сёла исчезли с лица земли!

Социализм — это лучший строй для народа!

Всего доброго, Владимир! С уважением! Нина. 🌿🌷🌷🌷🌿

Нина Долгань   06.06.2022 03:36     Заявить о нарушении
Нина, благодарю Вас за правильное понимание!

С уважением,

Владимир Грачев 2   09.06.2022 03:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.