Самый красивый зал Михайловского дворца
В Петербурге есть Михайловский замок, а есть Михайловский
дворец. Замок возник раньше и принадлежал он Павлу Первому,
официальному отцу Великого князя Михаила Павловича.
Последний из сыновей Павла Петровича родился в семье, когда
супруги совместно уже не проживали и каждый обустраивал
свою личную жизнь по собственному усмотрению. Достаточно
вспомнить вольную жизнь при дворе императрицы Екатерины
Великой, которая не осуждала ни сына, ни свою невестку за
некоторые вольности в образе жизни и всех родившихся детей в
семье Павла Петровича признавала за своих родных внуков.
Михаил Павлович получил дворец в подарок от своего старшего
брата Александра Павловича. Став царем, Александр Первый проявил
заботу о своих родных и близких. Для строительства Михайловского
дворца он пригласил архитектора, который привнес в облик города
новый, свежий взгляд видения архитектурных ансамблей и украсил
Петербург уникальными архитектурными композициями в стиле
ампир. В Местах, где Карло Росси строил свои дворцоые ансамбли,
возникали новые площади. Та площадь, которая возникла перед
Михайловским дворцом называется сегодня площадью Искусств.
И она сегодня также знаменита как и Михайловский дворец, в
котором с конца 19 века размещаются коллекции Государственного
Русского музея, основанного Александром Третьим. Дворец был
возведен к 1825 году. Поздний классицизм или русский ампир ,
стиль присущий всем строениям Карла Ивновича Росси во всем
блеске таланта архитектора отразился в созданном им Михайловском
замке. Парадный желтый цвет фасадов, украшенных белыми
колоннами отличает все построенные архитектором дворцы и
Михайловский дворец был не исключением. Поселившийся в
нем Великий князь Михаил Павлович не только проживал во
дворце, но здесь же находилось его рабочая канцелярия, где он
принимал гражданских и военных чиновников.
Супруга Великого князя, урожденная немецкая принцесса
Фредерика Шарлотта-Мария Вюртембергская, в России
известна как Великая княгиня Елена Павловна. Она
была человеком замечательным и выдающимся, обладающим
умом и здравым рассудком. Это помогло Великой княгине
пережить выпавшие на ее долю испытания, разочарования и
трудности. Женившийся по воле матушки Марии Федоровны,
которая сама была немецкой принцессой, красавец Михаил
Павлович жены не любил, имел по слухам внебрачных детей
и высоких душевных порывов своей супруги просто не понимал.
А она любила искусство, науки , поддерживала начинающих
литераторов и художников. К середине 19 века в моду вошли
великосветские салоны и Елена Павловна стала хозяйкой
одного из таких модных петербургских салонов. В гостях у нее
бывали разные знаменитости: министры, музыканты, писатели
и художники. Среди них Василий Андреевич Жуковский
и Иван Константинови Айвазовский. Иногда в салоне Елены
Павловны появлялся сам Николай Первый. Особой болью Великой
княгини была потеря детей. Продолжила род и владение
дворцом единственная дочь Екатерина Михайловна, которой
посчастливилось прожить долгую и полноценную жизнь.
Личные утраты: смерть мужа и детей , не озлобили Елену
Павловну и не сделали ее черствой. Об этом свидетельствует
ее участие в разработке реформ по отмене крепостного права
в России. Она вошла в историю России как государственный и
общественный деятель. Кроме этого Елена Павловна была
известна своей благотворительностью. Она поражала своих
собеседников широтой взглядов и силой своего ума. Елена
Павловна выучила русский язык, но по принятому обычаю в
ее салоне говорили по французски, а ее саму называли мадам
Мишель и великосветские приемы в ее гостиной были известны
как четверги мадам Мишель.Ученые, писатели, юристы,
музыканты и художники смешивались в ее салоне с высшим
петербургским обществом. Демократические настроения
Великой княгини проявились и в том, что она первая освободила
в своих имениях крестьян от крепостного права, за что получила
от Александра Второго медаль «За труды по освобождению
крестьян». Принимая и поддерживая в своем салоне музыкантов,
Елена Павловна вдохновила и поддержала открытие Русского
музыкального общества и Петербургской консерватории.
Своей деятельностью она дала дорогу творческому созиданию
Антона Рубинштейна, который воплотил ее идеи в жизнь.
Она не только помогла материально развитию музыкального
искусства в России, но делала то же самое для развития
литературы и живописи.С людьми, которым она помогала,
Великая княгиня встречалась в своем салоне.
Для организации и проведения мероприятий в своем салоне
по четвергам Елена Павловна использовала самый красивый зал
Михайловского дворца. Он называется Белым или Белоколонным.
Этому залу посчастливилось сохранить свое первоначальное
убранство. Стены этого музыкального салона помнят выступления
не только русских музыкантов, но и выдающихся западноевропейских,
таких как Ференц Лист и Гектор Берлиоз. В зале сохранились
живописный и скульптурный интерьер, предметы мебели и
декоративно-прикладного искусства.Сохранились даже люстры и
торшеры. Все убранство этого зала было создано по проектам
самого Карла Росси и считается шедевром дворцовых интерьеров.
Антонио Виги и Джованни Батиста Скотти, знаменитые итальянские
мастера, которые украсили не один петербургский дворец, выполнили
потолочную и настенную живопись салона. А скульптор
Степан Степанович Пименов украсил его своими скульптурами.
Паркет зала относится также к шедеврам этого интерьера.
При посещении Русского музея, поднявшись на второй этаж,
публика, отдав должное мастерству русских иконописцев
и художников 18 века, попадает в Белоколонный зал. История
жизни Елены Павловны и ее музыкального салона не всем
известна, но красота интерьера никого не оставляет равнодушным.
Свидетельство о публикации №222052700356