Здесь принимали в пионеры

                Лучше всего главный фасад Мраморного дворца можно
              рассмотреть, если стать спиной к Невским воротам Петропавловской
              крепости. Эти две достопримечательности, привлекающие
              любознательных туристов разделяет толька Нева. Впрочем, с
              прогулочного теплохода вид будет еще лучше, потому что точка
              обзора будет ближе к дворцу. Конечно, можно просто прислониться
              к гранитному невскому парапету и любоваться дворцом в
              непосредственной близости от него. Достаточно только перейти
              дорогу и уже можно будет дотронуться  до серой гранитной стены.
              Но при таком обзоре нет никакой возможности вместить в свое
              восприятие всю масштабность Мраморного дворца.
                Этот шедевр архитектурного
              искусства на Дворцовой набережной недалеко от
              Зимнего дворца был подарком влюбленной императрицы своему
              фавориту. Екатерина Вторая в начале своего правления приказала
              воздвигнуть на берегу Невы дворец из гранита и мрамора. Он
              предназначался для Григория Орлова. Их совместный и тайно
              рожденный сын Алексей Григорьевич Бобринский был зримым
              доказательством скрытной любви и одновременно государственной
              тайной. К сожалению, чувства человеческие изменчивы и любовь
              не вечна. У царицы появился другой фаворит, а прежний полюбил
              молодую и неопытную девушку, на которой потом и женился.
              Однако дворец ему был уже подарен, хотя и не был полностью
              достроен. Жизнь Григория Орлова, в отличие от сравнительно
              длительного жизненного пути царицы, была недолгой. Дождаться
              окончания строительства дворца и пожить в нем, знаменитому
              фавориту так и не пришлось.
                После его смерти Екатерина Вторая
              выкупила Мраморный дворец у родственников графа Орлова и
              передала его в пользование своего внука Константина Павловича.
              Он отличался буйным нравом и поступками, вызывающими
              общественное порицание. От его пребывания во дворце остались
              только те интерьеры, которые были ему предоставлены любящей
              бабушкой. Уехав в Польшу в качестве государственного деятеля,
              назад в Мраморный дворец Константин Павлович не возвращался.
 
                Со временем в дворце обосновались потомки Николая Первого,
               два из которых носили имя Константин. С тех пор прошло много
               времени, и сегодня в Мраморном дворце расположился музей с
               экспозициями залов богатого Великокняжеского особняка.
 
                Среди них есть рабочий кабинет Великого князя Константина
               Константиновича. Возможно, он был самым известным обитателем
               дворца. Кроме своей научной и государственной деятельности, он
               был еще и поэтом. Его стихи не забыты и сегодня. Вход в музей
               находится с Миллионной улицы, расположенной недалеко от
               Марсова поля.
                Во внутреннем дворе особняка посетителей встречает
               конный памятник Александру Третьему. Когда-то он находился
               на площади Восстания. Восставший революционный народ убрал
               с площади памятник и сменил название площади «Знаменская» на
               более звучное и подходящее веяниям эпохи. Долгое время монумент
               простоял в отдаленном уголке двора Русского музея. Наконец
               пришли перестройка и гласность. С ними вместе появилось новое
               видение российской истории и пришло понимание, что царь
               Александр Третий был вполне положительной личностью: при
               нем Россия сумела избежать вступления в какую-либо войну.
               Он был назван царем-миротворцем и его слова «Россия имеет
               два друга: сильную армию и сильный флот» стали повторяться
               многими современными политиками. Памятник не поставили
               на какую-нибудь центральную площадь. Ему подобрали скромное,
               но вполне достойное место у входа в музей Мраморного дворца.

                Что же касается меня лично, то мне вспоминаются другие
               события, связанные с этим знаменитым дворцом. Они связаны
               с годами советской власти и с тем временем, когда Санкт-Петербург
               назывался Ленинградом. Тогда здесь тоже был государственный
               музей, но он был посвящен Владимиру Ильичу Ленину, вождю
               мирового пролетариата. А во дворе Мраморного дворца стоял
               броневик как напоминание о выступлении вождя всех трудящихся
               масс в апреле 1917 года перед народом на Финляндском вокзале.
               Его пламенная речь воодушевила собравшихся, а ход исторических
               событий привел к революционным преобразованиям в стране.

                Я бывала в те годы в знаменитом дворце со школьниками. Это
                бывало в дни новогодних школьных утренников и при приеме
                ребят в пионеры. Современные дети не представляют даже себе
                масштабы вовлечения подрастающего поколения страны в
                общественную жизнь. Все это носило позитивный воспитательный
                характер. Я работала тогда учителем в школе, но даже на меня
                взрослого человека, эти мероприятия производили неизгладимое
                впечатление. Пионерская символика в виде красного галстука и
                значка много значили для подрастающего поколения. Я до сих
                пор помню, как мы поднимались по красивой мраморной лестнице
                в Парадный зал дворца. Там было торжественное построение и
                прием в пионеры. Звучали слова пионерской присяги, которые
                произносились и хором, и по отдельности. Старшие товарищи
                говорили напутственные слова. Звучали горны, слышалась
                барабанная дробь. Будущее казалось честным, полным отваги
                и самопожертвования. Это были те приемы воспитательной
                работы, которые рождали патриотов. Такие люди ставили на
                первое место общественное благо, а личные интересы подчиняли
                ему. Все эти прекрасные порывы честных сердец исчезли под
                напором новых обстоятельств и сменой социалистического
                строя на капиталистический. Давно уже нет Екатерины Великой,
                при которой был возведен Мраморный дворец. Так же нет и
                поколений Великих князей, которые проживали в этом дворце.

                Это все осталось в прошлом и ему одному принадлежит. Из
                всего существовавшего и ушедшего остался относительно этой
                истории только сам дворец, созданный гением итальянского
                архитектора Антонио Ринальди. Он строил его согласно
                классическим канонам, которые прочно входили в моду
                градостроительства при Екатерине Второй. Дворец уникален
                своей серой гранитной облицовкой и многочисленными светлыми
                мраморными колоннами. При его возведении и отделке было
                использовано все имеющееся разнообразие сортов и оттенков
                мрамора. Говорят, что их насчитывают во дворце 34. Другого
                такого мощного по размерам и красиво украшенного мрамором
                дворца в Петербурге нет. Он по-прежнему достоин восхищения и
                восхваления. Он продолжает служить людям в качестве филиала
                Русского музея, предоставляя свои залы для экспозиций
                многочисленных картин и временных выставок. Скажем Мраморному
                дворцу «Спасибо!» за то, что он столько лет служил одним из
                лучших украшений города на Неве и за свое долгое существование
                дал приют разным людям и организациям.
               
          
               
               
               
               
               


Рецензии