Здесь принимали в пионеры
рассмотреть, если стать спиной к Невским воротам Петропавловской
крепости. Эти две достопримечательности, привлекающие
любознательных туристов разделяет толька Нева. Впрочем, с
прогулочного теплохода вид будет еще лучше, потому что точка
обзора будет ближе к дворцу. Конечно, можно просто прислониться
к гранитному невскому парапету и любоваться дворцом в
непосредственной близости от него. Достаточно только перейти
дорогу и уже можно будет дотронуться до серой гранитной стены.
Но при таком обзоре нет никакой возможности вместить в свое
восприятие всю масштабность Мраморного дворца.
Этот шедевр архитектурного
искусства на Дворцовой набережной недалеко от
Зимнего дворца был подарком влюбленной императрицы своему
фавориту. Екатерина Вторая в начале своего правления приказала
воздвигнуть на берегу Невы дворец из гранита и мрамора. Он
предназначался для Григория Орлова. Их совместный и тайно
рожденный сын Алексей Григорьевич Бобринский был зримым
доказательством скрытной любви и одновременно государственной
тайной. К сожалению, чувства человеческие изменчивы и любовь
не вечна. У царицы появился другой фаворит, а прежний полюбил
молодую и неопытную девушку, на которой потом и женился.
Однако дворец ему был уже подарен, хотя и не был полностью
достроен. Жизнь Григория Орлова, в отличие от сравнительно
длительного жизненного пути царицы, была недолгой. Дождаться
окончания строительства дворца и пожить в нем, знаменитому
фавориту так и не пришлось.
После его смерти Екатерина Вторая
выкупила Мраморный дворец у родственников графа Орлова и
передала его в пользование своего внука Константина Павловича.
Он отличался буйным нравом и поступками, вызывающими
общественное порицание. От его пребывания во дворце остались
только те интерьеры, которые были ему предоставлены любящей
бабушкой. Уехав в Польшу в качестве государственного деятеля,
назад в Мраморный дворец Константин Павлович не возвращался.
Со временем в дворце обосновались потомки Николая Первого,
два из которых носили имя Константин. С тех пор прошло много
времени, и сегодня в Мраморном дворце расположился музей с
экспозициями залов богатого Великокняжеского особняка.
Среди них есть рабочий кабинет Великого князя Константина
Константиновича. Возможно, он был самым известным обитателем
дворца. Кроме своей научной и государственной деятельности, он
был еще и поэтом. Его стихи не забыты и сегодня. Вход в музей
находится с Миллионной улицы, расположенной недалеко от
Марсова поля.
Во внутреннем дворе особняка посетителей встречает
конный памятник Александру Третьему. Когда-то он находился
на площади Восстания. Восставший революционный народ убрал
с площади памятник и сменил название площади «Знаменская» на
более звучное и подходящее веяниям эпохи. Долгое время монумент
простоял в отдаленном уголке двора Русского музея. Наконец
пришли перестройка и гласность. С ними вместе появилось новое
видение российской истории и пришло понимание, что царь
Александр Третий был вполне положительной личностью: при
нем Россия сумела избежать вступления в какую-либо войну.
Он был назван царем-миротворцем и его слова «Россия имеет
два друга: сильную армию и сильный флот» стали повторяться
многими современными политиками. Памятник не поставили
на какую-нибудь центральную площадь. Ему подобрали скромное,
но вполне достойное место у входа в музей Мраморного дворца.
Что же касается меня лично, то мне вспоминаются другие
события, связанные с этим знаменитым дворцом. Они связаны
с годами советской власти и с тем временем, когда Санкт-Петербург
назывался Ленинградом. Тогда здесь тоже был государственный
музей, но он был посвящен Владимиру Ильичу Ленину, вождю
мирового пролетариата. А во дворе Мраморного дворца стоял
броневик как напоминание о выступлении вождя всех трудящихся
масс в апреле 1917 года перед народом на Финляндском вокзале.
Его пламенная речь воодушевила собравшихся, а ход исторических
событий привел к революционным преобразованиям в стране.
Я бывала в те годы в знаменитом дворце со школьниками. Это
бывало в дни новогодних школьных утренников и при приеме
ребят в пионеры. Современные дети не представляют даже себе
масштабы вовлечения подрастающего поколения страны в
общественную жизнь. Все это носило позитивный воспитательный
характер. Я работала тогда учителем в школе, но даже на меня
взрослого человека, эти мероприятия производили неизгладимое
впечатление. Пионерская символика в виде красного галстука и
значка много значили для подрастающего поколения. Я до сих
пор помню, как мы поднимались по красивой мраморной лестнице
в Парадный зал дворца. Там было торжественное построение и
прием в пионеры. Звучали слова пионерской присяги, которые
произносились и хором, и по отдельности. Старшие товарищи
говорили напутственные слова. Звучали горны, слышалась
барабанная дробь. Будущее казалось честным, полным отваги
и самопожертвования. Это были те приемы воспитательной
работы, которые рождали патриотов. Такие люди ставили на
первое место общественное благо, а личные интересы подчиняли
ему. Все эти прекрасные порывы честных сердец исчезли под
напором новых обстоятельств и сменой социалистического
строя на капиталистический. Давно уже нет Екатерины Великой,
при которой был возведен Мраморный дворец. Так же нет и
поколений Великих князей, которые проживали в этом дворце.
Это все осталось в прошлом и ему одному принадлежит. Из
всего существовавшего и ушедшего остался относительно этой
истории только сам дворец, созданный гением итальянского
архитектора Антонио Ринальди. Он строил его согласно
классическим канонам, которые прочно входили в моду
градостроительства при Екатерине Второй. Дворец уникален
своей серой гранитной облицовкой и многочисленными светлыми
мраморными колоннами. При его возведении и отделке было
использовано все имеющееся разнообразие сортов и оттенков
мрамора. Говорят, что их насчитывают во дворце 34. Другого
такого мощного по размерам и красиво украшенного мрамором
дворца в Петербурге нет. Он по-прежнему достоин восхищения и
восхваления. Он продолжает служить людям в качестве филиала
Русского музея, предоставляя свои залы для экспозиций
многочисленных картин и временных выставок. Скажем Мраморному
дворцу «Спасибо!» за то, что он столько лет служил одним из
лучших украшений города на Неве и за свое долгое существование
дал приют разным людям и организациям.
Свидетельство о публикации №222052700418