Досужие рассказы Сатаны 8 Кто придумал пословицу

Мой авторский сайт: https://www.danberg.net/

                Досужие рассказы Сатаны

                8 Кто придумал пословицу

1

Эшель – простой крестьянин. Не бедный и не богатый. Есть у него полоса земли, доставшаяся от отца, а тот получил надел от своего родителя, и так далее вглубь поколений. Поля приносят пшеницу, овощи, виноград и прочими дарами радуют хозяина. Имя не обязывает Эшеля сажать тамариск, как это делал его праотец Авраам. Проку мало от этого дерева.

Жена у Эшеля работящая и плодовитая, не сглазить бы. Детишек полон дом, и все одеты, обуты, сыты. Мальчики ходят к наставнику и учатся по книгам, девочки остаются дома и помогают матери. Заурядное семейство, и глава его ничем не примечателен. Казалось, проживет Эшель свой век тихо и мирно и не изведает жизненных бурь. Судьба, однако, распорядилась иначе, избрав его своим фаворитом. Но до того как наш герой вытянул счастливый жребий, немало треволнений выпало на долю его.

К полосе Эшеля примыкают с разных сторон два чужих поля. Соседи у него беспокойные, вернее сказать, недобрые. Во-первых, они смертельно враждуют между собой, и нашему герою изрядно перепадает, ибо земля его расположена меж соседскими наделами. Во-вторых, они и самого Эшеля не любят, и избегают говорить с ним, словно держат камень за пазухой. Сильные они и страшные. А могучего соседа всегда боятся. Пацаны, за межой живущие, норовят утеснить мальчишек Эшеля и затевают драки.

Дети, как известно, выбалтывают родительские секреты. Однажды Эшелю поведал один из сыновей, который дрался с отродьем соседа справа, что отец того задумал покончить со своим врагом и намерен совершить поджог. Другой Эшелев отпрыск, столкнувшийся в кулачном бою с сынком припольщика слева, сказал, будто противник проговорился, мол, родитель его задумал спалить вражью крепость.

Чрезвычайные вести окунули Эшеля в водоворот раздумий, бросили в омут сомнений. “Подожгут соседи друг у друга хутора, - размышлял он, - хорошо это или плохо? Нет в мире вещей однобоких, то бишь только хороших или только плохих, - философствовал крестьянин, - от недоброхотов своих я избавлюсь, и это хорошо. Если уж нанести соседу вред, то непоправимый. Опять же, власти посадят на землю других хозяев, а вдруг те окажутся хуже прежних? Это плохо. Известное старое зло лучше неизвестного нового. Спрошу-ка я мнение супруги!”

Жена Эшеля ужаснулась задуманному злодейству. “Сообщи властям! – решительно заявила она, - пусть пошлют жандармов, остановят произвол! Огонь всё порушит. Детишки невинные задохнутся в дыму. Хоть и хулиганы, а жалко! Скотина сгорит – коровы, овцы, птица домашняя. Пепелище, смрад, тлен! А вдруг огонь на наш дом перекинется?”

Эшель позавидовал жене – ей все ясно, и сомнений не ведает. Сам же ни к какому берегу не пристал и решил ждать, может дело само уладится. “К господам торопиться незачем, - размышлял умудренный жизнью Эшель, - кто знает, как истолкуют дело, недолго и самому без вины виноватым стать! Где голова не помощник, там сердце подсказчик. До рокового часа потерплю и по наитию поступлю – то ли жандармов звать, то ли рыбой молчать!”

2

И вот, настал решительный день, а, вернее, ночь. Эшель проснулся от подозрительного шума. Вышел во двор. Глянул вправо – там луна освещала посланца соседа слева, он обкладывал хворостом дом врага, готовился к поджогу. Поглядел влево и увидал, как орудует посыльный соседа справа.

“Еще не поздно призвать солдат, остановить безумие! – лихорадочно размышлял Эшель, - невинные детки погибнут, да и виновные примут кару сверх меры свершенного зла!  Да что мне жалеть-то врагов своих да чертенят их! Доброго слова от них не слыхал, благого дела не видал. Нахлебался от соседей, и дальше терпеть? Мудрецы говорят, мол, коли не уверен – сиди, жди и не встревай!”

Нашедший успокоительную опору в книжной премудрости, Эшель вернулся в дом, тихо улегся рядом с мирно спящей супругой и уснул. В эту лунную ночь привиделся ему во сне солнечный день. Яркое небо блистало необычайно. Лучи ослепляли, и чтоб уберечь глаза, он повернулся спиной к неистовой дневной звезде. Испускаемый ею невероятной силы свет отражался от пшеничного поля и возвращался к зрачкам его. Спасая зеницы, Эшель закрыл их ладонью. Но тут средь ясного дня загремел сверху страшный гром, оглушил и разбудил бедного Эшеля. 

“Вставай, муженек! – кричала жена, - какой страшный грохот, какой ослепительный свет!” Супруги выбежали из дому. Справа и слева от их поля пылали дома и постройки соседей. Криков о помощи не было слышно. “Удушье дыма погубило спящих, сгорели, сердечные, в огне! – плакала жена, - почему не послушал меня, Эшель, не уведомил власти, допустил до несчастья?”

Эшель упрямо не отвечал. Он заворожённо глядел на две рукотворные огненные стихии. “Слава Всевышнему, ветер щадит наш хутор! - думал крестьянин, - однако, что впереди нас ждет?”

Жена и дети приблизились к пепелищам. Насытилось голодное пламя. Только уцелевшие печи чернеют, да закопченные трубы в рассветное небо глядят. Смрадный туман и зловоние. Страшно подвинуть угли и головешки – вдруг откроется обгоревшее тело, или кость, хуже – череп – выглянет. А Эшель стоит недвижим у порога дома своего, и то кается, то радуется.

3

Тут я спустился с Небес и прямиком направился  к Эшелю. Он с подозрением и опаской глянул на меня. Подумал, небось, кто-нибудь из власть предержащих прознал о злополучии, станет с него допрос снимать, еще и обвинит в поджоге, Боже сохрани! Я поспешил успокоить крестьянина.

 - Здравствуй, Эшель, - сказал я и поглядел на него с ласкою, на какую только способен.

 - Здравствуй, господин, - пролепетал Эшель, - а ты кто таков?

 - Я – Сатан, спустился с Небес, чтобы тебя похвалить и наградить.

 - Смеяться изволишь над простым тружеником?

 - Ничуть! А вот и семейство твое вернулось с пожарища. Нам побеседовать надо, лишние уши ни к чему.

 - Эй, женушка, уведи-ка детей в дом и сама с ними посиди, - строго крикнул Эшель.

 - Сгинувшие в огне взаимной злобы, соседи изрядно досаждали тебе, не так ли, Эшель?

 - Верно, Сатан! Настрадался я от них. И родитель мой от их отцов терпел, и сказывал, мол, и его батюшку семейства эти допекали.

 - То-то и оно! И дети их таковы! – воскликнул я.

 - А все же, погибли люди…

 - Эшель, ты геройски подавил в душе никчемную жалость. Не донеся властям, ты дал свободу молоту справедливости. Благородству мщения поем мы песню. Хвала тебе, Эшель!

 - Никак я не возьму в толк, Сатан, в чем заключается геройство мое?

 - Сейчас все поймешь. Пойдем к пожарищам! – сказал я, и мы двинулись вперед.

 - Ты видишь эту печь, Эшель? Разгреби возле нее угли. Вот и кованый вход в подпол. Открывай люк и полезай внутрь. Ничего не бойся. Там, глубоко внизу, в каменной нише найдешь железный сундучок. Достань его и дай мне.

 - Бери, Сатан, - послушно вручил ларец своему хвалителю перепачканный землей и сажей крестьянин.

 - Теперь проделаем это же самое у второго пепелища, - сказал Сатан, и вскоре в руках его оказались две жестянки.

 - Эшель, ты грамотный?

 - Обижаешь, Сатан!

 - Шучу. Открывай по очереди сундучки, доставай из них свитки, ломай печати и читай.

 - В обеих грамотках прописано, что все три надела – мой и соседей – принадлежат нашему роду! – вымолвил побледневший Эшель, - что это значит, Сатан?

 - Что написано – то и значит! Древние сии документы – единственно законные. Соседей предки веками прятали их от твоих праотцев, а те по простоте не выхлопотали себе охранную бумагу. Коварные припольщики думали завладеть вашей родовой землей, но прежде каждый из них желал покончить с соперником, а заодно и уничтожить его свиток.

 - Но ведь дети-то погибли невинными! – упрямился Эшель.

 - Разве соседские сорванцы не теснили твоих ангелочков? Когда отцы едят кислый виноград, то и сыны станут делать то же. Алчность бесстыдна, вражда шествует сквозь поколения. Не уничтожить ненависть, не умертвив носителей ее. Ты хладнокровием своим убавил от мировой злобы.   

 - Погибли урожай, скот, постройки…

 - Для исцеления удаляют зараженный орган, порой, страдает здоровая плоть!

 - Сатан, не ты ли выдумал пословицу про лес и щепки?

 - Не я, а жестокость вашей земной жизни. От меня тебе награда выйдет. Эти грамоты я предъявлю властям, и вся земля станет твоею. Вступай во владение сей же момент!


Полностью произведение опубликовано здесь:

https://s.berkovich-zametki.com/y2021/nomer4/berg/
https://s.berkovich-zametki.com/y2022/nomer1/berg/


Рецензии
Ну, тут Сатана даже не прячется, награждает преступника, бросившего людей в беде, да ещё подивившемуся на их счёт:—(((с уважением:—)) удачи в творчестве:—))

Александр Михельман   27.05.2022 17:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша.
Разве не заметно здесь блеска диалектики и торжества высшей справедливости?

Дан Берг   27.05.2022 17:34   Заявить о нарушении
Нет, обычные человеческие эгоизм, жадность, подлость и все такое. Все, что получил ЛГ, это муки совести, вечность в аду, а все полученное таким путём потеряет непременно, не сам так дети. Вот если бы он предупредил солдат, а в случае поджога сделал все, чтобы спасти соседей, и не получилось, и после получил то, что получил, тогда справедливость, а так нет, и не пахнет. Я всегда держусь такой политики: «есть люди, которых я с радостью убил, максимально жестоко, но, приютом, если они попадут в беду, я с радостью отдам свою жизнь, чтобы спасти их». Или проще, всегда надо быть лучше и нравственней уродов, которые тебя окружают, потому что тебе потом за все отчёт давать на том свете. А с Сатаной общаться не стоит, он же гарантированно обманет, только бежать от него, как оленю от волка рыкающего. Это и называется быть человеком, а не моральным уродом. С уважением.

Александр Михельман   27.05.2022 18:01   Заявить о нарушении
И кстати, раз ЛГ сделал так, как сделал, он ничем не лучше соседей и полностью заслуживал такого к себе их отношения и получал то, что должно. с уважением.

Александр Михельман   27.05.2022 18:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.