Горное озеро

Пред нами распахнулась вся долина:
Какой же удивительный простор!
Мы миновали цепь холмов, равнину
И вдруг такое охватил наш взор!

Среди отрогов гор и щетки леса
Лежало озеро и столько синевы!
Как дар Всевышнего, как поле поднебесья,
Не в силах сдвинуться стояли долго мы.

Потом мы сели в лодку и отплыли.
Струилась за кормою бирюза.
О как же счастливы мы были!
Казалось мир - чистейшая слеза.

От чувств прекрасных
Мне едва ль не пелось -
Такое счастье душу облекло.
И тут вдруг весла бросить захотелось,
Отдаться воле волн и плыть легко.

Жена не поняла меня, наверно,
И появился страх в ее глазах:
Ты, дорогой мой, не шути так скверно,
Смотри вперед - на нас идет гроза!..

Обратный путь проделали мы молча,
Но я все так же ощущал полет.
Клянусь, я слышал глас певучий,
Звучавший откровением с высот.

И этот глас, летевший с поднебесья,
Был преисполнен волею творца.
И то была твоя, Всевышний, песня,
К высотам возносящая сердца. 


Рецензии
Классное стихотворение, Мин Херц, вызвавшее сразу светлые чувства и воспоминания об озёрах, которые довелось видеть с земли или с воздуха, начиная с озера Рица на Кавказе и заканчивая Байкалом в Сибири... А промежутках множество красивейших озёр СССР, которыми посчастливилось не только любоваться, но и по ним плавать - блин, не так выразился - моряки говорят - "ходить".

Для примера назову некоторые: "Кару-ярви" (Медвежье) на острове Сааремаа в Балтийском море (Эстония); в этой же республике оз. в гарнизоне Клоога (Щучье) и "Вырц-Ярв", на лёд которого усадил свой ИЛ-28 пилот нашего 51 мтап капитан Сторчак. Погода была сложной, они шли в развороте со снижением, и визуально искали полосу, вдруг вср (верный глаз в жопе командира) заорал: "Командир, высота ноль!!!" Сторчак рефлекторно убрал крен, и на скорости 350 км/час они ткнулись передней стойкой в лёд, далее пробег 2,5 км и самолёт замер, горделиво "покачиваясь с крыла на крыло".

Ребята вылезли из кабин, слега обалдевшие, и не могут понять, где они, почему на льду и живы? А их в это время потеряли, ищут по РЛС, вызывают на всех каналах связи и т.д. Когда нашли, командир полка полковник Ермаков Дорофей Самсонович весь экипаж не стал ругать, что не справились, а по-русски троекратно расцеловал!

А вообще, их спасли три момента: длина озера 24 км, стояли сильные морозы, и лёд выдержал вес самолёта около 20 тонн; ну и, конечно, вопль радиста! Так бы первое касание льда произошло бы крылом, и тогда последствия были бы непредсказуемы...

Но вернёмся к озёрам: Ладожское и Онежское, недалеко от Питера; озёра Карелии; возле аэродрома Миоры в Белоруссии; серия озёр в районе Литвы: Дукштас - Игналина: озёра Кавказа (когда летишь на Каспий (на "радиус") вдоль Главного Кавказского хребта штук 5 - 6 небольших горных водоёмов остаётся под крылом. Ну, и одном озере на Сахалине расскажу, Саша, особо:

ОЗЕРО ТУНАЙЧА

.... Вернулись мы в лагерь, повинились перед народом, нас простили. Все были рады, что избавились от тяжёлого неудобного груза. Переночевали, а утром пошли на следующий объект, который был в планах посмотреть — Олимпийская деревня на озере Тунайча. Дело в том, что это был Олимпийский год. И наши построили базу для гребцов в климате и часовом поясе страны, где через полтора месяца должны были состояться Олимпийские игры в стране Восходящего Солнца — Японии.

Сборная Советского Союза должна была прилететь через неделю на акклиматизацию, и нам следовало поторопиться, чтобы нас пустили посмотреть этот олимпийский объект. Когда тронулись в путь, большая часть группы радостно загалдела: «О, челимов поедим, живыми». На что я отреагировал весьма бурно: «Это вы — дикари-аборигены можете живые существа есть живыми. А я всего год назад приехал из республики с цивилизованным населением Эстонии, ещё не успел так опуститься и одичать, поэтому я есть не буду».

Народ мне: «А спорим на шоколадку, будешь?» Поспорили, вышли во второй половине дня на живописное красивое озеро, и народ, побросав вещи, бросился по берегу в обе стороны с радостными воплями ловить челимов и тут же их есть. Я сначала подумал, что весь этот спектакль они играют, чтобы меня завлечь. Потом убедился, что все рассосались по берегу, каждый занят обжорством, а про меня просто забыли.

Убедившись, что за мной никто не наблюдает, я аккуратно выловил одного челимчика, а их было много, причём у самого берега, и стал его рассматривать. Челим (местное название) — это как креветка, только большая, сантиметров десять в длину. Несколько минут я смотрел как он шевелит усами и сучит лапками, а потом машинально высунул язык, лизнул и сразу почувствовал такой нежный изумительный вкус, что мгновенно понял — это можно есть. Да не только можно, это нужно есть, т. к. мы неделю уже питались, в основном, только дарами природы, и организм требовал чего-нибудь нового и вкусненького.

В общем, отодрал я усы, лапы, вскрыл панцирь и начал тоже обжираться как и все. Шоколад я проспорил, но этот опыт стоил того. Вечером, утолив первый голод, мы наловили и сварили ведро челимов. И Вы знаете, варёные они оказались менее вкусными, чем сырыми. Я понимаю, как некоторые, читая эти строки, негодуют на автора-живодёра. Мадам, полностью с Вами согласен. Более того, открою «страшную тайну» - когда я вёл свой курс по Выживанию в экстремальных условиях дикой природы и города на практических занятиях я рассказывал студентам что можно есть в лесу, пустыне, на море.

Один из видов пищи, который я предлагал попробовать для желающих — это жареные в масле кузнечики. И в группе всегда находились желающие попробовать приготовить и отведать это экзотическое блюдо. Я этих кузнечиков не ел никогда. Во-первых, из чувства брезгливости, а во-вторых, просто жалко. Змей же, я просто запрещал убивать, ловить и тем более из них что-то готовить, хотя все учебники по Выживанию рекомендуют и объясняют как это правильно делать.

Хотя в защиту себя тогдашнего скажу так: «Чувство брезгливости находится в прямо пропорциональной зависимости от степени Вашего голода. Как говорят: «Любовь зла — полюбишь и козла». Это хоть и не из той оперы, но мысль мою Вы, я думаю, поняли - одно дело убивать живое, потому что тебе нечего есть, а без пищи ты умрёшь, раньше или позже, и совсем другое дело убивать ради того, чтобы проверить постулаты учебника Выживания или полковника Васи. В этом и заключается принципиальная разница...

Вишь, Александр, сколько воспоминаний пробудили в душе твои стихи, и как здорово, когда есть что вспомнить...

Обнимаю, ВВЧ.


Полковник Чечель   24.11.2025 13:35     Заявить о нарушении
ДА, Василь, твоя рецензия достойна самой высокой оценки! Скажу более, иногда рецензия значительнее и интереснее, чем предложенный материал... Прошла уже много лет с тех пор, как я посетил это озеро, но эта картина стоит у меня перед глазами как живая. Ворожба, да и только!.. Сейчас, когда пошел на восьмой десяток, часто вспоминаю то, что сделал. Ни о чем не жалею, хотя некоторые моменты можно было бы подкорректировать. Но в этом и заключается ценность жизни - сейчас или никогда! Рад, что находишь силы и вдохновение на литературном поприще. Твои рецензии бесценны, они помогают бороться с рутиной, усталостью и разочарованиями.
С наилучшими пожеланиями! Обнимаю, А.Г.

Александр Грунский   24.11.2025 13:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.