14

                (предыдущее http://proza.ru/2022/05/26/1438)


  Печальное

  Модя хватилась супруга не сразу. Покричала: кушать подано! Это не возымело воздействия. Тогда направилась искать суженого. Убедившись, что в доме его нет и увидев отсутствие ватника и валенок, выглянула на участок, где ничего было не разглядеть из-за летевшего в лицо хлопьями снега. Закрыв дверь, подумала, что скоро вернётся, раз такая погода. Ну, вышел  ненадолго полечить головную боль, участившуюся в последнее время, прибежит. Голодней после прогулки будет.
Но время шло, а супруг не являлся. Тогда она заключила, что не выдержал, зашёл к  этим пафнутиям. Или встретились ему на улице и затащили к себе, а он забыл о времени, да и за окном творится такое, что не дойти во тьме. Она вздохнула: значит, есть одной. А на нервной почве легко съесть лишнего. Модя снова вздохнула. Как могла она откармливала мужа, чтоб на его фоне не казаться совсем коровой, но Модест, как назло, ел немного. Приходилось закатывать истерики, что ему не нравится её стряпня, он её больше не любит… Помогало, но ненадолго.
Если снег не перестанет, - в третий раз вздохнула она, - то Модю, пожалуй, уложат ночевать эти пафнутии.
Откусив кусочек пирога, и прожевав его, она слегка успокоилась, подумав, что в этом есть и хорошая сторона. Модест в последнее время спал столь беспокойно, засыпал трудно, разбрасывался во сне, будя её, а наутро чувствовал себя неважно, имел не выспавшийся вид.  Ему не помешает провести ночь одному. Для сравнения. На новом месте вообще уснуть трудно. Глядишь, оценит свой дом и хозяйку.  И она выспится.

  Но когда улеглась одна, то заснула не сразу, прислушиваясь, не стукнет ли дверь.

  Утром, не дождавшись мужа к завтраку, хотя в тот день Модя разоспалась, она стала злиться. Не собирается ли он поселиться у этих пафнутиев? Не плачется ли им на свою тяжёлую жизнь с ней? Тогда изменщик пусть катится прочь, пусть пожив у них оценит её заботу! Нечего о коварном волноваться!
Убравшись после завтрака, тем не менее, она почувствовала неясную тревогу. Отодвинув занавеску, Модя увидела, что снег идёт по-прежнему вовсю. А ведь начался вечером… Не заблудился ли он? Нет, больше находиться в неопределённости было невозможно. Она оделась и пошла к «пафнутиям».

  Те обрадовались её приходу, зазывая в дом.
- Выздоровели, слава богу, - говорила неряха, радостно улыбаясь.
Улыбка сползла с её лица после вопроса Моди.
- Нет, - тряхнула она головой со светлыми кудряшками (за что Модя, крашеная блондинка, чей подлинный цвет, как и у остальных женщин, пробился уже, ненавидела её ещё больше), - ни вчера, ни сегодня Модест не заходил…
И посмотрела на Пафнутия. Тот тоже покачал головой, говоря, что не видел.
Здесь Моде внезапно стало дурно, и Пафнутий едва успел её подхватить.

  Она пришла в себя в сенях у «пафнутиев».
- Где ж его искать? – растерянно сказала она.
«Пафнутии» смотрели на неё не менее растерянно.
- Пойдём! – заявила Пафа, - Вдруг встретим или следы найдём? А может, видел его кто, поспрашиваем. Мы мигом соберёмся!

  Но какие следы под таким снегопадом? Не уцелели бы и настоящие следы лешего.
Никто из прохожих на вопрос о Модесте ответить не смог. Пожимали плечами, разводили руками, качали головой. Лишь один поднял значительно палец вверх и толкнул свою половину, открывая рот. Та догадалась, что он хотел сказать.
- Вам нужен Маресий, - прочла она по губам своего супруга, - Этот, если можно найти – найдёт. Лиса! 
- А где он живёт? – спросила Модя.
- Покажем!

  Маресий выслушал её рассказ и со своей женой отправился к Моде домой. Пафнутии ждали снаружи, а Маресий оглядел каждую комнату и обнаружил на столе рисунок Модеста, показав тот Моде.
- Не видела, – помотала головой она, - Видно, вчера нарисовал.
Маресий хмыкнул, вспомнив, что именно к их дому они изображали фальшивые следы лешего, и ткнул пальцем в рисунок.
- Что? – не поверила Модя, - Он унёс?
Маресий кивнул, отдавая ей рисунок.
- Но как… - вырвалось у неё.
Маресий знаками показал, что Модест увидел лешего, нарисовал его, а позже пошёл по его следам. Видимо, к лесу. Где и…
Он опустил голову.
- А следы?.. - еле пролепетала несчастная Модя.
Маресий указал на потолок, подразумевая небо, и изобразил падающий снег.
Модя без сил опустилась на стул.

  Пафнутиям на входе он ничего не ответил, указав на сени, а его жена сказала, что их приятельнице нужна помощь. Модю долго утешали, выспросив. Предложили пожить у них или остаться с ней. Она только мотала головой. Но когда Пафнутий через Пафу сообщил, что они пойдут по вчерашнему возможному маршруту Модеста на лыжах, сразу поднялась и попросилась с ними.
Вёл Пуф, как его называла супруга. Он сообразил и действительно пошёл так, как это сделал вчера Модест. Другого варианта и не было, - думал он, - если собираешься к лесу.
Дойдя, они направились вдоль деревьев, вглядываясь в чащу. Пафа заметила цветной предмет, лежавший на снегу. С трудом (женщины разводили ветки, а он пробирался) Пафнутий лыжной палкой дотянулся и подцепил это.
Узнав варежку мужа, Модя тихо осела в снег.

  Когда Пуф и Пафа как-то привели её в чувство, то это была уже не Модя, а тряпичная кукла в пальто и вязаной шапочке. Они довели её до дома, раздели и отвели в спальню, где уложили, накрыв одеялом. К щеке она прижала найденную варежку. Пафнутий отправился топить печь – в доме было прохладно, а потом и плиту, где его супруга стала что-то готовить. 
Приготовив еду, Пафа тихонько заглянула в спальню и позвала:
- Модя…
Та не отозвалась.
- Мы тогда уйдём, но вечером навестим, - сказала Пафа и, не дождавшись ответа, закрыла дверь.

  Вечером они застали женщину в том же состоянии.
- Тебе нужно встать, - убеждала её супруга Пафнутия, - Мы вспомним его… помянем, на всякий случай.
Она одела на безвольную женщину халат, отвела на кухню. Та не выпускала из руки варежку, которую связала для Модеста. Её заставили выпить, как лекарство, стопку «огненной воды». Гости тоже выпили. На месте, где обычно сидел Модест, стояла его стопка с куском хлеба на ней. Вдова положила рядом его варежку.
- Скажи о нём, - попросила её Пафа, - Кто знал его лучше тебя?
Модя попыталась, но спазм в горле не дал выговорить ни слова.
- Хорошо, - сказала Пафа, - я начну, а ты продолжишь.
Она посмотрела на несчастную и, представив, чтоб сама чувствовала, случись подобное с Пуфом, не выдержав, всхлипнула.
- Не… могу, - еле выговорила она и заплакала.
Заголосила и Модя. Растерянный Пафнутий не знал, как утешить плачущих женщин. Наревелись те (одна, жалея себя, другая – вдову) в тот вечер досыта. Наревелись так, что больше не могли плакать.

  Идя домой, Пафа говорила мужу: «Теперь ей легче будет. Если б удержала в себе – это её бы убило. А так… глядишь, горе наружу выйдет. Нужно будет её опекать, хотя бы первое время». Он кивал, а в голове у него крутилась одна мысль: «С чего этот леший с самого начала прицепился именно к Модесту?»

  Они опекали вдову, как могли. Но с каждым днём Модя сдавала. Она стала пить, перестала следить за собой и домом, забывала топить печь и есть. Женщина старела и опускалась на глазах. Что делать они не знали. В гости ходить отказывалась, гулять тоже. Напившись, падала, стукаясь о мебель, и засыпала на полу.
«Эх, Модест-Модест, - с горечью думал Пафнутий, - что ты наделал…» 

  Однажды, наведавшись к Моде, они не обнаружили её дома. Переглянувшись, отправились искать. Походили по улице, не встретив. Потом, не сговариваясь, направились по пути Модеста. И обнаружили её следы, неуверенные, проваливавшиеся в снег, ступавшие по насту вкось, но шедшие к лесу, где прервались. Непонятно было, как ей удалось пробраться в эту чащу, где вход был буквально оплетён ветвями, чтоб попасть туда стало невозможно. Неужели и её схватил и унёс леший? Но она явно искала гибели, чтоб встретиться с мужем.
Они покричали, зовя Модю, прислушались – ни ползвука в ответ.

  Ходили туда и на следующий день, когда проверили, что не вернулась.
С той поры они наведывались на всякий случай к ней в дом, чтоб протопить. «Здесь край чудес, - сказала Пафа мужу, - вдруг их вернут. А дом их ждёт». Он без слов огласился с супругой.
- Знаешь, Пуф, она забрала варежку и рисунок…
Пафнутий посмотрел на неё.
- Да, их нигде нет.
Позже, когда вышли на улицу, она сказала:
- Она, конечно, до него не дотягивала…  но любила по-настоящему.
Пафнутий молча с ней согласился.
Они шли по улице к себе, и неожиданно Пафа вскрикнула, глядя на ночное небо:
- Смотри! Этих двух звёздочек раньше не было… Я хорошо помню, я люблю рассматривать небо. Их не было!
Пафнутий взглянул на жену с немым вопросом, означавшим: «Неужели?»
- Да, - тихо сказала Пафа, - это они. Смерть их разлучила ненадолго.
И она прижалась к плечу мужа, который её поцеловал.

  История Модеста и Моди быстро распространилась по посёлку, передаваясь из уст в уста, обрастая фантастическими подробностями, и став красивой легендой. Новые звёздочки уже видели все. Так новое чудо создала, конечно, любовь, но и Пафа.

  На калитке каждого селянина, как и на входной двери дома, крепился хозяевами их отличительный знак, чтоб узнать своё жилище-близнец остальных. На калитке Модестов болталась жёлтая лента. Теперь рядом с ней Пафа привязала чёрную.
А женщины посёлка несли и укрепляли на калитке пропавшей пары ветки с шишками, а когда на калитке и заборе более не осталось места, стали складывать на сугробах вдоль забора.
Жёнам нравилась эта история, потому что показывала их верными. Если бы вслед за суженой ушёл её супруг, они бы приводили его в пример своим мужьям.
Дора и Пата были не меньше других впечатлены происшедшим и наказывали своим супругам не рисковать, не ходить к лесу одним ни в коем случае!
То же повторяли мужьям остальные жёны. 


                (продолжение http://proza.ru/2022/05/28/869)


Рецензии
Здравствуйте, Аля)
Читаю)) Хотела высказаться в самом конце, но вижу, главки ещё выкладываются, читать и читать.
Поначалу я думала, что это будет аллегория нашей эпохи. Но нет, это роман о людях. Не как о народе и не как об отдельно взятых личностях. Это всё о судьбах пар, долго вместе живших, притёршихся так или иначе. Они словно проходят кругами ада, узнавая на этом пути каждый себя и того, с кем связал жизнь. По одним и тем же кругам пары идут, но разной дорогой.
Если я хоть отчасти права, Аля, то задумка у вас превосходная. Как раз теперь всего важнее не то, что "лучше для всех" и не то, что лучше для каждого, а то, что необходимо для счастья двоих. Двое отгородились друг от друга виртуальными мирками, плохими новостями, личность каждого потихоньку вырождается - и это сказывается на том, что особенно важно. Ведь человеческое общество состоит из пар, и гляньте, что с ним стало.
У пары должна быть гавань, где безопасно обоим кораблям. Должен быть дом, "где подсчёт неудачам твоим не ведут, где, пока не изменишься сам - не изменят, что бы ни было, бровью не поведут".
Мы всё это теряем, принимая как должное перемены к худшему между близкими людьми. И думается, что мы заслужили уже давно эти круги испытаний.

Очень интересно, Аля, очень!

Кассандра Пражская   04.06.2022 16:54     Заявить о нарушении
Вы очень близки к истине, очень... но этим не ограничится, хотя и...

Рад, что нравится. Надеюсь, это - лучшее из того, что написал.

До встречи!

Правда, стал барахлить ноут, не подвёл бы))

Ааабэлла   04.06.2022 18:12   Заявить о нарушении
Хочу ещё сказать, что наиболее зацепился в памяти эпизод с табуреткой, между Дошей и Дорой. "И дышали одним дыханием" - лучше и не скажешь.
Да, мне нравится, и вы просто сняли с языка то, что это лучшее ваше произведение)
Загадкой осталось, почему Доша состарился после встречи с родителями. Возвожно, мне недостаёт какого-то личного опыта, чтобы сообразить это.

Кассандра Пражская   04.06.2022 19:29   Заявить о нарушении
Мёртвые приходили...

Ааабэлла   04.06.2022 21:26   Заявить о нарушении
Это я прочла и поняла. А почему нужно стариться после встречи с "дорогими мертвецами"? Они же нам помогают, нет? Или я чего-то не знаю?

Кассандра Пражская   05.06.2022 01:03   Заявить о нарушении
"Дорогими покойниками". Извините за глупую оговорку)

Кассандра Пражская   05.06.2022 01:07   Заявить о нарушении
Кто-то боится мёртвых, даже подходить к ним боится. Мне пришлось хоронить жену друга, например. Он и её дочь не смогли даже подойти. Хотя бояться-то надо живых.

Ааабэлла   05.06.2022 11:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.