Деньги на билет

  Было прекрасное весеннее утро. Такие не часто бывают в Прибалтике. Кира открыла балкон и с удовольствием вдохнула насыщенный свежестью воздух. Пробудившаяся природа радовала глаз красотой. Кира подумала, как всё-таки хорошо, что живет она именно на этой улице. Дома не закрывают замечательные виды, открывающиеся на реку в зеленом обрамлении.
В хорошем настроении женщина приготовила крепкий кофе и, полностью взбодрившись, просмотрела сценарий пьесы. На свежую голову она переосмыслила мизансцены и мысленно расставила нужные приоритеты. Убедившись перед зеркалом, что готова к выходу на улицу, актриса выпорхнула из своей квартиры. Сбежав по ступенькам вниз, открыла пружинящую дверь и в чудесном настроении устремилась к остановке.
Не успев сделать и несколько шагов, как будто из ниоткуда ей послышался голос: «Мадам, помогите!» Вообще здесь не принято в обращении к женщине употреблять «мадам», обычно говорят «поня».* Повернув голову на звук, Кира увидела человека средних лет с разбитым лицом, особенно её поразил грандиозный синяк на левой щеке под глазом. На многих ссадинах уже подсохла кровь. Кровью был измазан и довольно приличный джинсовый костюм. Мужчина не был похож на обычного бомжа, однако же вызвал у неё неприятное чувство.
Сегодня актриса ни в коем случае не могла опаздывать на репетицию, но выслушала тот бред, который он нёс. Побитый человек говорил, что его обобрали и побили и теперь ему нужно пять евро на билет. Женщина решила побыстрее избавиться от этого типа. Машинально потянувшись за кошельком, она увидела, что пяти евро там нет, а есть лишь купюра в десять евро. Мужчина моментально отреагировал. Он очень ловким движением выхватил деньги. Кира, удивившись такой реакции, подумала:
 — Да ладно, зато отделалась – главное не опоздать в театр, — и почти бегом отправилась к троллейбусной остановке. Из-за такого незначительного инцидента утро уже не казалось таким прекрасным.
  На следующее утро, которое предвещало замечательный день, случилось неожиданное повторение того же сюжета. На том же месте и таким же необычным образом появился тот же человек с такими же ранами «былых сражений». На нём был тот же, но уже капитально испачканный и довольно грязный костюмчик.
— Мадам, дайте на билет, – прозвучало в утреннем воздушном пространстве. На этот раз актриса решила не вступать с мужчиной в разговоры и решительным шагом двинулась по направлению к дороге. Но не тут-то было. Побитый перешёл в наступление. Оказавшись впереди, и загородив ей дорогу, он стал угрожающе выкрикивать:
— Денег, говорю, дай! – Редкие в эту пору прохожие, оглядывались. Ситуация выглядела так, как будто во дворе продолжается начавшийся дома скандал. Женщина быстренько достала пять евро и вручила вымогателю. В этот раз она успела быстро сориентироваться и вскочила в первый же подъехавший троллейбус.
Репетиция не заладилась: на сцене она пропускала реплики партнёра, путалась в мизансценах, нервно смеялась, чем вызвала недовольство режиссёра, в результате тот предложил актрисе второго состава заменить Киру.  Всю оставшуюся часть репетиции она просидела, наблюдая за игрой Валентины. Актриса понимала, что Валентина не сможет воплотить такой сложный образ на сцене и её охватывала злость на себя, на режиссёра, на этого появившегося в её дворе, несчастного попрошайку. Но актриса, преодолев дурные мысли, решила, что всё-таки ничего страшного не произошло и завтра она сможет исправить ситуацию.
С такими мыслями она направилась в буфет. Взяв греческий салат, Кира увидела за столиком Ирину, у которой недавно умер муж и подсела к ней.
 — Вот у кого настоящая проблема, надо перестраивать всю жизнь. А я тут зациклилась на каком-то бродяге, – подумала она. С Ирой они провели несколько часов за обсуждением недавно прошедшей премьеры. Обе за разговором отвлеклись от бытийных ситуаций и расстались довольные встречей. Кира отправилась домой.
  Здесь её ждал новый сюрприз. Когда она в полутёмном коридоре, открывала в квартиру дверь, опять же из ниоткуда возник утренний проситель. Не успела женщина и опомниться, как он оказался в квартире. Встав на колени и обхватив элегантные сапожки Киры руками, этот тип начал в манере скулящей собаки, заглатывая отдельные слоги, жаловаться.
— Вы не думайте обо мне плохо…представьте моё положение…Я здесь оказался по… недоразумению…– Кира пыталась высвободить свои ноги  из рук нахала. Но не тут-то было. Руки в ссадинах вцепились мёртвой хваткой. У Киры появилась какая-то жалость к несчастному. Наглец, продолжая удерживать её и заглядывая снизу в глаза, продолжал исповедоваться.
 — Меня зовут Альгис. Я приехал к другу, а его не было дома, и я пошёл в бар, где выпил немного. Ко мне прицепились ваши местные и побили меня. Они у меня отобрали деньги, – в это время одна рука нахала несколько ослабла, и служительница Мельпомены смогла высвободить одну ногу.
Кира решительно заявила:
— Уберите свои руки и убирайтесь вон, иначе я вызову полицию! Вставайте с колен, наконец! Не ползайте, не уподобляйтесь насекомому.
 — Что вы, мадам, я ничего плохого вам не сделаю. Я не вор и не насильник, я ведь честно прошу, – взмолился несчастный. Она смогла, наконец, освободиться из вынужденного плена.
 — Вот это я сберегал для вас, – и бедняга дрожащими руками достал из-под джинсовой куртки, завёрнутый в тряпку предмет. Кира подвинула стул и велела сесть и рассказать, как случилось, что он до сих пор не уехал домой. Бедолага, обрадовавшись, что его не выгоняют, как-то боком сел на указанный стул и уже более внятно продолжил свою историю.
— Я был у моего друга и на второй день, но опять не нашёл его дома. Это не просто – просить денег, дай Бог, чтобы с вами такое не случилось. Мне никто не дал денег, все убегали от меня. И только вы, добрая женщина, помогли мне. Спасибо, спасибо, у вас добрая душа, — благодарил он.
Актриса, живо представив себя на его месте, почувствовала сострадание к бедолаге. Про себя она отметила, что человек всё время называет её на «вы», и эта немаловажная деталь о многом говорит. И тогда она спросила мужчину, почему он на второй день не вернулся домой. Она услышала вполне оправданный ответ, мол, потратил выпрошенные у неё деньги на еду, потому что его одолевал голод. Мужчина всё это время держал в руках какой-то предмет и теперь протянул его своей спасительнице, как он её назвал. — Что это? — удивилась она и услышала ещё одну историю.
— Эта настоящая икона Святой Богородицы 18 века. Икона моей прабабушки. Я – католик, а вы – православная. Возьмите. За вашу доброту. А деньги я вышлю через почту.
Кира рассматривала икону. Из-под наслоений краски Богородица смотрела тихими скорбными глазами, и взгляд проникал прямо в сердце. Пришелец стал просить, разрешить ему помыться. Она поставила ему условия, что после этого он должен уйти. Женщина выдала уличному герою полотенце, йод и отправила в ванную комнату. Иконку она вытерла и поставила на полку и оттуда Богородица следила за Кирой скорбными глазами, как бы увещевая, – помогайте ближнему.
Кира сделала бутерброды, заварила травяной чай, и постелила на диване. Когда Альгис вышел из ванной комнаты в её халате, она подумала:
— Это же надо, каков наглец! – но указала на стол и тихо, но жёстко произнесла:
 — Я вам постелила на диване. Утром вы уйдёте как можно раньше, – и добавила, – надеюсь на вашу порядочность.   
Её одолевали сомнения и за всю ночь она так и не смогла уснуть. Несчастный же, расположившись на чистой простыне, мирно похрапывал. Утром, извиняясь за свое поведение, и взяв протянутые Кирой десять евро, даже не отпив предложенного чая, ночной гость ушёл.
  Подготовка нового спектакля, напряжённые репетиции затмили происшедшее. Когда актриса возвращалась домой, лик Пресвятой Богородицы с иконы излучал такое спокойствие и благодать, что Кира была даже благодарна случившемуся.  И она стала постепенно забывать о том событии. Но вот однажды раздался звонок в дверь. Когда Кира открыла, увидела незнакомую корпулентного сложения особу. Не дожидаясь приглашения войти, и не представившись, та, отодвинув хозяйку, смело вошла в комнату. Словно зная расположение квартиры, она прошла прямо к полке, на которой стояла икона Святой Богородицы, схватила её, уронив при этом стоявший рядом фарфоровый подсвечник.
Решительные действия беспардонной гражданки буквально сковали Киру. Она, опешив от неожиданного напора, не смогла произнести ни слова. Сопровождая свои действия криками: «Лахудра! Сучка! Воровка!» — гражданка с гвалтом и грохотом удалилась.
Она с такой силой хлопнула дверью, что открытая балконная дверь отозвалась таким шумным грохотом, как будто в пространстве пронеслась гроза.
 *Поня – (ponia) – по-литовски госпожа, дама. 


Рецензии