Сцена23 - Воздвиженка, Пре-восходные Пре-Рафаэлиты
Сколько раз Вы в суете сует проходили или проезжали мимо дома номер 9?
А задумывались ли Вы когда-нибудь, какие секреты до наших дней хранит это историческое здание? Одно из немногих, переживших 1812 год, одно из немногих, оставшихся от «допожарной» Москвы...?
Дом сильно пострадал и с тех пор многократно перестраивался и достраивался. От прежнего облика сохранилась разве что восстановленная в начале двадцатого века воздушная башенка. Но мы верим, что это священное для москвичей место, фрагменты чудом уцелевшей старинной кладки стен все еще помнят знаменитых владельцев, обитателей и гостей особняка - князей Шаховских, генерал-поручика Грушевского, потомков Муравьева-Апостола, рязанских дворян Рюминых и, конечно же, князя Николая Сергеевича Волконского, деда Льва Николаевича Толстого по материнской линии.
«Старый мрачный дом на Воздвиженке», «Дом старика Болконского», так называл его когда-то сам автор «Войны и мира», и впоследствии уже наши современники, предлагавшие снести здание до основания. И многие из нас грудью встали на его защиту.
Ведь именно здесь когда-то произошла одна светлая и романтическая история, о которой мало кто знает, – знакомство на балу гениального писателя с Прасковьей Щербацкой, ставшей прототипом очаровательной Китти из «Анны Карениной».
И не случайно новая встреча с прекрасным произошла именно здесь, в аудиториуме на Воздвиженке, в неосязаемой атмосфере эпохи Толстого. «Рукописи не горят», а магия и аура Дома остается с нами навсегда.
Итак, после длинного предисловия перехожу непосредственно к теме самой лекции.
Как постоянный участник и гость салона, не могу не поделиться своими личными впечатлениями.
В уютной аудитории не без помощи искусствоведа и нашего замечательного гида Елены Леонидовны Борзовой, непросвященные гости наконец-то, узнали, кто же такие загадочные «Прерафаэлиты» на самом деле....
Мы увидели портреты и работы трех молодых людей, по сути, совсем еще мальчишек, основателей тайного Братства - студентов Лондонской Королевской академии художеств Холмана Ханта, Данте Россетти и Джона Милле, которые в середине 19 века не побоялись бросить дерзкий вызов не кому-нибудь, а самому Рафаелю. Позже к ним примкнули еще 120 живописцев, создавших новое направление в современном искусстве.
Юные художники считали, что английская живопись зашла в тупик и умирает, и наилучший способ ее возродить – это вернуться к искренности и простоте раннего итальянского искусства, то есть до Рафаэля, основателя академизма. Они восстали против условностей викторианской эпохи и слепого подражания классическим образцам и отказались от академических принципов работы. И провозгласили новаторский по тем временам лозунг - всё необходимо писать с натуры, а выбирать в качестве моделей нужно друзей или родственников – сестер, братьев, жен и, безусловно... любовниц.
В их картинах на смену полутонам и сдержанным иконоподобным образам пришли яркие сочные краски, живые лица, полные чувственности и эротизма тела. Настоящее воскрешение и возрождение жизни.
Невозможно перечесть все, о чем удалось узнать, и что смогла прочувствовать в этот вечер. Но особенно поразили работы Джона Милле. «Благая весть» с Девой Марией, смущенной известием о непорочном зачатии, «Леди Лилит», причесывающая буйные непослушные кудри и «Козел отпущения» - аллегорический портрет, где в очаровательной мордашке козленка угадываются черты Иисуса, взявшего на себя все грехи человечества.
При виде «Офелии» в нашей аудитории раздался единодушный вздох восхищения. А заключительным аккордом, апофеозом и откровением стала «Подружка Невесты» со светящимися глазами, струящимися длинными волосами и слегка приоткрытыми, удивленными от восхищения губами. Эталон прелестной девичьей юности и непорочности.
И как это важно было увидеть и понять сейчас, в наше время разобщенности и отчуждения, когда многим так не хватает тепла и света.
Свидетельство о публикации №222052700917
В детстве я обожал рассматривать “Леди Шалотт”, и “Иисус в доме родителей”. А “Офелия” вызывала во мне просто душевный трепет.
Много раз перечитывал этот восхитительный отчет Лидии Гладышевской. Перед глазами вставал янтарный закат над домом Номер Девять на фоне лазурного неба, и так хотелось ВЖИВУЮ послушать Елену Борзову!
Я познакомился с творчеством Лидии своем недавно, но во всех ее работах чувствуется сильный, волевой характер. Это видно даже в выражениях, которые она выбирает: “Итак, после длинного предисловия перехожу непосредственно к теме самой лекции. Как постоянный участник и гость салона, не могу не поделиться своими личными впечатлениями.” - Здорово, конкретно, в точку.
Вспоминая яркие, сочные краски работ Милле (John Everett Millais), дарящие облегчение застрявшей в серых буднях душе, радуюсь изящному, лаконичному слогу Лидии Гладышевской.
Когда человек внутренне гармоничен и уверен в себе, ему под силу сплетать запоминающуюся прозу - независимо от стиля.
С радостью рекомендую этого автора!
Джеймс Келлспелл 06.09.2022 17:28 Заявить о нарушении
Спасибо за замечательный отзыв. И как приятно общаться с Вами, необыкновенно культурным и образованным человеком.
Я, к своему стыду,побывав почти во всех крупнейших галереях Европы, открыла этих замечательных английских художников совсем недавно - вместе с теми людьми, которые пришли на лекцию... Среди них были видные деятели искусства, что меня отчасти оправдывает. Один из известнейших режиссеров, ныне худрук ведущего театра столицы, спросил: "а ты знаешь, кто такие эти пре-рафаэлиты..., если я вдруг засну на лекции, толкни меня в бок, пожалуйста". К счастью, толкать не пришлось, все сидели, как завороженные. А потом бурно задавали вопросы нашему потрясающему искусствоведу.
С октября начинается новый цикл лекций. В Москве в Пушкинском открыта потрясающая выставка из коллекции братьев Морозовых - картин импрессионистов из Луи Ветона, Эрмитажа, Третьяковки.
С уважением,
Лидия Гладышевская 06.09.2022 22:15 Заявить о нарушении
Вы так погружены в культуру России и мира, что вас невозможно видеть отдельно от этого прекрасного "фона".
Я иногда бываю немного загружен на работе, поэтому пропускаю пару дней из-за большого аврала. Но как только случается просвет - тут же несусь на вашу страничку!
С уважением,
Джеймс Келлспелл 09.09.2022 02:28 Заявить о нарушении
С уважением,
Лидия Гладышевская 09.09.2022 12:28 Заявить о нарушении