Прочти её как книгу

    Это не художественная проза, а,скорее, полезная информация для тех, кто любит фотографировать (сейчас фотографируют практически все).

    Копаясь в фотожурналах прошлых лет, я наткнулся на статью Анны Лемеш  “Прочти её как книгу”, посвященную Ролану Барту – известному французскому культурологу и социологу. В ней Анна  знакомит нас с исследованием Бартом фотографии, как отдельного, удивительного феномена культуры и искусства, изложенным им в книге “Camera licuda” (“Светлая комната”). Вот несколько сокращенное содержание этой статьи.
    Для Барта фотоизображение является таким же информационно насыщенным текстом, как текст написанный. Разница только в способах восприятия этой информации. Зритель, как читатель открывает в фотографии каждый раз что-то новое; на его плечи опускается груз “набитого до отказа”, но закодированного изображения. Изучить, интерпретировать и понять  ;  значит прочитать фотографию. Каждый читает её по-разному, в зависимости от возраста, от интеллектуального багажа и компетентности, чуткости, национальности,  культурной принадлежности и, что немаловажно, эпохи.
    Барт обозначил два режима прочтения фотографии ;  это  studium (штудиум) и punctum (пунктум). Studium ;  метод прямого изучения фотографического изображения, считывание того, что в нем изображено. По Барту он относится к категории “нравится/не нравится”. Увидев впервые фотографию зритель уже через несколько секунд определяет: нравиться она ему или нет. Поэтому  studium  ;  процесс изучения фотографии с выносом последующего вердикта: интересная фотография или нет.
 
    Барт пишет, что Studium относится к категории “нравится/не нравится2
Со стороны фотографа  studium проявляется в том, как он снимает. Если он слепо фиксирует камерой увиденное, исходя из   принципа “нравится сюжет”, то его фотографии перенасыщены  studium.  Барт пишет:
“Такие фотографии качественно и “культурно” переносят реальность на фотобумагу, изображение на них полностью совпадает с объектом. Это может быть банальный портрет, банальный репортаж, порнография”.
    Сталкиваясь с огромным количеством таких снимков, зритель испытывает что-то вроде общего интереса, который очень быстро исчерпывается.
Punctum ;  это то, что прерывает stadium. Это некоторая деталь или частичный объект снимка, который зацепив внимание зрителя наносит ему “рану”. Если stadium вполне очевиден и для всех одинаков, то punctum ; cфера личного, интуитивного. Восприятие punktum полностью зависит от эмоциональности и образности мышления зрителя.
    Но бывает, что punctum не поддаётся чёткому определению. Зритель чувствует, что его что-то зацепило, но установить, что именно, не может. Это своего рода “виртуальная” болевая точка, которая порождает странное чувство нестыковки, повторяемости времени… Барт обозначил её как punctum времени:
“Новым  pucktum;ом, который обладает не формой, а интенсивностью, является ВРЕМЯ”.
    Punctum времени особенно ощутим на фотографиях давно ушедших из жизни людей. Зритель понимает, что впереди у них ещё вся жизнь, но вместе с тем они состарились или умерли к настоящему времени. Punctum времени  ;  это также осознание того, что фотография до бесконечности воспроизводит то, что имело место быть всего один раз, но что уже не повториться в реальной жизни. Фотография  ;  это медиум, который разделяет ЭТОГО ТАМ НЕТ, но ЭТО ТАМ БЫЛО. Каждый раз  “далёкое стало близким, а недоступное доступным”.
Punctum может проявиться мгновенно при первом же  знакомстве с фотографией, либо после, в post-factum. Воздействие от него тоже может быть моментальным, как укол, а может  ;  затянувшимся, и  надолго застрять в памяти с постоянным возвратом к нему снова и снова.
    По мнению Берта, фотограф должен уметь отлавливать многочисленные punctum из событий жизни, не слишком сильно насыщая полученные снимки своими эмоциями. Он должен оставлять место для фантазии зрителя.
“По настоящему волнующие зрителя фотографии представляют собой  не готовый продукт, полностью переваренный сами автором, а полуфабрикат, дающий ключ к поэзии, а не  саму поэзию”.
    Диалогичность stadium и punctum рождает интерес к фотографии, а их чередование и составляет сущность фото-творчества. Фото, в котором отсутствует punctum, не может состояться, совершиться в зрителе. Он сразу же забудет его. Если же зрителя что-то зацепит, то фото не только заставит его остановиться и вглядеться в изображение, но продолжит существовать в его памяти ещё долгое время. Фотография такого рода  ;  книга, которую можно открыть на любой странице и читать в любом направлении. Но фотография  ;  это и то, что можно осмыслить, о чём можно писать книги и слагать истории. И каждый раз это будет новая история.


Рецензии