Разворот на Иран

1. Близкая-далёкая страна

Иран – это страна, с которой прежде граничила Российская империя. После неудачной для Ирана войны, к России отошли Азербайджан и Армения. Когда Российской империи не стало, умник Владимир Ильич Ленин придумал Союзные республики с правом выхода. И теперь земли, за которые в войну гибли русские солдаты, стали для нас, их потомков, заграницей. Так что теперь туда можно добраться разве что через Азербайджан. Можно ещё через Каспий. К счастью, товарищ Ленин не объявил его независимым водоёмом. Так что Иран теперь от нас далеко и товарооборот между нашими странами очень скромен - меньше $2 млрд. Культурных связей с Ираном у нас никаких. Об иранских фильмах и литературе мы ничего не знаем. Наши театры никогда не бывают на гастролях в этой исламской стране, а есть ли в Иране театры нас не интересует.

В настоящее время политики Запада изобретают способы причинения ущерба России, и нашей стране нужно искать новых партнёров. И Иран, мог бы стать таким. Но, что наша страна могла бы в этой стране покупать? Главное, за счёт чего существует Иран - это нефть и газ. Но именно эти энергоносители в нашей стране в избытке. Потому наши страны в экспорте энергоносителей являются конкурентами.

Между тем, в Иране имеется своя мощная промышленность, в том числе нефтехимия и машиностроение. Правда развитие экономики Ирана тормозят, введённые против него санкции. Тем не менее в этой стране производится разнообразное оборудование, а каждый год выпускается больше миллиона автомобилей.

Из-за санкций, объявленных против нашей страны, наш автопром лишился возможности поставок комплектующих и запчастей из западных стран. Узнавшие об этом иранцы сами нам предложили поставлять автомобильные запчасти и газовые турбины. В обмен же они рассчитывают от нас получить продукцию металлургии: цинк, алюминий, свинец, а также сталь. И насколько их автозапчасти устроят наш автопром решат производители автомобилей.

Не вся сельскохозяйственная продукция производится в России. Но что именно производит иранский агропром? Сообщают, что его возможности очень ограничены.

Иран – это гористая страна, и большая часть его территории для сельского хозяйства непригодна. На значительной части его равнин находятся пустыни. На других же площадях у почвы очень плохое качество, а во многих районах засушливый климат. Но там, где есть возможность, между горами, пустынями и солончаками иранские крестьяне распахали земли, насадили сады и виноградники. И того, что там они выращивают достаточно, чтобы прокормить 83 миллиона населения этой страны. А в 2008 году Иран даже стал крупнейшим экспортёром пшеницы. В Россию из этой страны в небольших количествах завозятся фисташки, цитрусовые, ягоды, косточковые фрукты, гранаты, финики и инжир.

В обмен на эти продукты Россия поставляет в Иран также продовольствие, изделия из древесины, машины и металл.

Одним словом, потенциал в торговле с Ираном у нас очень небольшой. Иранские фирмы не выходят на российский рынок, в отличие от турецких, которые здесь занимаются строительством и торговлей. И российский бизнес также до сих пор не осваивает иранский рынок. Исключение – энергоблоки АЭС, которые наш Росатом строит в Иране. Подписан также договор с РЖД на электрификации участка иранской железной дороги.

Сотрудничеству Ирана с другими странами мешает то, что Иран – это закрытая религиозная страна. Закон Ирана запрещает немусульманам занимать высшие государственные посты, а членам парламента — составлять законопроекты, противоречащие шариату.

Эксперты считают, что в настоящее время Исламская республика находится в самом глубоком кризисе со времён её образования 32 года назад.
Конечно, компании наших стран будут находить варианты для выхода на рынки партнёров, однако возможностей для тесной интеграции экономик России и Ирана пока не просматривается.

1. Коридор Север - Юг

Кратчайший путь из России в Индию и страны Юго-Восточной Азии может проходить через Иран. А именно азиатские страны, такие как Индия, Малайзия, Индонезия, могли бы занять место, ушедших из России западных фирм. Но для развития транспортного направления через Иран, названного коридором Север – Юг, требуются колоссальные инвестиции.

Для этого, ещё в 1999 году группа индийских, иранских и российских транспортных фирм подписали генеральное соглашение об экспортно-импортной транспортировке контейнеров по международному транспортному коридору Шри-Ланка — Индия — Иран — Каспийское море — Россия. Позже к договору присоединились Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Оман, Сирия. Однако этот коридор, проходящий через гористый район всё ещё не готов, и сроки его строительства постоянно переносятся.

Первоначально предполагалось, что по коридору пойдут грузы не только из России, но и из северных стран Западной Европы. Вначале контейнеры должны доставляться по российской территории в порты Астрахань, Оля и Махачкала. К порту Оля в 2004 году была построена железнодорожная ветка. Дальше грузы по Каспию должны направляться в иранский порт. Планируются и другие маршруты транспортировки контейнеров. Они могут доставляться по железной дороге через Азербайджан, либо по восточной ветке через Казахстан, Узбекистан и Туркмению. В свою очередь Иран должен обеспечить транзит от азербайджанской границы по строящаяся линии Астара — Решт — Казвин. Затем предполагается проложить рельсовый путь из Ирана в Ирак, Кувейт, Катар, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Оман, Йемен.

На реализацию этих проектов потребуется не меньше десяти лет. Причина отсутствия значительных в него инвестиций в том, что сторонам трудно просчитать, когда эти средства окупятся.

Поэтому и Россия не стремится форсировать этот проект. У нашей страны есть другие варианты развития транспортной инфраструктуры, выгода, от реализации которых, более очевидна. К ним относятся: Северный морской путь, Северный широтный ход, увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба, реконструкция объездных дорог вокруг мегаполисов.


Рецензии
Одно другому не мешает. На юге много людей, на севере много ископаемого сырья....

Андрей Бухаров   14.06.2022 22:50     Заявить о нарушении
Спасибо!
Учите географию. Исключительно богатый регион - Африка. Там медный пояс, там же самый большой прирост населения. В Нигере женщина в среднем рожает одиннадцать детей, в других странах Африки тоже колоссальный рост.
Скоро эти миллионы голодных хлынут в Европу и сметут европейские цивилизации.
А потом, может быть, и к нам.

Владимир Иноземцев   14.06.2022 23:02   Заявить о нарушении
Осталось только немного научить африканцев делать медные котелки для служивых.....

Андрей Бухаров   15.06.2022 05:54   Заявить о нарушении