Преддверие пути христианского. Гл. 3
(Посвящено 145-летия со Дня рождения Максимилиана А. Волошина)
Глава третья «Причастность…»
Сказал как-то Е.А.Евтушенко, что революция сделала М.А.Волошина из посредственного поэта великим. Я с «посредственностью» не согласна - и по поводу и «Киммерийской весны», и многого другого. Да и завершался цикл, как принято говорить, уже «на переломе».
Конечно, и «Неопалимая Купина», и «Паралипоменон» создавались поэтом, человеком, выстрадавшим «великое познанье», сказавшим, что с родиной остаются, как дети с больной матерью – и в годы окаянные Россию не покинувшим, к Сораспятию готовым. (См. «Готовность к Сораспятию»).
А «Киммерийская весна», как было уже сказано, - преддверие – «восхождение» мыслей, чувств и жизненной позиции. По крайней мере – созданное до этого прекрасного стихотворения.
Мы же не остановимся только на этих, прекрасных и загадочных строках – а начать следовало именно с них...
Построение цикла в какой-то мере связано с жизненным путём человека от ранней юности до зрелости глубокой, в образах природы воплощённом – об этом - после.
И, судя по всему, «великое познанье», о котором скажет М.А.Волошин через несколько лет в одном из последних стихов своих, «приобретается» или даже «снисходит», наверное, в каждом из двадцати стихов цикла…
И снова получается некое предисловие или преддверие – только иного «масштаба», наверное, - речь далее пойдёт о предыдущем стихотворении.
А пока вспомним слова одного из самых «глубоких», «глубинных» исследователей творчества поэта – Э.С.Менделевича. Слова о том, что чувство восторга очищает душу - и делает человека причастным Истине. Потому что само слово это означает «восхождение».
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №222052801513