Зрячее сердце

             ДЕНЬ ЗНАКОМСТВА РОДИТЕЛЕЙ
 
   В квартире Мироновых шли бурные приготовления к встрече будущих родственников. Что они родственниками станут, Илья сказал с уверенностью. Продукты, привезённые Олегом Сергеевичем, были распакованы и разложены по местам. После уборки Светлана Алексеевна ушла на кухню, как она сказала, «надолго». Работа закипела в четыре руки и один молоток, который отбивал мясо. Татьяна любила это делать, когда была возможность, – отбивать мясо на отбивные. Олег Сергеевич занимался балыком. Татьяна затем ушла к себе в комнату с Мишель и стала перебирать платья в своём гардеробе, не зная, какое надеть. Илье больше всех нравилось голубенькое с незабудками, то, в котором она была в первый день их знакомства. Он как-то пошутил, сказав, чтобы она его не выбрасывала даже тогда, когда оно состарится. Оно будет ему напоминать о первой их встрече. Если бы не это платье, возможно, он не обратил бы на неё никакого внимания. Это платье счастливое.
   Время неумолимо бежало вперёд. Олег Сергеевич всё поглядывал на часы. Семья решила стол накрывать в их комнате, так как она больше, чем Танина. Хозяин перенёс стол, стулья и накрыл стол скатертью. Светлана Алексеевна заканчивала хлопотать на кухне, а дочь раскладывала посуду на столе: хрустальные рюмки и фужеры, столовые приборы. Она это делала часто и умела сервировать красиво и правильно. Ей это занятие нравилось. Чтобы было как в ресторане.
   А в квартире Золотарёвых также шли приготовления, степенная суета. Илья отгладил тщательно себе брюки и отцу. Мама снимала бигуди и без конца напоминала сыну, чтобы он ничего не забыл.
   – Сынок, выбери галстук отцу, почисти туфли, не забудь взять деньги. Ой, сынок, волнуюсь так, словно иду на первое свидание.
   – Мать, а ты ещё помнишь первое свидание? – с ироничной улыбкой спросил муж.
   – Помню, помню, как сильно волновалась. В выпускном платье шла к тебе на свидание. Другого красивого не было. Мама сама его сшила.
   – Мама, лучше не вспоминай, а то снова заплачешь. Тебе сегодня это ни к чему.
   – Хорошо, сынок, не буду. Они интеллигентные люди, а мы простые рабочие, – перевела разговор на другую тему Ольга Анатольевна.
   – Ничего, что мы рабочие, нам нечего стыдиться. А сына мы какого воспитали достойного, – вставил слово отец Ильи.
   А Илья, когда оделся, незаметно от родителей в карман брюк положил маленькую коробочку. Это сюрприз для всех. Он не хотел, чтобы кто-то увидел её. Прятал. Сегодня тот день, которого он ждал долго. Это лучший и более знаменательный день, чем первое свидание.
   – Ну что, родители, будем выходить. По дороге надо зайти на рынок за цветами.
   Илья осмотрел своих родителей.
   – Родители! Да вы у меня ещё ого-го! Помолодели и такие красавцы. Почаще надо в гости выводить, чтобы выглядели моложе.
   – А тебе что, старики не нравятся? Стесняешься?
   – Да нет, отец. Вы у меня ещё хоть куда, только не часто вот так выходите вместе куда-нибудь. Вы у меня замечательные родители. – Илья поцеловал маму в щёку.
   – Это что, репетиция?
   – Да нет. Мы с Танюшкой давно целуемся, – схитрил Илья.
   – Ты там у меня смотри, – строго сказал отец.
   – Да смотрю, отец. Всё нормально, не переживай. Я знаю, на что ты намекаешь.
   – Илья улыбнулся, глядя на родителей.
   Семья вышла во двор и направилась на рынок. Илья на рынке купил два букета цветов, и все вместе пошли к дому Мироновых. Почему-то шли молча. Каждый думал о предстоящих смотринах, представляли встречу.
   – А вот и их подъезд. Мы, кажется, вовремя, не рано и не позже, – объявил Илья.
   Ольга Анатольевна, зайдя в подъезд, перекрестилась со словами: «Господи, благослови!»
   – Мама, всё будет хорошо. Не волнуйся.
   На этаже Илья позвонил в дверь. Как всегда, открыла Светлана Алексеевна.
   – Здравствуйте, гости дорогие! Не разувайтесь, проходите в комнату.
   Из комнаты вышли Танин отец и сама Таня.
   – Ну что, будем знакомы, – сказал Олег Сергеевич. – Илья, представь нас.
   – Папа, это Олег Сергеевич, а это Владимир Семёнович, – представил друг другу мужчин Илья.
   – Очень приятно, – почти дуэтом сказали мужчины и пожали друг другу руки.
   – Родители, а это Светлана Алексеевна, а это моя мама Ольга Анатольевна. –
   Женщины обнялись и поцеловали друг друга. – А это моя Татьяна – виновница нашего знакомства.
   Первой подошла к девушке Ольга Анатольевна, обняла её и поцеловала в щёку, затем подошёл папа Ильи и пожал ей руку так, как накануне научил их Илья. Она не видит, и подходить надо к ней. Девушка смутилась, покраснела и опустила глаза вниз.
   – Какая красавица. Ну, просто сказочно красива, – с нескрываемым восторгом сказала мама Ильи. – В такую действительно невозможно не влюбиться.
   Татьяна действительно была необыкновенно хороша. Волосы каскадом лились с головы до пояса, лёгкий макияж. Илья, любуясь её красотой, забыл подарить женщинам цветы.
   – Светлана Алексеевна, это вам, а это тебе, Танюша! Красные розы, такие, как ты любишь.
   Подойдя к девушке, Илья вложил в руки букет и поцеловал её в щёчку. Девушка обняла букет и стала нюхать, улыбаясь.
   – Мама, вазочку принеси, пожалуйста.
   – Сейчас, доченька. У меня тоже цветы.
   Стол был красиво сервирован, и Светлана Алексеевна пригласила садиться.
   – Присаживайтесь, пожалуйста, сюда, а напротив вас будут наши дети. Мы Илью давно знаем, с ним знакомы, а вот Танюшку вы видите первый раз. Олег, садись рядом с Владимиром Семёновичем, а я – напротив. Вот какая у нас сегодня семейка, – суетилась вокруг стола хозяйка. – Отец, ты бери бразды правления в свои руки, будь тамадой. Моё дело было приготовить.
   – Не очень люблю это дело, но кому-то надо. По русскому обычаю, сначала пьём, а потом разговариваем. На сухую и разговора не получится. Так что пьём, Владимир Семёнович, водку или коньяк? Для женщин у нас вино.
   – Я вообще-то не пью.
   – Не скромничайте. Илья говорил, что вы не пьёте, да и он не балуется, но за наше знакомство и за наших детей хоть немного, – уговаривал Танин отец Владимира Семёновича.
   – Тогда водочки, – согласился тот. – Коньяк два раза в жизни пробовал. Он мне не понравился. Меня напоили мужики, когда Илья родился. Вот этот день помню до сих пор.
   – Пап, да ладно, давно это было.
   – Но правда, – подтвердил отец Ильи.
   Олег Сергеевич налил мужчинам в рюмки водку.
   – А вы что будете, Ольга Анатольевна?
   – Я люблю белое, наше, крымское.
   – У вас со Светланой вкусы одинаковые. Она тоже любит белое, да и Танюша не откажется от пяти капель. Да, дочка?
   – Чуть-чуть можно, – скромно согласилась девушка.
   – Вот я уже и горячее несу, – объявила Светлана Алексеевна, входя с подносом в комнату.
   Расставив тарелки, хозяйка наконец-то села.
     Давайте сначала за знакомство, а затем за детей, – предложил Олег Сергеевич.
   Все дружно стали чокаться, кто рюмкой, кто фужером. Зазвенел хрусталь.
   – Кушайте, гости дорогие. Чем богаты, тем и рады, – предложила мама Тани.
   Отбивные очень вкусно пахли, да и вообще на столе было очень много разной закуски: балык, чёрная икра, салат из мидий, оливки, сыр, колбаса. Илья закусывал и всё поглядывал на девушку.
   – Танюша, что тебе положить?
   – Пока ничего. Я скажу, когда надо будет. Хорошо?
   Было видно, что Татьяна стесняется, волнуется, не может есть.
   – Ну что, теперь за детей второй тост, – предложил тамада, Олег Сергеевич, уже наливая спиртное.
   – Олег Сергеевич, можно, я слово возьму?
   – Конечно, Илья. Говори, мы слушаем.
   Илья встал, дрожащими руками достал из кармана маленькую красненькую коробочку.
   – Дорогие родители Танюши! Я у вас прошу руки вашей дочери и вашего благословения, а у Танюшки спрошу: ты станешь моей женой? Ты согласна? – взволнованным голосом еле выговорил Илья.
   Девушка встала, вся розовая от волнения. Парень раскрыл коробочку, дрожащими руками достал кольцо.
   – Танюшка, любимая, будь моей женой, – смущаясь выпалил Илья, весь красный.
   – Да, Илья, я согласна, я хочу быть твоей женой!
   Илья дрожащими руками еле надел кольцо на палец любимой, обнял и поцеловал её.
   – Молодец, сынок, – поддержал отец. – Мы согласны, а как её родители?
   – Мы тоже даём своё согласие и благословляем их, правда, отец?
   – Такой зять нам подходит. Он отличный парень. Мы в этом уже убедились. Он будет отличным мужем для нашей дочери. Я лично не сомневаюсь.
   У обеих мам выступили слёзы на глазах. Как было волнительно и красиво! Как долго родители Ильи ждали этого момента, и вот он настал!
   – Вот теперь можете за нас и выпить. Да, Танюшка? Пусть они пьют за нас, а у нас вся жизнь впереди.
   Девушка стала совсем пунцовая от волнения и такого внимания к себе. Она была как алая роза в букете незабудок. Пальцами потрогала кольцо на руке, которое обжигало. Руки стали влажные. Она перебирала и ощупывала подарок. Ей хотелось скорей узнать, какой камень там. Илья как будто почувствовал её вопрос, желание и нагнулся к уху и прошептал:
   – Камень гранат. Ты же любишь всё красное. Я и выбрал для тебя этот камень. Кольцо очень красивое, как ты.
   – Я и не сомневаюсь, Илья. Спасибо тебе большое.
   – Дети мои! Хоть вы ещё не муж и жена, но мне хочется называть вас так. Мы всегда хотели сына, и вот наконец-то наша мечта осуществилась через столько лет,
  – взяла слово мама Тани. – Нам Илья очень понравился, не только Тане. Давайте выпьем за наших детей, – с задором в голосе произнесла Светлана Алексеевна.
   – За наших детей! – торжественно и гордо произнёс Олег Сергеевич.
   Илья обнял Татьяну за плечи, а другой рукой взял её горячую ладонь. Они чувствовали себя как жених и невеста на свадьбе, хотя и не знали, что это за чувство. Это как репетиция перед свадьбой. Здоровый дядька, сильный, крепкий, а в душе как мальчишка. Всё когда-то происходит в первый раз и преодолевается впервые. Это жизнь. Родители выпили и закусывали, а в перерывах между трапезой разговаривали. Уже снялось напряжение, оживлённее стала беседа.
   – Олег Сергеевич, можно спросить, вы сами керчане или приезжие? – задал вопрос Владимир Семёнович.
   – Да нет, мы не керчане. Мы со Светланой приехали сразу после войны в Керчь. Здесь жила тётя, сестра моей мамы. А сами мы из Казахстана. Жили в городе Уральске с родителями. В войну работал водителем полуторки. Возил раненых с поля боя по госпиталям, а обратно –выздоровевших на передовую. Был ранен несколько раз, но остался живой, даже не инвалид. А сейчас таксую. Родители также переехали в Керчь, но отца уже нет в живых, только мама. Он долго болел после войны. Супруга моя работает с недавних пор в поликлинике врачом-стоматологом. Также отца нет, только мама. Живёт со Светланиной сестрой. Они живут на Войково в частном доме у моря. А вы местные? Извините.
   – Также – нет. Приехали после войны восстанавливать Керчь. Мы сами с Кубани. Все наши предки там, но уже не многочисленные, как раньше. Были раскулачены и репрессированы с братьями в Североуральск, где и познакомился с Ольгой Анатольевной. Во время войны работали оба на заводе, который переоборудовали под военный, выпускавший мины, бомбы, гранаты, запчасти на танки и многое другое. После Ольга пошла работать в детский сад и ясли. Там у нас и родился Илья. Мы так намёрзлись, что захотелось приехать поближе к теплу. Так мы и оказались в Крыму. Ольга Анатольевна до сих пор работает в детском саду воспитателем.
   – Папа, да я рассказывал, где мы с тобой и кем работаем. Я и о маме говорил.
   – Да я же не знал, сынок. Вот нам с супругой скоро на пенсию. Илья у нас считается поздним ребёнком, – подытожил свой рассказ Владимир Семёнович.
   – Родители, может, я с Танюшкой пойдём в соседнюю комнату, а вы тут посидите, ещё поговорите. Мы наелись. Спасибо вам большое, было всё очень вкусно.
   – Хорошо, ребята, идите. Я вас позову на сладкий стол, когда будем пить чай. У нас торт есть.
   – Вот на торт мы придём обязательно, да, Танюша?
   – Конечно. Илья любит сладенькое.
   – А ты откуда знаешь?
   – А он мне сам говорил. Спасибо, мама.
   Илья взял за руку девушку, и они пошли в комнату, где их ждала, уже соскучившись по хозяйке, Мишель. Ребята ушли, а взрослые продолжали беседу, задавая друг другу вопросы. Когда Илья зашёл в комнату, то вспомнил, что забыл сделать общее фото на память.
   – Танюшка, я забыл сфотографировать всех за столом. Или уже не стоит?
   – Нет, Илья, лучше не стоит. Мама не разрешит. Она не любит за столом фотографироваться, тем более на фоне бутылок. Лучше за чаем.
   – Тогда давай я тебя сфотографирую с Мишель.
   – Хорошо. Смотри, Мишель уже приготовилась, сидит и на тебя смотрит, – сказала Таня, гладя холку собаки. – Илья, а ещё я хочу, чтобы у меня была твоя фотография в комнате. Я буду чувствовать, что ты всегда рядом, что смотришь на меня и согреваешь своей улыбкой.
   – Я обязательно принесу, честное слово. Танюша, послушай. Ты сегодня такая очаровательная, очень красивая. Вот если бы заплести косу и надеть корону на голову, то была бы настоящая царевна-лебедь. Ты помнишь такую сказку?
   – Конечно, помню. Мне часто мама читала, когда я была маленькая, а потом я слушала её на магнитофоне. Как только появились у нас магнитофоны, папа мне купил, чтобы я слушала музыку, записанные на плёнку сказки, рассказы. Для слепых есть специальные программы и записи.
   Постучали в дверь.
   – Илья, Танюшка. Мы вас ждём на чай. Приходите, – с задором в голосе пригласила Светлана Алексеевна.
   – Сейчас уже идём, – ответил Илья.
   Молодые вышли и сели на свои места. Родители Ильи были в хорошем настроении, навеселе, улыбались. Он давно не видел их такими. Встал Олег Сергеевич.
   – Друзья! У нас впереди будет ещё много встреч, наговоримся. Давайте уделим внимание нашим детям. Сегодня их день.
   – Раз так, то я возьму слово и скажу тост: давайте выпьем за родителей, за наших хороших родителей. Я прав или нет? Ты согласна со мной, Татьяна?
   – Конечно, согласна. У нас прекрасные родители, наливайте, – с шутливой задоринкой сказала Таня.
   Когда все выпили, Светлана Алексеевна с посудой ушла на кухню за чаем. Торт уже был разрезан, чай разлит, поставлен на поднос, и хозяйка вошла в комнату с ним.
   – А вот и чай, разбирайте. Сейчас вынесу торт.
   За чаем уже никто не разговаривал, видно, наговорились. Чай был выпит, торт съеден.
   – Ну что, пора и честь знать. Всем завтра на работу, – встал и произнёс Владимир Семёнович. – Спасибо за хлеб, за соль хозяевам, за гостеприимство. Очень приятно было познакомиться, теперь мы вас ждём в гости. Когда вас ждать?
   – Олег, всё зависит от тебя, будет ли в воскресенье выходной. Вряд ли ему дадут два воскресенья подряд выходных.
   – Я сейчас точно могу сказать, что – нет. Через неделю смогу взять выходной. Наглеть не стану, это точно.
   – Договорились. Через две недели ждём вас у себя. Илья приведёт вас, – уточнил отец Ильи.
   – Олег, ты собирайся, проводишь гостей и собаку выгуляешь, хорошо?
   Все дружно поднялись и стали собираться. Ольга Анатольевна обняла и поцеловала Татьяну, затем её маму.
   – Спасибо вам за всё – за приём, за вкусную еду.
Отец Ильи также скромно поцеловал девушку в щёчку.
   – До свидания, Татьяна! Ты очень милая девушка. Любите друг друга. А вам, хозяюшка, отдельное спасибо ещё раз.
   Гости вышли вместе с Олегом Сергеевичем и с Мишель. Собака быстро помчалась вниз по лестнице, а за ней все остальные. На улице мужчины пожали друг другу руки.
   – До свидания, Ольга Анатольевна!
   – До свидания, Олег Сергеевич!
   Семья Золотарёвых пошла в сторону их дома, а через некоторое время отец Татьяны с собакой вошли в квартиру. Супруга с дочерью уже заканчивали мыть посуду.
   – Хорошие родители у Ильи и воспитали его хорошо. Ни отец, ни сын не курят. Молодцы, – похвалила Светлана Алексеевна. – Ну что, будем отдыхать? Все устали.
   – Мама, посмотри, какое кольцо подарил Илья.
   – Доченька, очень красивое, золотое с рубином. Какой он у тебя хороший. Нам с отцом он понравился, как и его родители. Иди, доча, отдыхай. Спокойной ночи!
   – Спокойной ночи, родители!
 
   Две недели прошли быстро. За это время семья Мироновых после обеда, ближе к вечеру выезжала вместе с Ильёй на море два раза. Ребята купались, загорали, фотографировались и целовались.
   Чета Золотарёвых готовилась к встрече гостей. Ольга Анатольевна советовалась со своими мужчинами, что приготовить. Такую семью ничем не удивишь, но хотелось угодить. И вот настало воскресенье. Мужчины занимались подготовкой комнаты, а Ольга Анатольевна была на кухне и оттуда давала указания и советы. Хозяйка решила приготовить котлеты по-киевски с жареной картошкой, селёдку под шубой и салаты из свежих овощей.
   – Ну что, сынок, пора идти за гостями. У меня почти всё готово.
   – Хорошо, мама, сейчас иду. Ничего не надо докупить? Может, шампанского взять?
   – Если твоя Танюшка будет, то купи.
   Илья ушёл, а родители ещё раз осматривали комнату, стол. Кажется, всё хорошо. Ольга Анатольевна снова ушла на кухню нарезать салаты. В три часа своим ключом дверь открыл Илья. Первой в комнату вошла Татьяна, за ней мама и папа. Ольга Анатольевна любезно встретила девушку, обняла и поцеловала, затем её маму.
   – Здравствуйте, гости дорогие! Проходите.
   Из комнаты вышел Владимир Семёнович, и мужчины пожали друг другу руки.
   – Илья, рассаживай гостей, а я пошла на кухню.
   – Мама, тебе помочь?
   – Нет, сынок, у меня всё готово. Я справлюсь сама.
   Гости рассаживались, минут через десять вошла хозяйка с подносом в руках.
   – Сынок, бери тарелки и расставь каждому.
   – Ой, какая красота! Прямо как в ресторане. Илья, какая у тебя мама мастерица.
   – Володя, ухаживай за гостями. Сегодня ты будешь тамадой. Открой бутылки.
   – Мама, я сам. Папе будет чем заняться.
   Илья открыл шампанское и налил женщинам, а водку отец наливал мужчинам.
   – Так что продолжим наше знакомство. За наше близкое знакомство, – стоя произнёс немногословный тост Владимир Семёнович.
    Все стали чокаться. Теперь уже в этой квартире раздавался весёлый звон хрусталя.
   – Осторожно, внутри котлет масло. Чтобы не забрызгали одежду, – любезно предупредила хозяйка. – Приятного всем аппетита!
   – Спасибо, – дружно ответили все.
   – Как вкусно, Ольга Анатольевна, – похвалил Олег Сергеевич, смакуя котлету.
   – Моя мама тоже вкусно готовит, – разрезая на Таниной тарелке котлету, сказал Илья. – Кушай, любимая.
   – Кто захочет добавки, у меня есть, не стесняйтесь, – предложила Ольга Анатольевна.
   – Можно мне сделать объявление при всех? Это вместо второго тоста. Родители! Мы с Танюшкой на той неделе идём подавать заявление в ЗАГС!
   Наступила тишина, а затем не сговариваясь все начали аплодировать.
   – Молодец, сын. Я думал, что ты так и не решишься на такой поступок.
   Поздравляю, сынок! За это надо выпить. Наконец-то сын вырос и стал настоящим мужчиной! До сих пор никому таких предложений не делал. Наверное, ждал Татьяну.
Девушка сидела снова пунцовая, сияющая, со слезами на глазах. Розовое платье ещё больше подчёркивало её румянец, её красоту. Илья наклонился и поцеловал девушку.
   – Танюша, я обещал, что скажу сегодня, и сказал. Родители должны знать о нашем решении.
   – Ну что мы сидим, за это надо выпить. Илья, наливай женщинам, а о нас я позабочусь.
   Танина мама тихонько вытерла слёзы, чтобы никто не видел, но Ольга Анатольевна увидела.
   – Светлана Алексеевна, что это вы со слезами? Радоваться надо.
   – А я и радуюсь. Это слёзы от счастья за мою дочь. Никогда не думала, что так быстро после переезда найдёт парня, или, вернее сказать, Илья её найдёт и полюбит. Вернее, так: они найдут друг друга и полюбят. За вас, Танюшка и Илья!
Все выпили и стали закусывать. Илья сказал родителям, что они наелись и хотят пойти в его комнату.
   – Конечно, идите, а мы будем разговаривать. Будем думать о свадьбе. Надо делать обязательно. У нас по одному ребёнку. Может, к Новому году сделаем, может раньше, – рассуждала мама Ильи.
   – Нас эта новость выбила из колеи. Мы словно онемели, – вставил Олег Сергеевич.
   – Но вы же знали, что рано или поздно это случится. Дети выросли и хотят свою семью. Совет им да любовь. Мы внуков давно хотим. Вы молодые. А нам хочется с внуками понянчиться. С чужими детьми работаю, а своих нет. Я уже представляю, глядя на детей, какие будут наши. Пусть девочка будет или мальчик у них, – чуть не плача говорила Ольга Анатольевна. – Чем быстрее свадьба, тем лучше.
   – Родители, давайте за них и выпьем, – предложил папа Ильи.
   Тем временем в комнате Ильи молодые целовались. Парень обнял девушку за плечи и прижал её к себе. Почувствовал сердцебиение.
   – Птичка ты моя маленькая. Мадонна Пресвятая, Богиня ты моя, как сердечко стучит. Не волнуйся, не переживай, всё будет хорошо. Ты верь мне, полностью доверься. Я люблю тебя, солнышко ты моё.
   – И я тебя люблю. У меня всё это в первый раз.
   – Ничего, родная, когда-то всё бывает в первый раз. Потом ты будешь вспоминать всё это и смеяться над собой.
   – Ребята, выходите чай пить. Всё готово, – позвала мама Ильи.
   Когда молодые вышли, то на столе уже стоял торт, фрукты и чай в чашках.
   – Мы без вас здесь наговорились и успели соскучиться. Илюшка, обслужи Танюшку, – попросила Ольга Анатольевна.
   После десерта Светлана Алексеевна поблагодарила хозяев за угощение и сказала, что пора уходить, так как долго уже Мишель находится дома одна. Её надо выгулять. Мироновы стали собираться.
   – Илья, сынок, ты проводи гостей, а мы с отцом всё уберём.
   – Спасибо ещё раз. Всё было вкусно. Теперь будем чаще встречаться. Может, когда и на море вместе поедем, а то уже скоро лето закончится.
   – Спасибо за предложение, Светлана Алексеевна.
   Мужчины попрощались рукопожатием.
   – Спасибо за всё. Скоро станем родственниками. Я этому только рад, – с удовольствием жал руку отец Тани отцу Ильи.
   – До свидания, дорогие мои девочки! – Ольга Анатольевна обняла и поцеловала Татьяну, а затем её маму. – Вы мне обе как дочери.
   Илья пошёл провожать семью Мироновых. Шли не торопясь. Светлана Алексеевна держала мужа под руку, а Татьяна – Илью. Парень проводил их до самого дома. У подъезда Илья попрощался со всеми и пошёл домой. По дороге он всё думал, правильно ли он поступил. Как себя вёл, чтобы не сложилось плохого мнения о нём у родителей Тани. Вроде бы всё нормально, правильно. Он облегчённо вздохнул, продолжая идти. Когда Илья вошёл в квартиру, то мама уже заканчивала мыть посуду, а папа наводил порядок в комнате.
   – А вы всё без меня сделали. Мне ничего не оставили. Мама, папа, вот вы второй раз видели Таниных родителей, как они вам?
   – Очень хорошие люди, и как они свою дочь любят, берегут, вот только…
   – Мама, я с вами договаривался, чтоб об этом не говорить даже без меня. Для меня она самая обыкновенная, нормальная, полноценная. Пусть что угодно люди говорят. У меня есть своё мнение, и чужого мне не надо. Я женюсь на ней во что бы то ни стало. Я очень люблю её. Я без неё и жизни не представляю. Не знаю, правильно или нет, но я скажу. Она потеряла зрение, но Бог дал ей необыкновенную красоту и внешнюю, и внутреннюю. Она видит душой, сердцем. Я буду её глазами. Она очень многое умеет делать сама, духовно развита. Играет на скрипке, пишет стихи, разбирается в музыке и литературе. С ней интересно общаться. Она благодарный слушатель, и собеседник, и советчик, но только очень скромная, стеснительная. Она хоть и молодая, но столько всего знает и продолжает познавать. Ей всё интересно, она очень любознательна.
   Илья ещё долго бы говорил о своей Татьяне, но мама напомнила, что она также понравилась и им и они обязательно полюбят её, как свою дочь, никогда её не обидят и будут ей помогать.
   – Мама, ей помогать не надо, она почти всё умеет сама делать. Её мама всему научила. Она ещё тебе будет помощницей. Вот увидишь. Конечно, родители за неё переживают, не хотят, чтобы с ней был какой-нибудь аферист или алкоголик. У неё папа такой, что любому голову оторвёт, кто обидит её. И правильно сделает. Я бы тоже так поступил на его месте.
   – Сынок, не дай Бог быть на его месте.
   – Да это я так сказал, погорячился. Давайте лучше о свадьбе поговорим. Вы решайте вместе с Мироновыми. Хочу сказать, что скромную, небольшую. Снимем где-то кафе. Ребята мои уже все знают, помогут.
   – Сын, за нас не беспокойся. У нас небольшой, но есть запас, поможем. Мать знает, о чём я говорю, так что спи спокойно. Ты у нас один сын, и мы с собой ничего не заберём. Хорошо, что мы тебе машину не купили, а планировали. Как чувствовали, что деньги нужны будут на свадьбу. Теперь и мы с матерью можем спать спокойно, а не думать, где взять денег на свадьбу, у кого занять. Ну что, давайте отдыхать, а то я сегодня что-то устал, да и перебрал немного.
   – Отец, а я тебя предупреждала накануне, ты меня не послушал, хорохорился. Тебе не столько лет, сколько Олегу Сергеевичу, ты забыл. Он молодой, а тебе сколько. Почти пенсионер.
   – Мать, не бурчи, лучше пойдём отдыхать. Всего за один вечер не переговорим.
   – Спокойной ночи, родители!
   – Спокойной ночи, сынок!
   Илья ещё долго не спал, всё перебирал в голове слова своих и Таниных родителей, но сон сморил его.
 
   В среду Олег Сергеевич пришёл пораньше с работы, и Светлана Алексеевна отработала в первую смену, а Илья отпросился с работы, и все вместе поехали в ЗАГС, чтобы установить дату регистрации. Светлана Алексеевна сопровождала молодых, а Олег Сергеевич ждал их в машине.
   – Илья, вам назначили на декабрь, это хорошо, и в субботу. Просто замечательно. Как мы хотели, так и получилось. Родителям сообщи и передавай привет.
   – Конечно, скажу и привет передам.
   Олег Сергеевич довёз Илью домой, попрощались, и парень пошёл к себе, а вечером сообщил родителям о подаче заявления, о дате.
   – Ну всё, сынок, теперь будем готовиться к свадьбе. Надо всё обдумать, записать всё необходимое в список и подсчитать расходы.
   – Мама, Светлана Алексеевна сказала, чтобы вы пришли на той неделе к ним в воскресенье для разговора по поводу свадьбы. Вы будете решать вместе что, как и сколько.
   – Хорошо, сынок. Они молодые, лучше разбираются во всём, да и вы подскажете.
   – Мама, они молодые, а у вас больше жизненного опыта.
   – Какой опыт, сынок. Мы первый раз женим сына, а у нас с отцом свадьбы не было.
   – Мама, всё будет хорошо, главное, не переживайте и не волнуйтесь с отцом. Это вам ни к чему. Кто отпуск возьмёт, кто за свой счёт на неделю. Ещё далеко, потом решим.


               СВАДЬБА
 
   Две семьи готовились к свадьбе. Илья заказал кафе, составил список приглашённых самых близких друзей. Поехали к бабушке и тёте и официально пригласили их. Бабушка очень обрадовалась и обещала, что обязательно придёт. Светлана Алексеевна с Татьяной и с супругом ездили по всему городу в поисках самого красивого свадебного платья. Мама выбирала на свой изысканный вкус. Её дочь должна быть самой красивой невестой. Илья с мамой купили ему костюм, туфли и рубашку. Родители молодых договорились, что большую часть расходов возьмёт на себя семья Мироновых, а Золотарёвы оставят деньги на машину. Если не хватит, то потом они добавят. Илья давно мечтал о машине, но отец сдерживал его желание. И вот скоро его мечта сбудется, пусть даже через год. У них с Татьяной будет своя машина.

   Время, время, как оно быстротечно. Илья не решился купить кольца для себя и Татьяны. Себе бы он купил, а вот девушке – нет. Он практически угадал размер кольца, которое купил раньше, а вот сейчас обручальное не осмелился. Попросил Светлану Алексеевну пойти вместе с ним и вместе выбрать кольца. И вот на днях они были куплены. Одной проблемой меньше. Татьянин папа обещал белую «Волгу». Остальные мелочи были на Светлане Алексеевне и его маме. Приближался день свадьбы.
   Светлана Алексеевна и Ольга Анатольевна обсудили и заказали в кафе меню. Всё до мелочей продумали. Обе семьи находились в волнительном состоянии. Илья нормально не спал уже которую ночь, скрывая это от родителей. Продумывал музыкальную программу. Ребята обещали принести магнитофон с современными записями: «АББА», «Модерн Токинг»,  других зарубежных групп и певцов, Муслима Магомаева, Ободзинского. Мама Ильи молилась за благополучное проведение свадьбы. В пятницу утром Илья сходил за цветами и купил одиннадцать белых роз, любимое его число. Всё не знал, какое количество лучше взять. Решил, что одиннадцать будет в самый раз – больше тяжело держать невесте.

   Суббота. Утро. Высыпал снег и всё накрыл белым покрывалом. Какая красота! Так кстати. Мама Ильи помогла одеться сыну, затем супругу, а потом сама оделась в самое нарядное платье. К десяти часам утра, как и обещали, появилась белая «Волга», чтобы ехать за невестой. Машина была украшена кольцами на крыше. Жених не забыл взять деньги, которые дала ему мама на «выкуп» невесты (так полагалось по традиции), цветы и вышел. Когда подъезжали к дому невесты, то им перегородили верёвкой дорогу и не давали проехать люди, узнавшие про свадьбу: требовали «выкуп». Нужно было каждому дать по купюре, иначе не пропустят. Жених откупился, тогда только верёвку убрали, но не тут-то было. У подъезда стояли соседи, закрыв дорогу для прохода, требовали также «выкуп». Илья и с ними рассчитался. Поднимаются на свой этаж, и там такая же история. Соседи сказали, что не отдадут невесту, если он не заплатит за неё «выкуп». Хорошо, что остались деньги, а то пришлось бы одалживать у друзей. Всё обошлось, теперь можно было заходить к невесте. Дверь открыла Татьянина свидетельница и разрешила войти. Какая была сказочная невеста, его невеста, его любимая, его королева! Платье с широкой длинной юбкой и с фатой в пол. Тоненькая талия была зашнурована. На голове не венок, а корона. Илья обнял и поцеловал свою невесту. От волнения даже в сердце закололо, зажгло. Илья правой рукой взялся за сердце и обнаружил причину жжения. Там лежала коробочка с кольцами, поэтому они так жгли. Это обручальные кольца давали о себе знать. Илья подумал: «Хоть бы не расплавились от горячего сердца и крови».
   – Илья, передаю тебе свою дочь из рук в руки.
   – Я буду беречь её, как хрустальную вазу, и всегда любить.
   – Ну что, дети, пора выходить.
   Невеста взяла жениха под руку, и они стали спускаться, а сзади свидетельница несла подол платья и фату. Внизу жених взял на руки невесту и донёс до машины, посадил. Свидетели также сели в другую «Волгу». Там ещё было пять разных машин. Все расселись и поехали в городской ЗАГС. Родители приехали на машине с Олегом Сергеевичем. Их ждали уже гости и бабушка с тётей.
   И вот завораживающий марш Мендельсона, слова ведущей, подписи, поцелуи, поклоны родителям, шампанское, цветы, поздравления, фотографирование. И головокружительное событие в жизни Ильи и Татьяны свершилось! Все отправились в кафе: после торжественного мероприятия будет свадебное, весёлое, красивое. Больше всех слов, сказанных работницей ЗАГСа, Илья ждал – «Обменяйтесь кольцами. Теперь вы муж и жена, поцелуйтесь, поздравьте друг друга». Какие эти долгожданные и дорогие ему слова! Жена, супруга, половинка, любимая женщина. Он никогда и никому не говорил таких значимых для него слов. Теперь он может повторять их всегда, везде, вслух, а не в мечтательных снах. А эти сладкие поцелуи после криков «Горько!»
   Свадьба в кафе прошла замечательно. Было около тридцати человек. Пришли родственники, друзья. Был первый в жизни с женой танец. Тамада свадьбу провёл очень весело. Развлекал танцами, песнями и играми. Свадьба подходила к своему завершению. Родители предупредили, что если молодые устанут, то их отвезут домой. Молодожёны решили уехать, сославшись на усталость. Они попрощались с гостями, и Олег Сергеевич повёз их, заранее договорившись с бабушкой на три дня приехать к ней и у неё ночевать, чтобы оставить квартиру для молодожёнов. Светлана Алексеевна даже предлагала снять номер в гостинице, но Татьяна не захотела. Дома лучше, уютнее. Мама Тани приготовила еды на три дня, чтобы они не выходили из дома. Впереди будет ночь любви, где они будут упиваться любовью, наслаждаясь друг другом. Родители забрали Мишель, чтобы она не мешала молодожёнам. Обставили всю комнату цветами, как в оранжерее, и в воздухе витал аромат, который благотворно влиял и расслаблял молодожёнов.
   Трое суток прошли очень быстро, как один час, как одно мгновение. Илья не верил, что всё это было наяву, не во сне. От счастья распирало грудь, слегка кружилась голова: он был счастлив, горд, что такая жемчужина досталась ему. Нет, не жемчужина, а бриллиант, и он владелец, хозяин этого бриллианта. Илья часто вспоминал тот день, когда он встретил свою Татьяну в парке.
   К вечеру третьего дня приехали родители Татьяны. Молодожёны встретили их счастливыми, улыбающимися. Без лишних слов родители поняли, что у них всё хорошо, хотя и переживали, но друг друга успокаивали, уверены были в порядочности своего зятя.
   – Здравствуйте, дорогие наши дети! Поздравляем вас ещё раз с законным браком, с супружеской жизнью. – Светлана Алексеевна обняла и поцеловала сначала дочь, а затем зятя, заходя в комнату. – Вижу, что у вас всё хорошо. Сейчас папа зайдёт с Мишель.
   – Здравствуй, мама!
   – Здравствуйте, Светлана Алексеевна!
   Открылась дверь, и в комнату вбежала Мишель, а затем уже вошёл Олег Сергеевич. Собака кинулась к своей хозяйке, встала на задние лапы и стала облизывать её лицо, виляла хвостом, обнимала лапами Татьяну. Так надолго они ещё не расставались никогда. Затем она повернулась к Илье и лизнула его, как бы поздравляя их.
   – Здравствуйте, молодожёны! – Олег Сергеевич подал руку зятю, а затем обнял и поцеловал дочь. – Как соскучилась Мишель, как она вас целует.
   – Здравствуйте, Олег Сергеевич! Спасибо за поздравление, за заботу. Мы с Танюшкой очень вам благодарны.
   – Мама, папа, послушайте! Мы с Ильёй договорились, что он будет вас называть по имени-отчеству. У вас с ним небольшая разница в возрасте. Мама, у тебя с ним на одиннадцать лет. А у папы – на пятнадцать.
   – Илья, это правда? – спросила Светлана Алексеевна.
   – Да, это так, и я прошу вас не обижаться на меня, а понять. Оставим в стороне обычаи и традиции. Мы взрослые и современные люди, и я считаю, что ничего здесь страшного нет. Я и своим родителям сказал. Они не против. А как вы?
   – Да я не против. Какая разница, как ты меня будешь называть, лишь бы любил нашу дочь, – сказал Танин папа.
   – Да и я не против, – дала своё согласие мама Тани. – Действительно, у нас с ним небольшая разница в возрасте. Давай не будем заморачиваться по поводу обычаев, традиций. Решили раз и навсегда. Правильно я говорю?
   – Да, мама, а то Илья сильно переживает по этому поводу, как поймут наши родители. Я ему сразу сказала, что у меня родители современные и всё правильно поймут. Так что успокойся. Всё замечательно.
   – Вижу, что у вас всё замечательно. Мы с продуктами, с тортом, с шампанским. Давайте посидим в узком кругу, а то нам показалось, что вас не видели целую вечность. Поздравим вас ещё раз, а нас с приобретением зятя, да, Света?
   – Конечно, Олег. Давай ко мне на кухню. У нас почти всё готово, только осталось разогреть.
   Впервые с зятем ужинали как единая семья.

   Светлана Алексеевна и Олег Сергеевич Мироновы выходят на работу уже в среду. Их не отпустили надолго с работы. Продлить отпуск решили весной или летом. Теперь в семье Золотарёвых на одного стало больше. Татьяна взяла фамилию мужа. Ольга Анатольевна выходит на работу в понедельник, а её супруг взял на две недели отпуск за свой счёт. У Ольги Анатольевны скоро день рождения – юбилей. Она обязана уйти на пенсию, но её не отпускают ни сотрудники, ни дети, ни родители детей. Она очень долго проработала воспитателем в этом коллективе, заработала очень хорошую характеристику, положительные отзывы, её любят детки. Когда она сказала, что будет уходить на пенсию, то все запротестовали, даже родители детей, так что Ольга Анатольевна будет ещё работать, а сын взял полный отпуск. Он молодожён и хочет как можно дольше пробыть со своей любимой женой и первый раз встретить Новый год с ней, начать новую жизнь с Нового года.
25 декабря у мамы Ильи день рождения, юбилей, и всё это с новыми родственниками. Накрывать стол по обычаю нужно на работе и дома. Со Светланой продумали меню. Две семьи договорились, что Светлану и Олега Ольга Анатольевна и Владимир Семёнович будут называть по имени, а Мироновы Золотарёвых – по имени-отчеству.
 
   Илья не стал спрашивать у Татьяны, покупать ли к Новому году ёлку, а пошёл на рынок и купил небольшую красивую ёлочку, а к ней игрушки. Придя домой, объявил с порога:
   – Любимая! Я с ёлкой.
   – Илюшка, дорогой, слышу. Мы давно уже перестали покупать ёлки, а в Керчи тем более. Я сказала родителям, что я уже выросла и это ни к чему, но я благодарна, что ты купил. Этот Новый год надо запомнить на всю жизнь. Он первый у нас с тобой. Спасибо тебе, любимый. – Татьяна подошла и поцеловала мужа.
   – Спасибо, что не выгнала меня с ёлкой. Шучу.
   – Ну что ты. Не шути больше так, ведь ты хочешь для меня сделать приятное, украсить нашу комнату. Давай прямо сейчас и будем наряжать. Родители с работы придут, а у нас уже будет стоять ёлка.
   – Как скажешь, родная. Я вот только найду, куда её поставить. Наверное, в ведро. Я пойду на улицу поищу песка. Если не найду, то что-нибудь придумаю. Ты согласна?
   – Конечно. Я буду тебе помогать наряжать. Я в детстве это делала, мне мама доверяла. У нас где-то и игрушки остались. Только мама знает где.
   Когда родители пришли с работы, то ёлка уже стояла, а нарядили все вместе быстро. Какая красота получилась!
   25 декабря Ольгу Анатольевну подменили на работе, чтобы она подготовилась к юбилею. Накануне Илья купил маме подарок – золотую цепочку от семьи Золотарёвых и от него лично. Супруг от себя лично купил золотое кольцо. Илья рано утром встал и пошёл на рынок за цветами для мамы, а Светлана Алексеевна пошла к ним помогать готовить на два стола: на работу и для дома. Ольгу Анатольевну тепло поздравили сотрудницы, посидели за столом и отпустили домой. Мироновы и Золотарёвы отпраздновали дома, поздравили юбиляршу, подарили подарки, от которых она прослезилась

                (продолжение следует)               


Рецензии