О себе, о маме, о Камчатке глава 6 часть 3

    Память  наша - странная штука! Иные события, которые не имеют особого значения, врубаются намертво в нашу память, а те, что кажутся сегодня достойными внимания, расползаются в голове, как туман: имена, даты - всё смутно. Когда я начинаю о ком-то писать, с кем поддерживаю сегодня связь, я задаю много вопросов и, получая ответы, удивляюсь про себя, как интересно складываются судьбы моих нынешних и прошлых подруг!

     Раскачать человека на воспоминания тоже непросто. Так было с Мариной. Некоторые вещи она просто не хотела вспоминать, а я пробуждала эти неприятные воспоминания.
    - Представь, что я - хирург-психотерапевт! Помогаю вспомнить и отпустить! - убеждала я подругу юности.
    - Ты меня смешишь! - отвечала Марина,
    - Спрашивай, но это мы пропустим!

    Отец Марины, Дмитрий Павлович был начальником милиции в посёлке, а мама - его заместителем.  Потом председательствовал в сельсовете, пока не заболел. У меня всегда была уверенность, что Марина рождена в любви, настолько она весёлой и позитивной казалась мне в те годы, и такой же остаётся сегодня. Брак родителей Марина сегодня называет странным. Мама  всю жизнь обращалась к отцу по имени-отчеству, а он её звал просто Зиной. Марина родителей называла на Вы:
«Мама, не хотите поесть? Я вам приготовлю суп.»
Подруги Марины не могли этого понять  и высказывали предположение, что она им не родная, а приёмная дочь. Иначе почему у них в семье «не всё, как у людей?»

    По молодости отец любил сплавляться на плотах по реке.   Однажды весло зацепилось за камень, он не справился с управлением, отдачей сильно ударил правый бок. Врачи не сумели поставить диагноз, сказали, что скоро умрёт. Но он прожил ещё пять лет, и  каждую весну становился жёлтый. «Как в фильме ужасов.» Как раз весной и умер. Марине было тогда шестнадцать лет.

    После милиции мама работала судоисполнителем. Закончила бухгалтером, потом пенсия.

    Первый свой брак Марина категорически отказалась вспоминать. От себя скажу, что я точно ничего не знала о её романе. Думаю, мы с моей мамой уехали уже из Каменского, когда это случилось. Это был солдатик с Сопки. Сопкой мы называли военную часть, так было подписано гнездо на коммутаторе, которое телефонистка с помощью шнура соединяла с нужным абонентом. Фамилию солдатика я запомнила - Вебер. Имя не помню. По национальности - немец, из Казахстана, куда и увёз с собой Марину в одно из небольших поселений.
На мой вопрос, как отнеслась к её отъезду мама, Марина сказала, что мама родила её в тридцать восемь лет и в своём, уже пенсионном возрасте, на пороге шестидесятилетия, устала от дочери.

    С родителями мужа Марине было сложно, похоже, что они не приняли невестку. Помню один эпизод, о котором рассказывала Марина (возможно в письме):
Посмотрев афишу местного клуба на предмет кино, Марина сообщила родителям, что сегодня будут интересный фильм показывать, надо посмотреть!
    - О чём фильм? - спросили её.
    - Да там наши немцев бьют! - радостно сообщила невестка.

    Дочке Ирочке было чуть больше года, когда она вернулась на Камчатку, домой к маме. Так мама получила назад дочку вместе с внучкой.

    Пройдёт ещё пару лет и они вместе поедут в отпуск к маминой давней знакомой из Перми, Люде Скоробогатовой, которая на тот момент жила в Ленинградской области, в Осиновке, и усиленно зазывала приятельницу в гости.

    Жили у Шуры, сестры Людмилы, там было просторнее. Женщины с ребёнком проводили время в разговорах, а Марине нравилось быть «бездомной» и она «утюжила» город Ленинград в компании сына Шуры и его друга Вована, у которого в городе была двухкомнатная квартира. Гуляли по Гостиному двору, катались на катере.  Отпуск был омрачён плохим известием с Камчатки. Зинаиде сообщили, что сосед-алкоголик напился и устроил пожар, в результате которого полностью сгорел их дом. Мама  вылетела на Камчатку, а Марина с дочкой остались. Бесконечно обсуждая создавшуюся ситуацию, сын Шуры сказал девушке:
    - А выходи замуж за Вована! Ты ему приглянулась, и жилищный вопрос решишь!

    Марина с юмором рассказывает: «Я и лопухнулась! То есть, согласилась!»
    - Он что, этот Вован,  сам тебе сказать не мог, что приглянулась?!- возмущённо спрашиваю я.
    - Сказал…

    Конечно, Марина подумала, что это выход. Но если бы он ей совсем не нравился, не пошла бы она замуж, не тот у неё характер, чтобы терпеть совсем уж неприятного мужчину. Они подали заявление в ЗАГС, и честно три месяца ждали своей очереди на регистрацию брака.

    Марина говорит, что «хотя Вован был этакий «городской гуляка», любил выпить, но я всё  равно от него бы не ушла.  Меня устраивала такая жизнь. Мне надо было передохнуть и всё осмыслить.. Тем более, что он попал под моё влияние, хотя и говорил, что делает, что хочет.  Но я-то видела - меняется человек!»

    Возможно, что так и прожили бы они вместе жизнь, но Вован в нетрезвом состоянии через год попал под машину.  Марина осталась одна, без работы, с двумя детьми, потому что в браке с Вованом родила вторую дочь, которую назвала Леной.

    У погибшего мужа была мама, она жила на Петроградке. Но так сложилось, что помогать Марине она не стала.
Зато мама Марины оторвалась от Камчатки и приехала помогать с внучками.
Сама же Марина пошла работать в ресторан Метрополь.

    «Сначала поломойкой. Затем сдавала по очереди на разряд.  Если бы не перестройка… возможно пошла бы в завпроизводством.  Приглашали, но  дети...это камни на ногах.

    Начинала с булочного цеха.  Прошла все цеха, какие имелись в Метрополе.  До сих пор помню... очень помню селёдку в огромных бочках слабого посола.

    Когда началась перестройка, на работе три месяца не платили, затем отправили в отпуск. Было много неприятных  разговоров, непонятных писем. Никто ничего не мог понять и обьяснить.

    Я работала до последнего. Боялась лишиться места. Люди пользовались этим.
   …Мама умерла как раз в перестройку.  Мне пришлось акции ресторана продать  этим шакалам, чтобы похоронить…»

    Сегодня, прожив в Санкт-Петербурге почти полвека, Марина срослась с этим городом. До так называемой пандемии она ходила в один из районных клубов и пела в хоре. Это было прекрасное время! Потом был период ограничений для людей, отказавшихся от вакцинации, и доступ в клуб для неё был закрыт. «Корона» не обошла стороной, переболела дома, восстанавливалась долго.

    Как и я, Марина дружит с внуком, который в двенадцать лет выше её почти на голову. В новогодние каникулы мы обменялись фотографиями: они на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, мы - в музее Екатеринбурга.
В свои семьдесят один моя взрослая подружка из юности прекрасно выглядит. Под её летним фото я пишу в «Одноклассниках» комментарий: «Ты настоящая Петербургская барышня!»

    А ещё я мечтаю, что в этом июле мы с внуком всё-таки посетим Санкт-Петербург, и наша с Мариной встреча состоится!

P.S. Каменское — село в Камчатском крае России, административный центр Пенжинского района. Образует сельское поселение Село Каменское. В 70-е годы численность населения превышала 1000 человек, в 1989 году более, чем 1300,
А по данным переписи 2021 года осталось всего 541 человек, включая 53 пенсионера.
         (Продолжение следует)


Рецензии