Метастазы русского шовинизма

               
                1. Историческая справка
                По легенде французский солдат Николя Шовен, служивший в армии Наполеона, даже после смерти императора, будучи ему фанатично предан, везде повторял, что Франция — лучше всех! Так появилось на свет нарицательное понятие «ШОВИНИЗМ», который можно считать разновидностью национализма, фашизма, расизма или наоборот. Всё будет зависеть от того, какая из категорий покажется вам наиболее общей. Природа идеологии ВЕЛИКОДЕРЖАВНОГО РУССКОГО ШОВИНИЗМА — имперская, и в этом смысле Россия мало чем отличается от других империй, например, Римской, Византийской или французской времён Наполеона Бонапарта. Корни её простираются в эпоху Петра I и даже глубже, в Московию. Ведь ещё при Великом князе Иване III началась русская экспансия на восток, а при Иване IV (Грозном) были завоёваны Казанское и Астраханское ханства. Затем Великороссия «приросла» необъятными территориями Урала, Сибири, Дальнего Востока и даже Аляски. Этот процесс в академической науке принято называть мирным словом «колонизация», имея в виду тот факт, что из-за архаичной военной техники местное население не оказывало захватчикам жестокого сопротивления. Хотя в действительности переселение казачества и служивых людей за Урал сопровождалось бесчисленными схватками с татарами, кыргызами, даурами, чукчами и другими народами. Когда Россия «прибрала к рукам» земли и народы Кавказа и Туркестана, а также Польшу, Финляндию, Украину, страны Прибалтики, приобрела «влияние» на Балканах и в Средней Азии, она превратилась в гигантскую ЕВРОАЗИАТСКУЮ СВЕРХДЕРЖАВУ, где в центре располагалось бывшее московское царство с двумя столицами, а на окраинах к нему «прилепились» сотни народов, говорящих и думающих на разных языках, с разными экономическими укладами от феодального и капиталистического до первобытнообщинного. Наглядное представление о содержании этой сверхдержавы в начале XX века даёт полный титул Николая II:
Божиею поспешествующею милостью, Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и великий князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигаальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский, и всея Сверныя страны Повелитель; и Государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель; Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голштейский, Стормарнский,  Дитмерсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая».
                Несколько слов об украинской «составляющей» этой державы. В середине XIX века из 10 генерал-губернаторств Российской империи 3 приходились на Украину (в том смысле, что большинство населения в них составляли малороссы). Это были: Киевское генерал-губернаторство, куда входили Киевская, Подольская и Волынская губернии; Малороссийское генерал-губернаторство, куда входили Харьковская, Черниговская и Полтавская губернии и Новороссийско-Бессарабское генерал-губернаторство, которое включало Екатеринославскую, Херсонскую и Таврическую губернии. В период двух революций и гражданской войны на этих территориях возникали и исчезали «скороспелые» республики, «советские» и всякие прочие. В марте 1920 года в рамках Украинской социалистической советской республики из Екатеринославской и Харьковской губерний, а также из области Войска Донского была сформирована Донецккая губерния. А в июле 1932 года на основе этой губернии была создана Донецкая (Сталинская) область, а потом из неё была выделена Луганская (Ворошиловградская) область, которые существуют и по сей день. Именно на этих землях Россия проводит «военную операцию по «денацификации»  и «демилитаризации» Украины.

                2. Русская идеология
                Любая идеология, «вдохновляющая» народы на захват чужих земель, является шовинистической по определению, но у русского шовинизма есть и свои особенности.
        Во-первых, его базисом и «несущей конструкцией» всегда были МОНАРХИЯ и РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (РПЦ). А вот русский народ, то есть, крепостные крестьяне, составляющие чуть менее 90% населения, в сущности, оставались рабами и не имели никаких преимуществ перед инородцами, так что называть их «шовинистами» было бы несправедливо.
       Во-вторых, русская идеология — это мессианская идеология. В её основе лежит выдуманный монахами и развитый до беспредельных высот в русской литературе миф о русском православии, как о самой благочестивой религиозной вере, по сравнению с католицизмом, и протестантством (не говоря уже об иудаизме, магометанстве и буддизме). Именно «лучшая» вера якобы даёт основание народу, её исповедующему, стать истинным СПАСИТЕЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (в эсхатологическом смысле — в виде искупления в конце времён). 
        В-третьих, в Российской империи всегда существовало глубокое противоречие между «базисом» и духовной «надстройкой». В материальной жизни — крепостное право и тоталитарный государственный строй, а в духовной жизни — высокие нравственные устремления к идеалу. На протяжении всей истории это приводило, с одной стороны, — к подчинению народа жёсткой авторитарной власти и самому жалкому раболепию, а, с другой стороны, — к разгулу анархии, смутам, расколам и революциям!
                «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала!» — этот вопль совести в исполнении Александра Николаевича Радищева знаменовал собой рождение русской интеллигенции. Европейское просвещение, хлынувшее в Россию в XIX веке через окно, «прорубленное» Пётром I, стимулировало появление в ней естественных наук, промышленности, великой литературы, музыки, живописи и пробудило философскую мысль. Сначала заявил о себе П. Чадаев, затем появились «славянофилы», «западники» и К. Леонтьев, стоявший особняком, а в начале XX века – религиозное философы В. Соловьёв, И. Ильин, Н. Бердяев… Творчество всех знаменитых писателей и поэтов от Пушкина и Тютчева до Толстого и Достоевского так или иначе было связано с темой «загадочной русской души». Фёдор Михайлович Достоевский даже придумал и ввёл в оборот понятие «русской идеи», подразумевая под ней «великое обновление через русскую мысль». Однако, умиляясь «всечеловечностью» русской натуры, Фёдор Михайлович едко отзывался обо всех славянах, включая и украинцев, «пророча» через сто лет их чёрную неблагодарность и «измену славянству ради европейских форм политического и социального устройства». Но он был шовинистом «в теории». А вот его друг и почитатель Константин Петрович Победоносцев — обер-прокурор Святейшего синода РПЦ в 1880-1905гг. — проявил себя и на государственном поприще. Помните его «светлый образ» в поэме Александра Блока «Возмездие»?
«В те годы дальние, глухие
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простёр совиные крыла.
И не было ни дня, ни ночи,
А только — тень огромных крыл;
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна…»
                На эту тему я уже написал ряд эссе, в том числе: «Русская философия», «Идеи и пророчества Достоевского», «Концепция русского мира». Но сейчас мне бы хотелось обратить внимание на те аспекты, которые раньше были затронуты лишь косвенно.

                3. Интернационализм
                Европейское просвещение принесло с собой в Россию не только прогресс наук, но и либеральные идеи, в том числе, марксизм. Так у русского шовинизма появился достойный конкурент — пролетарский интернационализм.   
               Ещё в 1914 году В.И. Ленин написал статью «О праве наций на самоопределение», где указал важнейшие особенности национальной проблемы в России.
Во-первых, инородцы, составляющие большинство населения империи (57%), проживают как раз на окраинах;
во-вторых, угнетение инородцев в России гораздо сильнее, чем в соседних государствах (и даже не только в европейских);
в-третьих, в целом ряде случаев угнетённые народности, живущие на окраинах, имеют сородичей за границей, пользующихся большей национальной независимостью;
и, наконец, в-четвёртых, в «инородческих» окраинах развитие капитализма и общий уровень культуры нередко выше, чем в центре государства.
Вывод Ленина был таков: «С точки зрения демократии, именно ПРАВО НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, которое подразумевает образование независимых государств, уменьшит опасность «распада»... Хотя господин Кокошкин нас уверяет, что оно как раз увеличит опасность распада. Это точка зрения будочника Мымрецова с его девизом: «Тащить и не пущать!»
                Во время Великой Октябрьской социалистической революции, образно выражаясь, была проведена операция по удалению раковой опухоли русского шовинизма. Однако её метастазы в общественном организме ещё сохранялись. А иначе как объяснить, например, оккупацию польских земель (в соответствии с «пактом Молотова-Риббентропа») в 1939 году, вторжение в Афганистан, подавление «Пражской весны»? И всё же примеры экспансии «красной империи», как её называли на Западе, нельзя ассоциировать с чем-то «великорусским». Более того! Любые «вывихи» на почве национализма в СССР безжалостно пресекались! Может быть, поэтому у советской России тогда и друзей, и союзников было полмира? И этой дружбе, как ни странно, не помешала даже коммунистическая идеология. Что же касается архаичного понятия «пролетарский интернационализм», то слово «пролетарский» вскоре исчезло в нём за ненадобностью.      
                А вот сегодня, после разрушения СССР и нападения на Украину, Россия оказалась в геополитическом одиночестве! Путин до сих пор хвалится своим ноу-хау «декоммунизации России», выставляя его в качестве образца. Очевидно, он имеет в виду ловкий шулерский финт с подменой понятий. Вместо выброшенного на свалку истории религиозного мракобесия путинские «гуманитарии» презентовали «возрождение духовных святынь», вместо монархии — «усиление президентской вертикали власти», а вместо имперских амбиций «новой» России — отрадный для сердца «патриотизм».    
                Но вот что писал о патриотизме Лев Толстой в своей работе «Христианство и патриотизм» ещё в 1894 году:
«Патриотизм в наше время есть жестокое предание уже пережитого периода времени, которое держится только по инерции и потому, что правительства и правящие классы, чувствуя, что с этим патриотизмом связана не только их власть, но и существование, старательно и хитростью и насилием возбуждают и поддерживают его в народах». 
«Все мы считаем себя свободными, образованными, гуманными людьми и даже христианами, а между тем все мы находимся в таком положении, что завтра Вильгельм обиделся на Александра, или г-н N.N. написал бойкую статью о восточном вопросе, или принц какой-нибудь ограбил каких-нибудь болгар или сербов, или какая-нибудь королева или императрица обиделась на что-нибудь, и мы все образованные, гуманные христиане, должны идти убивать людей, которых мы не знаем».
«Патриотизм есть рабство».
                Несомненно, что одной из первых ступеней к возрождению русского шовинизма в России  явилась «антисоветчина». Религиозный философ-эмигрант Иван Ильин видел в ней РЫЦАРСКОЕ НАЧАЛО. В своей статье «О русском фашизме» (1928 г.) он сокрушался: «В мире разверзлась бездна безбожия, безчестия и свирепой жадности (это он — об «октябрьской» революции). Современный человек честно отзывается на это возрождением рыцарственного начала (это он — о «белом движении»). И далее: «Белое движение» впервые началось у нас в конце 1917 года, где оно по необходимости сразу получило военную организацию и вылилось в форму междоусобной войны. Затем оно зародилось в Германии, в Венгрии и в Италии, где после трёхлетней организационной подготовки и нескольких героический столкновений, овладело государственным аппаратом и создало так называемый «фашистский режим». Этот политически успех заставил наших современников говорить и думать о фашистском «методе» борьбы с большевистской заразой. Далее Иван Александрович размышляет, стоит ли считать «белыми» переворот в Греции, движение Гайды в Чехословакии или «борьбы за порядок» диктатора Суллы в Риме. И даже выражает опасение в том, что «у нас» (в СССР) может возникнуть «не белый фашизм». Однако в мае 1933 года он уже без всяких сомнений заявит, что «Гитлер остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе». Ну, чем закончилось и «рыцарское» белое движение в 1922 году, и «фашистский метод борьбы с большевистской заразой» в 1945 году, нам хорошо известно!   
                Нет ничего удивительного в том, что Иван Ильин ходит у Путина в авторитетах. Президент РФ то и дело его цитирует. Ему вторят Медведев, Лавров, патриарх Кирилл, Сурков, Володин. Это, так сказать, узкий кружок «путинских шовинистов». В 2009 году Путин «за свой счёт» поставил Ильину новое надгробье (ранее прах Ильина был перевезен из Швейцарии и перезахоронен на кладбище Донского монастыря в Москве).
              В статье В. Путина «Об историческом единстве русских и украинцев» (от 12 июля 2021 г.) есть и такие чудесные пёрлы: «Именно советская национальная политика — вместо большой русской нации, триединого народа, состоявшего из великороссов, малороссов и  белорусов, — закрепила на государственном уровне положение о трёх отдельных славянских народах: русском, украинском и белорусском». Что за бред? Какая «большая русская нация»? Между прочим, «нация» — это политическая категории, а не этническая! Например, есть американская нация, в которую входят даже представители «белой» и «чёрной» рас, не говоря уже о множестве разных народов. «Советская нация» включала все народы СССР. Да и теперешняя «российская нация» состоит из русских, татар, чеченцев, мордвинов, украинцев, тувинцев и т.д. И что это за новое этническое понятие «ТРИЕДИНЫЙ НАРОД»? Это — как христианский Бог, существующий в трёх ипостасях? Путин утверждает, будто бы «Украина создавалась в значительной степени за счёт исторической России» (обратите внимание: «В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ»!). Какую «историческую  Россию» он имеет в виду? Уж не ту ли, которую сегодня утюжат ракетами и пытаются захватить? Очевидно, что кроме лозунга «будочника Мымрецова «Тащить и не пущать!», Путину настало время использовать лозунг: «Бей своих, чтобы чужие боялись!»

                4. Резюме
                «Военная операция» на Украине — это реальное проявление великодержавного русского шовинизма. И чего же Россия добилась на четвёртый месяц войны? Каковы РЕЗУЛЬТАТЫ?
1. Десятки тысяч погибших с обеих сторон; разрушения украинских городов и сёл, разрушения объектов инфраструктуры, где-то полная, а где-то частичная оккупация  Крыма,  Донецкой,  Луганской, Херсонской и Запорожской областей; 
2. полный крах идеи «русского мира»;
3. реальное расширение НАТО в Европе (за 20 лет правления Путина контингент войск НАТО в Европе вырос  с 20 тысяч до 100 тысяч, а Швеция и Финляндия «просятся» в НАТО;
4. превращение России в страну-изгоя.
 
                В «путинской» России шовинизм стал государственной идеологией, потому что основные политические партии, включая КПРФ и "Справедливую Россию", поддержали агрессию. Её де факто поддержала и РПЦ, и деятели культуры, за исключением отдельных людей. Общественное мнение на этот счёт в России — неведомо! Зато граждане каждый день видят «гуманитариев», с утра до вечера беснующихся на экранах ТВ. С какой изощрённой «фантазией» все эти Соловьёвы, Михалковы, Кургиняны, Никоновы, Михеевы, Прилепины и иже с ними — пытаются доказать «ПРАВДУ» никчемной путинской «операции», утверждая, будто бы она ведётся «для безопасности России»! Продолжают нести бред начёт каких-то там украинских «нациков»! Бодро пытаются уверить соотечественников, что все санкции больше вредят не России, а тем, кто их объявляет! Грозят тем странам, которые помогают Украине оружием! А самые борзые из этих засранцев даже объявляют, что пора уже начинать ядерную войну против «коллективного Запада»!!!
               


Рецензии