Тени прошлого. великий князь Дмитрий Павлович
в трагическую историю гибели членов и родственников царской
семьи, погибающих в тяжелых мучениях и страданиях в 1918-1919
годах. Они были сказаны великим князем Павлом Александровичем
на краю могилы у стен Петропавловской крепости за миг до
рокового выстрела. Никаких преступлений и прегрешений за ним
не было, как их не было и за тремя другими расстрелянными с
ним вместе великими князьями. Они даже не боролись против
революционных преобразований в стране. Они просто были
Романовыми и принадлежали к правящей до 1917 года в России
династии.
Была ли такая трагедия возможна, если бы сын Павла
Александровича Дмитрий не принял участия в заговоре против
старца Григория Распутина? Неужели Распутин, предсказывая
гибель Великой империи и царской семьи после своей смерти,
видел это страшное событие перед своим внутренним взором?
Неужели можно предсказать будущее без глубокого исторического
и социального анализа, а просто видя развитие дальнейших
событий глубинным сознанием души? Можно ли сказать, что
убийство близкого человека к царской семье Распутина послужило в
самом деле спусковым крючком для развернувшейся трагедии
Красавец, эгоист и очень богатый человек, двоюродный
брат самого царя, великий князь Дмитрий Павлович позволил
себе вмешаться в ход исторических событий и стать заговорщиком.
В ночь на 17 декабря 1916 года он вместе с другими членами
заговора стал виновником смерти Григория Распутина, близкого
к царской семье старца, умеющего с помощью заговоров лечить
и облегчать страдания больного наследника престола царевича
Алексея. Какие еще взаимоотношения связывали его с царской
семьей и какое влияние он мог иметь на политические решения
принимаемые царем, все это остается неразрешимой загадкой,
несмотря на многочисленные мнения по этому вопросу. Каковы
были подлинные мотивы заговорщиков, это тоже вопрос для
дискуссий. И как мог провидец, хотя и чувствующий скорую
смерть, согласиться последовать в Юсуповский дворец с молодым
князем Юсуповым, тайно покинув свою квартиру на Гороховой
улице?
Сегодня в знаменитом княжеском Юсуповском дворце
на Мойке имеются два выставочныйх зала, которые воссоздают
картину развернувшихся здесь событий далекого 1916 года.
В верхнем кабинете Феликса Юсупова, который располагается
в специально созданных для его молодой семьи апартаментах,
собралось общество из четырех человек. Это заговорщики.
Дело происходит поздним декабрьским вечером 1916 года.
Один из них-- великий князь Дмитрий Павлович. Спустя годы,
когда в Юсуповском дворце откроется музей, посвященный
быту одной из самых богатых петербургских семей, две
комнаты на половине Феликса, будут посвящены убийству
Григория Ефимовича Распутина. И эта сцена из трагического
прошлого, имеющего место быть в этом дворце и о которой
я упомянула выше, будет запечатлена в фигурах из воска.
Перед глазами посетителей музея предстанут фигуры, застывшие
в ожидании. Они находятся в неведении того, что происходит
в нижнем кабинете, куда ведет крутая лестница с площадки
за дверью. Кстати, найти выход на эту лестницу очень непросто.
Она скрывается за одной из многочисленных зеркальных
панелей. И когда заговорщикам, услышавшим шум с лестницы,
понадобится найти нужную дверь, ведущую к ней, они не
единожды ошибутся. Узнать эту историю можно будет в дальнейшем
только из рассказа экскурсовода, а не из расположения восковых
фигур. Они не покидают кабинет, хотя сидят и стоят в напряженных
позах. Самым спокойным из этой четверки выглядит Дмитрий
Павлович. Он сидит за круглым столом, в руках у него сигарета.
Военный мундир подчеркивает его подтянутую и стройную фигуру.
Холеное лицо великого князя отличается, несмотря на неблаговидные
поступки, красотой и достоинством.
Спустя несколько лет, уже
в изгнании, привычка к великосветским манерам, умение держать
себя с достоинством сослужат этому молодому человеку хорошую
службу. Жить за границей в благополучных европейских странах
было для него не в новинку. Мода получать образование и жить
за рубежом у богатых, денежных соотечественников появилась
не сегодня, а имеет длинную историю. Однако раньше у великого
князя за спиной на родине были богатства, принадлежащие его
семье, а в изгнании он имел только свой ум, свое обояние и
несколько драгоценностей, оказавшихся при нем. Этого хватило,
чтобы около года сожительствовать со знаменитой модисткой
Коко Шанель. Благодаря ей он сменил свой поношенный
костюм и потрепанные туфли на новый гардероб. Он дарил
ей самого себя и те драгоценные камни, которые у него еще
были в виде перстней, запонок... Жениться на этой женщине,
несмотря на ее богатства и прочное положение в обществе,
он не мог из-за тех предрассудков, которые он получил вместе
с воспитанием человека особого круга. Через год Великий князь
вступил в брак в Лондоне с дочерью американского миллиардера.
С женой он прожил недолго, но нажил себе наследника. Сестра
Дмитрия Павловича Мария помогала ему и опекала его
в трудной жизни эмигранта, оказавшегося на чужбине без
копейки денег. Деловых качеств Великий князь не имел и без
русских денег вдали от Родины жить не мог. Таких, как он,
потерявших свое материальное благополучие с крахом
Российской Империи, было в Европе очень много. Они
поддерживали друг друга не только морально, но иногда и
материально. Такие попытки предпринимал и князь Феликс
Юсупов, оказавшийся также в эмиграции. Он был более
деловым и предприимчивым по сравнению с Дмитрием
Павловичем. Он приехал во Францию не с пустыми руками,
но для людей привыкших не считать копейки, этого было,
конечно же, мало.
А если бы все вернуть назад, если бы не
было убийства Распутина, произошли бы все эти события
или нет? Как мы знаем, история не имеет сослагательного
наклонения. И сегодня посетители Юсуповского дворца могут
видеть фигуры из воска, представляющую великого князя и
других заговорщиков. Они могут слушать историю событий,
происходящих в двух небольших кабинетах. Ведь есть еще
один маленький кабинет в подвале особняка, где в указанное
время застыли еще две фигуры. Сегодня они тоже представлены
в воске. Это сам Григорий Распутин и князь Феликс
Юсупов. Распутин сидит за столом, а Феликс стоит в сторонке.
Еще не наступила трагическая развязка. Все еще впереди. И смерть
святого старца, и гибель Империи вместе с царской семьей, и
бегство за границу. Впрочем, Дмитрию Павловичу бежать не
пришлось. Его наказание за содеянное состояло в высылке на
турецкий фронт, что можно сказать, спасло ему жизнь. Во
дворце Юсуповых на Мойке он был частым гостем. Дружба с
сыном владелицы дворца Зинаиды Николаевны Юсуповой
Феликсом, это было еще далеко не все, что связывало Великого
князя и с особняком на Мойке, и с семьей в нем проживавшей.
Они все принадлежали к одному социальному кругу людей
богатых, знатных и близких к власти. О родстве Дмитрия
Павловича с находящимся у власти Николаем Вторым было
упомянуто. Его друг Феликс Юсупов тоже породнился с царем
благодаря своей женитьбе на племяннице самодержца Ирине.
Планы Великого князя жениться на царской дочери Ольге
расстроил Григорий Распутин, дав ему отрицательную характеристику
и тем самым очернив его в глазах матери невесты. Взаимные
симпатии молодых людей не нашли своего логического завершения.
Была ли эта причина главной, по которой Дмитрий Павлович
принял участие в заговоре?
Он был еще молод, самоуверен и не
мог себе представить, что его ждет в дальнейшем. Сколько раз
Дмитрий Павлович бывал в Юсуповском дворце и сколько раз
поднимался по знаменитой мраморной лестнице, украшенной
скульптурами, сфинксами и большими торшерами, сделанными
из русского фарфора. При этом он любовался самой большой
в Петербурге хрустальной люстрой, украшающей лестницу,
созданную знаменитым архитектором Ипполитом Монигетти.
Не меньшее количество раз Дмитрий Павлович проходил по
парадной анфиладе покоев женской половины дворца, чтобы
принять участие в балах или праздничных застольях. Он, как и
некоторые другие члены царской семьи, бывал также и в музее,
и в частном театре дворца. Известно, например, что будучи
наследником престола, Николай Второй участвовал в театральных
постановках на сцене театра Юсуповского дворца. Он сопровождал
сценки, где выступала юная Зинаида Юсупова, ставшая позже
последней владелицей этого дворца. Ее талант был всеми признан.
Она любила петь и танцевать в национальных русских
костюмах. И она была запечатлена на холсте кистью художника
Константина Маковского в таком наряде. В то же время Юсуповы
были одной из самых богатых семей России. Коллекция драгоценностей
этой семьи занимала по своей значимости второе место после
царской. Им принадлежала знаменитая жемчужина «Пелегрина».
Это сокровище имеет за собой длинную историю. Она попала во
Францию с приданым, которое получила Мария Терезия, супруга
Людовика Четырнадцатого, от своего отца короля Испании
Филиппа Четвертого. В 1826 году жемчужина «Пелигрина» попала
в семью Юсуповых. Вывезенная Юсуповыми из России в годы
революции вместе с некоторыми другими драгоценностями, она
в 1953году была продана Феликсом Юсуповым женевскому ювелиру.
В коллекции Зинаиды Юсуповой были также и бриллиантовые
серьги, которые раньше принадлежали Марии Антуанетте,
супруге Людовика Шестнадцатого. Имущество казненных
французских короля и королевы было частично распродано.
Русская аристократия, любившая пожить в Париже, хорошо
разбиралась в ювелирных ценностях. Серьги французской королевы
приехали в Россию с Татьяной Юсуповой, которая их приобрела
в одном из ювелирных магазинов. Многочисленные портреты
красавицы Зинаиды Николаевны Юсуповой изображают ее и с
этими вошедшими в историю шедеврами ювелирного искусства.
Эти серьги последовали также за своей русской владелицей в
эмиграцию, где были проданы в 1928 году. В конечном итоге
судьба этого раритета оказалась счастливой. Серьги Марии
Антуанетты выставлены в экспозиции одного американского музея.
Бриллиант «Полярная звезда», ранее принадлежащий старшему
брату Наполеона и приобретенный такжеТатьяной Юсуповой, имел
судьбу первых двух исторически известных драгоценностей.
Сколько было потеряно, утрачено в ходе последующих за
убийством Распутина событий. Насколько велика была в них роль
заговорщиков, которых история представила в виде восковых
фигур, собравшихся на половине молодого князя Феликса
Феликсовича Юсупова? Есть мнение, что он был мягок, несколько
слабохарактерен и что благодаря этим чертам был втянут в заговор.
Вот они, эти залы, которые в наши дни стали выставочными
и здесь можно увидеть всегда много посетителей. Обстановка
петербургского аристократического дома представляет интерес
для публики. Если поднявшись по лестнице, пройдя через
вестибюль, свернуть налево, то окажешься в гостиной во
французском стиле, который в 19 веке наряду с французским
языком царил в петербургских знатных салонах. Гобеленовая
гостиная с тремя старинными гобеленами западноевропейской
работы; мебелью, изготовленной знаменитыми французскими
мастерами. И самый знаменитый из них Буль, подаривший миру
комоды, шкафы и другие предметы мебели, выполненные по
особой технологии. В ее основе лежит инкрустация латунью,
золоченой бронзой, панцырем черепахи. Своей мебелью
Андре-Шарль Буль привнес свою долю блеска в прославленное
правление Людовика Четырнадцатого. Через помпейский
коридор имеется переход в Большую Ротонду, где тоже царит
французский вкус, представленный и мебелью, и светильниками.
Замечателен купол Ротонды, одним из главных элементов
которого является изображение синего неба с золотыми
звездами и полумесяцем. Еще здесь есть бронзовый светильник
с гербом семьи Юсуповых. Он был специально заказан и герб
представляет все те же звезды и полумесяц. И это не случайно.
Принявшие при царе Иване Грозном православие, Юсуповы
никогда не забывали, что их род шел от хана Юсуфа и был в свое
время мусульманским. Отсюда такой герб у этой княжеской
семьи. А дальше парадные залы женской половины дворца. Они
были специально созданы для демонстрации богатства и
утонченного аристократического вкуса владельцев дворца и
являются типичными для особняков знати. Первым после
большой Ротонды помещением является Спальная комната. Здесь
тоже царит французская мода: и большая кровать с балдахином,
и маленькие столики с диванчиками и стульями, и камин из
оникса. Оникс начинает светиться розовым цветом, когда в нем
горит огонь. Рядом с кроватью находится небольшая дверь,
которая выходит на лестницу, ведущую в спальню князя. Она
располагалась на первом этаже. Согласно некоторым мнениям,
перила лестницы были раньше из хрусталя. Изюминкой этой
маленькой двери было и то, что ключ от этой двери находился
со стороны женской спальни. Синий, Красный или Императорский,
Зеленый салоны следуют один за другим и завершают анфиладу
покоев княгини. Каждый из этих салонов имеет свою особенность.
Согласно штофам на стенах они получили свои названия.
В Синем салоне есть красивая французские люстра и круглый
стол с цветными вставками. В Красном салоне представлена
золоченая мебель русских мастеров и здесь всегда висел портрет
императора, правящего в данное время. В Зеленом салоне главным
является камин, облицованный уральским малахитом. Потолочная
живопись украшает каждый из этих залов и в ее основе лежит
древнегреческая культура. Не менее интересен и паркет, состоящий
из различных пород драгоценного дерева и выложенный
причудливыми узорами. Над созданием интерьеров дворца работали
поколения русских и иностранных мастеров, создавая для Юсуповых
удобное семейное гнездо, начиная с 1830 года. Именно тогда
дворец на Мойке, принадлежащий семье Шуваловых, купил
Николай Борисович Юсупов, который был известным вельможей
екатериненской эпохи. Его дружеские отношения с философом-
просветителем Вольтером, должность главного церемониймейстера
при коронации Павла Первого, Александра Первого и Николая Первого
указывают, какую значимость в жизни России имел этот человек.
Купив дворец, он начал его перестройку, его наследники продолжили
эту деятельность. Однако, главный фасад здания, который создал
архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот в классическом стиле,
сохранился. Ему на смену пришли архитекторы новых взглядов и
модных веяний эпохи. Андрей Михайлов, Ипполит Монигетти,
Александр Степанов изменили первоначальное строение и
наполнили его новым содержанием. Вслед за вереницей гостей,
приглашенных на бал или в театр, следовал и Великий князь
Дмитрий Павлович в другие залы особняка. За Зеленой гостиной
находится Танцевальный зал. Белые колонны и светло-серые стены
из искусственного мрамора,огромные венецианские зеркала с
балюстрадами из горного хрусталя, огромная хрустальная люстра,
в которой насчитывается 132 светильника делают помещение
нарядным, праздничным, пронизанным особым светом.
А дальше идет Белоколонный зал с 24 колоннами, которые тоже
созданы из искусственного мрамора. Он был в ту пору в большой
моде. Балконы для музыкантов, скульптура греческого бога вина
Диониса в нише--отсюда еще одно название этого зала «Большой
Банкетный». За ним следует Художественная галерея дворца.
Она состоит из Николаевского зала, Зала Прециоза, Зала
Кановы или Малой Ротонды, Зала античной скульптуры и
Римского зала. Коллекции произведений лучших мастеров
западноевропейского художественного сообщества впечатляют.
Не менее интересно и оформление выставочных залов. А дальше
находится домашний театр. Он великолепен и по оформлению,
и по списку знаменитостей, которые в нем выступали. Ференц
Лист, Фредерик Шопен, Полина Виардо, Федор Шаляпин,
Леонид Собинов, Михаил Глинка, Александр Даргомыжский
были на сцене этого театра. Позже здесь слушали поэтов,
читающих свои стихи. Это были и Александр Блок, и
Сергей Есенин, и Владимир Маяковский. Созданный в стиле
рококо, украшенный красным плюшем с позолотой, имеющий
отдельную ложу для царской семьи и отдельную для хозяйки
дворца и ее семьи, театр насчитывает всего 130 мест.Сегодня
уже нет в Санкт-Петербурге семьи Юсуповых, имеющих в
городе еще и другие дворцы в добавок к тем многочисленным,
которые были разбросаны по городам и весям большой страны.
А театр в их бывшем дворце продолжает жить своей особенной
жизнью и пользуется в Петербурге заслуженным уважением.
В тот поздний вечер на 17 декабря 1916 года Дмитрий Павлович
был в Юсуповском дворце в последний раз. Ему больше никогда
в жизни не довелось пройти по тем дворцовым парадным залам,
где мы только что побывали, воображая себе пребывание
Великого князя в дворце на Мойке. Его друг и приятель Феликс
Юсупов один раз еще вернется тайно из ссылки во дворец, чтобы
забрать из тайника запрятанные ценности. С убийства Григория
Распутина начались их странствия по свету сперва в качестве
высланных из столицы, а позже как настоящих эмигрантов,
потерявших Родину и все, что с ней было связано. Ах, если бы
все можно было бы вернуть и остаться в той действительности,
которая для них существовала до этого трагического момента...
После тайного убийства Григория Распутина сообщники
заговора в надежде, что их не отыщут и смерть старца останется
просто тайным и необъяснимым исчезновением человека, разошлись
в разные стороны. Дмитрий Павлович и его друг Феликс Юсупов
направились на Невский проспект во дворец Белосельских-
Белозерских. Они рассчитывали там отсидеться и избежать
заслуженного наказания.
Дворец является настоящим украшением
главного проспекта Петербурга. Он находится на углу Невского
и Фонтанки, у Аничкова моста. Возведенный в 19 столетии в стиле
эклектики архитектором Андреем Штакеншнейдером, дворец
сохранил название, полученное от его первых владельцев. Красный
цвет здания и украшающие его фигуры атлантов белого цвета
выделяют дворец из ряда других строений. Он пережил революцию,
войну и нашел свое место в культурной истории города. Дворец
стал использоваться как площадка для выставочной деятельности
и проведения различных культурных мероприятий.
Последним дореволюционным его владельцем
стал Великий князь Дмитрий Павлович.
Он получил дворец в подарок от Елизаветы Федоровны.
Она была супругой Великого князя Сергея Александровича и
родной сестрой последней русской императрицы Александры
Федоровны. Будучи невестой наследника русского престола,
немецкая принцесса некоторое время проживала в дворце
Белосельских-Белозерских, приобретенным незадолго до этого
Сергеем Александровичем в собственность. В силу особых
взаимоотношений супружеская пара Сергея Александровича
и Елизаветы Федоровны не имела детей. Они взяли на воспитание
племянника со стороны мужа, сына Павла Александровича.
Ребенок потерял мать при рождении. После смерти греческой
принцессы, супруги Павла Александровича, оставалась еще
дочь Мария. О ней позаботилась также бездетная пара. Отец
детей, который решился на морганатический брак, потерял
право на воспитание своих детей. Получив пост губернатора
Москвы, великий князь Сергей Александрович покинул с
семьей Санкт-Петербург. В 1905 году он погиб от взрыва
бомбы, брошенной революционером Иваном Каляевым. Через
некоторое время после этого события вдова подарила дворец
на Невском проспекте своему приемному сыну Дмитрию
Павловичу.
Вот в этот самый дворец и явились два заговорщика,
надеясь утаить содеянное. Однако они были разоблачены и
наказаны Николаем Первым. Он их выслал из столицы. Это
были тяжелые годы Первой мировой войны и оба офицера
были направлены в воинские части. Дмитрий Павлович оказался
на турецком фронте. Ему больше не пришлось вернуться в
Санкт-Петербург и пожить в своем прекрасном дворце на
Невском проспекте. Он пережил на несколько лет свою
жертву. Если Григорий Ефимович умер в возрасте 47 лет, то
Дмитрий Павлович скончался в 51 год на чужбине в Швейцарии.
Свидетельство о публикации №222052800576