Александро-Невская лавра

 

               С основанием Петербурга Петром Первым была основана и Александро-
          Невская лавра. Царь считал себя последователем  новгородского князя
          Александра Невского, который первым дал достойный отпор шведам
          на берегах Невы и победил их. По этой причине, основанный Петром
          монастырь, получил имя святого воина. Традиция основания новых
          монастырей при закладке городов была тем самым царем исполнена.

               Сегодня мы можем видеть на территории Лавры строения, созданные
          знаменитым петровским зодчим Доменико Трезини. Главный храм
          собора был возведен позже знаменитым архитектором эпохи Екатерины
          Второй Иваном Старовым. Петровское барокко и екатерининский
          классицизм доминируют среди архитектурных стилей Лавры.

             В 2003 году на площади Александра Невского воздвигли одноименный
          памятник. Сразу за памятником виден вход в монастырь, который проходит
          через монастырскую стену. Несколько церквей, жилые корпуса для
          монахов, несколько кладбищ... Обширна территория монастыря, который
          является действующим с его основания. Даже в трудные для духовенства
          годы атеизма лавра не прекращала свою деятельность. Правда, один
          очень негативный факт связан с изъятием Святых мощей Александра
          Невского. В Казанском соборе был создан музей религии и атеизма,
          где и выставили на всеобщее обозрение мощи Александра Невского,
          нашего национального героя.

                Впервые я прикоснулась к этой теме при посещении Эрмитажа,
          самого большого и богатого музея нашей страны. В одном из парадных
          залов Зимнего дворца я стояла с экскурсионной группой перед серебряной
          гробницей. История создания этого произведения искусства русских
          мастеров восемнадцатого века при царице Елизавете Петровне произвела
          и производит весьма внушительное впечатление. Сама гробница и большой
          памятник к ней, канделябры, искусная чеканка этого монументального
          сооружения украшают большой зал и собирают вокруг него много
          любопытствующих. Вопрос, а где же находится тот, кто здесь был упокоен,
          как правило не задается. Перенос этого шедевра из Александро-Невской
          лавры в Эрмитаж связан со временем изъятия церковных ценностей
          в пользу голодающего населения в послереволюционной стране. Гробница
          предназначалась к переплавке и только благодаря настойчивости
          искусствоведов была сохранена и выставлена для показа посетителям.

                С перестройкой изменилось отношение к духовным заведениям. В
          это время Святые мощи Александра Невского были возвращены Лавре.
          Для них была создана новая рака. Она не  такая изысканная, как та,
          которую выставили в Эрмитаже, но вполне достойная.
 
                Александро-Невская лавра является популярным местом, куда
          направляются верующие, паломники и экскурсанты.
              В Александро- Невской лавре можно посетить могилы Александра
          Васильевича Суворова, Петра Федоровича Чайковского, Федора
          Михайловича Достоевского, Галины Васильевны Старовойтовой,
          Анатолия Александровича Собчака. Кроме этих громких имен можно   
          назвать и много других.
 
               Мне хочется пройтись с вами по территории лавры тем маршрутом,
          который мне давно знаком. В восьмидесятые годы и позже, работая в
          летние месяцы переводчиком и сопровождая немецких туристов, я
          неоднократно бывала в этом историческом месте Петербурга.
 
               Экскурсия начиналось уже на площади Александра Невского,
          которая расположена перед  первым входом в религиозный, духовный
          и культурный комплекс, каковым является Александра-Невская лавра.
          Памятник Святому возник в самом начале нового тысячелетия и
          представляет собой конного рыцаря в воинских доспехах. Статуя
          доминирует на площади и достойно представляет победителя шведов
          на берегах Невы в тринадцатом столетии. Когда памятник отсутствовал,
          экскурсия, тем не менее, начиналась тоже на этом месте. Во-первых,
          нужно было объяснить гостям, кто такой для русских людей Александр
          Невский и почему при основания города на берегах Невы его основатель
          Петр Первый повелел основать одновременно и монастырь в честь
          прославленного воина. Кроме того, не только Лавра носит его имя, но и
          площадь, и длинный разводной мост через Неву.

               Пройдя по вымощенному булыжником коридору в каменной стене,
          перейдя мост через речку Монастырку и обозрев многочисленную братию
          нищих, мы добирались до входа в государственный музей городской
          скульптуры. По дороге я всегда давала объяснения, что несмотря на то,
          что побирающийся люд взывает активно о матеральной помощи, на
          самом деле у нас в стране все пожилые граждане получают пенсии,
          равно как и убогие инвалиды. Перед этим я делала себе заметку, что
          ни один иностранец из немцев не изъявлял желание внести свою лепту
          в помощь обездоленных российских граждан.
 
                Благополучно добравшись до цели назначения и предъявив ваучер
          на посещение музея под открытым небом, мы входили на территорию
          Некрополя восемнадцатого века, известного также под названием
          Лазаревского кладбища. Название кладбища сязано с созданием при
          Петре Лазаревской усыпальницы. В ней были похоронены отдельные
          члены царской семьи уже вначале основания города. Сегодня все
          останки Романовых находятся в Петро-Павловской крепости в соборе
          с одноименным названием или в великокняжеской усыпальнице. Честно
        говоря, в Лазаревской усыпальнице я была, наверное, пару раз при обучении
          на курсах гидов-переводчиков в далекий восьмидесятый год двадцатого
          века.

            Последние годы усыпальницу реконструировали и этот сложный
         процесс занял десятилетия. К тому же для ее посещения требуются
         дополнительные входные билеты, которыми организация нас не
         обеспечивала. По этой причине я строго придерживалась предписанного
         плана посещения. Возникший в советское время, в 1932, году музей
         городской скульптуры занимается хранением, изучением и реставрацией
         мемориальных памятников. Войдя на территорию Лазаревского кладбища,
         мы продвигались вперед по Петровской дорожке. Кроме нее здесь есть и
         другие: Россиевская, Фонвизинская, Бетанкуровская... Для российского
         посетителя организуются полноценные, богатые историческим содержанием
         с большим экскурсом в происхождение знаменитых русских родов,
         экскурсии. Экскурсоводы при этом называют сотни прославленных
         в прошлом имен, многие из которых составили славу и доблесть нашего
        отечества. Они представляют при этом туристам великолепные памятники,
         которые являются изобразительным искусством под открытым небом.
         Многие из этих памятников были созданы лучшими петербургскими
         мастерами. Позже многие из них были сами упокоены на этом
         кладбище. Вначале здесь захоранивали только по воле Петра, позже
         только знатные и богатые получали возможность быть здесь
         погребенными. Таким образом,  на «элитном» Лазаревском кладбище
         собрались сливки общества. Они входили в один круг избранных. Здесь
         похоронена целая эпоха. На надгробных памятниках можно прочесть
         имена тех, кто составлял придворный антураж Елизаветы Петровны,
         Екатерины Великой и ее сына Павла Первого. Восемнадцатый век
         в виде захоронений великих и знатных фамилий представлен в Некрополе
         с наибольшей полнотой. Их жизнь и их деяния не забыты грядущими
         поколениями. Они представлены на суд людской в рассказах
         экскурсоводов, описаны в многочисленных романах и также даны
         в исторических и архивных справках, хранящих давно ушедшие
         факты, аромат эпохи и лица, которые проступают через дымку
         ушедших времен.

           Я не имею такой полной и всеобъемлющей информации по историческим
         захоронениям и по моей программе этого не требовалось. Поэтому я вела
         своих туристов прямо к могиле Михаила Ломоносова. По дороге я
         иногда останавливалась, чтобы дать пояснения. Довольно часто я подходила
         к Лазаревской усыпальнице с рассказами об отдельных членах царской
         семьи, которые здесь были похоронены. Но главной моей целью в данном
         случае было показать туристам захоронения великих ученых: русского
         энциклопедиста Михаила Ломаносова и немецкого выдающегося математика
         и механика Леонарда Эйлера. Его имя немцами не забыто. Обязательным
         для себя я всегда считала подвести своих туристов также к могиле
         Натальи Ланской. Жена и муза великого русского поэта Александра
         Сергеевича Пушкина Наталья Николаевна Гончарова покоится на
         Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры под другим именем.
         Через семь лет после смерти поэта она вышла второй раз замуж за
         человека спокойного, уравновешенного, дослужившегося до чина
         генерала от кавалерии. От него она имела трех дочерей, вела
         спокойную и уравновешенную жизнь, от чего, говорят, и была
         счастлива. Если посмотреть на портрет Натальи Николаевны Ланской
         в домашнем чепчике, то просто невозможно в ней узнать первую
         придворную красавицу Николаевской эпохи. Народная тропа к
         могиле бывшей красавицы не зарастает, потому что  она была музой,
         женой и любовью великого поэта. На этой могиле звучат бессмертные
         пушкинские строки. Я тоже читала стихи классика нашей русской
         литературы на немецком языке при посещении лавры. Об Александре
         Сергеевиче Пушкине, о его жизни и творчестве, я говорила и рассказывала
         при каждом удобном случае.
              Обязательной для себя я также считала могилу Андрея Воронихина,
         потому что в других программах по городу я показывала его архитектурные
         шедевры и рассказывала о его необычном жизненном пути. Невозможно
         при посещении Потербурга не увидеть на Невском проспекте
         величественного Казанского собора и не услышать историю, что его
         создатель был из крепостных.

             После посещения Лазаревского кладбища по программе мы, как положено,
          шли  к Тихвинскому кладбищу, которое больше известно под названием
          Некрополя мастеров искусств. Оно расположено напротив Лазоревского.
          Эта часть кладбищенских захоронений называлась Ново-лазаревское
          кладбище. Оно было основано в 1823 году. Во второй половине
          девятнадцатого века кладбище получило новое название --
          Тихвинское. К 1937 году были произведены большие изменения
          как в самой стране, так и на территории Лавры. Тихвинское кладбище
          кладбище получило новое название и сегодня оно известно также как
          музейный Некрополь мастеров искусств. Список, захороненных здесь
          знаменитостей обширен, но в нашу экскурсию входят не все. Мы начинали
          наше посещение с могилы Федора Михайловича Достоевского, чье имя
          известно во всем мире. Трагизм, созданных им образов, и накал страстей
          в его произведениях заставляют иногда леденеть кровь в жилах и
          сжиматься сердце от человеческих страданий. Однако нужно заметить,
          что язык произведений классика отечественной литературы достаточно
          сложен для прочтения и многие наши сограждане довольствуются
          знакомством с его творчеством через просмотр экранизированных
          произведений, посещения его могилы и музея-квартиры рядом с
          Кузнечным рынком. Иногда им приходит в голову также постоять
          перед иконостасом Владимирской церкви на Владимирском проспекте.
          В последние годы жизни писатель был прихожанином этого
          старинного храма, основанного еще в первой половине восемнадцатого
          века. Известно, что Достоевский неистово молился здесь в углу
          перед иконами, выпрашивая прощение за грехи. Имя Достоевского
          стало так известно за рубежом, что напротив Владимирской церкви
          открыли лет тридцать назад отель «Достоевский». Этот адрес находится
          в непосредственной близости с Невским проспектом и благодаря
          этому удобен для проживания. В отеле часто селятся туристы из
          Германии, Франции, Италии... Среди жителей Петербурга популярна,
          разработанная в последние годы экскурсия, которая основана на
          содержании его романов. Писатель в своих романах называл
          конкретные адреса проживания своих героев. Он указывал не только
          названия улиц, но и номера домов. Иногда в произведениях были даже
          указаны номера квартир, в которых происходили описываемые
          события. На всех этих указаниях с названиями произведений классика
          и перечислением литературных героев, созданных им, и построена эта
          программа. Наиболее деятельные любители его творчества посещают
          дом Достаевского в Старой Руссе. Уютный деревянный дом на берегу
          реки с рабочим кабинетом писателя являлся единственной
          недвижимостью Федора Михайловича Достоевского. Оставив потомкам
          громкое имя, вошедшее в отечественную и мировую литературу, он не
          оставил наследникам материальных благ.

                Предлагаю вернуться в Некрополь мастеров искусств, где стоя
           перед могилой писателя я обсуждала жизненный и творческий путь
           этого  выдающегося соотечественника. Когда я забывала
           назвать некоторые самые значимые его произведения, немецкие
           туристы делали это самостоятельно. Однажды мы были свидетелями
           празднования юбилея Достоевского одним из литературных
           клубов Петербурга. Это значит, что творчество писателя по-прежнему
           востребовано.
                В непосредственной близости к могиле Достоевского находится
           захоронение семьи Жуковских. Я не могла проходить мимо, потому что
           знаменитый русский поэт Василий Андреевич Жуковский, как
           известно, был воспитателем наследника престола, будущего царя-
           реформатора Александра Второго. Жуковский обучал его также
           немецкому языку, а кроме этого делал многочисленные переводы
           с немецкого на русский язык.

                Наше следующее направление было в сторону захоронения Петра
            Ильича Чайковского. Несмотря на то что наша русская музыкальная
            культура очень богато представлена в мировом творческом сообществе
            многими знаменитыми именами, имя Чайковского наиболее известно
            иностранцу. Мы шли по тому уголку Некрополя, где собрались
            весьма значимые имена русских композиторов: Михаил Иванович
            Глинка, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Модест
            Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин.
            Называя прославленные имена и  произведения, которыми гордится
            русская культура, время от времени я слышала дополнения со стороны
            моих туристов и понимала, что эти композиторы известны и за рубежом.
                «Полет шмеля» Римского-Корсакова и его «Царь Салтан»,
            созданый по знаменитой пушкинской сказке, а также «Князь Игорь»
            Бородина и произведения Мусоргского «Борис Годунов», « Хованщина»
            назывались всегда в первую очередь.
                Наконец мы подходили к монументальному памятнику из черного
          мрамора над могилой Петра Ильича Чайковского. Вспоминали все, что
          было связано с этим именем: любовь его родных и близких к музыке,
          которую он впитал в себя с детских лет; его обучение на юридическом
          факультете в училище имени принца Ольденбургского; его решительный
          поворот в сторону музыкального образования. Всемирноизвестные
          произведения композитора, как правило, сопровождают наших
          туристов в России. Они звучат в холлах гостиниц, на площадках перед
          входом в музеи. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое
          озеро» узнается практически всеми гостями города. Несколько слов
          о душевном одиночестве и тайне смерти, при этом называя и официальное
          мнение. Оно утверждает, что композитор выпил стакан некипяченой
          воды в холерный год в знаменитом кафе на углу Невского проспекта и
          реки Фонтанки, известного под названием «Вольф и Беранже». На
          следующее утро Петра Ильича Чайковского не стало. Он умер. Мнения
          о его самовольном уходе из жизни еще не исчезли, а имеют ли они право
          на существование-- это уже совсем другой вопрос. В нашем городе есть
          много мемориальных мест, связанных с жизнью и творчеством этого
          талантливого человека. В первую очередь здесь нужно, конечно, говорить
           о музыкальных театрах, где звучит его незабываемая музыка. Оперы
          Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин», «Орлеанская дева»,
          «Пиковая дама», «Иоланта», также как и балеты «Лебедине озеро»,
          «Спящая красавица», «Щелкунчик» пользуются мировой славой.
                Отдав дань уважения русским композиторам, мы шли согласно
          нашей программе к художникам, которые тоже были удостоены чести
          быть упокоенными на кладбище, принадлежащем Александро-Невской
          лавре. Прежде всего мы подходили к могилам Ивана Ивановича
          Шишкина и Архипа Ивановича Куинджи. Называли и обсуждали
          созданные ими картины.
              Очень часто наши туристы, уставшие и желающие получить другие      
          впечатления, начинали уже разбредаться в самостоятельно выбранных
          направления. Покончив с рассказом о русских художниках я направлялась
          обычно к выходу и по дороге показывала надгробие на могиле
          известного балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа, чье творчество
          в основе славы русского балета. Надгробия на могилах выдающихся
          русских актеров Николая Константиновича Черкасова и Веры Федоровны
          Комиссаржевской на несколько минут задерживали туристов. Они
          выполнены с большой художественной выразительностью и показывают
          в человеческий рост погребенных. Далее совсем кратко о современниках
          Пушкина, чьи могилы находятся здесь с первой половины девятнадцатого
          века и к памятнику на могиле великого баснописца Ивана Андреевича
          Крылова. Он находится у самого выхода из Некрополя, куда быстро
          направлялись некоторые представители нашей группы. Мы благодарили
          служителей Некрополя, выходили в каменный корридор с открытым
          небом над головой и делали выдох. Оставалось только вспомнить
          эпитафию на одном надгробном камне:

                Прохожий! Ты идешь, но ляжешь так, как я.
                Присядь и отдохни на камне у меня.
                Сорви былиночку и вспомни о судьбе.
                Я дома, ты- в гостях. Подумай о себе.

               Хотя лавра имеет еще два других кладбища, они не входили в нашу
           программу посещения этого культурного и духовного оплота русской
           души. Тем не менее наша экскурсия пока не закончивалась и мы
           направлялись к Надвратной церкви, где находится собственно вход
           в Лавру. Во внутреннем дворе мы останавливались обязательно перед
           монастырским палисадником, большим и умело оформленным. Красивее
           цветников, созданных прилежным и благославляемым трудом обитателей
           монастырей, я в моей жизни никогда не видела. В душе навсегда
           остались слова настоятельницы, возрождаемого вблизи Старой Руссы
           монастыря. В ответ на мое удивление, когда я увидела среди развалин
           почти столетней давности прекрасный цветник, она сказала: «На земле
           от рая остались цветы и птицы.»
           Недалеко от первой остановки находится еще одна достопримечательность,
           достойная внимания и обсуждения. Я имею в виду памятник, посвященный
           двум тысячелетиям возникновения христианства, который был создан
           в 2003 году. Перед памятником из серого гранита в краткой форме
           шла беседа о возникновении христианства, его роли в развитии духовных
           ценностей и о крещении Руси в десятом веке, о роли православия на
           Руси.

                Продвигаясь в направлении Свято-Троицкого собора, мы делали
            традиционно еще одну остановку. Это были минуты, когда мысленно
            я предлагала туристам вернуться к эпохе основателя города и вспомнить
            еще раз о создании лавры и проведении застройки на ее территории.
            При этом я указывала на строения, образующие каре и охватывающие
            Казачье кладбище с четырех сторон. Я постепенно продвигалась вперед,
            проходя мимо семинарского корпуса с библиотечной башней, а также
            просфирной с ризничной и митрополичей с архиерейской.
         
             Доминантой этого ансамбля является собор, цель нашего следующего
            посещения. Многочисленный церкви, украшающие корпуса, обозначены
            небольшими куполами. Перед собором мы останавливались перед
            последним, возникшим в Лавре кладбищем.
             Оно возникло в годы гражданской войны и получило название «Казачье»
            согласно званию первых жертв революции, похороненных здесь. Это
            было место захоронений в определенный период советской власти.
            Достаточно скромные памятники украшают надгробия заросшего травой
            и плохо ухоженного места упокоения жертв трудных исторических эпох.
                И вот наконец группа оказывалась перед входом в собор, который
            обязателен для посещения по программе. Краткое знакомство с историей
            храма, объяснение правил поведения в правосланом храме, перечисление
            святынь, находящихся в соборе, происходило уже перед ступенями храма.
            Многоярусный иконостас, мощи Святого князя Александра Невского,
            икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» назывались мною
            в первую очередь среди самых значимых святынь собора. Как правило,
            на ступенях храма прявлялся представитель духовенства, который весьма
            критично осматривал группу. Дамы и господа, одетые в слишком легкие
            и вызывающие летние наряды, в храм не допускались. Остальные же
            спешили внутрь, чтобы поприсутствовать на православном обряде
            богослужения. Двадцать или тридцать минут отводилось на пребывание
            в соборе. Среди туристов время от времени присутствовали русские
            немцы, уехавшие на историческую родину в годы перестройки и не
            забывающие ту землю, которая их вспоила и вскормила. Они покупали
            и ставили перед иконами свечи, опускали деньги в ящики для сбора
            пожертвований, молились, отйдя в сторонку.

                После посещения Свято-Троицкого собора иногда наиболее
            активная группа шла на Никольское кладбище, расположенное за
            храмом. Через небольшую калитку мы выходили на достаточно обширную
            площадь, расположенную между собором и кладбищем и видели впереди
            каменную стену и возвышающийся бело-голубой купол Никольской
            церкви. В последние годы старинное Никольское кладбище стало
            возрождаться.

               Большие изменения в его статусе произошли, когда здесь похоронили
            первого мэра города Анатолия Собчака, вернувшего Петербургу
            его историческое название. Таким образом ленинградцы превратились
           в петербуржцев, долго не могли к этому привыкнуть, а слово «Ленинград»
            исчезло из обихода и с географических карт. Совсем рядом с могилой
            Собчака находится и могила Галины Старовойтовой, депутата Госдумы,
            застреленной на пороге своего дома. В этом месте вполне подходил
            рассказ о годах перестройки, прошедшей в девяностые годы в нашей
            стране и о происшедших политических, экономических и социальных
            изменениях. В обязательном порядке следовал также рассказ об
            основании самого кладбища в середине девятнадцатого века. После
          того, как в 1871 году была построена на средства купца Николая Русанова
          церковь в честь Николая Чудотворца, кладбище получило название
          Никольского. В цокольном церковном этаже расположилась семейная
          усыпальница благотворителя. Такая информация давалась и дальше
          мы совершали небольшую прогулку среди памятников, крестов и
          надгробий. Некоторые из них были новыми, так как с некоторых пор
          захоронения на Никольском кладбище возобновились. Однако в
          основном здесь находятся старые могилы и склепы. Следы вандализма,
          вскрытые и разграбленные склепы все еще сияют своими разверстыми
          входами. Жуть пробирает от такой нечеловечности, полного отсутствия
          гуманизма, уважения к прожитой жизни человека и таинству его ухода
          в другой мир. Положа руку на сердце, я только один раз углубилась с
          туристами в глубины заброшенного в советские годы кладбища,
          разоренного злыми людьми и временем. Воспоминаний хватило на многие
          годы. С той поры посещения Никольского кладбища ограничивались
          кратким пребыванием у могил политиков, связанных с перестройкой
          в стране и осмотром Никольской церкви. В то же время я хочу отметить
          большие преобразования на прилегающей территории, которые быстро
          продвигаются вперед и приносят все новые улучшения.

              При возвращении к Надвратной церкви, где находится выход из Лавры,
           я всегда делала последнюю остановку в нашем историческом и духовном
           экскурсе перед красно-белым зданием Благовещенской церкви.
                Основанная при Петре Первом в 1717 году и возведенная под
           руководством Доменико Трезини к 1720 году, церковь Благовещения
           Пресвятой Богородицы стала сначала усыпальницей для отдельных
           членов императорской семьи и приближенных. А в 1724 году  по
           указу Петра Первого сюда были перенесены останки Благоверного князя
           Александра Невского, которые до этого находились в одном из соборов
           города Владимира. После того, как в 1790 году был построен Свято-
           Троицкий собор, мощи Святого упокоились во вновь созданно храме.
           И после семидесяти атеистических лет забвения они были вновь были
           возвращены верующим. Каждый православный человек может сегодня
           беспрепятственно посетить этот мужской православный монастырь,
           широко известный под названием Александро-Невской лавры, чтобы
           поклониться мощам Святого.
           Национальным пантеоном России называют в наши дни Благовещенскую      
           усыпальницу. Кроме находящихся в алтарной части семи одинаковых
           плит из светло-серого итальянского каррарского мрамора, которые
           указывают на царские захоронения. Среди них: царица Прасковья
           Федоровна, сестра Петра Первого Наталья Алексеевна, младенец
           Петр Петрович, сын Петра Первого, племянница Анны Иоановны               
           Анна Леопольдовна, две дочери Елизаветы Алексеевны,
           супруги Александра Первого.
                Самым знаменательным среди этих
           захоронений для немецких туристов является история с убиенным
           заговорщиками императором Петром Третьим. Супруг Екатерины
           Второй, который был внуком Петра Первого, родился в немецкой
           земле Шлезвиг-Голштинии и для моих туристов был всегда очень
           интересен. Ведь он по своей крови наполовину был немцем. Его
           личная трагедия, связана с взаимоотношениями с его супругой,
           которая тоже была немкой по происхождению. И нужно сказать,
           что она была полнокровной представительницей своей нации.
           Кроме этого он имел промахи в своих политических устремлениях
           и армия была настроена против него. Его соперница в лице супруги
           свергла нелюбимого мужа, пришла к власти.  Став Екатериной
           Великой,  она достигла как императрица больших успехов и уважения
           от окружающих. 
               Погребенный в июле 1762 года без особых почестей, но в присутствии
           супруги и других членов царской семьи, Петр Третий пролежал в
           Благовещенской усыпальнице всеми забытый до вступления на
           престол в 1799 году его сына Павла Первого. Торжественный перенос
           останков императора состоялся в сопровождении участников заговора,
           в результате которого Петр Третий и был убит. Среди доживших до
           этого времени был также известный сподвижник Екатерины Великой
           Алексей Орлов. Победитель турецкого флота при Чесме тяжело
           пережил это событие и отбыл после этого в свое имение, покинув
           большой свет и все увеселения, связанные с жизнью высшего общества.
                Рассказывая дальше об усыпальнице, я называла имена русских
           государственных деятелей, дипломатов и выдающихся русских
           полководцев восемнадцатого и девятнадцатого веков, удостоенных
           чести быть погребенными в этом Пантеоне. Эти имена вписаны в
           учебники истории, звучат в романах, присутствуют в архивных
           справках и широко известны, несмотря на прошедшие столетия,
           в нашей стране. Шуваловы, Нарышкины, Юсуповы, Голицыны и
           другие громкие имена связаны с этим местом. Среди надгробных
           памятников выделяется один, изображающий триумфальную арку.

                Здесь находится захоронение графа Алексея Григорьевича       
            Разумовского, фаворита и тайного супруга императрицы Елизаветы
            Петровны. Иногда я рассказывала о небывалом взлете человека
            из народа, каким и был Разумовский.
               
                Отдельно я выделяла также информацию об усыпальнице
            Бобринских в Пантеоне, которая представляет собой отдельный
            склеп слева у входа. Захоронения там осуществлялись с 1799 по
            1890 год. Эта семья связана тесно с именем Екатерины Второй и
            Григория Орлова, который был ее знаменитым фаворитом и принимал
            участие в дворцовом перевороте в пользу любимой женщины. От
            их союза родился незаконорожденный сын, позднее известный под
            именем Алексея Григорьевича Бобринского. Вся эта история
            была государственной тайной, которая тщательно скрывалась.
                Только Павел Первый открыто уделил семье Бобринских
            внимание, поддержал и признал родство.
                Эти продолжатели рода императрицы стали известны в
            стране как русский графский и дворянский род. Титул и материальное
            обеспечение этому роду были дарованы особым распоряжением
            Екатерины Великой. Нужно отметить, что Бобринские оставили
            положительный след в истории России.

                Самым знаменитым памятником Пантеона является скромная
              надгробная плита из белого мрамора, под которой похоронен в 1800
             году Александр Васильевич Суворов. Каждому в России с детских
             лет известно имя легендарного полководца восемнадцатого века эпохи
             Екатерины Великой. Звание «Великая» императрица получила и
             благодаря тем победам, которые одерживал ее любимый
             военачальник на полях сражений. Он был любим солдатами,
             потому что делил их трудный быт и ел кашу из одного котла. Но
             самым главным было то, что полководец был выдающимся
             и удачливым стратегом. Он жалел солдат и старался беречь их
             жизнь. Александр Васильевич Суворов является основоположником
             российского военного искусства, который не понес ни одного
             поражения на поле боя. И из всех похороненных в этом национальном
             Пантеоне России очень часто простому русскому обывателю известно
             имя только Суворова. На его могиле написано: «Здесь лежит
             Суворов».Перед мраморной плитой установлен также бюст из
            черного камня, вырисовавший профиль человека знакомого и
            любимого со школьной скамьи. Никакие объяснения не нужны.
           Надпись на надгробной плите говорит все, что нужно сказать о человеке,
            слава которого не увяла и не померкла за прошедшие более, чем два
            столетия.

                На этом программа посещения Александро-Невской  лавры
             заканчивалась, хотя в действительности можно много еще говорить
             о той положительной роли, которую сыграла и продолжает играть
             этот духовный центр России.
                Получив массу информации и разного рода эмоций, туристы с
            радостью направлялись к выходу, чтобы вдохнуть глоток жизненной
            энергии от потока живых событий, которые бурлят за каменными
            стенами Лавры.
          
            
               
               
               
             
          
          
            
             
          
          
 

          


       
          

            


Рецензии