От сессии до сессии. Детали

В мои студенческие годы была такая поговорка: сдал сопромат - можешь влюбиться, сдал теормех - можешь жениться. Ну влюблялись мы независимо от сдачи сопромата.  18 лет самое подходящее время. Кстати сказать, сопромат оказался не таким уж страшным, даже не смотря на то, что читал нам лекции преподаватель с фамилией Вальтер. Как шутили наши немногочисленные юноши:
- Пистолет системы Вальтер бьет без промаха.
На самом деле мужчина был спокойным, интеллигентным и об’яснял свой предмет доходчиво. Так что со второго раза зачёт был сдан. Теормех и вовсе не доставил хлопот ни мне, ни моим подругам. А вот дисциплина с незатейливым названием Детали машин и ее замечательный преподаватель запомнились надолго. 

Преподаватель Виктор Леонидович Жавнер был незаурядной личностью. Он любил и знал свой предмет и был человеком широкого кругозора. До сих пор помню фразы, впервые услышанные от него:
- Инженер не тот человек, который все знает, а тот, который знает, где что написано.
- Инженер всегда может стать гуманитарием, а гуманитарий инженером вряд ли.
Странно, но к нам технологам (девчонкам) он относился уважительно. Наверное, оттого, что мы, привыкшие хорошо учиться в школе, продолжали по инерции ответственно относиться ко всем институтским предметам. Но защита курсовика по деталям машин превратилась в целую эпопею.
Накануне сдачи мы с подругой ночью спешно доделывали чертежи своих редукторов у неё дома. Утром бодро и весело поехали в институт. Сели в троллейбус, и тут вдруг бессонная ночь дала себя знать. Моя подруга попросила передать горячий привет Жавнеру и вернулась домой, почувствовав себя неважно. А я поехала дальше. В аудитории собрались и механики и технологи. Виктор Леонидович окинул аудиторию веселым взглядом и сказал:
- Технологи, кто хочет получить тройку, давайте зачетки!
Со своих мест тут же повскакали возбужденные механики, удивленные такой неслыханной халявой. Технологи не сдвинулись с места. Пусть тройка положительная оценка, но стипендию из-за неё не дадут, да ведь можно ещё побороться за четвёрку.
Порыв механиков к халяве был остановлен преподавателем на полпути:
- Я сказал - технологи! - возгласил он.
Разочарованные механики с недоумением взирали на глупых технологов, отказывавшихся от дармовой тройки, и крутили у виска.
Но хитрый Жавнер знал, что делает. Игра называлась 5 вопросов - 5 ответов - 5 баллов. Наша отличница Лена последовательно ответила на 4, пятый не одолела. Ей предложили выбор: либо сейчас 4, либо пересдаёт на 5 в следующий раз. Лена выбрала последний вариант. Дальше в бой рвались механики. Но Жавнер им сказал, что надо всегда пропускать дам вперёд. Следующая защищающаяся не дошла до второго вопроса, она молча стала отковыривать кнопки, которыми с таким трудом прикрепила свои чертежи к доске. Мешал маникюр.

Я ответила на три вопроса. Но эту оценку и так можно было получить, поэтому перенесла сдачу. Таким образом, к следующей защите проекта мы уже знали, на что работает каждый болт своего редуктора. На этот раз нам предложили сразу 4 балла в зачетку, механики умирали от зависти. Ну а зачем теперь 4, если все знаешь? Это так наивно думала я. Лена получила свои 5 баллов. А меня вдруг Виктор Леонидович стал спрашивать про совершенно чужой и незнакомый мне  редуктор. На что работают его болты и гайки мне было неведомо. Я только со своими разобралась.
- Ну что же, придётся Вам придти в следующий раз, - ехидно сказал наш экзекутор.
- А давайте уже сойдёмся на 4? - выдвинула я встречное предложение, - не могу же я выучить все чужие редукторы.
- Нет, четвёрку я уже предлагал, Вы отказались.
- Эх, надо так прогореть! - послышался сочувственный голос знакомого механика.
- Так нечестно, - я пыталась поторговаться.
Жавнер был неумолим:
- До свидания! В следующий раз у Вас все получится, - пообещал он, улыбаясь.
Как же я в этот момент ненавидела свою самонадеянность и этого злодея. Тут весна, птички поют, цветочки цветут, а эти болты с гайками они мне, будущему микробиологу, зачем?

Через три дня я снова ( и не только я) пришла на свидание к любимому преподавателю со своим несчастным червячным редуктором.
Виктор Леонидович упредил мои действия по развертыванию чертежей, уже несколько потрепанных предыдущими защитами:
- Не надо разворачивать, я уверен, что Вы свой редуктор уже знаете, как свои пять пальцев.
- И что я ещё должна знать, чтобы сдать, наконец, этот курсовик? - спросила я, подозревая очередную зловредность.
- Не волнуйтесь, всего пара простеньких вопросов. Я, собственно, уже добился, чего хотел. Теперь я уверен в Ваших знаниях моего предмета.
Пара вопросов и выстраданное отл. появилось в моей зачетке и в зачетках моих подруг.
Кстати, после этих защит сдавать экзамен было легко. А моя подруга и вовсе отличилась, изобрела прямо на экзамене какую-то пружину, чем привела в восторг нашего строгого преподавателя. Он даже предложил ей перейти на механический факультет. Но выбор был сделан раньше. Хотя в последствии ей пришлось работать сначала в молочной, а затем в радиоэлектронной промышленности.

Ну и как не запомнить такого преподавателя? Ведь эти винты с гайками сопровождают меня в течение всей моей трудовой деятельности вместе с фланцами, трубами, фитингами и прочими деталями.

И ещё про гайки.
В 90-е годы было модно увлекаться фэн-шуем. Вспомнила, как я, начитавшись всяких околонаучных статеек, ходила по квартире с подвешенной на веревочке гайкой, определяя места «положительной» и «отрицательной» энергетики. Впрочем, определяй-не определяй, а места в маленькой двухкомнатной квартире не так много, и мебель стоит там, где помещается, увы.
Но, оказывается, герои братьев Стругацких из «Пикника на обочине» тоже использовали гайку для определения аномальных зон повышенной гравитации. Может, они тоже изучали фэн-шуй?

Из Википедии.
Самым древним винтом принято считать найденный в шахте Невады (США) в 1865 году ржавый стальной винт, впечатанный в кусок полевого шпата, возраст которого около 21 млн. лет. НЛО? Не об’ясняют.
В Европе изобретателем винта считают Архита Тарентского, жившего в IV-V веках до н.э. на юге нынешней Италии. Он был пифагорейцем, механиком, математиком, теоретиком музыки, управлял войском и государством, дружил с Платоном, переписывался с ним. Очень интересная личность! Это он стал прототипом идеального царя-философа в работе Платона «Государство», решил задачу об удвоении куба и изобрёл самодвижущееся летающее устройство. Будучи военноначальником (7 раз избирался), не проиграл ни одного сражения.

Первые гайки появились в Древнем Риме ещё до н.э. Но были очень дорогими и использовались в медицинских инструментах и ювелирных изделиях.

Словосочетание винт-гайка появилось в XVII веке.
До этого гайки использовались для крепления рыцарских доспехов, обеспечивая их подвижность.
Массовое производство и использование гаек стало возможным со времени промышленных революций XVIII века.
Все эти детали машин были выполнены из стали.

А вот гайка из червонного золота была использована в конструкции сабли, вручённой в качестве приза победителю чемпионата по фехтованию 1973 года, проходившему в Брюсселе. Победителем стал белорусский спортсмен из СССР Виктор Сидяк.

Ну и в заключении. С Виктором Леонидовичем Жавнером мне довелось встретиться несколько лет назад, он приходил в нашу фирму на празднование юбилея. Все такой же веселый, остроумный, с чувством юмора, преподающий свой предмет студентам Политеха. А ещё он доктор технических наук и занимается благородным делом: разработкой и исследованием вспомогательных устройств для людей с ограниченными возможностями.
Мир тесен, особенно Ленинградский-Петербургский.
Продолжение следует.


Рецензии
Помню говорили старшие, что нужно писать "на дурака". Все разжевывать, чтобы не было непонятных моментов в проектировании, все по ГОСТам, описания мельчащих деталей, как они работают. Что? Куда? Откуда? Функциональные схемы, Техническое задание, сопроводительная документация - программное, математическое, информационное обеспечение, алгоритмы. Наш главный программист ругался на всю эту бюрократию, алгоритмы вообще были не в тему, а мне потом приходилось бегать все согласовывать между начальством, утверждать в головном ведомстве. Чтобы потом выйти на макетный образец. Что запомнилось из инженерного прошлого. Сейчас подробные инструкции не пишут, программная часть сырая, но видео инструкции неполные, так что приходится, снова молодым писать старые добрые хэлперы, правда уже без гостов.

С интересом
Искандар

Заметки Географа   08.06.2022 21:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Искандер! У нас несколько лет назад отменили СНиПы. Но когда начали рушиться здания, крыши, стены, их вернули. Но проектировать стали плохо, все проектные институты развалили, между разделами нет согласования. Обидно. Стремятся проектировать в 3D, а широты взгляда не хватает. Каждый увяз в своей специальности. Такие грустные размышления, хотя работу свою люблю.

Людмила Петрова 3   10.06.2022 21:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.