Все рекогнайзы на М. Ю. Лермонтова 2022

Все мои рекогнайзы на М. Ю. Лермонтова




1R

… Но стихла снежная метель! И вечер наступил, снежинки только медленно спадают вниз, сверкая тихим серебром на фоне рыжих кирпичей зимнего и раннего заката....
….Уткнувшись взглядом в стену, я осознал, что это -  конец XIX века, рабочая слобода, окраина города (какого?), (город неизвестен) где пьяный смех и песни изъ трактiра доносились на безопасном отдалении...
Где я потом таскался  до темноты ночной по мёртвым улицам -  не помню напрочь!(Сугробы низкие, сметённые метелью, освещались тускло фонарями, раскачивающимися тихо в воздухе фабричном и ночном, я еле шёл по тротуару узкому, совсем так близко к окнам низеньких домов, бараков — чернели окна — все без света...)
            И вдруг увидел я на отдалении в домике мелькание свечей — и это было так мгновенно, быстро, что можно было усомниться в реальности увиденного так, случайно... Но мёртвою графиней я проскользнул в черноту домика на отдалении (хотя стоял он будто в ряд со всеми, низенькими) увидел чёрный офицерский силуэт (за ним светлело в сумраке окошко мелкое) и будто вздрогнул он, и свечи вдруг взлетели снизу, посыпались бесчисленные искры, карты, из чёрной теплоты в меня как выстрел смотрели чёрные глаза портрета
(работы Горбунова) - И это был сам ЛЕРМОНТОВ!!

2R

Испуганно зрачками изучая мои движения, (я не шевелился) он медленно в своём испуге остывал — за карточным столом теплела горячо, уютно печка...
        И потянулся у меня с ним диалог, скорее, похожий на мычание — как будто вместе мы пытались хором вспомнить одну забытую мелодию, друг друга поправляя...  И длилось это долго — долго, до тех пор, пока портрет не не стал сдвигаться влево, уступая место тяжёлой бархатной, коричневой и театральной завесе...Та стала тяжко поднимать свой нижний край — логично — вправо, место уступая коварной женской улыбке,  выглядывавшей из-за этой занавесы...
Вдруг стульев шум раздался, деревянный кресел стук — и резко, сильно посветлело — на белом, мраморном заднике какой-то сцены выстраиваться стали микроэтажи и по сверкающим пространствам в суете забегали со свистом чёрные фигурки,  выстраивая своею суетой всё новые постройки... И этот яростный оскал зубов, блестящие огнём глаз белки, визжащим пафосом полны их речи —  как демоны и черти — носились вверх и вниз, налево и направо, и по диагонали —
Я понял — это Маскарад, О, этот «Маскарад»!!


3R

И вновь, внезапно, перемена — произошла, как хлынувший поток - многоручей, полный зелёных, нежно-голубых и бурных вод.  Сверкает Золотом уютно крыша. Выходим утром, как на плоскость ровную,  на место гибели поэта. Над этой плоскостью — громады гор Кавказских, синеющих, спокойных, будто разрешивших миром бушующий конфликт времён. И эта плоскость позволяет почувствовать внезапно невесомость, как будто бы душа поэта всё также продолжает приглашать всех вступивших  на эту плоскость последовать за нею в сверкающее летней синевою НЕБО...

P.S. Не знаю, всё ли вспомнил —  как будто бы не всё,
   27. 05. 2022


Рецензии