Преддверие Пути Христианского. Гл. 5
(Посвящено 145-летия со Дня рождения Максимилиана А. Волошина)
Глава пятая «В стороне от главной трагедии русской»
А теперь - прежде, чем вернуться к началу цикла и погрузиться в сами произведения – не все, конечно, вспомним, что от начала до финала «Киммерийской весны» проходит шестнадцать лет. Немало для жизни человеческой, особенно, зная, какими были те годы - от времён России до Первого Пожара Мирового до большевистского террора двадцатых. Последнее стихотворение создано в 1926 – значит, были уже выстраданы и воплощены на листах «На дне преисподней» и «Неопалимая Купина», «Готовность» и «Северовосток». Эти годы – время окончательного становления М.А.Волошина как христианина, на жертву по имя любви, на Сорапятие с Россией готового. См. «Готовность к Сораспятию)...
А «Киммерийская весна» - от начала и до финала - словно «вне» пожаров, кризисов, духовного распада России. Потому, наверное, что всё это, по словам Б.Ш.Окуджавы, у человека «в крови, хоть этому не обучали». Потому что небо и море были созданы Творцом задолго до того, как вдохнул Он жизнь в человека. Потому что «море и земля извечно те же», а «весь трепет жизни – всех веков и рас» живёт в человеке «всегда, теперь, сейчас», как напишет М.А.Волошин в знаменитом «Доме поэта» на закате дней своих. Живёт, если душа мёртвою не стала – а у поэт, спасавшего других от смерти в доме своём и самого в глаза смерти не раз смотревшего, душа была живою. Оттого и ощущает он в себе эту корневую и кровную связь, что вне времени и пространства…
Оттого и говорит он с любовью: «Моя земля»...
Об этом в следующей главе…
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №222052901227