Адмирал и два генерала. Вандам - Едрихин

      Эти три личности  заинтересовали меня тем, что они по их деяниям выбиваются из той среды,  где они родились и выросли, а затем по характеру и роду своей деятельности вышли за рамки привычных представлений  о чиновниках и военных.  Далее, они в той или иной мере были государственниками и совершали поступки, исходя из соображений стратегии и жизненных интересов общества, а не из карьерных целей.
      Едрихин оставил нам книги по геополитике два других героя интересные мемуары.
      Среди этих персон скромное место занимает русский Вандам (Алексей Ефимович Едрихин   ), ученый, офицер, военный разведчик (1867—1933), автор произведений: «Наше положение» и «Величайшее из искусств (Обзор современного положения в свете высшей стратегии)», в которых он анализирует русскую историю с геополитической точки зрения, где из основных тезисов был следующий:  "Главным противником англосаксов на пути к мировому господству является русский народ".
Что весьма актуально в настоящее время.
      А.Е. Едрихин родился 17 марта 1867 г. в Минской губернии в многодетной семье отставного рядового солдата. В семнадцать лет А.Е. Едрихин поступил вольноопределяющимся в 120-й Серпуховской полк. Что любопытно, при определении его в армию он показал минимальный из возможного уровень образования, ниже четырех классов, то есть буквально только умел читать и считать. Тем не менее уже через два года А.Е. Едрихин поступает в Виленское юнкерское пехотное училище, которое оканчивает в 1888 г. Вопреки всем трудностям в 1897 г. поручик (за 11 лет он продвинулся всего лишь на два звания!) А.Е. Едрихин успешно выдержал все экзамены (два из них по иностранным языкам) и поступил в Николаевскую академию Генерального штаба. А уже через два года обучения поручик Едрихин пишет рапорт о своем желании отправиться на фронт англо-бурской войны в качестве добровольца. Рапорт был утвержден самим военным  министром Куропаткиным.
     В 1899 успешно окончил два курса Николаевской академии Генерального штаба, был откомандирован в свой полк, а в ноябре 1899 зачислен в запас по армейской пехоте. Причиной такого развития его карьеры стала поездка на фронт англо-бурской войны, где Едрихин был военным корреспондентом газеты «Новое время», в которой публиковал свои «Письма о Трансваале» и, одновременно, принимал участие в боевых действиях на стороне буров. Свои статьи подписывал псевдонимом А. Вандам.
      Надо полагать, что, находясь на фронте, Едрихин выполнял неофициальное поручение российского правительства. Об этом свидетельствует его производство по возвращении в Россию в очередной чин штабс-капитана (6 мая 1900) и личный приём на следующий день у министра Куропаткина.
В июне 1900 был вновь принят на действительную службу, в августе того же года прикомандирован к Главному интендантскому управлению, но в апреле 1901 опять зачислен в запас (видимо, из-за продолжения журналистской деятельности в газете «Новое время»).
     Был произвёден в капитаны, и в ноябре 1903 назначен помощником военного агента в Китае. Предположительно, занимался разведывательной деятельностью; подготовил аналитическую записку «Сведения о переустройстве вооружённых сил Китая». В 1903 года произведен в капитаны.
     В 1907 официально сменил фамилию Едрихин на Вандам.
     В 1910 вновь уволен в запас, во время пребывания в котором написал две геополитические работы, в которых резко критиковал внешнюю политику Великобритании (тогдашней союзницы России по Антанте): «Наше положение» (1912) и «Величайшее из искусств".
     В декабре 1913 вновь поступил на действительную службу и был назначен штаб-офицером для поручений при штабе 10-го армейского корпуса, с которым и вступил в первую мировую войну. Затем был старшим адъютантом штаба 3-й армии.В приказе от 11 апреля 1915 года награждён Георгиевским оружием.
За то что будучи старшим адъютантом штаба армии, во время боев на реке Сан, под сильным ружейным и артиллерийским огнём, произвел разведку в районе с. Рудник, причем добытые им сведения существенно способствовали достижению успеха при овладении этой укрепленной позицией.
    15 июня 1915 года был произведён в полковники. С 16 августа 1915 — командир 92-го пехотного Печорского полка. С 14 ноября 1916 — начальник штаба 23-й пехотной дивизии. ВП от 6 февраля 1917 года за отличия в делах против неприятеля награждён орденом Св. Владимира 3 степени с мечами. Приказом по армии и флоту от 24 ноября 1916 года награждён орденом Св. Георгия 4-й степени.
     22 июня 1917 на основании статей 49 и 59 Георгиевского статута произведен в генерал-майоры со старшинством с 4 сентября 1916 года. Исполнял должность командующего 23-й пехотной дивизией, 27 сентября 1917 направлен в распоряжение начальника Генерального штаба.
     Во время развала армии выехал в Эстонию и проживал под Ревелем в имении своего друга генерала графа П. М. Стенбока, где оставался во время занятии Эстонии германскими войсками. В октябре 1918 года возглавил формирование создаваемой в Пскове германцами из русских добровольцев «Северной армии», в октябре — ноябре 1918 — командир Отдельного Псковского добровольческого корпуса.
     После поражения Германии в Первой мировой войне Вандам, имевший репутацию германофила, сложил с себя обязанности командира корпуса. Некоторое время жил в Риге и Германии, в июне 1919 года прибыл в Нарву, где генерал А. П. Родзянко назначил его начальником штаба Северо-Западной армии. Участвовал в неудачном наступлении на Петроград в октябре 1919 года. 25 ноября 1919 года приказом нового командующего Северо-Западной армией генерала П. В. Глазенапа Вандам был отправлен в командировку и, тем самым, фактически уволен с должности начальника штаба. В эмиграции жил в Эстонии, был членом Георгиевского объединения и Союза взаимопомощи бывших военных. Состоял в РОВСе, занимая должность начальника штаба эстонского отдела союза.
     Скончался в возрасте 66 лет в сентябре 1933 года и похоронен на Александро-Невском кладбище в Таллине.
                ***
     О личной жизни нашего героя практически ничего неизвестно.
Примечательно, что  30 апреля 1892 г. Едрихин награжден медалью «За спасение погибающих» для ношения на груди на Владимирской ленте. Медаль эта давалась за спасение утопающих или погибающих на пожаре.
Возможно, это событие привлекло внимание достаточно значимой персоны, и Едрихин приобрел покровителя.
    То, что он поступил в Академию Генерального Штаба для меня загадка. Такой поступок требует значительных усилий и знаний. Чего например стоит сдача экзамена на знание двух иностранных языков.
    Если покопаться в истории, то можно придти к заключению, что среди учившихся в академии, выходцев из солдатской или крестьянских семей было не более пяти человек.
Как тут не вспомнить повесть Куприна "Поединок ". Жизнь офицеров в отдаленном гарнизоне автор описывает в весьма нелицеприятных красках: пьянство, карты, женщины.
 Среди них выделяется офицер Николаев. Он  собирается поступать в академию. Уже два года он проваливает экзамены. Надо думать, что такое упорство
являлось влиянием его супруги.
"Николаев сидел спиной к ним, у стола, заваленного книгами, атласами и чертежами. Он в этом году должен был держать экзамен в академию генерального штаба и весь год упopно, без отдыха готовился к нему. Это был уж третий экзамен, так как два года подряд он проваливался."
Да и в наше время поступить в академию - не простое дело. Вспоминаю, как лежал в больнице с одним подполковником, преподавателем военной академии.
Так вот он вспоминал, как служа в воинской части под Астраханью, перевез достаточное количество красной икры в штаб военного округа, чтобы его отпустили на сдачу экзаменов в академию.


Рецензии