Адмирал и два генерала. Джунковский

     Владимир Фёдорович Джунковский (7 сентября 1865, Санкт-Петербург, Российская империя — 21 февраля 1938,  Бутовский полигон, Московская область, СССР) — государственный деятель Российской империи.
Адъютант великого князя Сергея Александровича (1891—1905), московский вице-губернатор (1905—1908),
 московский губернатор (1908—1913), Командующий Отдельным корпусом жандармов (1913—1915),
 командир 8-й Сибирской стрелковой дивизии, генерал-лейтенант (апрель 1917).

15 августа 1915 года товарищ министра внутренних дел и командир Отдельного корпуса жандармов Владимир Федорович Джунковский был уволен от службы
 по личному указанию императора Николая II. Поводом послужило досье, собранное шефом жандармов на Григория Распутина.


   Будучи Московским губернатором,  во время сильнейшего московского наводнения 1908 г., лесных пожаров и других стихийных бедствий В. Ф. Джунковский всегда оказывался в самых опасных местах, организовывал эвакуацию жителей, медицинскую и продовольственную помощь, поддерживал дух и спокойствие населения. Незабываемое впечатление оставляет описанная им в воспоминаниях за 1908 г. картина затопленной Москвы накануне пасхальной службы или рассказ о поездке в отрезанную разливом Оки Белопесоцкую слободу, куда В. Ф. Джунковский приехал на Пасху, утром, захватив для крестьян полтораста куличей и пасх и несколько сот яиц.

    Неудивительна поэтому огромная популярность В. Ф. Джунковского у местного населения. Когда он, будучи отозван в Петербург, оставил должность губернатора, семь уездных городов Московской губернии (Серпухов, Коломна, Верея, Можайск, Клин, Подольск и Воскресенск) присвоили ему звание почетного гражданина. В Рузском уезде его имя дали земской школе, в Верейском — земскому училищу. В Можайском уезде портрет В. Ф. Джунковского был помещен "на вечные времена" в Бородинском музее, созданном при его непосредственном активном участии в 1912 г. к празднованию столетия Бородинского сражения.
    Всеобщую благодарность и уважение В. Ф. Джунковский завоевал не только честным и ревностным исполнением служебного долга. Много душевных сил и времени он отдавал бл ества попечения о детях-сиротах, родители которых были осуждены и сосланы по суде  бным приговорам, и множества других благотворительных организаций. Но особенно близко к сердцу принимал он судьбу Московского столичного попечительства о народной трезвости, одним из учредителей, а с 1905 г. и председателем которого был.
Когда Джунковского перевели в Питер, он получил письмо от посетителя народного дома на Хитровом рынке, названного с высочайшего соизволениЯ народным домом его имени:
«Что могу Я сказать от лица бедняков? Что могу я дополнить, внести?

Опнсать, кем ты был и каков, На последнее слово «прости».

Я не много скажу и скажу лишь одно. Когда с полной заботой в душе,

Да, то было давно, да, то былo давно,

Ты являлся в paбoте, в семье.

Кто с приветом к рабочим пришел? Кто им доброе слово сказал?

Кто в Москве и создал и провел? Это ты им трезвость создал.

Кто в волну отголосок от моря, И не прячась, приняв на себя?
 
Кто в минуту народного горя? Жизнь свою отдавал ты любя.

Кто в тюрьму с утешеньем являлся, И убийцы сдавались кому?

Воля смертников кем исполнялась? Ты героем являлся в тюрьму.

Кто, когда по Московской губернии Совершилось бедствие — зло

Нас постигло тогда, наводнение Много горя и бед принесло,
Кто верхом на коне, совершая свой путь по воде
Средь затопляемых изб и лачуг?
Был ты добр, справедлив и могущ.
Кто губернией, земством правя, был и добр, и суров по закону?

И любил, и щадил от себя.

 Оставаясь верен ты трону?

И не раз по заслугам тебя Государь награждал от себя.

 И теперь он тебе от души пост тяжелый доверил нести.
 
Дай, Бог, силъ тебе. Дай, Бог, счастья тебе,

на тяжелый ответственный пост.

Государь и народ, он помощник тебе. Ты душою и ясен и прост.

В своих мемуарах Джунковский пишет-
 Это стихотворение нищего хитрованца своей непосредственностью как-то особенно дорого отозвалось в моем сердце.

     23 января 1913 г. он был назначен на пост командира Отдельного корпуса жандармов и товарища министра внутренних дел, в  подчинении которого была политическая полицию империи. Одним из его поступков на этом поприще был запрет на вербовку  агентов в учебных заведениях и армии, чем нажил себе недоброжелателей .
     После прихода к власти большевиков неоднократно подвергался аресту.
В связи с покушением на В. И. Ленина в сентябре 1918 г. в стране был объявлен "красный террор". Бывших офицеров арестовывали, бросали в тюрьмы и расстреливали. В. Ф. Джунковского из Смоленской губчека доставили в Московскую ЧК и заключили в Бутырскую тюрьму.
     Помощь пришла с неожиданной стороны. В бытность свою московским губернатором он был страстным театралом, не пропускал ни одной премьеры ни в оперных, ни в драматических театрах и имел широкий круг друзей и знакомых среди актеров. Теперь благодарные артисты заступились за своего горячего поклонника. 14 декабря 1918 г. в Управление делами Совнаркома поступило письмо, подписанное прославленными деятелями сцены — А. В. Неждановой, M. H. Ермоловой, В. И. Немировичем-Данченко, А. И. Сумбатовым-Южиным, О. Л. Книппер-Чеховой, с просьбой освободить В. Ф. Джунковского из-под стражи 25. В письме подчеркивалась его лояльность по отношению к советской власти, говорилось о плохом состоянии здоровья.
В начальные годы советской власти, возможно, оказывал услуги власти в налаживании паспортизации населения.


Рецензии