ЕО96. Пушкин Фауна в романе о Евгении
прим. если кто-то думает что Человек - не Животное, то он в плену зазнавшихся...
Раз есть живот - то и животное, а о хищном нраве и говорить не приходится
В романе присутствуют инсекты = образы мух, мотыльков, пчел и
(однажды) жука.
Из фауны в романе самыми первыми представлены кони (впервые в XXII строфе Главы I, а вообще дважды) и соловей – певец любви
Из инсектов первыми в романе вылезли мухи: Онегин поселился в «почтенном замке», где до него «деревенский старожил Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил».
" Выражение «мух давить» используется здесь вероятно как метафора, обозначающая застойный быт (типа со скуки «мухи дохнут»), а также скучное, отупляющее развлечение, свойственное «мушиному», недостойному мыслящего человека быту (быть «под мухой» – быть в состоянии опьянения, дурмана"
Потом вновь кони - «Донской жеребец». Этот вид вывел на Дону донской атаман – герой 1812 года Платов, основавший и столицу донского казачества - Новочеркасск
Затем возникли мотыльки и пчелы, которые не коснулись созревавшей Ольги Лариной = Ольгу не коснулось легкокрылое одухотворяющее начало. Она – роскошное дитя природы, совершенно не тронутое («незнаемое») культурой, сиречь мыслью. «В чертах у Ольги жизни нет». Она уподоблена ласточке
При описании Татьяны возник образ мотылька и зайчика = олицетворяют трогательную красоту в своей фатальной беззащитности: любой шалун или стрелок ставят их существование под угрозу = «быстрый заяц меж полей», который нагонит страху на бедную Татьяну во время ее кросса
Затем в роман влетит пчела – как символ труженицы, а их рой – символ гостей
13-летняя в 17 дет Татьяна «Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива» и «ландыш потаенный» = разновидность «мыслящего тростника», то есть сущностная (общая, константная) характеристика человека.
Потом что-то прожужжало:
«Был вечер. Небо меркло. Воды струились тихо. Жук жужжал»
Натура в романе становится частью культуры
Затем есть жучка и мальчик , котоый ее везет, себя в коня преобразив
«Человек простой, не рассуждающий не выделился из природы, он напоминает «братьев своих меньших» (вплоть до насекомых!) – и в этом своя прелесть, эти «низкие»
радости (крестьянин «торжествует», шалуну-мальчику «и больно, и смешно»)
возвышают человека.»
Проблема культа чувств в ущерб культу мысли, то есть все тот же диктат все той же «натуры»:
« … лошадка, жучка, кот, петух, с другой, духовная жизнь человека: незримая связь фауны с жизнью духа и составляет главный поэтический секрет романа в стихах (если угодно, секрет поэтической технологии, «стихов
российских механизм»
Фауна в романе это и пародийные гости Лариных с говорящими фамилиями – Петушков, Скотинины, Буянов ...
«Легкое дыхание «воздушной громады» не в последнюю очередь достигается ощущением копошащейся вокруг человека жизни. Фауна не антураж («прелестный уголок»), а естественная среда обитания человека, мыслящей личности. Ведь жизнь была ставкой мыслящего Онегина, решившего, что вольность и покой являют замену счастью.»
***
Источники:
Андреев А.Н. Литературный код как ценность жизни: личность, жизнетворчество, мышление. Аксиологический диапазон художественной литературы: сборник научных статей. Витебск, 2017: 5 – 7.
2. Котовчихина Н.Д., Положенцева И.В., Феоктистова А.Б., Юлина Г.Н. Сохранение и продвижение русского языка как основы государственности России: учебно-методическое пособие для программы повышения квалификации педагогических работников системы образования. Москва, 2019.
3. Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 6 т. Москва: Изд-во «Правда», 1969; Т. 4.
4. А.Н. Андреев ФУНКЦИИ ОБРАЗОВ НАСЕКОМЫХ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ
«ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА» А.С. ПУШКИНА
Свидетельство о публикации №222052901450