Геноцид адыгов-кабардинцев - Вторая часть
Вторая часть
Утверждение кабардино-адыгских историков о «геноциде адыго-кабардинского народа» и о его массовом изгнании из его исторической родины вопиющая ложь, в смысле таких сочинений, которые по сути открытое, наглое и бесцеремонное искажение истории. Историю истинного положения дел кабардинские историки умалчивают, их устраивает параллельная и виртуальная история, которая уже пустила свои корни в виде «учёных» монографий, учебных пособий и учебников в региональных республиках на государственном уровне. Такие инсинуации в кабардинской истории не имеют ничего общего с общей историей развития таких государственных образований, как Московия, затем Россия, Крымское ханство и Османская империя. И такая же картина в отношениях кабардинского этноса, которая в обозримом прошлом несколько столетий до середины XVIII века находилась в данниках Крымского ханства. Следует отметить, что в 2008 г., была сделана проектная попытка сделать «Кабарты Крымского ханства», в представлении кабардинских историков, независимым государством Кабарда, когда был создан миф «Канжальская битва 1708 года», где якобы кабардинское ополчение в многомесячных сражениях разбила 100 тысячную армию хана Каплан-Гирея.
На поверку оказалось, это мыльный пузырь, который лопнул, и кабардинские историки оказались оплёванными в банальной лжи и подтасовке работ крымско-татарского историка Сейид Мухаммед Риза и турецкого историка Мехмет Рашида и другие аналогичные работы.
Такая же картина с мнимым «геноцидом кабардино-адыгского (черкесского) народа». Это всего лишь уловка на дивиденды с признания, как такового "геноцида кабардинцев-адыгов" Россией и через международное сообщество создать «Черкесское государство адыго-кабардинцев» в Большой Игре западных держав создавших проект «Черкесский вопрос».
Что же на самом деле предшествовало, так называемой кабардино-адыгской «101-летней войне «кабардино-черкесов» против России.
Одной из работ, которая раскрывает о зависимых народах Крымскому ханству на 1753 год, то есть началу этой мнимой столетней войны, это работа исследование «Западно-Кавказские горцы и Ногайцы в XVIII столетии, по Пейсонелю.», Материалы для истории Западно-Кавказских горцев. Е. Д. Фелицына, представленное в «Кубанском сборнике», Труды Кубанского Областного Статистического Комитета издаваемого под редакциею Е.Д. Фелицына, Том II, Г. ЕКАТЕРИНОДАРЪ, 1891. Здесь и далее мы будем ссылаться на эту работу, как «Западно-Кавказские горцы и Ногайцы…»
Фелицын опираясь на исследование Пейсонеля описывает «Малую Татарiю»:
«Малая Татарiя
В настоящее время государство татарского хана заключает в себе все страны, находящиеся к северу от Чёрного моря между рр. Кубанью и Дунаем, т.е. 1) Бессарабию или Буджакъ, где кочует орда Буджакских ногайцев, между рр. Дунаем, Днестром, Чёрным морем и Молдавией; 2) пространство, заключающееся между рр. Днестром, Борисфеном, Бугом и границами Польши, близ которых находится Едисанская орда ногайев; 3) равнины, лежащие между рр. Борисфеном, Доном и границами России; незначительная часть этих равнин занята ордою Джембулукских ногайцев; 4) полуостров Крым и 5) вся Черкесия от Еникольского пролива или Босфора Киммерийского до Кабарды, где расположена орда Кубанских ногайцев. (Пейсонель, часть I, стран.4)…», с.6,Фелицын. Из этого описания чётко и ясно видно, что Кабарда не граничит с Татарскими черкесами. Между Кабардой и Татарскими черкесами на Кубани – Кубанские ногайцы. Это имеет принципиальное значение о расселении самой Кабарды.
В контексте этого вопроса работа, которая представляет обычную в кабардино-адыгском стиле фальсификацию,интересна одна работа, которая называется: «Адыгская государственность», автором значится писатель Мусса Дауров, 2012г. (Сайт Пашкова).
Наш адыгский писатель Мусса Дауров: «Французский дипломат Карл Пейсонель пишет в I755 году: «Черкесия – независимая страна… Границы ее на юге достигают отрогов Главного Кавказского Хребта, с запада на восток она простирается от Черного моря до Терека…»
Но Пейсонель так не писал. Он, Пейсонель пишет: «Татарская Черкесiя простирается ныне от Босфора Киммерийского или пролива Еникольского до Кабарды включительно; она ограничена на севере-Кубанскими ногайцами, на юге – Абазинцами и Кавказским хребтом, на востоке – Кабардой и на западе – Черным морем. Черкесы, находящиеся в зависимости от хана разделены на 14 кобле или племён…», с.18, Фелицын. Как видим разница от того, что пишет М. Дауров и, как есть на самом деле, есть большая разница.
Многим не понятно употребления этого термина, как «Черкесия». Черкесия – это прежде всего географическое понятие, как «Кавказ», «Дагестан», «Прикубанье», с другой стороны это социальный термин применяемый к разным народам, при том и татарам – тюркам, так и за-Кубанским народам. К этому мы приведем в наших работах множество документальных источников.
В связи с вольным обращением исторических текстов адыгского писателя Даурова, а это не единичный пример, укажем и на следующую сентенцию М. Даурова в его статье «Адыгская государственность»: «Согласно общепринятой статистике, ополчение может составить около 10% от всего населения. Следовательно, 200-тысячное войско предполагает около 2 миллионов населения Черкесии.
Это подтверждается информацией исследований 1830 года, которые проводились по приказанию фельдмаршала князя Паскевича Ивана Федоровича: «Население Черкесии составляет 1 миллион 700 тысяч человек. Черкесы могут выставить 250-тысячное войско». (Черноморская кордонная линия и правый фланг Кавказских войск. «Кубанский сборник», Екатеринодар, 1904 г. Т.10).
Обратим внимание на то, что наш «адыгский писатель М. Дауров» не указывает страницу, где он усмотрел такие данные. Мы всего лишь приведем пример того, что представляет этот Т. 10 «Кубанский сборник»: Т.10. 1904г.
«1. Е.Д.Фелицын. Князь Сефер-Бей Зан. (67,1 Мб)
2. Ив. Тупикин. Описание боевой жизни 5-й конно-артиллерийской батареи Кубанского казачьего войска в минувшую войну 1877-1878г.г. (21,3 Мб)
3. П.П. Короленко. Территория Кубанских казаков. (7,35 Мб)
4. Н.Дьячков-Тарасов. Черноморская кордонная, Черноморская береговая линия и правый фланг Кавказа перед Восточною войною в 1853 году. (35,2 Мб)
5. Л.В. Македонов. Хозяйственное положение и промыслы населения нагорных станиц Кубанской области. (34,1 Мб)
6. Е.Д.Фелицын. Библиографический указатель литературы о Кубанской области, Кубанском казачьем войске и Черноморской губернии. Дополнения к разделам 1, 2, 3, 4, 5, 6. (29,3 Мб)»
В нашей предыдущей статье: «Геноцид адыгов-кабардинцев» - проект развала России» от 19.05.2022г., были представлены статистические данные на 1829 год, в газете «Тифлиские Ведомости». Мы автора не указали, это была небольшая интрига, о которой мы расскажем позже. Считаем пора указывать автора «Географическо-Статистического обозрение земли населенной народом Адехе». Автор сей работы «Г-нъ Артиллерии Поручик Новицкий, который находился на месте по поручению Начальства. Ему в особенности способствовал в исполнении сего полезного предприятия Войсковой Старшина Черноморского Войска Могурковъ, который будучи сам природный Черкес Шапсугского племени, знает совершенно владения связи сихъ народов, причины сихъ связей…» Здесь же дано примечание: «Они сами себя именуют Адехе, Аде значит ущелье, Хе-Море (С Шапсугского языка Х.Т.); но почему дано им имъ сие название не известно. Название Черкес им дали Ногайцы оно означает головорез; ибо слово черкъ значит резать…», №22, Мая 31-го дня 1829 года. Следует отметить, что имя данное сему народу Ногайцами более напоминает прозвище в насмешку. На самом деле термин «Черкес» трактуется шире и имело применение ко многим народам.
Считаем интересным, что термин «Черкес» среди самих тюрков звучит, как юмор или прозвище и имело значение: «Черкес»-Головорез", ибо слово «черкъ» значит резать. То есть особый обычай стрижки головы тюрков под прическу «КЕКЕЛ», воспринятый донскими казаками, как «Хехел», распространилась на всю Украину, как «Хохол». Так и имя – «Черкес» или «Кекел» это обычное название тюркской прически на голове. Отсюда и прозвище: «Черкес-Головорез».
По данным Новицкого всего народов «Адыхе-Черкесов» на 1829 год: 262 800 человек, а воинов, которых они могли представить к военным действиям: 46 630 человек, то есть вполне реальные цифры.
Ксаверио Главани, французский консул в Крыму в 1724 году написал свой труд «Описания Черкесии», где он указывает зависимые от Крымского ханства бейлики (уделы – Х.Т.) и количество жилищ:
«Сагаке – 500 жилищ; Жанна-300;Бизеду (Бжедуги-Х.Т.) -1000; Темиргой-2000; Бесней (Бесленей –Х.Т.)-1000 около; Бескесек Абаза-620; Бесслибай-200; Кабарта-3000 около; Кучук Кабарта-800; Тауз –султан кабак (Таусултан-Х.Т.)-600; Гилаксан (Гиляхстан-Х.Т.)-400 и 5 зависимых селений. Итого: 10620 жилищ.
Новицкий при счете людей на 1 двор считал 8 человек, хотя принято считать на 1 двор в среднем 5 человек. Сделаем расчет по Новицкому: 10620х8чел.=84 960 человек. В том числе в Кабарте и Кучук Кабарте: 3800жил. Х 8 чел.=30400 чел.
Отметим, что бейлики Таусултан кабак и Гиляхстан кабак на 1724 год, не считались кабардино-адыгскими владениями. А были отдельными бейликами.
Указанные бейлики по Ксаверио Главани на 20 января 1724 года владения подвластные Крымскому ханству.
Напомним, что кабардинские историки в 2008 году, создали миф «Канжальская битва -1708 г.», в ходе которой кабардинцы разгромили 100 тыс. крымскотатарское войско и полностью освободились от зависимости Крымского ханства, и помогли тем самым Петру I одержать победу в битве под Полтавой в 1709 году, оказывается, солгали по привычке, как всегда.
Что касается недомогания во лжи адыгского писателя Муссы Даурова, то Паскевич Иван Федорович, как раз практически в это время исполнял обязанности Главнокомандующего Отдельным Кавказским корпусом (1826-1831гг.), и ему ли не знать численность населения Черкесии и о возможности численности воинов, которые могли выставить эти племена.
Отметим, что и на 1853 год, по данным Н. Карлгофа: «О ПОЛИТИЧЕСКОМ УСТРОЙСТВЕ ЧЕРКЕСКИХ ПЛЕМЕН, НАСЕЛЯЮЩИХ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БЕРЕГ ЧЕРНОГО МОРЯ», численность отмечалась практически на этом же уровне: «Трудно определить даже приблизительно народонаселение описываемого нами края, но, кажется, мы не много ошибемся, сказав, что число жителей обоего пола в черкесских племенах на восточном берегу Черного моря не превышает 300 тысяч душ…» В статье есть описка. Мы его не даём-Х.Т.
А край, описание, которого нам даёт Господин Н. Карлгоф:
«I.Пространство земли, населяемое черкесскими племенами на северо-восточном берегу Черного моря, ограничивается с севера рекой Кубанью, от устья ее до впадения в нее Лабы, и нижней частью течения последней; с востока Лабой, притоками ее Ходзь и Губс, и хребтом, отделяющим реку Ходзь от реки Белой; с юго-запада Черным морем…»
Он же о Кабарде: «5) Кабардинцы (Кабертай) населяют край вне пределов описываемого нами пространства близ военно-грузинской дороги, между реками Малкою и Тереком и землями Осетинских племен. Они составляют особый отдел народа Адиге и не входят в наше описание, по различии общественного их устройства от черкесских племен, населяющих земли между Кубанью и Черным морем…»
О зависимости бейликов Крыму говорит тот факт, что «при вступлении на престол (очередного хана – Х.Т.) они платят ему день, которая состояла сперва изъ 300 рабов. Хан не имеет права набирать войско из черкесов, но когда предпринимает войну, то просить у беев известное число людей в виде помощи.
Беи, знатные люди и сипаги одни только могут носить оружие и иметь его у себя; подвластные им слуги лишены этого права…», сс.18-19, Фелицын.
Нелишне будет напомнить, что при отмене крепостного права в Кабарде, освобождено русским правительством с 18 ноября 1866г. до половины марта 1867 года до 21221 душ обоего пола, при общей численности кабардинцев на 1858 г. – 24282 душ обоего пола. Евг. Максимов и Г. Вертепов, «Туземцы Северного Кавказа», историко-статистические очерки. Выпуск Первый. Осетины, Ингуши. Кабардинцы. Владикавказ, Типография Областного Правления Терской Области. 1892, сс.144-145.
На 1858 год кабардинцев (большой Кабарде-Х.Т) 24 282 душ обоего пола, и это учитывая последствия чумы конца XVIII и начала XIX вв., то из данных статистики не видно, что кабардинцев уничтожали десятками тысяч в ходе 101- летней кабардино-русской войны.
Кавказская война это большая Тема.
И эта война была не отдельно с племенами и народами Кавказа. Это была война геополитических интересов Англии, Турции, Персии с одной стороны и России с другой стороны. Что касается Западного Кавказа, то здесь сплелись интересы Великобритании и Турции.
Западный Кавказ:
«Кавказские горы, начинаются в окрестностях Анапы.
Кроме земель черноморских казаков и линейных, поселенных по Кубани, заключает в себе все пространство, граничащее с севера и востока рекою Кубанью и землями вышеупомянутых казачьих войск; с запада — Черным морем от устья Кубани до Гагринской теснины, и с юга — Кавказскими горами; на протяжении между Эльбрусом и истоками Малой Лабы граница идет по гребню Кавказского хребта, а от истоков Малой Лабы южная граница поворачивает к юго-западу и прямою линиею доходит до Гагринского мыса.
Все это пространство известно вообще под именем Закубанского, а народы — его населяющие, называются нами Закубанскими…»
Анучин Д. Г. Очерк горских народов правого крыла Кавказской линии.
Словами Н. Карлгофа: «Жители северо-восточного берега Черного моря вели с доисторических времен обширную торговлю людьми.
Греческие колонии, покрывавшие этот берег, обязаны были этой торговле цветущим своим состоянием. Купленных там невольников они отправляли в большие города и крепости, где частно употребляли на публичные работы и часто продавали для домашней прислуги.
После падения Греческой империи и утверждения на берегах Черного моря владычества мусульман а особенно когда Турки овладели Гypиeй, Мингрелией и Абхазией и потом основали на северной оконечности северо-восточного берега крепости Анапу и Сухум, торговля значительно усилилась; гаремы наполнялись Черкешенками, преувеличенная слава о красоте их далеко разносилась на восток и поддерживала сбыт живого товара. Вывоз женщин в Турцию производился в таком большом числе, что Черкешенкам приписывают улучшение турецкой породы.
При такой давней и обширной торговле людьми, не только не могла развиться в народе никакая промышленность, но даже самое общество не могло выйти из первобытного полудикого состояния.
Легко удовлетворяя нуждам человека, торговля эта не требует никакого труда; порождает праздность, тунеядство и дух хищничества; нарушает внутреннее спокойствие общества, поощряя к междоусобиям и набегам для приобретения пленных; ослабляет священное родительское чувство, приучая смотреть на детей, как на товар, и наконец оскорбляет человеческое достоинство.
При таком положении общества не может быть в нем никаких успехов в гражданском быте народа; мужчины должны быть вечно вооружены и настороже, а на долю женщин падает тяжелый труд.
После присоединения Анапы (1829) к Российской империи, правительство тотчас же приняло, посредством крейсерства, меры к прекращении торговли невольниками; но так как эти меры оказались недостаточными, то постепенно занят был весь берег рядом укреплений, между которыми открылась вторая линия крейсерства, ближайшая к берегу, из гребной флотилии азовских казачьих баркасов.
Мало-помалу торговля невольниками была прекращена, и жители по необходимости должны были обратиться к труду и промышленности; но невозделанный край, которого богатства еще не раскрыты, представлял мало к тому способов.
Гарнизоны укреплений покупали у местных жителей скот, домашнюю птицу, масло, яйца и молоко, а вольно-промышленники – кожи, мед, воск, пиявки, дерево букс, похожее в выделке на пальму, в небольшом количестве гомию (род пшена) и кукурузу. По малому количеству лугов, прибрежные жители не имеют обширного скотоводства; скот их мелок и не отличается хорошими качествами; на северной же покатости обширные равнины доставляют жителям возможность держать большие табуны лошадей и значительное количество рогатого скота и овец.
Лошади горских пород, употребляемые только для верховой езды, замечательны по крепости и способности переносить большие труды в горах, но не отличаются красотой…»
Карлгоф о торговле черкесов пишет:
«По непривычке к труду, горцы не пользуются хорошим строевым лесом даже и для собственных надобностей, предпочитая прочим деревянным постройкам, требующим затруднительного вывоза леса из гор, легкую постройку плетеных из хвороста и обмазанных глиной сакель, состоящих из двух небольших комнат, мужской и женской половины.
Из внутренней промышленности горцев, для собственного их потребления, замечательнейшие предметы: оружие, с обделкой его серебряной оправой с чернедью, женской работы серебряные позументы для поясов и для обшивки праздничной одежды мужчин и пр. Женщины также ткут грубые сукна для мужской одежды и шерстяные материи для себя. Кроме оружейников, горцы не имеют у себя других ремесленников.
До занятия северо-восточного берега Черного моря русскими укреплениями, жители не имели никакого понятия о монетах и вели только меновую торговлю.
В последствии торговля с русскими промышленниками в укреплениях ввела у горцев в обращение нашу монету, и серебряный рубль, известный у горцев под названием: «монет», сделался основной единицей для определения ценности предметов.
Из привозных предметов горцы более всего нуждаются в соли и в мануфактурных произведениях для одежды. Соль они добывают у себя только посредством выварки из морской воды, но не умея очищать ее от посторонних составных частей морского раствора, получают всегда горькую.
Что же касается до предметов одежды, то хотя женщины и удовлетворяют этой потребности своими работами, но в недостаточном количестве и дурного качества.
Из привозных мануфактурных товаров наибольший сбыть имеют: американ, зон, кисея, сукна, шелковые и шерстяные материи для архалуков и частью для женских платьев, одеяла, ковры и кованые сундуки.
Торговое сословие в горах состоит из живущих там Армян, которые не причисляются к народу, а считаются гостями, хотя большая часть из них составляет потомство людей, поселившихся в горах за много поколений назад. В понятиях народа занятие торговлей считается презрительным.
По степени развития общественного их быта, Черкесы не могли еще попасть на путь умственного образования. Язык их, не обработанный и не имеющий письменности, стоит на ряду варварских; все сношения и сделки между жителями производятся изустно, и никаких письменных актов у них не существует.
Для внешних письменных сношений они употребляют язык турецкий, на котором говорят многие из прибрежных жителей, ведущих с Турками торговые сношения. Муллы, кроме того, знают еще арабский язык, но он редко употребляется для письменных сношений. Изучение турецкого языка и догматов магометанской веры составляет исключительный предмет образования того класса людей, который сколько-нибудь заботится о воспитании детей.
Ближайшие к нашим укреплениям и станицам жители вошли с нами в сношения и мало-помалу начали вести в занятых нами местах торговлю, которая скоро их обогатила. Пример этот невольно увлек других, и наконец в народе образовалась партия, желавшая сближения с нами. Все подтверждения народных собраний о соблюдении в точности условий общего союза племен оставались недействительными, несмотря на то, что значительное большинство народа было против нас...»
Таковы краткая характеристика общего положения дел на Западном Кавказе, где речь о «101-летней войне «черкесов и русских» некорректно. Тем более писать якобы о миллионах жертв «Кавказской войны» и «геноцида кабардино-адыгского народа».
Общеизвестно, что численность кабардинских, адыгских племен не превышала в общей сложности в период предшествовавший, так называемой «кабардино-русской войне 1763-1864гг.» и 100 тыс. человек.
А их общая численность на 1875 год превышала 100 тыс. человек. Это говорит лишь только о том, что кабардинцы и западные адыги, менее всех пострадали в Кавказской войне.
Если говорить о территориях, то кабардинцы на 1720- 1823 гг., расселялись на следующей территории:
«Кабардинцы имеют свои хутора и выгоны для скота. Постоянные их усадьбы расположены в следующем порядке по Баксану: От впадения речки Гунделен вниз по Баксану верст на тридцать. Атажукины аулы занимают верховье Баксана в горах (ниже реки Гунделен на 30 вёрст – Х.Т.). Мисостовы Аулы, лежат на средних частях Баксана у подошвы гор, а главное местопребывание сего рода в урочище, называемом Цизъ-Курун- или Девичий рынок. Джембулатовы Аулы, расположены на нижних частях Баксана, наипаче на рукаве сей реки называемой Старой или Малой Баксанъ (Баксанъ ишъ). Но главное местопребывание Джембулатова рода находится на реке Чегемъ въ Кошкатовском урочище близ горы Кашкатау и на средних частях сей реки, где живёт род Бекмурзы. Кабардинцы имеют привычку переходить съ старых усадъбъ, коль скоро селения ихъ засоряются отъ скопившегося скотского навоза и других нечистот…», с.85-86.
Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе - М.: Типография С.Селивановского,1823.с. – 385.
Если простыми словами сказать, то кабардинцы расселялись на средних течениях рек Чегем, Баксан и Малка. Современный город Нальчик, Вольный аул, Кенже, Лячинкая, Урванский район, Аушигер, Псыгансу, Зарагиж, Жемтала, Заюково не входили в территорию расселения кабардинского этноса, а относились к исторической территории Бештау Эл, то есть Балкарии.
Резюме: Кабардинские историки вопреки научной этике и историческим фактам создали параллельную историю в которой они рисуют кабардинское общество – государством Черкесия, которая в 101-летней войне потеряла большую часть своей территории и 90 % населения.
Кто нагнетает обстановку в России?
Из сайта: vk.com›topic-7581208_23015751 геноцид абхазо-адыгского народа |
1.Большие надежды черкесов всего мира были связаны с созданием Международной черкесской ассоциации (МЧА), которая должны была представить политические силы черкесов всего мира, и организовать работу по признанию геноцида.
Спустя некоторое время, было принято решение о перенесении штаб-квартиры МЧА в Россию. Как следствие организация попала под влияние федеральной власти России. Руководители МЧА вынуждены были заявить, что они отказываются от какого-либо участия в политике, объявив приоритетными направлениями своей деятельности сохранение языка и культуры. Надо отметить, что в черкесских республиках Кавказа функционируют министерства и ведомства, которые на государственном уровне занимаются этими вопросами.
Возникла необходимость в создании новой, мобильной организации, главной целью которой стало бы воссоздание черкесского этноса на исторической родине.
Такая организация была создана в Республике Адыгея 6 декабря 2004 года группой единомышленников. Мы назвали ее Черкесский конгресс. Спустя год Черкесские конгрессы появились в двух других республиках Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, в разных странах мира. Они представляют собой сеть общественных организаций, преследуют одни цели, и согласовывают свои действия.
Следующим важным шагом должно стать объединение всех этих организаций в единое международное движение «Всемирный Черкесский Конгресс» со штаб-квартирой в одном из демократических государств мира.
Идеи Черкесского конгресса поддерживают общественная организация Королевства Иордания "Друзья адыгов Кавказа", Кавказский форум Республики Турция, с которыми заключены письменные соглашения о совместной деятельности.
11 октября 2006 года 20 черкесских организаций из 9 стран по инициативе общественного движения «Черкесский конгресс» Республики Адыгея обратились в Европарламент с просьбой признать геноцид черкесов, совершенный Российским государством с конца XVIII до начала XX вв.
21 мая 2007 года представитель «Черкесского конгресса» Республики Адыгея принял участие в международной Конференции, которая проходила в Вашингтоне (США) на тему: <Черкесы: прошлое, настоящее, будущее>.
11 октября 2010 г. адыгские (черкесские) организации девяти стран мира - России, Турции, Израиля, Иордании, США, Бельгии, Канады, Германии, Сирии - обратились к президенту Европарламента господину Джозефу Борреллу Фонтеллесу с просьбой признать геноцид адыгского (черкесского) народа, совершенный Российским государством с конца XVIII до начала XX годов.
Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" заместитель председателя республиканского общественного движения "Черскесский конгресс" Заур Дзеукожев, обращение подписано двадцатью общественными организациями мира. Пять из них - российские. Это Адыгейское республиканское общественное движение "Черкесский конгресс", Адыгейская республиканская общественная организация "Нафна" ("Хабзэ"), Адыгейское городское отделение общественного движения "Адыгэ Хасэ", Карачаево-Черкесское республиканское общественное движение "Черкесский конгресс", Кабардино-Балкарское региональное общественное движение "Кабардинский конгресс"
В обращении, говорится:
"Мы, адыги (черкесы) - коренные жители Северо-Западного Кавказа…
В ходе военных действий осуществлялись - захват территорий, целенаправленное лишение мирного населения основных средств жизнеобеспечения: уничтожение садов и посевов, захват скота, сожжение дотла мирных селений.
Совершались массовые убийства мирного населения: женщин, детей, стариков.
Сегодня на земле своих предков адыги (кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги) общей численностью около 700 тыс. человек проживают в 4 субъектах Российской Федерации (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея, Краснодарский край) и обладают не более 20% от ранее занимаемой исторической территории.
Более 3 млн. представителей нашего народа проживают вне пределов Северо-Западного Кавказа в 50 государствах. Вследствие искусственно созданной разобщенности этнические адыги (черкесы) постепенно утрачивают культуру, язык…»
Скажем отдельно о шапсугах.
Вот, что пишет Люлье Леонтий Яковлевич (1805-1862)
Этнограф, автор ряда книг, посвящённых Кавказу. Около 40 лет служил на восточном берегу Чёрного моря, с 1834 г. находился при Вельяминове в качестве дипломатического чиновника. В своей работе: «Общий взгляд на страны, занимаемые горскими народами, называемыми Черкесами (Адиге), Абхазами (Азега) и другими смежными с ними»: «В отношении разделения тех племен на черкесские (Адиге) и абхазские (Азега), следует заметить, что Кабардинцы и другие адигские племена, сохранившие феодальное управление, называют Абадзехов, Шапсугов и Натухацев общим именем Абадзе – чиль, что значит: абазинские народы; всех же Закубанцев, исключая Бесленеевцев –Кiяхь, т.е. низовые жители… Бесленеевцы отделились от Кабардинцев… Настоящими Адигами признают: Кабардинцев, Бесленеевцев, Темиргойцев, Хатюкайцев и Хегайков…», Люлье.
Шишкевич, Ф., пер. Историографические записки о странах, лежащих между морями Черным и Каспийским, содержащие новейшие подробные описания живущих в оных народов, и достопамятности древнего и ненышнего тех земель местоописания» СПб.: В тип. Шнора, 1810.
«И. АБХАЗЫ.
- Самыя древнія и первоначальныя селенія сей націи лежать къ югу отъ замыкающихся горъ межь Кубанью -и Черным* моремъ. Они Туркам* данники и разд;ляются на два правительства, Восточное и Западное, изъ коихъ каждое подвластно Баш;, выбираемому обыкновенно изъ знатн;ишихъ тамошних* фамилій. Одинъ изъ сихъ Башей пребываешь въ Со;укъ-Кал;, а другой въ Согюмъ-Кал;. У;зды ихъ суть Шапсикъ , убюкъ, Туби, Зпга, Садсъ, Чаджи и Хирписъ. Главный городъ Анакоииръ, въ древности Никопсисъ….
Абхазы говорятъ собственнымъ языкомъ существенно отъ вс;хъ известныхъ отличающимся , хотя кажется что онъ имеешь отдаленное сходство • съ Черкесскимъ. Они страну свою называютъ Абсне; а Татары, Турки и Черкессы Абазонэ, Грузины же Абхазетіею; Византійскими Историками она называется Абазгіею…»
О миллионах «черкесов» за рубежом
Настало время привлекать к правовой ответственности лиц публикующих в официальных источниках, научных изданиях, учебниках в сфере Министерства образования, средствах СМИ к правовой ответственности о «миллионах черкесов в изгнании». Если черкесы это кабардинцы, адыги, то их численность за рубежом не превышает 50 тыс. человек. Относительно их численности в России, то их кабардинцев, адыгов около 700 тыс. чел., то, где «геноцид кабардинцев, адыгов»?
И не надо забывать, что кабардинцы выехали за рубеж по своей воле, на землю обетованную для воссоединения с единоверной Турцией. Нет ни одного документа, о кабардинцах, как насильственно высланных в ходе «Кавказской войны».
"Где кровь черкесская текла…" - Наима Нефляшева, известна созданием подлога в работу Э. Спенсера «О черкесском флаге» и негативного образа русского народа.
«В дни проведения зимней олимпиады в Ванкувере 14 представителей этого движения организовали три акции – пикет у Русского Дома, шествие со свечами у корабля Крузенштерн, который рассматривался российской делегацией как один из символов передачи эстафеты от Ванкувера к Сочи, и пикет у Музея искусств.
Скандируя лозунги «Sochi – land of genocide!», «No Sochi Olimpic!», участники акций призывали бойкотировать олимпиаду в Сочи, сравнивая события XIX века в Черкесии с событиями ХХ века в Аушвице и Сребренице.
В прошлом же году ко Дню памяти и скорби по погибшим в Кавказской войне, который приходится на 21 мая, американские черкесы приурочили флэш-моб “Where is Chercessia?”. Они звонили в российские консульства в США и просили выдать визу в Черкесию, спрашивая у сотрудников консульств: “Where is Cherkessia?”.
Другая точка черкесской активности – Турция. Там лозунгами запрета Олимпиады и признания геноцида черкесов сопровождались многотысячные акции памяти погибших в Кавказской войне, прошедшие 21 мая 2011 года в Стамбуле. Подъем черкесского национализма в Турции неслучайно совпал с активностью черкесских общественников в России. Турция стремится в Евросоюз и поэтому идет на определенные шаги, позволяющие развивать идентичности нетурецких меньшинств.
От имени черкесов в Грузии, на телеканалах Швеции, Эстонии и других государств, проявляющих интерес к черкесской теме, говорят такие организации, как «Черкесский культурный институт», США (лидер – Иазид Ягуад), а также «Черкесский научно-исследовательский институт», Германия…»
kavpolit.com, 2012г.
• Центр Карра Фатимы Тлисовой, Гарвардский университет
“Адыгейский хасэ” был создан в Майкопе в начале горбачевской перестройки, хотя неофициальные черкесские движения начали регулярно собираться в Нальчике в начале 1980-х годов.
В 1989 году в Нальчике был основан Конгресс народа Кабарды, возглавляемый Юрием Калмыковым. Нальчик также был базой Конфедерации горских народов Кавказа (КМПК), возглавляемой Мусой Шанибовым.
Первый конгресс Международной черкесской ассоциации (Дюней Псо Адыгэ Хасэ) состоялся в Нальчике и Сухуме (Абхазия) в 1991 году.
В состав ICA входили 18 адыгских хасэ из 16 стран. Его программа провозгласила своей главной целью формирование независимой и единой Черкесии.
The first congress of the International Circassian Association (Dunei Pso Adyge Hase) was held in Nalchik and Sukhum (Abkhazia) in 1991. The ICA consisted of 18 Adyge Hases from 16 countries. Its program declared its main goal to be the formation of an independent and united Circassia.
Выпуск № 43 - Май 2008 года…
Ибрагим Яганов, исполнительный директор Черкесского конгресса в Нальчике (Кабардино-Балкария), соучредитель организации “За права человека”
Чтобы иметь возможность защищать свою родину от захватчиков, черкесы должны были вести воинский образ жизни…
Он также рассказал о вооруженном сопротивлении черкесов русскому завоеванию, роли черкесских добровольцев в абхазо-грузинской войне и других вопросах. Special Issue No. 42. May 2008. The Circassians stephenshenfield.net›
Будущие планы «Черкесского вопроса»
Центр Фатимы Тлисовой Карр, Гарвардский университет:
Первый конгресс Международной черкесской ассоциации (Дуней Псо Адыгэ Хасэ) состоялся в 1991 году в Нальчике и Сухуме (Абхазия). ICA состояла из 18 адыгских хасэ из 16 стран. Его программа провозгласила своей главной целью формирование независимой и единой Черкесии…
Fatima Tlisova Carr Center, Harvard University
The first congress of the International Circassian Association (Dunei Pso Adyge Hase) was held in Nalchik and Sukhum (Abkhazia) in 1991. The ICA consisted of 18 Adyge Hases from 16 countries. Its program declared its main goal to be the formation of an independent and united Circassia.
«В Турции, например, черкесы вступили бы в союз со сторонниками экспансионистской внешней политики, которые стремятся восстановить сферу турецкого влияния на Кавказе. На предстоящих президентских выборах в США черкесы поддержат Маккейна с его крайне жесткой позицией в отношении России, а также Китая, Ирана, Сирии и т.д.
Эта стратегия имеет прецедент в попытке черкесов в середине 19 века заручиться помощью и защитой державы, которая в то время была главным противником России - Великобритании.
[2] Черкесы как мусульманский народ, угнетаемый неверными. В данном случае потенциальными союзниками являются исламистские государства и движения различного толка - Иран, Саудовская Аравия, "Аль-Каида" и др.
[3] Черкесы как жертвы ГЕНОЦИДА. В данном случае потенциальными союзниками являются другие народы, ставшие жертвами геноцида, такие как евреи и армяне, а также активисты, которые занимаются вопросами признания и предотвращения геноцида. (5)
21 февраля 2009/ Библиотека/English/General Комментарии: 0
Special Issue: The Circassians Johnson’s Russia List
Раздел 3 ЧЕРКЕСЫ СЕГОДНЯ
ЧЕРКЕССКАЯ ДИАСПОРА В ТУРЦИИ (1)
• Нусрет Бас, Центр стратегических исследований MD Caucasus House, Турция
Согласно данным переписи, в 1927 году в Турции насчитывалось 100 000 говорящих на черкесском и абхазском языках, а в 1965 году - 125 000.
According to census data, there were 100,000 Circassian and Abkhaz speakers in Turkey in 1927 and 125,000 in 1965. However, many Circassians were afraid to reveal their ethnic identity.
Вам не кажется странным, что в демократической Турции 3 млн. кабардино-адыгских черкесов, то есть 90% их числа, за 100 лет ассимилировались. А в России 10% оставшейся из общего числа кабардино-адыгов, сегодня 700 тыс. говорят на родном кабардинско-адыгском языке, публикуются книги, газеты, журналы на их родном языке. Ведутся теле, радио передачи, существует театры в трех республиках России на родных языках. Вам не кажется странным такой – «ГЕНОЦИД»?
Сегодня 125 000 черкесо-абхазов с 1965 года превратились «7 000 000, адыго-черкесов» насаждаемых в сознание Россиян и всего мира, чтобы через мнимый «геноцид адыгов» оказывать давление на Россию.
Под кабардино-адыгским национал-фашистским флагом созданным в среде кабардинских радикал-националистов в 1992 г. (зеленое полотнище с 12 звездами и тремя стрелами) читается призыв:
Главная цель формирование независимой и единой Черкесии на территории республик и регионов: КБР, КЧР, Осетия, Абхазия, Краснодарский, Ставропольский край, таковы аппетиты кабардинских наци.
Хадис Тетуев, общественный деятель, 29.05.2022г.
В следующей Теме, мы опубликуем ссылки на работы кабардинских историков положивших начало мифизации «геноцида кабардинцев, адыгов».
Свидетельство о публикации №222052901458