Тайна керосиновой лампы

В бане мы живем уже  три года . Я хорошо помню желтый круг от керосиновой лампы на  столе  возле маленького окна нашей баньки.Окно настолько маленькое, что  свет еле пробивается в это окошко и  даже днем в  бане  полумрак.

 Но мы благодарны судьбе  и за такое жилье. Крыша  над головой и уже - счастье,  не на улице живем. Многие живут в землянках, топят буржуйку. Идет война, этим все сказано. И никто не жалуется. Все живут одной мечтой: скорей бы закончилась война. После войны будет счастливая жизнь. Так обещал папа, уходя на фронт.

Засыпая, я всегда  вижу маму за столом около   керосиновой  лампы.  Днем мама  работает в детском саду, а ночью вяжет на заказ.

Но в тот вечер я долго не могла заснуть. Перед глазами у меня была  пушистая белая овечка, которая так жалобно  плакала в большом сарае, словно предчувствуя свою близкую  смерть.

"Мама, спой песню про папу". - прошу я тихонько.
"Какую?"-тихо спрашивает мама.
" Про часы, которые тикают на стене и считают, когда папа вернется с войны".- уточняю я.

Мама  тихо поет, а я представляю себе , как папа возвращается домой и мы уезжаем из этой бани,  со двора со злой собакой и  от сарая, где убили белую овечку. Во сне мне снится папа. Он улыбается мне  и в руках у него  трехколесный  велосипед. Но  в это время  я слышу мамин голос:
"Кызым, просыпайся, пора, дочка.Солнышко уже взошло".

"Ах, мама, зачем ты меня разбудила? Папа привез  с фронта  велосипед, но не успел мне отдать. - со слезами  в голосе говорю я маме.

"Ничего,дочка,война закончится, всех фашистов прогонят с нашей Земли, папа вернется с фронта и привезет тебе велосипед. А сейчас скорей собирайся, пора в детский сад идти".- торопит меня мама.
 
В моем доме до сих пор на кухне в красном углу хранится эта  керосиновая лампа.  Мама бережно хранила ее, как свидетельницу тех трудных военных лет, когда она была с нами в маленькой баньке. И мне завещано беречь ее, чтобы ценила то,как теперь мы живем после войны в свободной стране, которую защитили наши отцы и деды.

Внучки спрашивают:”Бабушка, зачем тебе эта керосиновая лампа ? Почему ты ее хранишь?”

Я начинаю рассказывать, как маленькая девочка умирала в бане, как часто она смотрела, засыпая, на свою маму, склонившуюся над столом возле этой керосиновой лампы. Как  волшебно смотрелся желтый круг от этой лампы на столе, за которым мама по ночам вязала вещи на продажу. И было это во время войны с фашистами.Как ждала эта девочка папу с войны и мечтала о велосипеде, который он должен ей привезти с фронта. Так мечтала эта маленькая девочка.

“Это память о той жестокой войне , которую  пришлось пережить маленькой девочке при свете этой  лампы , живя в маленькой бане ... И вы тоже храните ее  и детям своим расскажите. Мы не должны  забывать о том , что пришлось пережить нашей стране, нашему народу, нашей семье  во время  жестокой войны.”-  отвечаю я внучкам.

"Бабушка, расскажи".- просят внучки.
И долго внимательно слушают о том, как жила маленькая девочка во время войны, что ей пришлось пережить в те трудные военные годы. Эти  рассказы сближают нас. Дети очень любят такие минуты общения.

А я вспоминаю,то время, когда последние десять лет своей жизни мама жила в нашей семье.Это были самые счастливые годы моей жизни. Замечательно, когда несколько поколений одной семьи живут вместе. Это очень полезно, как для старшего поколения, так и для внуков.Часто поздними вечерами мы собирались в комнате моей мамы. Мои уже взрослые сын и дочь тоже задавали вопросы своей бабушке и просили ее рассказать о своей жизни.

Мы засиживались до глубокой ночи, слушая рассказы о том, какие трудности приходилось переживать ей, оставшись в три года без матери и в девять лет - без отца. Двадцать восемь лет, как мамы уже нет на Земле, а внуки до сих пор вспоминают рассказы своей бабушки. И это были не просто рассказы, а поучительные истории. Они учили правильным поступкам, учили жить по - Богу,по- совести. А  теперь  я учу своих внучек жить так, как учила меня моя мама , а для моих внучек прабабушка.Связь поколений играет большую роль в становлении человека, как личности.




 


Рецензии