В стихах передаю все, что знаю

Мы в гостях у Людмилы Ивановны Меньшаковой, живущей в Ломоносове более 30 лет. Когда началась война, ей не было и трех  Маленькая Люда, ее мама и две маминых сестры жили в Ленинграде всю блокаду. Они жили на Смоленской улице, недалеко от Фрунзенского универмага, в коммунальной квартире на 24 комнаты. Этот дом до сих пор цел – сейчас там общежитие. Люду сначала хотели эвакуировать, и она с мамой стояла в очереди на ладожскую пристань.  Они долго стояли в очереди. Но на их глазах самолет потопил баржу и катер с детьми. Это их панамки плыли потом по Неве. Мама сказала: ”Умирать, так вместе.” И Люда вернулась домой. И почти сразу же заболела – ее сильно продуло на холодном ладожском ветру. Спасая здоровье дочки, мама однажды замешкалась и опоздала на работу на10 минут. По законам военного времени ее уволили – больничных на войне не бывает. Паек сразу сократили – с 250 до 125 граммов. Это была верная смерть, но вскоре к ним пришли жить две маминых сестры.  До этого сестры жили в общежитии, карточки у них украли. И они объединились, стали жить все в одной комнате. Людмила Ивановна уверена, что выжили именно потому, что держались все вместе. И еще потому, что обязанности были четко распределены. 
Мама делала все по дому. Морозы были под сорок. Она раздобыла буржуйку,  трубу вывели в окно. Она обложила печь кирпичами, получилась плита. Кирпичи долго сохраняли тепло. Разрушенные деревянные дома разбирались на дрова. За водой мама ходила на обводный канал.
Тетя рыла окопы и выкапывала корешки, другая была военнослужащей, и ей полагалось 450граммов хлеба. Она экономила и приносила домой. Мама пропускала корешки через мясорубку, и готовила что-нибудь удивительно вкусное - суп или лепешки. Аромат трав и хлеба Людмила Ивановна помнит до сих пор.
А еще она помнит, как закончилась война. И началась школа. Люда до этого почти не видела детей. “Все уходили, мама – по делам, тети – на работу. А меня оставляли одну и запирали на ключ. Или в любое время тащили в бомбоубежище. А в школе – столько детей сразу”,- вспоминает Людмила Ивановна. В школу она приходила поиграть, была веселой, счастливой и…неуправляемой.
  “Учительница вытаскивала меня за волосы в туалет и очень хорошо там поддавала, тогда это было можно. Правда, ненадолго хватало, ”- посмеивается Людмила Ивановна.
Из класса в класс Люду, все-таки, переводили. А в 5-6 классе она вдруг стала восхищаться отличницами, ей захотелось хорошо учиться, и школу она закончила лишь с одной тройкой – по геометрии. И до сих пор искренне недоумевает, как же это может пригодиться в жизни. Ей всегда нравилось, когда вокруг красиво, когда люди красиво одеты. И Людмила поступила в Техникум легкой промышленности. В составе студенческого отряда осваивала целину. Окончила техникум с отличием. Она научилась прекрасно шить, но поняла, что это не совсем ее, что слишком велико желание делиться своими знаниями. Она стала преподавать труд в школе. Начала вязать, лепить, вышивать. Вела разные кружки, в том числе кружок выжигания по ткани. А одно из увлечений последнего времени – скульптура на стекле.  Тут и Снегурочка, и другие неизвестные, но выразительные персонажи, и почти вся петровская эпоха.
 Трижды Людмила Ивановна участвовала в конкурсе “Супербабушки” и трижды побеждала. Она член клуба авторской песни”ЛомБард”, лауреат многих конкурсов, автор нескольких книг, организатор группы “Союз поколений.” Весной весь двор читал ее стихи. На лето, правда, поразъехались.
С детьми Людмила Ивановна общается очень хорошо. Вместе с нами в гостях были две соседских девчушки – Варя и Настя, которым это общение очень интересно.
Ломоносов ей очень нравится. Здесь много жизни, и активный человек не соскучится.
Девиз Людмилы Ивановны – “Жить так, чтобы болеть было некогда”.  Так она и живет – непобедимая супербабушка, неординарная личность, человек щедрой души.    


2015


Рецензии