Смотритель

               
                АЛЕКСАНДР КАТЕРОВ


                С М О Т Р И Т Е Л Ь
                РАССКАЗ

                Христофор – мужское имя греческого происхождения.
                Изначально в раннехристианской литературе
                «Христофорос» - эпитет Вифлеема в значении «города
                породившего Христа». Позднее имя Христофор, одно
                из немногих собственно христианских имен, обрело
                толкование как «носящий в себе Христа».

«В те далекие и добрые времена, когда наша страна жила спокойной и размеренной жизнью, Дмитрий, добросовестно отслужив два года в рядах Советской армии, вернулся в свой родной город. Уже через неделю он работал токарем на механическом заводе, с которого когда-то и ушел на службу». – Написал я на чистом листе бумаги, начиная вторую часть своей автобиографической повести.
Выбранная мной тема оказалась для меня не такой легкой, как я ее представлял. И если первая часть, где я описывал свое детство и юношеские годы, давалась мне легко, то период зрелой жизни заставлял меня напрягать память и выбирать главное из пережитого.
Я долго не мог подобрать нужного продолжения начатой работы и поэтому, отвлекаясь на повседневные дела, оставлял повесть на потом. Но вот сегодня, когда я встретил человека похожего на своего знакомого, меня потянуло домой, чтобы продолжить писать вторую часть своей повести. Этот немощный старик с седой бородой и с боевым орденом на мятом пиджаке, напомнил мне случай из прошлого.


                *       *       *

«Сегодня Дмитрий задержался на работе и опоздал на последний трамвай. Ожидать попутного транспорта он не стал и побрел домой по ночным улицам. Дмитрий был местным парнем и свободно ориентировался на местности. Он сокращал расстояние, проходя свой путь по мало известным переулкам и проходным дворам. Минуя четверть пути, он вышел к забору городского кладбища.
Это не стало для него неожиданностью, и он, продолжая свой путь вдоль ветхой изгороди, рассуждал в слух:
- Если я пройду через кладбище, то сокращу дорогу вполовину, а если стану его обходить, то потеряю около получаса.
У стихийного прохода, ведущего на кладбище, он остановился и закурил. Он вдруг вспомнил, как давно не посещал своего деда Николая, захороненного на этом кладбище. Вспомнил он и о том, как до армии, он быстро находил его могилу среди множества других.
- Как давно это было, - подумал Дмитрий.
Полминуты он стоял у входа на кладбище, а через две, выбросив окурок, он уже шел по узкой тропинке среди могильных холмиков.

Кладбище было старым и располагалось чуть ли не в центре города. Здесь уже давно никого не хоронили, и оно, в какой-то степени, являлось достопримечательностью города, так как здесь, среди вековых лип, кленов и берез можно было встретить старинные склепы, богатые надгробия, мраморные памятники и много других любопытных захоронений. В его центре размещалась небольшая часовня, там, за церковным двориком, где еще, несмотря на запреты, продолжали хоронить людей, и находилась могила деда Николая.
- Неплохо было бы навестить его, - промелькнуло в голове Дмитрия, но он тут же осекся, - ну, для начала нужно найти главную аллею, которая и приведет меня к часовне и центральному входу.
С такими мыслями Дмитрий, почти вслепую, пробирался вперед по узкой тропинке среди могил. Спотыкаясь о камни и ломая под собой сухие ветки, он спешил выйти на главную аллею. Но тропинка не кончалась и продолжала водить Дмитрия по старому кладбищу.
- Да, что же это такое, - ругался Дмитрий, - где же аллея?
Он посмотрел вверх, и заметил с каким трудом лунный свет пробивался через густые кроны деревьев. Ветки наверху то и дело сходились воедино и не давали желаемого освещения. Вскоре Дмитрий усомнился в правильности своего решения, а когда провалился в какую-то канаву, он уже не сомневался, что следует вернуться назад.
Выбравшись из ямы, Дмитрий спешно двинулся в обратном направлении, ругая себя за необдуманный поступок.
- Темно, - оправдывался он, оглядываясь по сторонам.
Вдруг, откуда не возьмись, подул сильный ветер и кроны деревьев разошлись по сторонам, пропуская лунный свет на землю.
Дмитрий ухмыльнулся такому явлению и заметил, что стоит в трех шагал от центральной аллеи кладбища. Это его приятно удивило и он, обходя уже знакомую канаву, ступил на ее брусчатку. Немного подумав, Дмитрий принял решение вернуться обратно. Он определился с направлением и поспешил к выходу.
Вдруг сверху, громко хлопая крыльями, слетела большая черная птица. Она разместилась на покосившемся кресте и громко каркнула.
- Ворона, - мелькнуло в голове у Дмитрия, и он сделал шаг назад.
Птица посмотрела на него черными глазами и замахала крыльями. Холодный ветерок от ее движения коснулся Дмитрия, и он отступил. Ему стало страшно и когда крест под весом крупной птицы прогнулся к земле, он сорвался с места и побежал. Но уже через мгновение на его пути появился большой черный пес. Его грозный оскал остановил Дмитрия, а сзади послышались чьи-то шаги» …


                *       *       *

«Дмитрий сидел в сторожке смотрителя кладбища и пил крепкий чай. Хозяином скромного строения был щуплый старик, в прошлом фронтовик - танкист, с редким именем – Христофор. А вот отчество у него было самым, что ни на есть популярным и Дмитрий, для удобства в общении, называл старика просто Ивановичем.

После того как они познакомились на главной аллее кладбища, смотритель проводил Дмитрия к выходу и уже у ворот напомнил ему о могиле деда Николая, которую он совсем недавно хотел посетить.
Дмитрий удивился телепатическим способностям старика, а тот, не дожидаясь ответа на вопрос, вдруг предложил:
- Пойдем проведаем дедушку, раз уж ты здесь…
- Ночью я могилу не найду, - поспешил возразить Дмитрий.
- Ничего - Гамлет найдет!.. – Настаивал смотритель.
- Какой Гамлет?..
- Гамлет - это ворон, - пояснил Христофор Иванович, а с ветки старой березы громко отозвалась, уже знакомая ему, черная птица.
Дмитрий понимающе кивнул головой и, глядя на овчарку у ноги смотрителя кладбища, с иронией произнес:
- А это, я так понимаю – Макбет или Ричард 3?..
- Нет, Дима, это просто Рекс. Так пойдем или нет?

Посетив могилу деда Николая, они вернулись в сторожку и здесь, за чаем, Дмитрий узнал, что этот, с виду совсем обычный старик, был не только гостеприимным человеком, а еще интересным собеседником и мудрым рассказчиком… Он поинтересовался жизнью Дмитрия на гражданке, а в свою очередь ответил на вопросы своего ночного гостя. Вопросов у Дмитрия было много; он спрашивал и о войне, и боевых подвигах, о его редком имени и жизни после войны.
Христофор Иванович на вопросы отвечал четко по-военному, но когда Дмитрий спросил его о семье, он как-то сник и замолчал. Переждав паузу, Дмитрий вскоре узнал, что Христофор Иванович, вот уже как три года, был вдовцом и поэтому работал здесь на кладбище, чтобы каждый день быть рядом со своей любимой женой.
Его рассказ о счастливой супружеской жизни прервал стук в окошко. Дмитрий вздрогнул от неожиданности, Гамлет взмахнул черным крылом, а овчарка подошла к двери.
- Это кто? – Спросил Дмитрий, а Христофор Иванович, недовольно нахмурив брови, выругался и сказал:
- Это Пашка. Не лежится ему на новом месте…
- Какой Пашка, Иванович?
- Это долгая история, Дима, – ответил смотритель и обратился к собаке. - Ну, он-то не знает, а ты чего вскочил?..
Собака виновато опустила голову и легла у его ног.
- Его мать сюда привезла, - объяснял Христофор Иванович. – Погиб он в Рязанской области – разбился на машине. Жена его в деревне похоронила вопреки возражениям свекрови, но мать у Пашки оказалась с характером и после судебных тяжб забрала сына в город. После эксгумации его похоронили здесь на кладбище. Могила его у разрушенного склепа, да мы с тобой ее проходили. Но Пашке, видно, не понравилось такое переселение, и его понять можно. Там могила на могиле, он же на костях лежит. Я отговаривал его мать, говорил, что место занято, не послушала она меня, вот Павел и мается теперь…

Дмитрий слушал рассказчика и с опаской посматривал на окно.
- Он больше не придет, - заявил сторож, замечая беспокойство собеседника, - кончилось время для прогулок - скоро утро…
- Что ты говоришь, Иванович? – Удивился Дмитрий, не сводя глаз с окна. – Как он может прийти, когда он умер? Когда его нет!
- И что? – Возразил Иванович, - и меня нет, и тебя тоже нет!
- Как так? Я что умер?
- Ты не умер, - ответил Христофор Иванович, - смерти нет!
- Как такое может быть?
- В жизни, Дима, все может быть! Ты где находишься?
- На кладбище.
- Правильно, а здесь случается все. Ведь, не зря ходит молва, что это аномальная зона, - продолжал свою мысль Христофор Иванович, - и это место создают не люди, а души умерших. Ты в другом мире, Дима, и смерть здесь совсем ни при причем.
- Значит все-таки смерть?
- Я вижу ты парень не глупый, - подметил Христофор Иванович и вдруг предложил, - а давай-ка я лучше расскажу тебе сказку…
- Сказку? – Удивился Дмитрий.
- Ну, я не знаю, как это правильно интерпретировать, это не главное. Но по мне - пусть это будет сказкой для взрослых.
Дмитрий кивнул головой и приготовился слушать, а Христофор Иванович наполнил кружки горячим чаем и начал свой рассказ.

- Гостил я как-то летом у товарища в деревне, что в Новгородской области. Места здесь, я скажу, красивейшие; высокие сосны, лесные речки, озера, одним словом сказка!.. И для меня – городского человека оказаться среди такой природы было настоящим счастьем.
И вот однажды, когда мой друг ушел на работу в ночную смену, я остался один в маленьком домике на берегу озера. Мне не спалось и я, оставив жилище, вышел во двор. Небо было светлым и звезды на нем были едва заметны. Диск полной луны, как ночное солнце, хорошо освещал округу и может быть от этого мне не спалось. Не спалось и многим обитателям леса, и близлежащего водоема. В чаще переговаривались ночные птицы, в озере плескалась рыба, а прибрежный камыш, своим легким шумом, придавал ночи особый колорит.
Я ухмыльнулся своим наблюдениям и вышел за калитку.
Была поздняя ночь, а может быть и раннее утро, но роса уже успела обильно окропить растительность своей влагой. Я вздохнул полной грудью и двинулся по узкой тропинке к озеру.

Здесь, у небольшой затоки, на удобной коряге я и примостился, слушая тишину. Но тишина не была мертвой, и я слышал, как совсем рядом плескалась мелкая рыбешка, как в камышах шуршал ветерок и, как с центра озера доносились невнятные звуки. Голубой туман, что бесшумно плавал на поверхности водоема, скрывал не только его берега, но и укрывал какую-то тайну, хранящуюся под ним.
Мне было хорошо и уютно, но предчувствие необычного явления, заставляло меня слушать тишину и смотреть на темную воду озера.
Предчувствие меня не обмануло, и я вскоре услышал голоса и плеск воды. Кто-то спешно подплывал к затоке. Я притаился и увидел, как две стройные девушки, коснувшись дна, выходили на берег. Они были абсолютно голыми и я, затаив дыхание, спрятался в ивняке.
Они, не замечая меня, прошли рядом с моим укрытием и присели на корягу, на которой совсем недавно восседал я, ожидая чуда. И оно свершилось. Эти две невероятно красивые девушки были только его половиной, а то, что я услышал от них в дальнейшем, стало для меня великим открытием, которое перевернуло всю мою жизнь…

Здесь Христофор Иванович, отхлебнув чаю, встал из-за стола и, сделав несколько шагов по периметру комнаты, спросил:
- А ты веришь в чудеса?
Дмитрий пожал плечами, а он признался:
- А я верю.
- И что чудеса случаются?
- Они, Дима, случаются с теми, кто в них верит.
- А кто не верит?
- А кто не верит - случаются события, не подлежащие объяснению. -  Ответил Христофор Иванович и продолжил. - Ну, да ладно, давай я лучше расскажу, что я услышал от этих девиц.

Он присел к столу и, допив холодный чай, продолжил рассказ:
- Я сидел в кустах прибрежного ивняка и прислушивался к разговору этих двух красавиц. Они чем-то были похожи друг на друга, и на первый взгляд отличить их можно было только по цвету волос. Но стоило мне присмотреться к ним повнимательнее, и я заметил, насколько эти девушки отличались друг от друга…
- Я – Жизнь! – Гордо заявила светловолосая, - я – все!..
- Все? – Ухмыльнулась ее собеседница.
- Да, все, что есть в это жизни. Я – главная!
- Ты хочешь сказать, что тебе все подвластно?
- Конечно, ведь я создала все это…
- А кто создал тебя? – Спросила темноволосая.
Девушка по имени Жизнь замолчала и задумалась.
И когда пауза затянулась, другая ответила за нее:
- Тебя создал Бог, ровно так же, как и меня.
- А ты кто? – Поспешила спросить Жизнь.
- Я Смерть – твоя вечная попутчица.
- Смерть? – Ужаснулась светловолосая девушка и вскочила с коряги, - какая ты мне попутчица? Ты же конец всему!..
- Ну, во-первых, не всему, а, во-вторых, хочешь ты того или нет, но я всегда с тобой рядом, - ответила Смерть, - и тебе ли меня боятся, ведь, жизнь бессмертна, разве ты не знала?
Жизнь довольно улыбнулась, а темноволосая продолжила:
- Я не конец, а начало - я продолжение тебя. Смерть – смена мерностей и это лишь переход из одной жизни в другую. А жизнь не останавливается никогда, жизнь - это вечное движение, как искра Бога, подаренная нам. А горбатую бабку с косой придумали сами люди. Грешники и безбожники, которые далеки от веры, и боятся ее, так как для них она и есть конец. Умные люди готовятся к смерти, так как понимают, что ее надо заслужить, потому что она открывает новый мир и вечную жизнь. Бог сотворил Вселенную, и только Он знает наше истинное предназначение в ней. Бог всемогущ!
- И все-таки «Смерть», как-то жутковато, согласись, - осторожно подметила Жизнь и обняла темноволосую подругу, - нехорошее имя тебе придумали люди. Вон ты какая красавица!..
Девушки стояли на берегу озера, и полная луна освещала их тела. И хотя я был уже далеко не мальчик, я без стеснения любовался стройными фигурами двух подруг. Девушки вошли в воду и там, купая свои белые ноги, продолжали разговор. Как не напрягал я свое внимание, как не старался, но услышать их диалог у меня не получалось.
А тем временем небо посветлело и редкие звезды на нем становились невидимыми. Луна потеряла свою ровную окружность и, растворяясь в чуть заметных облаках, больше не освещала округу. Прибрежный ветерок стал свежей и погнал легкую зыбь по поверхности водоема, а две неразлучных подруги на берегу – Жизнь и Смерть стали прозрачными и вскоре скрылись в голубом тумане озера.

Наступило утро и пришел новый день.
Я покинул свое укрытие и подошел к месту, где совсем недавно наблюдал беседу двух необычных и очень красивых девушек. Они еще стояли у меня перед глазами, а их голоса звучали у меня в голове.
- Надо же - Смерть! - Ухмыльнулся я, а с озера донеслись слова:
- Тебе еще рано…
Я удивился чудному видению и продолжил свою мысль.
- А Жизнь?!
- Я с тобой, - ответил чей-то голос и по воде пошли круги».
                *       *       *

Закончив главу, я встал из-за стола и прилег на диван.
Я еще пребывал в том далеком времени, но вдруг произнес:
- А ведь и мне тоже, когда я умирал от инфаркта, смерть явилась красивой девушкой. Помню она склонилась надо мной и ее черные, шелковистые волосы коснулись моего лица. Я слышал ее свежее дыхание, и первое, о чем я тогда подумал, что умирать не больно и совсем не страшно. Я открыл глаза и заметил, как другая русоволосая девушка взяла Смерть под руку и увела ее от меня прочь.
- Так что же это было? – Размышлял я, - сказка или еще что?.. Ведь, Христофора Ивановича я больше не встречал, хотя и ходил на кладбище ни один раз. Не видел я там и большой черной овчарки, и ворона по кличке Гамлет, сторожки и той не было.
- Так, что же это было? И было ли это вообще? – Ухмыльнулся я, а в открытое окно будто птица влетело слово - «Было!..».
Я вскочил с дивана и вышел на балкон. Рядом на ветке старого клена сидел ворон. Заметив меня, он каркнул и замахал крыльями.
- Гамлет? – Машинально произнес я и птица со мной согласилась.
Я осмотрел двор и спросил:
- А где же Рекс, где Христофор Иванович?
Ворон ничего не ответил и, оставив ветку, спикировал к земле. Я посмотрел вниз и увидел, как у двери подъезда стоял старик с черной собакой. Он надавил на кнопку домофона, а я соскочил с дивана.
С минуту я ожидал повторного звонка, но его не последовало и я, понимая, что все это мне приснилось, подошел к письменному столу.

Прочитав начало второй части, я закончил:
«Когда за окошком посветлело, Дмитрий засобирался домой. Было заметно, что он не все понял в рассказе Христофора Ивановича, и поэтому задать правильный вопрос он не мог. Дмитрий просто промолчал, и смотритель проводил его до ворот кладбища. Здесь они и расстались. Рекс лизнул ему руку, ворон обдул ветром от взмаха крыла, а Христофор Иванович перекрестил его на прощание».


Рецензии