К Савватию

Апрель месяц изменчивый. Только что снежная вьюга запорошила улицы, заставила прохожих вжаться в воротники лёгких курток; и вот, не прошло и двух часов, как ветер разметал тучи и с голубого неба полились тёплые лучи солнца.

Очередное паломничество застало меня в Твери. Первым делом составил карту тверских святынь и достопримечательностей города. В двадцати километрах от Твери находится Савватиева пустынь, её основал в 15 веке монах Савватий. Направился туда в первой половине дня. В автобусе ознакомился с подготовленной ещё дома информацией. Золотое правило в паломнических поездках — смотреть в оба.
Чтобы не получилось, как в стихотворении Маршака:
Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон.
Мне-то не грозит такое искушение, автобус ехал строго по маршруту. Я же не знал, что в Савватиево две остановки.
А надо бы знать.
В деревне два мужика указали путь к храму, оказалось, что выходить надо было раньше.
— Мост будешь переходить — держись за перила, — бросили они в спину.
Я весьма развеселился, всё идёт своим чередом. Так не бывает — по святым местам и без приключений. Вспомнил первую в жизни дорогу к святому источнику. Тогда мы втроём минут двадцать кругами ходили, прежде чем пришли на место. На обратном пути увидели три указателя, мы ранее прошли мимо них и не заметили. А потому что не надо болтать по дороге, а погрузиться в молитву. Все это знают, но увы. Потом остаётся только посмеяться над собой. В пустыньке тоже есть источник в виде колодца. Его выкопал сам преподобный Савватий, рядом пруд. Паломники в воспоминаниях пишут о случаях исцеления от всевозможных болезней после окунания в нём. Исцелять мне пока нечего, но это не повод, чтобы не окунуться.

Я подошёл к арочному мостику через речку Оршу, она делит деревню на две части. Ветхие деревянные мосточки покрыты наледью. Шикарное будет искушение, если навернусь. Речка неглубокая, местами лёд ещё не растаял, тут и там белеют снежные островки. На этот раз всё обошлось, я держался за расшатанные перила двумя руками и благополучно преодолел водную преграду. Вдалеке показался белый барабан церкви с куполом и крестом наверху. У алтаря заметил памятник и братскую могилу советских воинов, погибших в 1941 году. Служба уже закончилась, я стоял в храме в одиночестве. Росписями украшен буквально каждый метр стен. Храм в честь иконы Божией Матери «Знаменье» построили недавно на старом фундаменте. При строительных работах обнаружили саркофаг с мощами трёх святых: Савватия, его родного брата Нектария и преемника старца — Евфросина. Сейчас они почивают в подземной крипте храма. Я стоял в тишине около двадцати минут, вспоминая прочитанное. Православные христиане считают, что местные святые незримо присутствуют в их родных обителях. Четыре года назад в Знаменском храме произошла история:
Утром дежурный по храму Алексей обнаружил на вымытой накануне лестнице из крипты следы. Ни один человек не мог проникнуть в закрытую церковь. Алексей в шоке доложил священнику:
— Батюшка, а Савватий-то нас не забыл...
Отец Андрей сам убедился в реальности происходившего: «На темной лестнице при свете четко было видно: след от левой ноги, затем от правой и снова левой. И все... А дальше ничего. Как будто взлетел».
Из жития святого известно, что он постоянно ходил без обуви. Верующие люди давно знают, что святые «ходят». Святителю Спиридону Тримифунтскому и преподобному Сергию Радонежскому каждый год меняют сношенную обувь. Кто-то с изрядной долей скепсиса относится к чудесам, но пока один сомневается, другой получает помощь. Посему событие взволновало всех. На всякий случай вызвали полицию, криминалист подтвердил наличие следов босых ног человека.

Мне не довелось видеть подобное, но коллега Павел Павлович рассказал свою историю. В середине девяностых он восстанавливал в Старом Крыму Свято-Троицкий-Параскевиевский Топловский монастырь. Строительство шло со скрипом, не хватало денег. Удручённый храмостроитель стоял в храме на службе, в голове крутились подсчёты: сколько надо денег, чтобы расплатиться с рабочими, закупить материал, и на прочие расходы. Мимо прошла женщина и обронила какой-то свёрток. Павел Павлович поднял его с целью вернуть. Та вполоборота произнесла:
— Это вам, это вам, — и направилась, как показалось Павлу Павловичу, к дверям. Он пытался догнать её, но упёрся в сплошную стену. В свёртке обнаружил крупную сумму в долларах, именно столько не хватало для решения финансовых проблем.
— Это была святая Параскева, — закончил рассказ храмостроитель, — больше некому.

В церковь зашёл мужчина в рабочей одежде, я спросил о Савватиевой пустыньке. Мужчина охотно указал направление:
— Дойдёте до часовенки и налево, там рядом.
Я прошёл мимо строящейся часовни в честь преподобного Савватия. Через сто метров с гаком за еловыми деревьями увидел аккуратно сложенный из брёвнышек колодец, слева дощатый сарайчик, называемый домиком для омовения. На стене икона Святой Троицы. Рядом купальня на месте прудика, построена тоже из брёвен. Прежде, чем пойти к ней, поднялся на холмик. Здесь и соорудил пещерку преподобный Савватий. На возвышении установлен восьмиконечный крест, у подножия уложены камни, на двух стендах множество небольших икон и тексты с молитвой. Всё это припорошено снегом, кругом тишина. Похоже, сегодня здесь никого ещё не было.
«Тако да поживем по Христу, во Христе скончаем житие сие привременное, со Христом и воскреснем. Аминь».  Я дочитал молитву преподобному Савватию и спустился к купальне. На входе замер.

Ну как так-то!
Толстенный лёд покрывал всё пространство пруда. Пять широченных окон и проём вместо двери открыты всем ветрам и снегам. Я смотрел в интернете летние фотографии, никакого льда и снега там не было! Мне стало смешно. Православный христианин должен уметь в любой ситуации настраиваться на позитивный результат. У святых отцов встречал такую мысль: желающий сделать что-либо и не могущий, есть как бы сделавший, как по отношении к добру, так и по отношению ко злу. Окунуться с молитвой в святой источник — несомненно добро. Его я как бы и совершил. Осмотрелся: низ у стен обложен камнями, с правой стороны от входа уходит в воду толстенький поручень. Напротив на дереве висит икона «Снятие с креста». Корни дерева скрываются за купальней, ствол заходит в окно и вонзается в крышу. Рядом со ступеньками пробита лунка. Видимо, такой же как я любитель окунуться проверял толщину льда. Увидев, что она больше десяти сантиметров, бросил сие занятие. Мелькнула шальная мысль: найти какой-никакой ломик, разбить лёд, вытащить наверх куски и окунуться. Только не пришлось бы тогда преподобному Савватию исцелять мою голову. Ибо излишнее рвение не признак рассудительности. С приподнятым настроением набрал воды в колодце и облился в домике для омовения. Получилось ещё лучше: и окунулся и окатился.

Я вышел из домика, еловый запах ударил в ноздри. Чувства обострились, в теле появилась приятная лёгкость. Поднял голову. Стволы деревьев, словно ракеты со всех сторон, устремились вверх. Казалось, ещё чуть-чуть и зелёные верхушки их соединятся и закроют голубизну неба. А оттуда ниспадало ликующее умиротворение. Будто сам преподобный Савватий делился со мной радостью. Возможно, колодезная вода стала причиной возвышенных эмоций. А может и нет.


Рецензии